Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.08.2009 N А45-12663/2009 Заявление о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, подлежащих внесению в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением местонахождения, удовлетворению не подлежит, так как юридическое лицо обратилось в надлежащий регистрационный орган, представило полный пакет документов, определенный Законом о регистрации, и оснований для отказа в регистрации у регистрирующего органа не было.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 12.01.2010 по делу N А45-12663/2009 данное решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 N 07АП-8240/09 оставлены без изменения.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 N 07АП-8240/09 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 августа 2009 г. по делу N А45-12663/2009

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 августа 2009 года

Судья Арбитражного суда Новосибирской области Васютина О.М., при ведении протокола судьей Васютиной О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск

к Обществу с ограниченной ответственностью “Связькомплект“,
г. Новосибирск

третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска, г. Ижевск

о признании недействительной государственной регистрации

с участием представителей

заявителя: Кочетков И.В. по доверенности N 71 от 18.05.2009, паспорт,

заинтересованного лица: не явился, уведомлен,

третьего лица: не явился, уведомлен,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Обществу с ограниченной ответственностью “Связькомплект“ (далее - общество) с заявлением о признании недействительной государственной регистрации ООО “Связькомплект“ за государственным регистрационным номером 2091831009939.

Заявленные требования мотивированы представлением обществом в регистрирующий орган недостоверных сведений, касающихся местонахождения юридического лица, в связи с чем, как полагает заявитель, государственная регистрация общества является незаконной в силу статей 4, 5, 8, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ), статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“.

По мнению налогового органа, предоставление обществом при регистрации недостоверных сведений нарушает права неограниченного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска.

Третье лицо в отзыве на заявление указало, что представленные заявителем доказательства не подтверждают тот факт, что на момент проведения государственной регистрации общество не находилось по указанному адресу.

Общество явку своих представителей в заседание суда не обеспечило, отзыв на заявление не представило.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени
и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, Решением N 5 единственного участника ООО “Связькомплект“ изменено место нахождения общества, новое место нахождения общества - 630015, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43 - 45.

04.02.2009 на основании представленных обществом 29.01.2009 документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска проведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Связькомплект“.

11.03.2009 сотрудником ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска составлен протокол акт обследования местонахождения ООО “Связькомплект“, в соответствии с которым общество по адресу, указанному в учредительных документах не находится, арендодатель помещений в здании по адресу г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43 - 45 ООО “Экселл-Брокер“ договоров аренды с ООО “Связькомплект“ обществом не заключал.

Налоговый орган, полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о месте нахождении общества является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав действующее законодательство, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического
лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Пунктом 1 ст. 4 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

Из п.п. “в“ п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

На основании ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным
законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины. (редакция закона на момент обращения общества с заявлением).

В силу п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, данным Законом N 129-ФЗ не предусмотрено.

Учитывая установленный вышеназванными нормами Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ уведомительный характер регистрации юридических лиц, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с заявлением о регистрации юридического лица.

При этом Закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, по проведению правовой экспертизы, представленных для осуществления регистрации документов.

Факт представления ООО “Связькомплект“ в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска, являющуюся надлежащим регистрирующим органом, для государственной регистрации юридического лица полного пакета необходимых документов, а также отсутствия обстоятельств, установленных п.п. “в“ п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, сторонами не оспаривается.

Таким образом, правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица не имелось.

Кроме того, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 29.01.2009 N
325/09, “признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах не может рассматриваться в качестве правовых последствий представления в регистрирующий орган недостоверных, по мнению, налогового органа, сведений о юридическом лице“.

Суд отмечает, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Таким образом, правовые последствия представления в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице заключаются не в признании судом недействительной государственной регистрации, а в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (допустимость доказательств).

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

В соответствии со статьей 92 НК
РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Осмотр производится в присутствии понятых. О производстве осмотра составляется протокол.

Исходя из анализа вышеназванных норм законодательства, представленный в качестве доказательства акт обследования от 11.03.2009 в части соблюдения основания и порядка проведения осмотра (обследования) должен соответствовать требованиям статей 92 Налогового кодекса Российской Федерации, и только тогда он может быть признан допустимым доказательством по делу.

Судом установлено, что акт обследования от 11.03.2009 не соответствует требованиям ст. 92 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявителем не представлено правовое обоснование обстоятельств, послуживших основанием для проведения осмотра. Между тем случаи, когда закон допускает проведение осмотра в порядке ст. 92 Налогового кодекса Российской Федерации, четко регламентированы и расширению не подлежат.

Кроме того, налоговым органом не представлено доказательств того, что именно ООО “Экселл-Брокер“ является собственником помещения по адресу г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 43 - 45.

В нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ заявителем не представлено доказательств того, что на момент регистрации общества его постоянно действующий единоличный орган не находился по адресу, указанному в заявлении о регистрации общества, а равно невозможность его нахождения по данному адресу в момент регистрации.

Арбитражный суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства
в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о недоказанности заявителем обстоятельств, на которых основаны заявленные требования.

Также заявителем не указано, какие нормы закона и иных нормативно-правовых актов нарушены именно Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска при государственной регистрации изменений в учредительные документы общества, поскольку нормы права, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований, предусматривают исполнение их юридическим лицом, непосредственно обращающимся в регистрирующий орган за регистрацией.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель утверждает, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит норм, позволяющих сделать вывод о том, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица является препятствием для осуществления мероприятий налогового контроля.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “учения объяснений“ имеется в виду “получения объяснений“.

Согласно статье 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, учения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статье 82 НК РФ одной из форм проведения
налогового контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ является камеральная налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, какие конкретно мероприятия налогового контроля невозможно осуществить в отношении общества, и что это является следствием указания недостоверных сведений в его учредительных документах.

Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, позволяющих сделать вывод о том, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица является препятствием для осуществления налоговым органом функций по взысканию налогов и сборов и реализации права для принятия мер, предусмотренных действующим законодательством при совершении юридическим лицом налоговых правонарушений.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом.

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Взыскание налога производится в бесспорном порядке за счет денежных средств в соответствии со статьей 46 НК РФ.

При выявлении налоговым органом нарушения обществом законодательства о налогах и
сборах он согласно пункту 14 статьи 31 НК РФ вправе предъявить в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

Помимо этого, суд также отмечает, что в случае установления факта неосуществления деятельности общества, налоговый орган вправе исключить данное юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статей 21.1 Закона N 129-ФЗ.

Указание заявителя на то, что оспариваемой государственной регистрацией нарушаются права неограниченного круга лиц на получение достоверной информации о юридическом лице и лиц, вступающих с обществом в финансово-хозяйственные отношения также необоснованно, поскольку предпринимательство представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Исходя из изложенного, участники рынка, обладая правом выбора контрагентов, должны действовать с должной осмотрительностью и осторожностью, оценивая, возможно ли исполнение договорных обязательств силами данного поставщика (подрядчика), то есть располагает ли он материальными и человеческими ресурсами для выполнения работ (оказания услуг), достаточны ли его оборотные и внеоборотные активы для обеспечения исполнения договорных обязательств.

Таким образом, заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Более того, действующим законодательством налоговый орган не наделен правом на обращение в арбитражный суд в защиту интересов названных лиц.

При указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований налогового органа.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

решил:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья

О.М.ВАСЮТИНА