Законы и постановления РФ

Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2004 N А36-166/3-02 Убытки, возникшие по вине Правительства РФ и являющиеся следствием его бездействия, подлежат возмещению из средств казны РФ.

Постановлением ФАС Центрального округа от 10.11.2004 N А36-166/3-02 решение арбитражного суда Липецкой области от 19.02.2004 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 20.08.2004 изменены.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2004 г. Дело N А36-166/3-02

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 февраля 2004 г. по делу N А36-166/3-02,

установил:

ОАО “Липецкоблгаз“ обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчиков суммы выпадающих доходов (убытка), образовавшейся в результате предоставления льгот на основании ФЗ РФ “О статусе военнослужащих“ за счет
казны Липецкой области в сумме 2028362,90 руб. Впоследствии истец изменял основания иска и указал, что согласно ст. 15 указанного выше Федерального закона расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, производятся: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ; по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам определяется Правительством РФ.

Истец также уточнял исковые требования и просил взыскать за счет РФ (с казны Российской Федерации) в возмещение вреда в размере 2467610,65 руб. Уточнения требований приняты судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.

Решением от 19 февраля 2004 г. с казны РФ в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ были взысканы убытки в пользу ОАО “Липецкоблгаз“ в сумме 2238668,53 руб. В остальной части иска было отказано. С истца в доход бюджета взыскана госпошлина в сумме 9277 руб. 89 коп.

В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по Липецкой области просило решение от 19 февраля 2004 года отменить полностью, т.к. суд первой инстанции при вынесении решения неправильно применил нормы материального права.

В судебном заседании представители сторон представили суду акт сверки количества военнослужащих, обладающих правом на предоставление льготы, с указанием общей суммы льготы, подлежащей возмещению в размере 2147628,89 руб. При этом Управление федерального казначейства РФ по Липецкой области согласилось с исковыми требованиями о взыскании убытков из средств федерального бюджета в сумме 45038,09 руб.

Апелляционная коллегия принимает признание иска в сумме 45038,09 руб., поскольку в соответствии со ст. 49 АПК РФ
оно не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.

Заявитель жалобы настаивал на ее доводах. Представил судебные акты, принятые по иным делам, имеющие, по его мнению, преюдициальное значение для дела.

Представители истца, Управления Финансов администрации Липецкой области, Управления социальной защиты администрации Липецкой области указали, что решение вынесено законно и обоснованно. Представленные ответчиком судебные акты не являются преюдициальными для данного спора, поскольку рассмотренные в них иски заявлены по иным основаниям и в ином составе участников.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и выслушав представителей сторон, апелляционная инстанция считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части размера убытков, подлежащих взысканию, поскольку суд первой инстанции при вынесении решения не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как видно из материалов дела, истец, являясь предприятием газоснабжения, предоставлял в 2001 г. льготы различным категориям граждан по оплате газа в соответствии с нормами федерального законодательства.

Согласно п. 10 ст. 15 ФЗ РФ “О статусе военнослужащих“ N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающие с ним члены их семей оплачивают в размере 50% общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилую площадь). Кроме того, в размере 50% оплачивается нанимателями жилых помещений содержание, ремонт и наем жилых помещений.
Коммунальные услуги (в частности снабжение газом) независимо от вида жилищного фонда также оплачиваются в размере 50%.

Суд первой инстанции правильно указал основания и размеры предоставления льготы. Кроме того, судом верно констатировано, что, исходя из п. 10 ст. 15 ФЗ РФ “О статусе военнослужащих“, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производятся: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ; по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ должен определяться Правительством РФ. До принятия ФЗ N 76-ФЗ от 27.05.1998 действовал Федеральный закон N 178-ФЗ от 24.11.1995, в котором (пункт 9 ст. 15 закона) по-иному регулировался порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Во исполнение Федерального закона N 178-ФЗ было издано Постановление Правительства РФ N 790 от 12.07.1996, утверждающее Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ РФ “О внесении изменений и дополнений в ст. 15, 23 ФЗ РФ “О статусе военнослужащих“. Согласно данному документу возмещение расходов по предоставлению льгот военнослужащим по оплате коммунальных услуг (в том числе по газоснабжению) производилось по домам федеральной собственности за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие проходили (проходят) военную службу. По домам, находящимся в собственности субъектов РФ, домам муниципального жилищного фонда, ЖСК расходы по предоставлению льгот подлежали возмещению за счет средств субъектов РФ, причем порядок возмещения расходов должен определяться субъектами РФ.

