Законы и постановления РФ

Информация Управления МНС РФ по Челябинской области от 21.03.2003 “Налогообложение кредитных учреждений“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 21 марта 2003 года

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Как выяснилось, в ходе проведения налоговыми органами области контрольной работы возникает множество вопросов по налогообложению кредитно - финансовых учреждений. В частности, это обусловлено тем, что законодательная база по данному направлению постоянно обновляется и пополняется и появляется необходимость в более детальном освещении налогового законодательства по вышеуказанной категории налогоплательщиков.

Рассмотрим некоторые вопросы, заданные в адрес нашего Управления кредитными организациями области.

1. Вопрос: Статья 259 НК РФ предусматривает применение специальных коэффициентов в отношении амортизируемых средств, используемых для работы в агрессивной среде и применения коэффициента 0,5 для легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов,
имеющих первоначальную стоимость соответственно более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей. Может ли банк применять вышеуказанные коэффициенты для амортизируемого имущества, введенного в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ и числящегося на балансе по состоянию на 01.01.2002?

Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

Таким образом, банк вправе применять коэффициент 0,5 для амортизируемого имущества, введенного в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ и числящегося на балансе по состоянию на 01.01.2002.

При этом, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 257 НК РФ при отнесении к амортизируемому имуществу объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2002, необходимо учесть восстановительную стоимость с учетом 30 % ограничения по увеличению восстановительной стоимости при переоценке, проведенной в 2001 году. Если основное средство было приобретено в 2001 году, то дооценка, осуществленная в 2001 году, для формирования его восстановительной стоимости для целей налогообложения не учитывается. Согласно ст. 322 НК РФ вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода начисления амортизации (линейном или нелинейном) по имуществу, введенному в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости имущества.

2. Вопрос: Приводит ли изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, в том числе и модернизация основного средства, изменение технологического или служебного назначения оборудования, зданий, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, к изменению стоимости основного средства при расчете
амортизационных отчислений?

Ответ: В соответствии с ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком полезного использования. Сроки полезного использования определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании классификации основных средств, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 1. Как следует из п. 3 ст. 258 НК РФ, срок полезного использования для амортизируемого имущества должен быть свыше одного года. Если на дату проведения ремонта какой-то объект амортизируемого имущества уже полностью самортизировался, то на суммы произведенных расходов по ремонту имущества банк не вправе уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Пунктом 2 статьи 257 определены случаи изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, в том числе и модернизация основного средства. Таким образом, затраты вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств приводят к изменению стоимости данного объекта для целей налогообложения, т.е увеличивают амортизационные отчисления.

3. Вопрос: Порядок учета резервов кредитной организации в соответствии со статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответ: В соответствии со ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации - если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка по итогам отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализованные расходы.

В соответствии со статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“, признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных указанной статьей. Согласно пункту 2.7. Инструкции Центрального Банка России от 30.06.1997 N 62а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам“ (далее - Инструкция ЦБ РФ) в зависимости от величины кредитного риска все ссуды подразделяются на 4 группы:

1 группа - стандартные (практически безрисковые ссуды),

2 группа - нестандартные ссуды (умеренный уровень риска невозврата),

3 группа - сомнительные ссуды (высокий уровень риска невозврата),

4 группа - безнадежные ссуды (вероятность возврата практически отсутствует, ссуда представляет собой фактические потери банка).

На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 292 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

В соответствии со ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений на возможные потери по ссудам, сформированные банком под задолженность, относимую к стандартной и под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже. Других ограничений по учету расходов на формирование резервов на возможные потери по ссудам, при определении налоговой базы по налогу на прибыль, НК РФ не предусмотрено.

Следовательно, с 1 января 2002 г. резерв на возможные потери по ссудам 4 группы классификации согласно
п. 2.7. инструкции N 62а включается в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Согласно ст. 292 НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам формируются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Пункт 2.8. Инструкции ЦБ РФ предполагает, при определении величины кредитного риска и формировании резерва на возможные потери по ссудам, оценку выданных ссуд в зависимости от критерия “обеспеченности“.

4. Вопрос: Порядок отражения банками расходов на ремонт арендуемых основных средств и иного имущества.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), объектом налогообложения по налогу на прибыль - является полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходом для лизингодателя является реализация имущественного права на предмет лизинга.

Но п. 1 ст. 268 НК РФ предусмотрено, что при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества. Таким образом, если в данном случае остаточная стоимость передаваемого имущества равна нулю, то объекта налогообложения по налогу на прибыль у лизингодателя не возникает. Для лизингополучателя, согласно п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитывается доход в виде имущественного права, полученного в качестве обеспечения обязательств.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ - первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.

В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в размере не превышающем 10 % первоначальной стоимости амортизируемых основных средств.
Данное положение применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

5. Вопрос: Особенности отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам (кредитам, товарным и коммерческим кредитам, займам, банковским вкладам, банковским счетам или иным заимствованиям независимо от формы их оформления) в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответ: Пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.05.2002) определены особенности отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам (кредитам, товарным и коммерческим кредитам, займам, банковским вкладам, банковским счетам или иным заимствованиям независимо от формы их оформления).

