Законы и постановления РФ

Письмо УМНС РФ по Новосибирской области от 27.01.2003 N МШ-09-08.1/1796@ “Об отдельных вопросах налогообложения прибыли“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 27 января 2003 г. N МШ-09-08.1/1796@

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

В связи с возникающими у налоговых органов и налогоплательщиков вопросами Министерство Российской Федерации по налогам и сборам на запрос Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области письмом от 05.01.2003 N 02-2-12/1-А361 разъяснило следующее.

1. Вопрос: Включаются ли энергоснабжающими организациями в состав расходов для целей налогообложения суммы отчислений на содержание Региональной энергетической комиссии Новосибирской области?

Ответ: С 1 января 2002 года организации при налогообложении прибыли руководствуются главой 25 “Налог на прибыль организаций“ Налогового кодекса Российской Федерации с учетом внесенных изменений и
дополнений (далее - НК РФ).

В связи с этим, доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, определяются с учетом положений указанной главы.

В статье 264 НК РФ приведен перечень расходов, которые учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Пункт 1 указанной статьи является открытым.

При отнесении расходов по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ следует иметь в виду, что если расходы не поименованы в пункте 1 указанной статьи, то они могут быть учтены в составе расходов, если они осуществлены в соответствии с действующими законодательными или нормативными актами. При этом расходы должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Согласно статье 14 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, а также пункту 11 Типового положения о региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.99 N 1435, расходы на содержание комиссии возмещаются за счет отчислений, предусматриваемых в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) энергосберегающих организаций в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации.

На основании изложенного, отчисления на содержание региональной энергетической комиссии, которые осуществляет энергоснабжающая организация, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

2. Вопрос: В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, использованные по назначению.

Следует ли рассматривать временное размещение целевых средств на депозитных счетах и использование на приобретение
ценных бумаг как нецелевое использование полученных средств?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 251 главы 25 НК РФ при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на их содержание и ведение ими уставной деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Поименованный в пункте 2 статьи 251 НК РФ перечень целевых поступлений является исчерпывающим.

Из изложенного следует, что целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы некоммерческих организаций при направлении этих средств получателем по целевому назначению - на содержание и ведение уставной деятельности.

Использование некоммерческими организациями членских и вступительных взносов и других целевых поступлений на приобретение ценных бумаг не является использованием целевых поступлений по целевому назначению - на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций.

Расходы по приобретению ценных бумаг у некоммерческих организаций являются расходами, произведенными в рамках коммерческой инвестиционной деятельности.

Исходя из изложенного, приобретение некоммерческими организациями за счет членских и вступительных взносов ценных бумаг является нецелевым использованием целевых поступлений, полученных на содержание и ведение уставной деятельности.

Пунктом 14 статьи 250 НК РФ предусмотрено, что целевые поступления, использованные некоммерческими организациями не по целевому назначению, являются внереализационными доходами и, соответственно, учитываются указанными организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доходы (проценты), полученные по ценным бумагам, учитываются при определении налоговой базы в порядке, установленном НК РФ.

Следовательно, суммы целевых поступлений, использованные на приобретение ценных бумаг, учитываются некоммерческими организациями
при определении налоговой базы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором целевые поступления направлены на их приобретение.

Соответственно, при определении налоговой базы в порядке, установленном НК РФ, учитываются и доходы (проценты), полученные по ценным бумагам.

Размещение некоммерческими организациями членских и вступительных взносов и других целевых поступлений на депозитных счетах в учреждениях банков не является их использованием на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций и, соответственно, рассматривается как использование целевых поступлений не по целевому назначению.

В связи с этим, сумма целевых поступлений, размещенная на депозитном счете в учреждении банка, учитывается при определении налоговой базы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произведено размещение средств.

Доходы (проценты), полученные некоммерческими организациями от размещения средств на депозитных счетах в учреждениях банков, учитываются при определении налоговой базы в порядке, установленном НК РФ.

Заместитель руководителя Управления -

Советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

М.Н.ШАЛЮХИНА