Законы и постановления РФ

Решение Липецкого городского Совета депутатов от 23.11.2004 N 517 “Об информации о работе Липецкого городского Совета депутатов второго созыва (2000 - 2004 гг.)“ (вместе с “Информацией“)

Вступил в силу с 23 ноября 2004 года (пункт 3 данного документа).

ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 23 ноября 2004 г. N 517

ОБ ИНФОРМАЦИИ О РАБОТЕ

ЛИПЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

ВТОРОГО СОЗЫВА (2000 - 2004 ГГ.)

Рассмотрев информацию о работе Липецкого городского Совета депутатов второго созыва (2000 - 2004 гг.), учитывая решения постоянных комиссий городского Совета депутатов по данному вопросу, руководствуясь ст. 15 Устава города Липецка, городской Совет депутатов решил:

1. Информацию о работе Липецкого городского Совета депутатов второго созыва (2000 - 2004 гг.) принять к сведению (прилагается).

2. Опубликовать вышеназванную информацию в “Липецкой газете“.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Липецкого городского Совета депутатов

В.И.СИНЮЦ

ИНФОРМАЦИЯ

О РАБОТЕ
ЛИПЕЦКОГО ГОРОДСКОГО

СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ВТОРОГО СОЗЫВА

(2000 - 2004 гг.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Нормативно-правовая деятельность.

Бюджетная и финансовая политика. Управление муниципальной собственностью.

Социальная политика.

Образование.

Здравоохранение.

Охрана окружающей среды.

Жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство.

Капитальное строительство.

Транспорт.

Торговля, малое предпринимательство.

Культура. Развитие физкультуры и спорта. Молодежная политика.

Работа с наказами избирателей, связи городского Совета депутатов с общественностью.

Липецкий городской Совет депутатов (2000 - 2004 гг.):

четыре года в интересах избирателей

Четыре года назад липчане избрали нынешний состав Липецкого городского Совета депутатов. В горсовет пришли профессионалы, имеющие большой опыт практической работы, владеющие спецификой городских проблем. Костяк депутатского корпуса составили руководители промышленных и муниципальных предприятий города и их структурных подразделений. Двенадцать депутатов были избраны повторно.

Главная задача, которую перед собой поставили депутаты, - качественно улучшить жизнь жителей Липецка, обеспечить нормальные условия для стабильной работы и развития всех отраслей городского хозяйства, исходя из политической и экономической ситуации в городе. Соответственно ситуации депутатам горсовета приходилось искать и находить решения, в наибольшей степени отвечающие первостепенным нуждам и чаяниям липчан, решения, направленные на социальную поддержку горожан, особенно их самой незащищенной части - ветеранов, пенсионеров, малоимущих.

Особенно трудно это было сделать в 2001 - 2002 годах. Бюджет города в результате незаконного перераспределения доходов, собираемых на территории Липецка, в пользу области недополучал значительные суммы средств. Это сказалось на реализации ряда городских программ. Оставалось много нерешенных проблем в жилищно-коммунальном комплексе, транспортной сфере, образовании и здравоохранении. Остро стоял вопрос о ликвидации задолженности муниципальных предприятий перед энергетиками. Общая сумма долга на 1 января 2001 года составляла около 800 млн. рублей - почти треть бюджета города. Поэтому городскому Совету в этот период пришлось направить все силы на решение этой проблемы, в том числе отстаивать интересы липчан
в суде. Предпринятые шаги дали свой результат: благодаря принципиальной позиции депутатского корпуса областные законы были приведены в соответствие с федеральным законодательством в части установления нормативов отчислений по налогам. Кроме того, Липецк получил от области 50-миллионную беспроцентную ссуду.

В условиях дефицита бюджета как никогда остро встал вопрос о распределении бюджетных средств, их экономии. Однако администрация города в трудный для Липецка момент не смогла найти и использовать эффективные методы управления городским хозяйством. К тому же, как показали многочисленные проверки, в муниципальных предприятиях и структурных подразделениях администрации города имело место нецелевое использование средств бюджета. Налицо был кризис исполнительной власти. Поэтому на выборах главы администрации города, которые состоялись в октябре 2002 года, народные избранники выдвинули своего кандидата. В программе, с которой председатель Липецкого городского Совета депутатов Михаил Гулевский шел на выборы, были отражены сформированные горсоветом принципы и подходы к управлению городом. И именно эта программа получила поддержку липчан.

Уже первые шаги новой администрации показали, что в своем выборе и горожане, и депутаты горсовета не ошиблись. Был проведен тщательный финансово-экономический анализ состояния дел в каждой отрасли городского хозяйства. Началась разработка долгосрочных программ развития всего города. Сегодня у администрации и городского Совета депутатов общая цель - поднять уровень жизни в Липецке, сделать его уютным и комфортным для проживания. И для реализации этой задачи за последние два года сделано немало. Меняется ситуация в жилищно-коммунальном комплексе, транспортном обеспечении липчан, благоустройстве города - все это, безусловно, заметили горожане.

Достигнуто взаимопонимание и с областными властями. Их поддержка немаловажна в решении тех задач, которые поставил перед собой город.

Нормативно-правовая деятельность

За прошедшие четыре года состоялось 37
сессий Липецкого городского Совета депутатов, на которых принято более 517 решений, затрагивающих все сферы жизнедеятельности города. Среди них - 17 программ на долгосрочную перспективу, более 30 положений, регламентирующих работу исполнительной власти, взаимоотношения власти и населения. Большинство из этих документов разработаны на основе обращений избирателей и продиктованы насущными потребностями жителей города. Каждый нормативный акт тщательно изучался на заседаниях постоянных комиссий горсовета и только после серьезной проработки выносился на сессию не только с существенными поправками, но часто в другой редакции, максимально отвечающей интересам горожан.

Работа над нормативными актами продолжалась и после их принятия - многочисленные обращения избирателей, изменения в федеральном законодательстве, постоянно меняющаяся экономическая ситуация заставляли оперативно корректировать уже принятые документы. Прежде всего это касалось программ по жилищно-коммунальному хозяйству, капитальному строительству, благоустройству.

Одним из первых принятых городским Советом второго созыва решений было изменение структуры Совета. Вместо восьми существующих на тот момент постоянных депутатских комиссий было образовано шесть: по экономике, бюджету, инвестиционной политике и муниципальной собственности; по правовым, социальным вопросам и местному самоуправлению; по экологии и охране здоровья; по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию; по транспорту, связи, торговле и бытовому обслуживанию населения; по образованию, культуре, делам молодежи, физкультуре и спорту.