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах.

Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина
процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

6. Вопрос: Порядок открытия и использования счета для накопления призового фонда лотереи.

Ответ: Если налогоплательщику открыт счет в банке, то в соответствии с п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Однако в соответствии со ст. 41 Указа Президента РФ от 19.09.1995 N 955 “Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации“ (далее Указ), призовой фонд лотереи, заявляемый в условиях лотереи и представляющих нераспределенную часть средств участников лотереи, не является собственностью учредителя или организатора лотереи и на него не может быть обращено взыскание по их обязательствам.

В соответствии со ст. 44 Указа, на банке лежит ответственность за неприкосновенность призового фонда и использование его организатором лотереи исключительно по назначению.

Таким образом, банк, при открытии счета для накопления призового фонда лотереи, не только может, но и обязан гарантировать клиенту (организатору лотереи) сохранность, неприкосновенность и исключительно целевое использование денежных средств на данном счете. В связи с этим, списание указанных средств в безакцептном порядке в соответствии со ст. 46 НК РФ невозможно.

7. Вопрос: Порядок учета кредитными организациями специальной одежды. Уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль затраты банка по приобретению спецодежды?

Ответ: В соответствии со ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) -
к материальным расходам относятся затраты на приобретение специальной одежды (далее - спецодежда) и др. имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию.

Пунктом 5 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относится стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании. Поэтому если спецодежда выдается работнику согласно законодательству Российской Федерации и остается в его личном постоянном пользовании, то данные расходы необходимо учитывать по статье “Расходы на оплату труда“, в противном случае - по статье “Материальные расходы“.

Если срок полезного использования спецодежды, выдаваемой во временное пользование, менее 12 месяцев, а стоимость менее 10 тыс. руб., то ее стоимость списывается единовременно в момент ее выдачи (подп. 3 п. 1 ст. 254, 318 НК РФ).

Необходимо отметить, что согласно ст. 252 НК РФ, при исчислении налога на прибыль все расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 221 ГК РФ, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда.

Поскольку вышеуказанные расходы должны быть экономически оправданы, то при приобретении и выдаче спецодежды должны руководствоваться “Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты работникам банков“, утвержденными Постановлением Минтруда от 30.08.2000 N 63.

Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, от 18.06.1997 N 61 (приложение 7, п. 4.10) определено, что форменная (специальная одежда) включая обувь, бронежилеты, выдается работникам кредитной организации, определенным ее Правлением (Советом), с учетом действующего законодательства. При этом определяется категория работников, которым выдаются форменная (специальная) одежда за счет кредитной организации, набор одежды, срок, на который выдается каждый предмет форменной одежды. Расходы на форменную (специальную) одежду осуществляются за счет фондов специального назначения, следовательно не учитываются в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

8. Вопрос: Порядок отражения расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, а также расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы.

Ответ: 1. В соответствии с п. 7 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) при исчислении налога на прибыль принимаются расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555, предрейсовые медосмотры водителей автотранспортных средств, проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых на предприятиях и входящих в состав поликлиник на правах их структурных подразделений.

Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в расходы, связанные с банковской деятельностью, кредитная организация вправе включить затраты на оплату соответствующих медицинских услуг, осуществленных исключительно сторонними лицензированными лечебно - профилактическими организациями и учреждениями здравоохранения.

2. В соответствии с п. 48 ст. 264 НК РФ при исчислении налога на прибыль принимаются расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы, (суммы
начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение и топливо для приготовления пищи).

Поскольку деятельность столовой не связана с получением дохода, в соответствии со ст. 252 НК РФ, расходы на оплату труда работникам столовой не признаются расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли.

С 01.01.2002 согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения, указанные в пункте 1 названной статьи, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В связи с вышеизложенным расходы на оплату труда работникам медпункта и отдела обслуживания (столовой) не являются объектом налогообложения ЕСН.

Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на поставленные вопросы даны исходя из законодательства, действующего на 01.08.2002.

9. Вопрос: Относятся ли к банковским операциям услуги по выемке и возврату банковской карты при захвате в устройствах системы СТБ, а также устройств удаленного доступа при использовании кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 “О банках и банковской деятельности“ и п. 4.1 Положения Банка России от 09.04.98 N 23-П “О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием“, к банковской операциям относится осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, в том числе и с использованием банковских карт. Таким образом, операции, связанные с временной блокировкой банковской карты, переоформлением ПИН-конверта, а также с выдачей дубликата карты относятся к банковским операциям.

Основываясь на отсутствие в вышеуказанных документах банковских операций, в виде услуг по выемке и возврату банковской карты при захвате в устройствах системы СТБ, а также устройств удаленного доступа и, принимая во внимание разъяснения МНС России, направленные письмом от 28.02.02 N 03-2-09/533/22-з950, можно сделать вывод о том, что указанные услуги не относятся к банковским операциям.

Заместитель начальника

отдела налогообложения

кредитно - финансовых учреждений,

иностранных организаций

и валютного контроля

Управления МНС РФ

по Челябинской области,

советник налоговой

службы РФ 3 ранга

Ф.ЕСАКОВА