Законы и постановления РФ

Постановление Магаданской областной Думы от 14.10.2005 N 86 “О представлении исполняющего обязанности прокурора Магаданской области от 25.08.2005 N 7/11-74-05 “Об устранении нарушений статьи 3 Федерального закона “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ от 07.05.2001 N 49-ФЗ“

Вступил в силу с 14 октября 2005 года (пункт 3 данного документа)

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2005 г. N 86

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПРОКУРОРА

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.08.2005 N 7/11-74-05 “ОБ УСТРАНЕНИИ

НАРУШЕНИЙ СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“ ОТ 07.05.2001 N 49-ФЗ“

В Магаданскую областную Думу поступило представление исполняющего обязанности прокурора Магаданской области от 25.08.2005 N 7/11-74-05 “Об устранении нарушений статьи 3 Федерального закона “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ от 07.05.2001 N 49-ФЗ“.

В представлении указано, что “до настоящего времени не принят закон Магаданской области,
регулирующий отношения, возникающие по ведению на территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам“, что, по мнению исполняющего обязанности прокурора Магаданской области, является нарушением статьи 3 Федерального закона от 07 мая 2001 года N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ и приводит к невозможности исполнения соответствующих муниципальных нормативных правовых актов.

Доводы, изложенные в представлении, являются несостоятельными по следующим основаниям:

1. Статья 3 Федерального закона от 07 мая 2001 года N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) регулирует отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования для ведения на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов, а также лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущими такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, указанная норма Федерального закона N 49-ФЗ устанавливает следующее:

- отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования для ведения на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов регулируются Федеральным законом N 49-ФЗ;

- отношения по ведению традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущими такие же, как и малочисленные
народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, могут регулироваться законами субъектов Российской Федерации.

Данный вывод подтверждается содержанием нормы пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), определяющей, что “положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации“.

Следовательно, довод исполняющего обязанности прокурора Магаданской области о том, что законом субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ) должны регулироваться отношения, “возникающие по ведению на территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам“, является несостоятельным и не основанным на приведенной в представлении норме Федерального закона N 49-ФЗ.

2. В соответствии с подпунктом “м“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В то же время статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон 184-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

При этом установлено, что перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта РФ (за
исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета (пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не содержит полномочий органов государственной власти субъектов РФ по регулированию отношений по ведению традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Федеральный закон N 49-ФЗ не предусматривает выделение субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, хотя данное условие является обязательным в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.

Необходимо отметить и то, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ внесены изменения в статью 6 Федерального закона N 82-ФЗ, которыми из полномочий органов государственной власти субъектов РФ исключены полномочия по принятию законов и иных нормативных правовых актов о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а
также о порядке организации и деятельности общин малочисленных народов с учетом исторических, национальных и иных традиций этих народов. Указанные полномочия отнесены к вопросам ведения Российской Федерации и являются, в частности, полномочиями Министерства регионального развития Российской Федерации. Обеспечение охраны окружающей среды в границах территорий традиционного природопользования осуществляется на основании статьи 15 Федерального закона N 49-ФЗ соответственно органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов:

3. В Российской Федерации отношения по ведению традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в целом урегулированы нормами федерального законодательства, например:

Федеральный закон N 49-ФЗ;

Федеральный закон N 82-ФЗ;

Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире“ (главы 5, 6);

Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ (статья 25);

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации“ (пункт 3 статьи 21);

Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“;

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (пункт 5 статьи 97);

Федеральный закон от 24 июля 2002 года 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“;

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 704 (в редакции от 20 мая 2005 года) “О квотах на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов“;

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 564 (в редакции от 07 июля 2005 года) “О Федеральной целевой программе “Экономическое и социальное развитие малочисленных народов Севера до 2011 года“;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 года N 501 (в редакции от 13 августа 2005 года) “Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации“.

В свою очередь в Магаданской области действуют нормативные правовые акты, принятые в рамках предоставленных федеральным законодательством субъекту Российской Федерации полномочий:

Закон Магаданской области от 10 июня 2003 года N 361-ОЗ “Об оленеводстве в Магаданской области“;

постановление губернатора Магаданской области от 15 марта 2005 года N 48-п “О порядке предоставления территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира (объектами охоты)“;

постановление администрации Магаданской области от 04 октября 2004 года N 28 “О распределении лимитов на добычу охотничьих животных в охотничий сезон 2004-2005 гг.“;

постановление губернатора Магаданской области от 08 июля 2004 года N 144 “Об утверждении правил любительского и спортивного рыболовства, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания в водоемах Магаданской области“;

решение Магаданского областного Совета народных депутатов от 18 мая 1989 года “О правилах охоты на территории Магаданской области“.

4. Возможность определения порядка ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, может быть рассмотрена при наличии законодательной инициативы от любого из субъектов права законодательной инициативы.

В соответствии с Законом Магаданской области от 10 июля 2002 года N 258-ОЗ “О Магаданской областной Думе“ (далее - Закон Магаданской области N 258-ОЗ) Магаданская областная Дума
осуществляет законодательное (правовое) регулирование по предметам ведения Магаданской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Магаданской области в пределах полномочий Магаданской области на основании законодательных (правотворческих) инициатив, внесенных в Магаданскую областную Думу субъектами права законодательной (правотворческой) инициативы в виде законопроектов и обращений.

5. Вывод, приведенный в представлении исполняющего обязанности прокурора Магаданской области, требует дополнительного пояснения. Не ясно, что именно, по мнению исполняющего обязанности прокурора Магаданской области, “исключает фактическое исполнение соответствующих нормативных правовых актов местного самоуправления“:

- либо отсутствие закона Магаданской области о передаче Магаданской областью органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по регулированию отношений, возникающих по ведению малочисленными народами традиционного природопользования и традиционного образа жизни (в этом случае необходимо пояснить, какие полномочия должны быть переданы);

- либо отсутствие иного закона Магаданской области (в этом случае необходимо пояснить, отсутствие какого именно закона Магаданской области привело к указанному в представлении последствию).

Из текста представления не ясно также, какие именно нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут быть исполнены, если они приняты в пределах компетенции, установленной действующим в настоящее время Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, а также иными федеральными законами.

Таким образом, в части регулирования отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования для ведения на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов, в том числе определения порядка ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, не относящимися к малочисленным народам. Магаданская областная Дума действует в строгом соответствии с нормами федерального
и областного законодательства, не вышла за пределы своей компетенции и не нарушила права и законные интересы граждан (в частности коренных малочисленных народов).

На основании изложенного и в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Закона Магаданской области “О Магаданской областной Думе“ Магаданская областная Дума постановляет:

1. Отклонить представление исполняющего обязанности прокурора Магаданской области от 25.08.2005 N 7/11-74-05 “Об устранении нарушений статьи 3 Федерального закона “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ от 07.05.2001 N 49-ФЗ“.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Магаданской области.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Магаданской областной Думы

А.П.АЛЕКСАНДРОВ