Принципиальным для городского Совета стало принятие пакета документов, определяющих контрольные функции представительного органа местного самоуправления. В положениях “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке“, “О контрольных функциях Липецкого городского Совета депутатов в сфере бюджета и финансов“ и “О Контрольно-счетной комиссии города Липецка“ был определен порядок представления в горсовет главного финансового документа города, форма отчета администрации о его исполнении, а также механизм контроля со
стороны городского Совета депутатов за расходованием бюджетных средств. Таким образом, удалось добиться прозрачности формирования бюджета, а с момента создания Контрольно-счетной комиссии - жесткого контроля за его расходованием.

Постоянными стали отчеты администрации города об исполнении бюджета, о реализации принятых программ, ежегодные отчеты о деятельности администрации в целом.

Особое место в законотворческой деятельности депутатов заняла работа над Уставом города, который необходимо было привести в соответствие с федеральным законодательством, и в первую очередь с принятым Госдумой в октябре 2003 года Законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. Была создана рабочая комиссия, которой на первом этапе предстояло внести поправки, касающиеся деятельности представительного органа местного самоуправления. Корректировке подверглись статьи, регламентирующие компетенцию городского Совета депутатов, его полномочия, взаимоотношения с исполнительной властью. Изменения также коснулись статей, определяющих количественный состав городского Совета, срок его полномочий. Число депутатов, как того требует Федеральный закон, увеличилось до 35, а срок полномочий - до пяти лет.

Впервые по инициативе депутатов городского Совета второго созыва самые “больные“ для Липецка проблемы стали обсуждаться открыто, с привлечением специалистов, экспертов, представителей общественности, на депутатских слушаниях. Развитие городского пассажирского транспорта, военная реформа, проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование бюджета и развитие муниципального сектора экономики, перспективы развития системы дошкольного образования - эти темы становились предметом рассмотрения на депутатских слушаниях. Принимаемые на слушаниях рекомендации служили основой для разработки программ развития тех или иных отраслей городского хозяйства, мероприятий администрации по решению насущных проблем Липецка.

Для рассмотрения наболевших вопросов, кроме того, создавались временные депутатские комиссии, в состав которых входили как депутаты и руководители структурных подразделений администрации, так и представители общественности. В течение последних лет
работали комиссии по проблемам общежитий, по застройке существующих микрорайонов, по реформированию системы энергообеспечения Липецка, по рассмотрению наказов избирателей и другие.

Неоднократно депутаты Липецкого городского Совета депутатов выступали с законодательными инициативами. Были разработаны и направлены в областной Совет законопроекты, замечания и предложения по внесению изменений и дополнений в ряд законов Липецкой области, регламентирующих разные сферы жизнедеятельности - охрану окружающей среды, земельные отношения, бюджетного устройства, правопорядка и других.

Бюджетная и финансовая политика.

Управление муниципальной собственностью

За четыре года бюджет Липецка вырос с 2,3 млрд. рублей в 2000 году до 4,7 млрд. рублей в 2004 году, то есть фактически в два раза.

Доходы и расходы бюджета города

в 2000 - 2004 гг.

млрд. руб.

6,00 ¬

¦ 4,80

5,00 + 4,68----¬

¦ 3,83 ----+ ¦

4,00 + 3,30 3,79----¬ ¦ ¦ ¦

¦ ----¬2,71 ----+ ¦ ¦ ¦ ¦

3,00 + 2,31 2,31 ¦ +---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ----¬2,09 1,95----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*>¦

2,00 + ¦ +---¬ ----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

1,00 + ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0,00 +--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--¬

2000 2001 2002 2003 2004

----¬ ----¬

¦ ¦ - доходы ¦<*>¦ - расходы

L---- L----

За эти годы значительно выросли налоговые поступления от завода холодильников “Стинол“, ОАО “ЛМЗ “Свободный Сокол“, ОАО “Липецкий хладокомбинат“ и других предприятий. Результатом целенаправленной поддержки городскими властями предприятий малого бизнеса стало увеличение на 15 процентов налоговых поступлений в бюджет от этой категории плательщиков.

Налоговые поступления от предприятий

в городской бюджет в 2004 г. <*>

------------------------------

<*> Не приводится.

По-прежнему львиную долю - порядка 70 процентов - доходной части бюджета составляют отчисления Новолипецкого металлургического комбината, наиболее динамично развивающегося предприятия региона и всей страны. Сверхплановые поступления по налогу на прибыль от ОАО НЛМК в последние два года позволили не только успешно реализовать ряд городских программ, но и существенно поправить положение во многих отраслях городского хозяйства. Впервые зашла речь о бюджете развития, а не бюджете выживания. Был обновлен автобусный и троллейбусный парк муниципального транспорта, проведена масштабная реконструкция основных магистралей, начался ремонт внутриквартальных территорий, существенно увеличено финансирование образования, здравоохранения, социальных программ. Значительные средства были направлены на капитальное строительство объектов социального назначения. Только в бюджете 2004 года суммы на эти цели достигли около 1 млрд. рублей.

Распределение средств бюджета

по отраслям в 2000 и 2004 гг. <*>

------------------------------

<*> Не приводится.

Тем не менее депутаты постоянно ставили вопрос о развитии других источников пополнения бюджета. И особое внимание уделялось муниципальному сектору экономики. Городским Советом принят ряд нормативно-правовых актов - положения “О Реестре муниципальной собственности города Липецка“,
“О передаче в аренду муниципального имущества“, “О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Липецка“, “О порядке определения части прибыли муниципальных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в городской бюджет“, цель которых - способствовать максимально эффективному использованию собственности города и привлечению дополнительных средств в бюджет Липецка.

То, как распределяются и расходуются бюджетные средства, - предмет особого внимания депутатского корпуса. Добиться прозрачности формирования главного финансового документа города - основная задача, которую поставили перед собой народные избранники. В 2002 году были приняты положения “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в г. Липецке“, “О контрольных функциях Липецкого городского Совета депутатов в сфере бюджета и финансов“. В результате депутатам удалось наладить жесткий контроль за расходованием средств городской казны.

В 2004 году в городском Совете начала свою работу Контрольно-счетная комиссия, в функции которой, кроме анализа и экспертной оценки бюджета, нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые отношения, городских программ, входит контроль за рациональным использованием бюджетных дотаций муниципальными предприятиями и структурными подразделениями администрации Липецка. За прошедший год Контрольно-счетной комиссией проведено 9 тематических проверок по различным вопросам, касающимся использования бюджетных средств или муниципальной собственности, 1 комплексная ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности 3 предприятий. Экспертную оценку получили 19 нормативно-правовых актов городского Совета, каждый квартал анализируется исполнение бюджета. По результатам проверок установлены факты завышения планируемых бюджетных ассигнований на сумму около 1 млн. рублей, нецелевого использования 831,6 тыс. рублей. Материалы проверок Контрольно-счетной комиссии неоднократно выносились на обсуждение сессий городского Совета, коллегии администрации Липецка. По фактам проверок главой администрации города был принят ряд постановлений по устранению выявленных нарушений.