Указанный подзаконный акт был принят с целью реализации ФЗ
РФ “О внесении изменений и дополнений в ст. 15, 23 ФЗ РФ “О статусе военнослужащих“, который в свою очередь был признан утратившим силу в связи с принятием ФЗ РФ N 76-ФЗ от 27.05.1998 “О статусе военнослужащих“, изменив механизм компенсации льгот.

Поскольку Федеральным законом N 76-ФЗ предусмотрен иной, чем в ФЗ N 178-ФЗ, порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим по оплате жилья и коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление Правительства РФ N 790 от 12.07.1996 (в части порядка возмещения расходов) не подлежит применению после вступления в силу ФЗ N 76-ФЗ от 27.05.1998, так как противоречит ему.

В соответствии со ст. 15 ФКЗ РФ “О Правительстве РФ“ и ст. 184 Бюджетного кодекса РФ подготовка проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ, т.о. Правительство РФ обязано было не только разрабатывать механизм возмещения из бюджета расходов по предоставлению льгот, но и предусматривать реальную финансовую возможность реализации данного механизма.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что обязанностью Правительства было еще до принятия ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2001 год“ предусмотреть источники обеспечения предоставленных льгот в указанном периоде. Такие источники в законе о федеральном бюджете предусмотрены не были.

Более того, в соответствии с п. 7 ст. 184 Бюджетного кодекса РФ Правительство вправе было также разработать и внести предложения о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики либо социальной сфере, об отмене нормативных актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных актов или об их поэтапном введении.

Полномочия
по возмещению затрат в связи с предоставлением льгот по иному жилищному фонду возложены Федеральным законом РФ “О статусе военнослужащих“ на субъекты РФ с компенсацией этих расходов в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, отдельные государственные полномочия, передаваемые на другие уровни власти, финансируются исключительно за счет средств федерального бюджета. Поскольку денежные средства на цели возмещения бюджетом субъекта получены не были (не были предусмотрены в федеральном бюджете), субъект федерации не располагал денежными средствами для возмещения расходов по предоставлению льгот в конкретном периоде и не имел для этого возможности.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ “О газоснабжении в РФ“ в обязанности Правительства РФ в области газоснабжения входит установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. После издания ФЗ N 76-ФЗ Правительство РФ соответствующий данному Закону порядок компенсации убытков не разработало.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Предоставив обусловленные законом льготы военнослужащим, истец недополучил денежные средства, подлежащие уплате продавцу газа за его потребление в соответствии с действующим тарифом, в результате чего у ОАО “Липецкоблгаз“ возникли реальные убытки.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае имело место возникновение у ОАО “Липецкоблгаз“ убытков, которые возникли по вине Правительства РФ и явились следствием его бездействия. В связи с этим указанные убытки подлежат возмещению из средств казны РФ.

Довод заявителя жалобы о преюдициальности судебных актов, принятых Арбитражным судом г. Москвы, не принимается во внимание, так как ответчиками в данных делах являлись другие лица, другими были и основания исков.

Льготы, предоставленные истцом в 2001 г., не были учтены ни в тарифах 2001 г., ни в тарифах 2002 г.

Из составленного по материалам дела акта сверки, представленного апелляционной коллегии, усматривается следующее. Министерство финансов РФ в лице финансового органа - Управления федерального казначейства РФ по Липецкой области и ОАО “Липецкоблгаз“ согласились с тем, что количество военнослужащих и членов их семей, проживающих на территории Липецкой области и имеющих право на получение льготы, составляет 6233 человека, общая сумма, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 2147628,89 руб. Судом первой инстанции количество лиц, имеющих право
на льготы, и размер предоставленных льгот не проверялись. Исходя из этого, апелляционная коллегия пришла к выводу о необходимости изменить решение суда первой инстанции в части размера убытков, подлежащих взысканию в пользу ОАО “Липецкоблгаз“.

В связи с изменением суммы убытков, подлежащих возмещению, изменяется и сумма государственной пошлины, относимой на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ. С истца в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1599 руб. 91 коп., соответствующая необоснованно предъявленной сумме иска.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.02.2004 по делу N А36-166/3-02 изменить.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО “Липецкоблгаз“ убытки в сумме 2147628 руб. 89 коп.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО “Липецкоблгаз“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1599 руб. 91 коп.

Выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию.