Законы и постановления РФ

Постановление Магаданской областной Думы от 23.12.2005 N 233 “Об обращении Магаданской областной Думы в Верховный Суд Российской Федерации“

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2005 г. N 233

ОБ ОБРАЩЕНИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

В ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководствуясь пунктом “б“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Магаданская областная Дума постановляет:

1. Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с Заявлением о признании пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176, противоречащими
статьям 1 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ в части определения условием получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно предъявление путевки, курсовки (отрывных талонов к ним) или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха (прилагается).

2. Направить настоящее Постановление и Заявление, оформленное в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на председателя Магаданской областной Думы Александрова А.П.

Председатель

Магаданской областной Думы

А.П.АЛЕКСАНДРОВ

Приложение

к проекту

Постановления

Магаданской областной Думы

от 23.12.2005 N 233

В Верховный Суд

Российской Федерации

ЗАЯВЛЕНИЕ

О ПРИЗНАНИИ ПУНКТОВ 7 И 9 ПРАВИЛ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ

НА ОПЛАТУ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА ПЕНСИОНЕРАМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ

ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ И ПО ИНВАЛИДНОСТИ

И ПРОЖИВАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ

К НИМ МЕСТНОСТЯХ, К МЕСТУ ОТДЫХА НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБРАТНО, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 АПРЕЛЯ 2005 ГОДА

N 176, ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ СТАТЬЯМ 1 И 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 ИЮНЯ 1993 ГОДА N 5242-1 “О ПРАВЕ ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА

ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЕМ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ

НА ОПЛАТУ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА ПЕНСИОНЕРАМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ

ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ И ПО ИНВАЛИДНОСТИ,

К МЕСТУ ОТДЫХА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБРАТНО

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПУТЕВКИ, КУРСОВКИ (ОТРЫВНЫХ ТАЛОНОВ К НИМ) ИЛИ

ИНОГО ДОКУМЕНТА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ
ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ

ПЕНСИОНЕРА В САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ, ДОМЕ ОТДЫХА, НА

ТУРИСТИЧЕСКОЙ БАЗЕ ИЛИ В ИНОМ МЕСТЕ, ГДЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ

УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА

(утверждено Постановлением Магаданской областной

Думы от 23.12.2005 N 233)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 (далее - Постановление N 176) были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - Правила).

Постановление N 176 принято в целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон РФ N 4520-1), в соответствии с которой компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (далее - пенсионер), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В то же время пунктами 7 и 9 Правил установлены условия предоставления неработающим пенсионерам компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, которые неправомерно ограничивают возможность пенсионеров воспользоваться указанной государственной гарантией.

Так, пунктом 7 Правил установлено, что пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявление о компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно с одновременным предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории,
профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Из нормы следует, что если пенсионер не имеет на руках путевки, курсовки и не представил ввиду разного рода обстоятельств письмо-гарантию от юридических и (или) физических лиц о предоставлении услуг по организации отдыха, то он не сможет воспользоваться правом на компенсацию расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно.

Место отдыха является местом пребывания, где гражданин проживает временно. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ (далее - Закон РФ N 5242-1) “место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина“.

В силу пункта 7 Правил выбор места пребывания (места отдыха) пенсионера ставится в зависимость не от его воли, а от воли третьих лиц, что ограничивает свободу выбора пенсионером места пребывания. Следовательно, норма пункта 7 Правил противоречит статье 1 Закона РФ N 5242-1, которой установлено, что ограничение права граждан Российской Федерации на выбор места пребывания в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. При этом статьей 8 Закона N 5242-1 установлен исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан Российской Федерации на выбор места пребывания, в котором отсутствует такое основание, как “в случаях отсутствия документов, установленных Правительством Российской Федерации“.

Пунктом 9 Правил установлена обязанность пенсионеров, помимо проездных документов, которые действительно являются подтверждением произведенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха
и обратно, дополнительно представлять и иные документы, подтверждающие период пребывания в месте отдыха. Иными словами, пенсионеру необходимо представить документы (“отрывные талоны к путевке, курсовке или иные документы“), подтверждающие не собственно расходы по проезду, а факт регистрации по месту отдыха, что противоречит части второй статьи 3 Закона Российской Федерации N 5242-1, которой установлено, что регистрация по месту пребывания или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законами Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона РФ N 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, вступившего в силу с 1 января 2005 года) гарантии по оплате проезда к месту отдыха и обратно всем неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

Федеральные органы в рамках полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, должны обеспечивать в полном объеме реализацию государственных гарантий в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами. При этом недопустимо установление в издаваемых указанными органами подзаконных нормативных правовых актах ограничений, которые не
предусмотрены в федеральных законах.

Необходимо отметить, что статьей 33 Закона РФ N 4520-1 для граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, определены условия реализации права на компенсацию расходов по оплате проезда в отпуск и обратно (что является также расходным обязательством Российской Федерации). При этом для работников оплата проезда к месту отдыха и обратно не ставится в зависимость от наличия (периода действия) каких-либо путевок, курсовок и других документов.

Установление для неработающих пенсионеров условия о необходимости предоставления, помимо проездных документов, иных документов, подтверждающих факт пребывания на отдыхе либо подтверждающих гарантию предоставления пенсионеру отдыха со стороны третьих лиц, ставит неработающих пенсионеров-северян в худшие условия по сравнению с работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Таким образом, предоставление государственной гарантии по оплате проезда к месту отдыха и обратно поставлено в зависимость от социального статуса гражданина Российской Федерации (работающий гражданин либо неработающий пенсионер), что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.

Ограничение пунктами 7 и 9 Правил прав неработающих пенсионеров на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно подтверждается также ответами руководителей и должностных лиц Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (федерального органа, разработавшего Правила) на запросы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Магаданской областной Думы.

Так, в ответе Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова на обращение Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова (письмо от 03.06.2005 N 2479-Пр), а также и в аналогичном ответе заместителя министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации А.Ю. Левицкой на обращение заместителя председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Пехтина (Письмо от 17.06.2005 N 2741-Пр) указано, что статья 34 Закона РФ N 4520-1 “не предусматривает выплаты компенсаций при любом выезде за пределы районов проживания, например, к родственникам“.

В письме Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации указано, что в случае если “пенсионер не имеет возможности получить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, он вправе обратиться в судебный орган с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта нахождения в месте отдыха)“. Исходя из этого утверждения, пенсионер обязан предоставить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, а не только факт пребывания в месте отдыха.

Однако из смысла федеральных законов следует, что единственными основными документами, подтверждающими факт пребывания пенсионера в месте отдыха, должны являться проездные документы (билеты).

Кроме того, обращение в судебные органы с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, во всех случаях, когда пенсионер не прибегал к услугам по организации отдыха, помимо временных затрат в процессе рассмотрения обращения, влечет и дополнительные расходы, в том числе уплату государственной пошлины, расходы на представителя, проезд в суд, моральные страдания.

Все вышеперечисленные обстоятельства (действие пунктов 7 и 9 Правил, разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) не способствуют реализации такой важной функции государства, как защита прав и свобод человека и гражданина, а напротив, подрывают доверие граждан к органам государственной власти и государству в целом.

Депутаты Магаданской областной Думы в соответствии с Постановлением Магаданской областной Думы от 14 октября 2005 года N 85 обратились
к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову с предложениями по внесению соответствующих изменений в указанные пункты Правил в целях приведения их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законами РФ N 4520-1 и N 5242-1. Однако до настоящего времени со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не приняты меры по устранению противоречий в указанном вопросе.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом “б“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Магаданская областная Дума просит:

признать противоречащими статьям 1 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, и, следовательно, недействующими и не подлежащими применению:

1) пункт 7 Правил в части предъявления для получения пенсионером компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха;

2) пункт 9 в части предъявления для получения пенсионером компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.

Председатель

Магаданской областной Думы

А.П.АЛЕКСАНДРОВ