Еще один принцип, которым руководствовались депутаты горсовета при формировании бюджета, - выделение средств под целевые долгосрочные социальные программы развития Липецка в целом и каждой отрасли городского хозяйства в отдельности. Приоритетные направления развития города определялись ежегодно в “Программе социально-экономического развития города Липецка“.

Социальная политика

За четыре года бюджетные ассигнования на социальное обеспечение выросли более чем в четыре раза. В 2000 году на эти цели предусматривалось 67 млн. рублей. В 2004 году эта цифра увеличилась до 320 млн. рублей. Причем если в 2000 году на социальные нужды тратилось 3,14 процента всего объема бюджета, то в 2004 - уже 8,9 процента. Ежегодно городским Советом принималась “Комплексная программа социальной поддержки населения“. В ее рамках оказывается помощь в газификации, обеспечении твердым топливом малоимущих горожан, адресная поддержка самых нуждающихся липчан.

Неоднократно в течение последних двух лет решением горсовета повышалась заработная плата работникам бюджетной сферы. В среднем на 25 процентов стали больше получать водители муниципальных транспортных предприятий, педагоги общеобразовательных и школ дополнительного образования, детских садов. На 37,6 процента в 2003 году была повышена заработная плата учителей, в целом это потребовало более 440 млн. рублей.

Уровень безработицы в городе по-прежнему один из самых низких в стране и составляет 0,69 процента. В 2002 году горсоветом принята и успешно реализуется “Программа содействия занятости населения“, рассчитанная на три года. Ее главная цель - оказание помощи безработным и ищущим работу горожанам. Более 4 тыс. человек получили пособие по безработице, более 1200 человек прошли профессиональную переподготовку. Произошло снижение уровня “женской“ безработицы - трудоустроено 4,7 тысячи женщин. Особое место занимает трудоустройство молодежи, в том числе учащихся школ и профессиональных училищ в период каникул. Если в бюджете 2000 года на эти цели выделялось 40 тысяч рублей, то уже в 2004 году выделено более 200 тысяч.

В областном центре продолжает работать отделение “социальное такси“, центр социального обслуживания населения “Милосердие“. Расходы на содержание Центра за четыре года выросли со 104,5 тыс. рублей до 2,2 млн. рублей. За это время число граждан, получивших в Центре горячее питание, увеличилось с 3647 до 8203 тысяч человек.

В 2002 году был открыт Геронтологический центр социально-трудовой реабилитации инвалидов и пожилых людей, в составе которого работают три отделения: социально-реабилитационное, по работе с гражданами пожилого возраста и открытое в феврале 2004 года отделение социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению. Затраты на содержание Центра за два года выросли с 483,9 тысячи до 1,2 млн. рублей. За это время разного рода помощь во всех отделениях геронтологического центра получили более 85 тысяч человек - ветеранов и инвалидов.

Расходы на геронтологический центр

млн. руб.

1,4 ¬ 1,21

1,2 + 1,16 -------¬

1 + -------¬ ¦ ¦

0,8 + ¦ ¦ ¦ ¦

0,6 + 0,48 ¦ ¦ ¦ ¦

0,4 + -------¬ ¦ ¦ ¦ ¦

0,2 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+--T--+------+--T--+------+---¬

2002 2003 2004 (9 мес.)

Серьезная поддержка подрастающему поколению оказывается в рамках программы “Дети России“, цель которой - формирование условий для социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка талантливых детей, решение проблем материнства и детства. Программа включает шесть целевых подпрограмм: “Дети-инвалиды“, “Дети-сироты“, “Одаренные дети“, “Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних“, “Развитие социального обслуживания семьи и детей“ и “Безопасное материнство“. На реализацию Программы предусмотрено более 110 млн. рублей.

Образование

Вопросы развития системы образования в Липецке находились под постоянным контролем депутатов городского Совета. Если в 2000 году расходы на нужды образования составляли 18 процентов всего объема бюджета, то в 2004 году - уже около 25 процентов.

Особое внимание уделялось сохранению и развитию сети образовательных учреждений Липецка, укреплению и развитию материально-технической базы школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, обеспечению кадрами и социальной защите педагогов. Для решения этих задач необходимо реализовать целый комплекс мер, которые и были предусмотрены “Программой развития образования на 2003 - 2005 годы“ и межведомственной программой “Образование и здоровье“, принятыми горсоветом в 2003 году. Только в 2004 году на капитальный и текущий ремонт школ и детских садов из городского бюджета выделено более 30 млн. рублей (в 2000 году - 13 млн. рублей). Была начата реализация проектов компьютеризации школ и подключения каждой из них к Интернету. Практически во всех школах были установлены компьютерные классы, все они подключены к сети Интернет.

Финансирование материально-технической базы

учреждений образования (млн. руб.)

700 ¬

¦ 630,2

600 + 537,4 -------¬

¦ 532,2 -------¬ ¦ ¦

500 + -------¬ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

400 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 302,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

300 + -------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

200 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

100 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+--T--+------+--T--+------+--T--+------+--¬

2001 2002 2003 2004

В рамках программы “Образование и здоровье“, которая в том числе направлена и на укрепление здоровья детей, во многих школах обновлено оборудование, приобретена современная, отвечающая всем санитарным требованиям мебель, необходимым инструментарием оснащены медицинские и стоматологические кабинеты. В муниципальных детских садах все раскладушки заменены на выкатные трехъярусные кровати. Уже первые мероприятия, реализованные в рамках Программы, позволили снизить заболеваемость детей в общеобразовательных и особенно в дошкольных учреждениях.

За прошедшие четыре года не только сохранена, но и получила развитие сеть образовательных учреждений. В 27-м микрорайоне построена новая школа, в этом году открыл свои двери Дом детского творчества “Октябрьский“.

Реализуется проект “Современная школа - будущее страны“, в рамках которого проходят ежемесячные встречи руководителей города с педагогическими коллективами школ, родительской общественностью для принятия оперативных действий по решению проблем образовательных учреждений. Другим социальным проектом городского Совета и администрации Липецка стало создание Ассамблеи родительской общественности для координации деятельности родителей и педагогов, укрепления взаимодействия семьи и школы. Под патронаж главы администрации и председателя Липецкого городского Совета депутатов при содействии благотворительного фонда “Милосердие“ ОАО “НЛМК“ взята программа “Одаренные дети“.

Начата и активно реализуется экспериментальная программа “Школьный участковый“ для поддержания порядка в образовательных учреждениях, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Дошкольному образованию стало уделяться гораздо больше внимания после создания отдельного управления в структуре администрации Липецка, которое начало свою работу в 2003 году. К этому времени практически все детские сады в городе перешли в муниципальную собственность. Целевое выделение средств на содержание детских садов позволило серьезно улучшить материальную базу дошкольных учреждений. На протяжении последних двух лет родительская плата за содержание ребенка в детском саду не менялась и составляла 200 рублей.

По инициативе постоянной комиссии горсовета по образованию, культуре, делам молодежи, физкультуре и спорту состоянию учреждений дошкольного образования были посвящены депутатские слушания. К проблемам системы дошкольного образования депутаты возвращались не раз на заседаниях комиссий, сессиях. Так, был решен вопрос о создании в детских садах дополнительных коррекционных групп, увеличении количества педагогов-воспитателей.

Таким образом, накопившиеся за долгие годы недостаточного финансирования проблемы системы образования начали активно решаться. Однако в последние два года городские власти столкнулись с новой проблемой - нехваткой мест в муниципальных детских садах. Уже в бюджете 2004 года запланированы средства на проектирование и строительство современного детского сада, оснащенного плавательным бассейном, в 27 микрорайоне, реконструкцию помещений под детский сад в 24 микрорайоне. По настоянию депутатов должно быть возобновлено строительство дошкольного учреждения в поселке силикатного завода.

Здравоохранение

За время деятельности городского Совета второго созыва финансирование здравоохранения выросло почти в два раза - с 292,2 млн. рублей в 2000 году до 551,9 млн. рублей в 2004 году. Главной задачей депутатского корпуса было сохранение объема предоставляемой населению медицинской помощи, улучшение качества обслуживания в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, снижение заболеваемости липчан.

Под постоянным контролем горсовета была реализация принятой в 1999 году долгосрочной программы “Улучшение материально-технического состояния учреждений здравоохранения г. Липецка и их технической оснащенности“, рассчитанной на шесть лет.

Затраты на питание больных и медикаменты

в стационарах (руб. в день на 1 койко-место) <*>

------------------------------

<*> Не приводится.

Значительно увеличились расходы на приобретение оборудования (в 3,5 раза), что позволило приобрести современные флюорографы, маммограф и ультразвуковые аппараты, обновить эндоскопическое оборудование в ряде поликлиник города. Обновляется парк санитарных машин - только за последние два года приобретено 35 единиц автотранспорта, в том числе 16 машин для городских станций скорой помощи.

В 3,5 раза вырос объем бюджетных средств, направляемых на проведение реконструкции и капитальный ремонт зданий. На эти цели только в 2004 году было выделено 140 млн. рублей. После реконструкции открылись детская городская больница N 1 на улице Неделина, детская молочная кухня на улице Зегеля. В 2004 году своих пациентов встретил обновленный городской противотуберкулезный диспансер, продолжаются работы по реконструкции под поликлинику N 3 бывшего санатория-профилактория “Строитель“, в 11 лечебных учреждениях города проходят капитальный и текущий ремонты.

Для улучшения качества обслуживания населения с декабря 2002 года начали работу отделения оказания медицинской помощи на дому, что уменьшило нагрузку на службу “скорой помощи“. В 7 поликлиниках Липецка организован прием врачей общей практики, что сделало медицинскую помощь более доступной. В детской городской больнице N 1 в марте 2003 года было открыто отделение для новорожденных детей, в июле 2004 года в городской больнице N 5 начало работу отоларингологическое отделение, в КМСЧ ОАО “НЛМК“ в 2003 году организовано отделение гемодиализа для оказания специализированной помощи больным с хронической почечной недостаточностью.

Однако сложной остается ситуация с обеспечением лечебно-профилактических учреждений города кадрами. Для решения этой проблемы депутатами горсовета принято решение о выделении из бюджета средств на частичную оплату стипендии и жилья студентам медицинских вузов (около 330 тыс. рублей). Выпускникам школ выдаются направления в вузы. Кроме того, медицинским работникам выделяются места в общежитиях и комнаты в малосемейных общежитиях. Для привлечения молодых специалистов планируется создать временный жилой фонд для выпускников медицинских вузов.

Под контролем постоянной комиссии горсовета по экологии и охране здоровья находились проблемы заболеваемости населения Липецка, вопросы профилактики. Успешно работают принятые горсоветом программы “Антиспид-Антигепатит“, “Вакцинопрофилактика и иммунологическая защита населения“, “Охрана территории города от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ“, “Неотложные меры по борьбе с туберкулезом“.

Охрана окружающей среды

Понимая, насколько зависит состояние здоровья липчан от экологической обстановки в городе, вопросы охраны окружающей среды были под постоянным контролем городского Совета. Основными экологическими проблемами в Липецке остаются загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов выбросами промышленных предприятий и автотранспорта, предприятиями жилищно-коммунального комплекса. Остро стоит проблема утилизации отходов, сохранения зеленых насаждений при реконструкции и строительстве объектов. На заседаниях постоянной комиссии городского Совета депутатов не раз поднимались вопросы о создании автоматизированной системы мониторинга окружающей среды, строительстве и работе станции по брикетированию твердых бытовых отходов, строительстве первой очереди полигона “Сенцово“, разработке комплекса мер по сокращению вредного воздействия автотранспорта.

По инициативе депутатов в структуре администрации города был создан отдел муниципального экологического контроля, в функции которого входит контроль за исполнением предприятиями и организациями города природоохранного законодательства, разработка мероприятий по охране окружающей среды.

Результатом совместной работы постоянной комиссии горсовета по экологии и охране здоровья и отдела экологии администрации города стала программа “Охрана окружающей среды на среднесрочную перспективу (2004 - 2007 годы)“ - первый системный документ. Ряд промышленных предприятий, в частности Новолипецкий комбинат, успешно реализует свои природоохранные мероприятия, поэтому, несмотря на рост промышленного производства в последние годы, адекватного роста выбросов вредных веществ в атмосферу не произошло. Однако уровень загрязнения воздушной, да и водной, среды Липецка по-прежнему высок, поэтому назрела необходимость разработки и принятия общегородской экологической программы, в которой нашли бы свое отражение мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду не только промышленных предприятий, но и автотранспорта, сохранению и развитию системы озеленения города, экологическому воспитанию населения и другие.

Общий объем финансирования программы на весь период ее реализации составит более 450 млн. рублей, в том числе средства областного и городского бюджетов, а также средства предприятий-природопользователей.

Жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство

Одной из самых “больных“ отраслей городского хозяйства остается жилищно-коммунальный комплекс. И самой затратной: порядка одной трети бюджета города (в среднем по 1 млрд. рублей в 2003 и 2004 годах) составляют расходы на ЖКХ. Проблемы изношенности сетей тепло- и водоснабжения, внутридомовых систем отопления и водоснабжения, недостаток финансирования капитального ремонта жилых домов муниципального фонда, нехватка квалифицированных кадров требовали незамедлительного решения. При этом все преобразования в отрасли необходимо было проводить не увеличивая бремя коммунальных платежей на население города.

В целях социальной защищенности малоимущих горожан депутатским корпусом было принято решение о предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг. За четыре года в несколько раз увеличились суммы, выделяемые из городского бюджета на субсидии малоимущим горожанам по оплате жилищно-коммунальных услуг (с 13 млн. рублей в 2000 году до 78 млн. рублей в 2004 году). До семи процентов снижена максимально допустимая доля собственных расходов по оплате жилья и коммунальных услуг липчан, чей среднемесячный доход не превышает прожиточного минимума. За два года субсидиями по оплате коммунальных услуг смогли воспользоваться 36 тысяч липецких семей.

Работа жилищно-коммунального комплекса строилась по трем основным направлениям: снижение себестоимости коммунальных услуг с одновременным улучшением качества их предоставления, ресурсосбережение, развитие конкурентной среды в ЖКХ.

В первую очередь необходимо было добиться экономии бюджетных средств, направляемых на оплату энерго-“и тепловых ресурсов. А для этого нужен жесткий контроль за потреблением тепла и энергии. Горсоветом были приняты программы “Оснащение общеобразовательных учреждений города приборами коммерческого учета и автоматического регулирования расхода тепловой энергии и теплоносителя“, “Установка приборов коммерческого учета энергоресурсов в муниципальном жилом фонде“. Счетчики тепла установлены практически во всех липецких школах, а также на границах раздела муниципальных и теплосетей “Липецкэнерго“. Жилые дома муниципального фонда оборудованы общедомовыми приборами учета потребляемой электроэнергии. За счет средств городского бюджета в квартирах малоимущих липчан были установлены 3800 приборов учета горячей и холодной воды, электроэнергии.

За четыре года удалось ликвидировать задолженность города за потребленное тепло перед энергетиками, накопившуюся за последние десять лет. На 1 января 2001 года за муниципальными предприятиями числился долг более 800 млн. рублей.

Задолженность перед ОАО “Липецкэнерго“

по теплу и электроэнергии (млн. руб.) <*>

------------------------------

<*> Не приводится.

Не менее важную роль в экономии средств городской казны играет и применение энергосберегающих технологий, к примеру при ремонте изношенных теплотрасс с одновременной заменой труб из современных материалов, исключающих большие потери тепла на пути к потребителю. За последние два года реконструировано и отремонтировано более 30,5 километра теплотрасс, в том числе по новым технологиям порядка 11 километров.

Одновременно с энергосберегающими мероприятиями проводилась работа по улучшению состояния жилого фонда города. Более чем в шесть раз по сравнению с 2000 годом увеличились бюджетные ассигнования на капитальный ремонт домов. Только за восемь месяцев 2004 года капитально отремонтировано 106,7 тыс. кв. метров кровли и 24 километра панельных швов, заменены 114 километров внутридомовых трубопроводов. В 11 домах стояки отопления вынесены из стеновых панелей.

Впервые за многие годы по инициативе депутатов начался ремонт муниципальных общежитий. Специальная депутатская комиссия провела обследование состояния всех городских общежитий. Итоги работы комиссии стали предметом обсуждения на одной из сессий горсовета, в результате чего администрацией был разработан план ремонта и реконструкции общежитий. В 2004 году капитально отремонтированы уже семь общежитий, одно из малосемейных общежитий планируется реконструировать под благоустроенное жилье.

В рамках шестилетней программы “Нормализация горячего водоснабжения жилых домов, оборудованных газовыми колонками в муниципальном жилом фонде“ заменено более 5 тысяч газовых колонок. Продолжается реализация принятых горсоветом программ “Развитие водоснабжения частного сектора“ и “Канализование муниципального жилого фонда“. Общая сумма выделенных бюджетных средств - более 150 млн. рублей.

Исполнение Программы развития водоснабжения

частного сектора на 2001 - 2005 гг. (млн. руб.)

20,0 ¬

¦ 16,6

¦ 15,4 ----¬

15,0 + ----¬14,1 ¦ ¦

¦ ¦ +---¬ ¦ ¦

¦ 10,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

10,0 + ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4,9 ¦ ¦ ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦

5,0 + ----¬4,2 ¦ ¦4,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ +---¬ ¦ +---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0,0 +--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+-----¬

2001 2002 2003 2004

----¬ ----¬

¦ ¦ - план ¦<*>¦ - факт

L---- L----

Для перевода на закрытую схему горячего водоснабжения потребителей кварталов Папина - Доватора и Депутатская - Индустриальная реконструирован водозабор N 2 и построен новый водовод по пр. Победы. В целях экономии энергоресурсов и улучшения водоснабжения модернизировано оборудование на ВНС N 2, 5, 10. Построено более 3 километров водопровода в районе Ниженки. На водозаборе N 7 пущена в эксплуатацию новая установка по обеззараживанию воды, что позволило заменить ядовитый хлор безопасным гипохлоритом натрия. Завершается строительство нового канализационного коллектора протяженностью 8 км.

Осуществлены капитальный ремонт 73,5 километра, а также строительство около 20 километров воздушных и кабельных линий электроснабжения. В рамках “Программы по монтажу и восстановлению освещения улиц, автобусных остановок, школ и дошкольных учреждений“ заменено более 25 тысяч ламп, 3,3 тысячи светильников. Реконструированы сети наружного освещения на улицах Советской, Баумана, Интернациональной, Лесной. Впервые ремонт уличного освещения начат в окраинных поселках Липецка: в поселках ЛТЗ, Матырском, Дачном. Начаты работы по монтажу сетей освещения в поселке Сырский Рудник.

Исполнение Программы по монтажу

и восстановлению освещения улиц, автобусных

остановок, школ и дошкольных учреждений

до 2006 г.

20,0 ¬ 18,7

¦ 18,1 -------¬

¦ -------¬ ¦ ¦

15,0 + ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

10,0 + 8,8 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ -------¬ 8,1 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ -------¬ ¦ ¦ ¦ ¦

5,0 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0,0 +--+------+--T--+------+--T--+------+--T--+------+---¬

2001 2002 2003 2004

Качественное улучшение обслуживания липчан жилищно-коммунальными предприятиями города невозможно без кардинальных, но продуманных перемен в самой системе ЖКХ. Поэтому горсоветом были поддержаны предпринимаемые администрацией Липецка шаги по реформированию отрасли. Три муниципальных предприятия, обеспечивающие жизнеобеспечение города, - “Липецкводоканал“, “Липецкэлектросеть“ и “Липецктеплосеть“ были объединены в “Липецкую городскую энергетическую компанию“, цель которой - совершенствование энергетической системы Липецка. Теперь все, как внешние, так и внутридомовые, сети будут в руках одного предприятия, которое будет нести ответственность не только за обеспечение липчан светом, водой и теплом, но и за качественное обслуживание жителей города. Кроме того, идет реструктуризация самой системы ЖКХ: МУП “Ремжилстрой N 5“ присоединено к успешно работающему МУП “Ремжилстрой N 1“. Мобилизация материальных, финансовых и трудовых ресурсов позволит более эффективно выполнять возросшие объемы работ силами одного укрупненного предприятия. Сократятся накладные расходы, затраты на содержание управленческого аппарата, произойдет естественный отсев баз, которые зачастую использовались не по назначению и дополнительной нагрузкой ложились на бюджет ЖКХ. Все это должно снизить себестоимость содержания жилья и улучшить качество обслуживания населения.

Кроме того, прекратило свое существование 4-е жилуправление. Часть его производственных активов была передана в 6-е жилищное предприятие, часть - частному предприятию “Цезарь“, которое сегодня обслуживает поселок тракторного завода. В настоящий момент идет привлечение частных предпринимателей к обслуживанию муниципального жилфонда. Начало работу также частное предприятие “Запад-Восток“.

Серьезной проблемой для Липецка было катастрофическое состояние его дорог, улиц, внутриквартальных территорий. Недостаток средств в бюджете, наработанная годами практика “латания дыр“ привели к тому, что в городе не осталось неразбитых, отвечающих современным требованиям магистралей, уютных, чистых дворов. Поэтому вопросы благоустройства Липецка стали главными в последние два года. В 2003 году только на ремонт и реконструкцию дорог было израсходовано около 150 млн. рублей, в 2004 году эта цифра составила более 300 млн. рублей (в бюджете 2000 года на весь комплекс работ по благоустройству города было выделено 150 млн. рублей). Отремонтировано 453 тысячи кв. метров асфальтового покрытия дорог. Реконструированы основные магистрали города с демонтажом трамвайных путей, расширением проезжей части и ремонтом теплосетей (улицы Первомайская, Неделина, Фрунзе, Гагарина, Студеновская и другие). Выполняется ремонт ряда “второстепенных“ улиц, силами предпринимателей плиткой выложено более 8 тысяч кв. метров тротуаров. Начались работы по реконструкции и обустройству парков и скверов города - любимых мест отдыха липчан. Масштабные работы начались в парке Победы, которые будут закончены к 60-летию Победы.

В апреле 2004 года горсоветом была принята крупномасштабная программа “Липецк - наш общий дом“, направленная на благоустройство в первую очередь внутриквартальных и дворовых территорий. Программа рассчитана на 10 лет и предусматривает участие в ее реализации не только администрации, ее структурных подразделений и муниципальных предприятий, но и жителей города. Такой проект осуществляется в Липецке впервые, и его предварительные результаты говорят в пользу выбранного пути по решению проблем благоустройства областного центра. Идут работы по ремонту дорожного покрытия внутриквартальных и дворовых проездов с заменой бордюров, устройством выравнивающего слоя для отвода поверхностных вод, обустройством парковок. Только за девять месяцев этого года капитально отремонтировано 60 дворов. Началась работа по установке во дворах детских и спортивных площадок. Место их расположения в каждом избирательном округе намечали депутаты исходя из потребностей жителей. Уже действуют 38 спортивных площадок и 9 хоккейных коробок, всего их планируется установить 53. Город украсил 31 пластиковый игровой комплекс для детей “Пульсар“.

Количество установленных детских

и спортивных площадок

100 ¬

¦ 84

¦ -------¬

80 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

60 + 51 ¦ ¦

¦ -------¬ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

40 + ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

20 + 7 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ -------¬ 2 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ -------¬ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+--T--+------+--T--+------+--T--+------+---¬

2001 2002 2003 2004

К работам по благоустройству активно подключились жители Липецка, которые стали приводить в порядок свои дворы и улицы. Лучшие из них были отмечены как победители объявленных в рамках программы конкурсов на лучший двор, улицу и т.д. За последние два года в Липецке высажено более 150 тысяч деревьев.

Капитальное строительство

Впервые в бюджетах 2003 и 2004 годов значительные средства были выделены на капитальное строительство. В 2001 - 2002 годах суммы, выделяемые на эти цели, не превышали 120 млн. рублей, в 2003 году капитальные вложения составили порядка 400 млн. рублей, а в 2004 году - около 1 млрд. рублей.

Более 100 млн. рублей предусмотрено, и большая часть этих средств уже освоена, на реализацию программы “Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья“. Новые квартиры получили 130 семей. Более 75 млн. рублей стоит программа “Переселение граждан г. Липецка из санитарно-защитной зоны“, которую депутаты горсовета приняли в декабре 2003 года. Рассчитана она на 4 года, уже в 2004 году в рамках Программы были переселены 62 семьи.

Объем средств, выделяемых

на капитальное строительство

1000,0 ¬ 933,2 933,2

¦ ----T---¬

800,0 + ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

600,0 + ¦ ¦ ¦

¦ 401,6 ¦ ¦ ¦

400,0 + ----¬398,1 ¦<*>¦ ¦

¦ 166,1 166,1 ¦ +---¬ ¦ ¦ ¦

200,0 + 118,8 ----T---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ----¬115,3 ¦ ¦ ¦ ¦<*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦<*>+---¬ ¦<*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0,0 +--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--¬

2001 2002 2003 2004

----¬ ----¬

¦<*>¦ - план ¦ ¦ - факт

L---- L----

Для поддержки молодых семей, работников бюджетной сферы депутатами было принято решение об участии Липецка в Программе ипотечного кредитования строительства жилья. В Положении “О предоставлении гражданам г. Липецка безвозмездных субсидий на покупку жилья с ипотечным займом“ был предусмотрен ряд льгот для этих категорий липчан. Из городского бюджета им компенсируется часть стоимости квартиры, а также половина процентной ставки за предоставленный кредит. Принято более 2000 заявок на участие в Программе, включены в списки кандидатов 900 семей, из них 236 уже получили ипотечные субсидии на сумму более 32 млн. рублей.

Более 61 млн. рублей предусмотрено в бюджете 2004 года на строительство объектов образования. В этом году открылся новый Дом детского творчества “Октябрьский“, начато строительство школы в 26-м микрорайоне, детского сада в 27-м микрорайоне, реконструкция детского сада N 59 и детского сада в 24-м микрорайоне. Порядка 122 млн. рублей выделено на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения. Среди них - городской туберкулезный диспансер, гематологическое отделение медсанчасти “Свободный Сокол“, здание профилактория “Строитель“, в котором разместится поликлиника N 3, и другие. Выделены средства на строительство канализации в городском зоопарке, реконструкцию парка Победы, реконструкцию здания бывшего Дома пионеров, реконструкцию площади Героев.

