Законы и постановления РФ

Письмо УФНС РФ по Новосибирской области от 05.07.2006 N 02-14.1/12028@ “О направлении разъяснений“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 5 июля 2006 г. N 02-14.1/12028@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

В связи с возникающими в практической работе территориальных налоговых органов Новосибирской области вопросами о возможности проверки уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками за пределами установленного ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срока проведения налоговых проверок по глубине и с учетом практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) Управление Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области (далее - Управление) во изменение раздела I письма Управления от 30.09.2005 N 02-14.1/14562@, разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в
поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. В то же время, исходя из смысла ст. ст. 21, 23 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной налоговой декларации ошибок, приводящих к завышению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе подать уточненную налоговую декларацию к “уменьшению“ суммы налога, подлежащей уплате. В силу положений ст. ст. 80, 81 НК РФ налоговый орган обязан принять уточненную налоговую декларацию. При этом, с учетом правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 07.02.2006 по делу N 11775/05, Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивает сроком представление уточненных налоговых деклараций и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога. Более того, ВАС РФ в вышеназванном Постановлении указал, что сроки, предусмотренные ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных налоговых проверок не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций, правомерность расчетов по которым обязан доказать налогоплательщик.

Таким образом, исходя из изложенной выше правовой позиции, инспекциям необходимо проводить налоговую проверку уточненных налоговых деклараций с истребованием от налогоплательщика всех необходимых документов. По результатам проверки уточненной налоговой декларации выносится соответствующее решение, результаты которого подлежат отражению в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика по конкретному налогу.

В случае, если по первоначальной налоговой декларации по соответствующему налогу налогоплательщиком была уплачена сумма налога, а по результатам налоговой проверки уточненной налоговой декларации по этому же налогу подтвердится обоснованность уменьшения суммы налога к уплате в бюджет, то возврат (зачет) излишне уплаченной суммы
налога ограничивается сроками, установленными ст. 78 НК РФ.

Что касается уменьшения сумм ЕСН, доначисленных налоговыми органами на основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ по результатам налоговых проверок в связи с неполной уплатой начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и документы, подтверждающие фактическую уплату начисленных страховых взносов. Уточненные декларации по страховым взносам и документы, подтверждающие уплату, должны быть проверены налоговым органом, и по результатам проверки вынесено решение, данные которого подлежат отражению в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика по единому социальному налогу.

Обращаем внимание, что возврат (зачет) излишне уплаченной суммы ЕСН также ограничивается сроками, установленными ст. 78 НК РФ.

Заместитель руководителя,

советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

М.Н.ШАЛЮХИНА