Законы и постановления РФ

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 07.10.2009 N 2279-2009 Заявление о признании неправомерными действий командира войсковой части, связанных с исключением военнослужащего из списков личного состава части без предоставления жилого помещения, подлежит удовлетворению, поскольку военнослужащие, продолжительность службы которых составляет 10 и более лет, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения.

НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 октября 2009 г. по делу N 2279-2009

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего подполковника юстиции Войтко С.Н., с участием прокурора - помощника военного прокурора войсковой части 00000 майора юстиции Х., заявителя И., его представителя П., представителя должностного лица, действия которого обжалуются - майора юстиции В., при секретаре Дыренкиной М.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 подполковника запаса И., об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с исключением из списков личного состава части без предоставления жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела по существу военный суд, -

установил:

И. обратился
в военный суд с заявлением, в котором просит признать неправомерными действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением его из списков личного состава части без предоставления жилого помещения и обязать названное должностное лицо отменить приказ N 192 от 22 сентября 2009 года, а также восстановить его в списках личного состава воинской части до обеспечения жильем в постоянном избранном месте жительства.

В судебном заседании заявитель свои требования поддержал и дал пояснения в пределах своего заявления. Представитель заявителя, также указал, что И., на момент исключения из списков личного состава воинской части, жилым помещением в общем порядке не обеспечен и своего согласия на исключение из списков личного состава части не давал.

Представитель должностного лица требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, обосновывая это тем, что заявитель по месту службы был обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам, при этом последний после исключения из списков личного состава части оставлен в очереди нуждающихся в получении жилого помещения, тем самым жилищные права заявителя не нарушены, в связи с этим, командир части, исключив И. из списков личного состава части действовал правомерно.

Прокурор, согласившись с позицией представителя командира войсковой части 00000, полагал необходимым в удовлетворении требований заявителю отказать.

Выслушав объяснения заявителя, а также мнение прокурора и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из копии контрольного талона к ордеру N 021888 от 10 ноября 2003 года видно, что И. занимает с семьей служебную двухкомнатную квартиру N 0, дома N 00 по улице Солидарности.

Как усматривается из выписки из протокола заседания жилищной комиссии управления войсковой части 00000 от 25 мая 2009
года N 11, И. признан нуждающимся в получении жилого помещения.

Из рапорта И. от 20 июля 2009 года видно, что на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения по избранному постоянному месту жительства он не согласен.

Согласно копии листа беседы от 20 июля 2009 года, проведенной командиром войсковой части 00000 с И. в связи с предстоящим увольнением с военной службы, заявитель не согласился с увольнением без предоставления жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.

Выпиской из приказа командира войсковой части 00000 от 22 сентября 2009 года N 192 подтверждается, что И. уволенный 1 августа 2009 года с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, с 22 сентября 2009 года исключен из списков личного состава воинской части. При этом продолжительность военной службы И. составляет более двадцати лет.

Оценивая действия должностного лица, военный суд учитывает следующее.

На основании ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе по состоянию здоровья, без предоставления им жилых помещений.

Согласно ст.
51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются те, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения на этих условиях либо собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 этого же Кодекса, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы. При этом прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью первой ст. 103 того же Кодекса определено, что в случае прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, поскольку заявитель, будучи обеспеченным служебным жилым помещением и признанный в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания, своего согласия на исключение из списков личного состава воинской части без обеспечения его жильем по установленным нормам не давал, то приказ командира войсковой части об исключении И. является незаконным, так как нарушает право заявителя на обеспечение его жильем для постоянного проживания, осуществляемого органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Более того, заявитель после исключения из списков личного состава воинской части, оставлен в очереди нуждающихся в получении жилого помещения, и данное обстоятельство было подтверждено представителем должностного лица, тем самым, по мнению суда, командованием воинской части признан тот факт, что заявитель не обеспечен жильем
для постоянного проживания.

Кроме этого, день исключения из списков личного состава считается днем окончания военной службы, что означает фактическое прекращение с военнослужащим воинских правоотношений с вытекающими отсюда для него правовыми последствиями, в том числе расторжение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, что в свою очередь влечет за собой освобождение занимаемого служебного жилого помещения.

По изложенным выше основаниям суд отвергает, как противоречащие действующему законодательству, доводы прокурора и представителя должностного лица, относительно того, что жилищные права И. не нарушены и последний правомерно исключен из списков личного состава воинской части.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что командир войсковой части 00000 исключив И. из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем для постоянного проживания действовал неправомерно, что повлекло нарушение жилищных прав заявителя.

Таким образом, суд признает требования И. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, суд возлагает на должностное лицо.

Наряду с этим, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать в пользу И. с войсковой части 00000 расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 1000 рублей, полагая, что данная сумма определена в разумных пределах и соответствует сложности настоящего дела. В оставшейся части, понесенных заявителем расходов по оплате услуг представителя, с учетом объема работы по заявлению, складывающийся из его составления и участия представителя в судебном заседании, суд полагает необходимым отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд, -

решил:

заявление И. признать обоснованным.

Действия командира войсковой части 00000, связанные с изданием приказа N 192 от
22 сентября 2009 года об исключении И. из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением - признать неправомерными.

Обязать командира войсковой части 00000 отменить приказ N 192 от 22 сентября 2009 года и восстановить И. в списках личного состава воинской части до обеспечения его жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.

Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявителем государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей, а также судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 1000 (одной тысячи) рублей, возложить на войсковую часть 00000, взыскав с нее в пользу И. указанные суммы.

В оставшейся части понесенных И. расходов по оплате услуг представителя, в сумме 4000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу

подполковник юстиции

С.Н.ВОЙТКО

Секретарь судебного заседания

М.Ю.ДЫРЕНКИНА