Более 530 млн. рублей выделено на коммунальное строительство, в том числе на реконструкцию дорог в областном центре, инженерные сети в 26-м микрорайоне, строительство объездной дороги по улице Механизаторов, троллейбусного кольца по улице Катукова и других. Началось строительство пешеходного моста через Каменный лог в районе МЖК.

Транспорт

Серьезные вложения (порядка 300 млн. рублей по каждому году) направлялись в течение последних четырех лет в транспортную сферу. Однако бюджетные дотации не могли решить главную задачу, которая стояла перед городскими властями - обеспечить устойчивое функционирование муниципального пассажирского транспорта. Сказывались большая изношенность подвижного состава (порядка 80 процентов), его недостаточное количество, значительные затраты на ремонт существующих машин, текучесть кадров в этой сфере городского хозяйства. Депутаты настояли на детальном анализе состояния дел в отрасли, проводились депутатские слушания по этой проблеме, транспортный вопрос не раз поднимался на сессиях городского Совета.

В первую очередь необходимо было решить проблему обновления подвижного состава муниципальных транспортных предприятий. Целенаправленная работа в этом направлении за последние три с половиной года позволила заменить до 14 процентов автобусного и до 15 процентов троллейбусного парка. В целом за 2003 - 2004 год пассажирский парк пополнился на 124 машины.

Свою роль в улучшении качества транспортного обслуживания липчан сыграло и активное привлечение в эту отрасль частника, на чем также настаивали депутаты. Сегодня липчан обслуживают 20 предприятий разных форм собственности, 440 единиц частного транспорта.

Введение с июля 2003 года платного проезда в пассажирском транспорте несколько улучшило финансовое состояние предприятий и снизило нагрузку на городской бюджет по их финансированию. Тем не менее вопрос финансовой устойчивости муниципальных предприятий продолжает стоять на повестке дня. Поэтому поиски путей развития и модернизации транспортной отрасли продолжаются. По инициативе депутатов разрабатываются Правила организации пассажирских перевозок в Липецке, в которых четко были бы сформулированы главные принципы транспортного обеспечения горожан.

Торговля, малое предпринимательство

На протяжении всех четырех лет наблюдалось динамичное развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли и общественного питания вырос на 15 процентов, на 12 процентов увеличился объем предоставленных населению бытовых услуг, что связано с развитием сети частных предприятий.

За четыре года произошли существенные улучшения в сфере городской торговли. В областном центре появилось много новых объектов европейского уровня с современным оборудованием и высокой культурой обслуживания. Введен в эксплуатацию рынок “Октябрьский“, появились магазины эконом-класса, супермаркеты. Сегодня на 60 процентов розничная торговля формируется организациями разных форм собственности, что способствует снижению доли рынков и мини-рынков в розничной сети.

Основной задачей городского Совета депутатов в этой отрасли оставалось создание в Липецке условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Горсоветом было принято Положение “О конкурсах на размещение объектов сезонной торговли на летних площадках“. Такие конкурсы стимулировали предпринимателей к улучшению качества обслуживания липчан, благоустройству территорий, на которых размещались летние площадки. Кроме того, в бюджет города привлекались дополнительные средства, поступавшие от проведения подобных конкурсов.

Одновременно осуществляется поддержка предприятий малого бизнеса. В нем сегодня занято более 80 тысяч липчан, то есть треть от трудоспособного населения города. Общее количество объектов малого предпринимательства приближается к 35 тысячам. Отрадно, что на 16 процентов выросла доля малых предприятий, связанных с производством. Наиболее существенные изменения происходят в транспортной сфере и сфере услуг, строительстве и коммунальном хозяйстве.

Тем не менее у малого бизнеса остается немало проблем. Недостаток средств, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы - одни из них. Помочь предпринимателям в решении этих проблем призвана “Программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы“, принятая городским Советом. В рамках этой Программы для материальной поддержки развития малого бизнеса предусмотрено выделение на конкурсной основе кредитов в общей сумме около 1 млн. рублей.

В целом только в 2003 году было разработано и утверждено 19 нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность малого предпринимательства на территории города, во многие внесены изменения и дополнения, позволяющие малому бизнесу активно развиваться в нашем городе.

Культура. Развитие физкультуры и спорта.

Молодежная политика

Объем средств, выделяемых на содержание учреждений культуры, вырос в два раза. В 2001 году на эти цели выделялось чуть более 24 млн. рублей, в 2004 - около 55 млн. рублей. В Липецке успешно функционируют 63 учреждения культуры. В 2001 году был создан Липецкий муниципальный театр. За прошедшее время были капитально отремонтированы детские школы искусств N 1 и 4, здания ДК “Сокол“, ДК “Матырский“. Ряд работ по капитальному и текущему ремонту проведен в других учреждениях культуры. В настоящий момент выделены средства на составление проектной документации реконструкции ДК “Луч“, на ремонт библиотек, приобретение аттракционов в городские парки.

Серьезное внимание уделялось сохранению и развитию материально-технической базы спортивных сооружений и учреждений дополнительного образования Липецка, в первую очередь детских. В целом объем средств, выделяемых на финансирование спортсооружений, за четыре года вырос в два раза, с 41,5 млн. рублей в 2001 году до 80,2 млн. рублей. В том числе на содержание детских спортшкол - с 13,1 до 25,6 млн. рублей.

Финансирование материально-технической базы

учреждений культуры (млн. руб.)

30,0 ¬ 29,1

¦ -------¬

25,0 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

20,0 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

15,0 + 14,2 ¦ ¦

¦ -------¬ ¦ ¦

10,0 + 8,0 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 6,1 -------¬ ¦ ¦ ¦ ¦

5,0 + -------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0,0 +--+------+--T--+------+--T--+------+--T--+------+---¬

2001 2002 2003 2004

Финансирование физкультуры и спорта

(млн. руб.)

90,0 ¬ 80,3

80,0 ¦ 68,7 ----¬

70,0 ¦ ----¬ ¦ ¦

60,0 + 52,0 ¦ ¦ ¦ ¦

50,0 + 41,6 ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦

40,0 + ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*>¦25,7

30,0 + ¦ ¦ ¦ ¦20,0 ¦<*>¦21,8 ¦ +---¬

20,0 + ¦<*>¦13,2 ¦<*>+---¬ ¦ +---¬ ¦ ¦ ¦

10,0 + ¦ +---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0,0 +--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--¬

2001 2002 2003 2004

----¬ ----¬

¦<*>¦ - всего ¦ ¦ - в т.ч. ДЮСШ

L---- L----

Приоритетной оставалась задача организации работы с подрастающим поколением по месту жительства, занятость детей и подростков в свободное от учебы время. Для эффективной работы с детьми существовавшие подростковые клубы были реорганизованы в муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей - Детско-юношеские центры. Сегодня функционируют 14 таких центров и 21 филиал. За последние годы выделяются средства на обновление необходимого оборудования и инвентаря.

