Законы и постановления РФ

Постановление главы администрации Новосибирской области от 25.11.2002 N 816 “Об урегулировании коллективных трудовых споров“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Новосибирской области от 21.05.2007 N 215.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2002 г. N 816

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

В целях создания условий для реализации Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 468 “О службе по урегулированию коллективных трудовых споров“ на территории Новосибирской области постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по урегулированию коллективных трудовых споров на территории Новосибирской области.

2. Установить, что выполнение функций по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляет управление труда и занятости населения администрации области (Инина Н.Д.).

3. Главам территориальных администраций районов и городов области поручить урегулирование коллективных трудовых споров органам
по труду.

4. Рекомендовать мэрии Новосибирска (Городецкий В.Ф.) возложить функции по урегулированию коллективных трудовых споров на территории города на комитет по труду и занятости населения.

5. Признать утратившим силу Постановление главы администрации области от 20.06.96 N 355 “О мерах по разрешению и предотвращению коллективных трудовых споров“.

6. Опубликовать настоящее Постановление в газете “Советская Сибирь“.

7. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы администрации области Денисова В.Н.

В.А.ТОЛОКОНСКИЙ

Утверждены

Постановлением

главы администрации области

от 25.11.2002 N 816

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 468 “О службе по урегулированию коллективных трудовых споров“, Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57, Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58, Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 59 в целях осуществления единого подхода к разрешению коллективных трудовых споров на территории области.

1.2. Процедура разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

1.3. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

2. Основные понятия

В соответствии со
статьей 398 Трудового кодекса Российской Федерации, Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57, Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58, Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденными Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 59, для целей настоящих Рекомендаций используются следующие термины:

2.1. Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

2.2. Момент начала коллективного трудового спора:

на уровне организации - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;

на уровне выше организации - день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении одного месяца со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.

2.3. Примирительные процедуры
- рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения последовательно примирительной комиссией организации, сторонами с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

2.4. Примирительная комиссия - временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

2.5. Посредник - любой независимый специалист, приглашаемый сторонами или по рекомендации органа по труду в целях оказания помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения на основе конструктивного диалога.

2.6. Трудовой арбитраж - временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

2.7. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

3. Выдвижение требований работников и их представителей

3.1. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. Одновременно, работники избирают своих представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю, который в течение трех рабочих дней со дня их получения сообщает о принятом решении представительному органу работников в письменной форме.

3.2. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

3.3. Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала спора вправе обратиться в орган по труду по месту нахождения организации
для уведомительной регистрации спора и представить следующие сведения:

полное наименование организации, почтовый адрес, номера телефонов представителя работников и работодателя;

численность работников организации, в том числе численность участвующих в трудовом споре;

копию требований, направленных работодателю, являющихся предметом данного коллективного трудового спора или копию протокола разногласий по коллективному договору;

информацию о проведенных примирительных процедурах и их результат (протоколы заседаний и решения примирительной комиссии, протокол разногласий);

решение о том, к какому этапу рассмотрения коллективного трудового спора считают необходимым перейти стороны (в письменной форме): с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже;

требуется ли помощь органа по труду при подборе кандидатур посредника и трудовых арбитров или стороны решат это самостоятельно.

3.4. Орган по труду после проверки в двухдневный срок вышеперечисленных сведений сообщает информацию о зарегистрированном трудовом споре в управление труда и занятости населения администрации области и организует работу по урегулированию коллективного трудового спора.

4. Рассмотрение коллективного трудового спора

примирительной комиссией

4.1. При невозможности предотвращения коллективного трудового спора в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора создается примирительная комиссия. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом, и стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

4.2. Примирительная комиссия формируется из равного числа представителей сторон коллективного трудового спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников организации.

Примирительная комиссия рассматривает коллективный трудовой спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется
протоколом.

4.3. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением.

4.4. При недостижении согласия в примирительной комиссии, стороны составляют протокол разногласий и продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

5. Рассмотрение коллективного трудового спора

с участием посредника

5.1. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в орган по труду по месту нахождения организации за рекомендацией кандидатуры посредника.

5.2. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора оформляется протоколом после предварительного согласования с будущим посредником, руководителем организации, где он работает. Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

5.3. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

5.4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.

5.5. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

5.6. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

5.7. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника завершается принятием согласованного решения
в письменной форме, если стороны пришли к согласию, или составлением протокола разногласий, если сторонам не удалось разрешить спор. В протоколе разногласий должно быть отражено существо разногласий, конкретные позиции и предложения сторон.

6. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора

в трудовом арбитраже

6.1. Трудовой арбитраж для рассмотрения коллективного трудового спора создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

6.2. Трудовой арбитраж для рассмотрения коллективного трудового спора создается в случаях:

уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней;

рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;

недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

6.3. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и органом по труду по месту нахождения организации в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

6.4. Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в орган по труду по вопросам формирования трудового арбитража.

6.5. Если представители работников уклоняются от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представитель работодателя может обратиться в орган по труду по вопросам формирования трудового арбитража.

6.6. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон. Состав определяется сторонами (наиболее оптимально три человека), из числа трудовых арбитров, предложенных сторонами коллективного трудового спора или рекомендованных органом по труду. Возможная
компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.

6.7. Решение о создании трудового арбитража, его составе, регламенте работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и органа по труду.

6.8. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

6.9. Трудовой арбитраж рассматривает обращение сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

6.10. Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

7. Порядок объявления и проведения забастовок

7.1. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Право на забастовку возникает, если:

примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

работодатель уклоняется от примирительных процедур;

работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

7.2. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

7.3. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее
уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).

7.4. Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

7.5. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.

7.6. В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.

7.7. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней.

7.8. Работодатель в пятидневный срок после получения уведомления предупреждает о предстоящей забастовке орган по труду по месту нахождения организации.

Орган по труду в двухдневный срок передает сведения в управление труда и занятости населения администрации области.

7.9. При проведении забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

7.10. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не
позднее, чем за три рабочих дня.

7.11. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников представительный орган, имеющий право:

созывать собрания (конференции) работников;

получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников;

привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам;

приостановить забастовку;

возобновить забастовку.

7.12. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. О возобновлении забастовки работодатель и орган по труду должны быть предупреждены не позднее чем за три рабочих дня.

7.13. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовки не допускаются и являются незаконными в следующих случаях:

если они были объявлены без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно - спасательных, поисково - спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка может быть признана незаконной при необеспечении минимума необходимых работ (услуг).

7.14. Решение о признании забастовки незаконной принимается областным судом по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.