Особое место в работе городского Совета занимает молодежная политика, забота о подрастающем поколении липчан. В этой работе главными направлениями являются: создание условий для молодежи в реализации их потенциальных возможностей в культурном, духовном, физическом развитии, реализации творческих замыслов и устремлений; организация здорового образа жизни; правовое воспитание; формирование активной жизненной позиции, участие в общественной жизни школы, института, района, города.

Поэтому городской Совет в 2003 году поддержал инициативу представителей ряда молодежных организаций Липецка, учебных заведений города о создании в областном центре Молодежного парламента. Основная задача представительного органа молодежи - разработка городской программы “Молодежь Липецка“. Проект такого документа будет представлен на ближайшую сессию городского Совета.

Работа с наказами избирателей, связи городского

Совета депутатов с общественностью

Все шаги, предпринимаемые городским Советом, депутаты сверяли с наказами избирателей. Именно обращения горожан ложились в основу разрабатываемых программ, заставляли вносить изменения и дополнения в уже существующие документы и положения.

В 2000 году в ходе предвыборной кампании были собраны и учтены около 3,5 тысячи наказов избирателей. Была создана временная комиссия, которой предстояло проанализировать все обращения, сформировать пакет наказов и распределить их реализацию на четыре года. Сложившаяся к этому моменту система учета и выполнения наказов депутатов не удовлетворяла. Слишком много претензий было у народных избранников к администрации Липецка. Депутатские наказы финансировались, как правило, по остаточному принципу, причем на каком основании выбирались те или иные наказы, объяснить администрация не могла. Вопросы финансирования мероприятий по выполнению обращений граждан оставались актуальными и в прошлом году, несмотря на то, что план мероприятий по выполнению обращений избирателей был принят одновременно с бюджетом. Неудовлетворителен был и контроль за их исполнением.

О серьезном внимании к наказам липчан стало возможным говорить только после прихода в администрацию Липецка новой команды во главе с Михаилом Гулевским. Были определены лица, которым вменили в обязанность контроль за исполнением наказов избирателей. Механизм реализации наказов был определен Положением “Об организации работы с наказами избирателей“.

В целом за четыре года выполнен большой объем работы по исполнению обращений липчан. Из 623 наказов выполнено 473 на общую сумму более 230 млн. рублей. В частности, начаты капитальный ремонт общежития на улице 8 Марта, реконструкция санатория-профилактория “Строитель“ под поликлинику N 3, капитально отремонтировано покрытие улиц Московская, Вермишева, Папина и других. В доме N 33 по улице Меркулова были утеплены торцевые стены, во многих жилых домах отремонтированы кровля, панельные швы. Постоянную поддержку депутаты оказывали подшефным школам и детским садам. Для решения проблем каждого из избирательных округов активно привлекались средства спонсоров - ОАО “Жилторгстрой“, ОАО “Липецкий хладокомбинат“, ОАО “ЛМЗ “Свободный Сокол“ и других. Только благотворительный фонд ОАО “НЛМК“ “Милосердие“ выделил более 800 тысяч рублей по просьбам депутатов горсовета на подготовку липецких школ к новому учебному году.

Для более тесной связи с избирателями в каждом округе действует общественная приемная депутата. Организован прием горожан и в общественной приемной городского Совета депутатов. За время ее работы в горсовет поступило более 1000 обращений. В целом же депутаты получили более 12 тысяч обращений липчан.

Львиная доля обращений, порядка 33 процентов, - претензии липчан к работе жилищно-коммунальных предприятий города. Чаще всего это вопросы ремонта кровли, замены труб холодного и горячего водоснабжения, реконструкции внутридомовых сетей, начисления квартирной платы, назначения субсидий. Большинство горожан, обращавшихся в горсовет за помощью или консультацией, ее получили. Часть заявлений остаются на контроле общественной приемной.

Кроме того, у городского Совета депутатов налажены контакты со многими общественными, общественно-политическими организациями, действующими на территории Липецка. С лидерами региональных и городских отделений партий и движений проводятся регулярные консультации по важнейшим вопросам развития Липецка.

“Обратная связь“ существует и в виде территориального общественного самоуправления. В городе работает 28 советов общественности, только в 2003 г. было создано 10 таких Советов, которые уже приступили к работе. Заседания ТОС с участием депутатов горсовета стали традиционными, на них приглашаются представители администрации города, правоохранительных органов, которые непосредственно перед населением отчитываются о работе, получают информацию о проблемах данного округа. Впервые в минувшем году в бюджете были заложены средства на поддержку ТОСов.

В горсовете регулярно проводятся встречи с руководителями ТОСов, обсуждаются первоочередные проблемы, намечаются планы совместных действий. Для плодотворной работы с советами общественности горсовет принял ряд изменений и дополнений в Положение “О территориальном общественном самоуправлении в г. Липецке“, которые существенно расширяют полномочия ТОСов. В 2004 году был создан Координационный совет, объединивший все работающие сегодня в Липецке территориальные общественные советы.

Вся работа Липецкого городского Совета депутатов второго созыва строилась на принципах открытости и гласности. Заседания постоянных комиссий горсовета, временных депутатских комиссий, сессий, работа депутатов в своих избирательных округах постоянно освещалась в СМИ. Председатель горсовета, его заместители, председатели постоянных комиссий, а также депутаты принимали участие в прямых эфирах. Еженедельно на Липецком радиоканале выходила передача “Горсовет в работе“. Информационную поддержку деятельности горсовета оказывали Информрадио, печатные издания Липецка.

Не все проблемы удалось решить, но задел сделан. Липецк развивается и хорошеет. Областной центр встретил свой 300-летний юбилей, который отмечался в 2003 году, значительно обновленным. И в этом заслуга не только городского Совета депутатов, но и администрации Липецка. Перемены, которые произошли в городе, стали возможными благодаря активной жизненной позиции его жителей, их неравнодушному отношению к проблемам. Многое сделано. Впереди еще большая работа.

Изменения федерального законодательства, в том числе Бюджетного и Налогового кодексов, повлекут за собой значительные потери городского бюджета. В таких условиях главной задачей депутатского корпуса будет работа над пополнением доходной части бюджета. Необходимо продолжить реализацию всех принятых горсоветом программ, в том числе направленных на развитие и благоустройство города.

Предстоит работа и над нормативными документами, в первую очередь над Уставом города. Новые условия жизни требуют корректировки Генерального плана развития Липецка, в котором будут учтены современные требования, предъявляемые к организации жизни на территории современного областного центра.