Законы и постановления РФ

Информация Управления МНС РФ по Челябинской области от 21.10.2002 “Вопросы и ответы о налогах“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 21 октября 2002 года

Вопрос: Начисляется ли единый социальный налог на доходы, выплачиваемые по трудовому договору работнику, который является иностранным гражданином?

Ответ: Пунктом 2 статьи 239 НК РФ установлено, что если условиями договора, заключенного между налогоплательщиком и иностранными гражданами и лицами без гражданства, закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов, то лицо (работодатель) вправе не начислять налог на выплаты в пользу таких работников.

При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской
Федерации. В соответствии с законодательством налог не начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые в пользу следующих иностранных граждан и лиц без гражданства:

- в федеральный бюджет, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;

- в фонды обязательного медицинского страхования - временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;

- в Фонд социального страхования Российской Федерации - как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.

Таким образом, в указанных договорах между налогоплательщиками, поименованными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, и вышеуказанными иностранными гражданами и лицами без гражданства не может быть закреплено право на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 24.06.1981 N 5152-Х “О правовом положении иностранных граждан в СССР“ под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, которые имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел Российской
Федерации.

Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус как постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на получение базовой части трудовой пенсии неразрывно связано с обязанностью производить уплату налога в федеральный бюджет. Лица (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово - хозяйственной деятельности, уплачивают налог в федеральный бюджет только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что правовое положение и пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации регламентируется законодательством Российской Федерации, в частности:

Законом СССР от 24.06.1981 N 5152-Х “О правовом положении иностранных граждан в СССР“;

Правилами пребывания иностранных граждан на территории СССР (Российской Федерации), включая порядок оформления документов на право жительства на территории Российской Федерации иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, определенными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.1991 N 212;

Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 2146.

С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя) обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации (вид на жительство с правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации или наличие у него
свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации).

При этом в соответствии со статьей 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и, соответственно, распространение для лица обязанности по уплате налога относится также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств - участников Содружества Независимых Государств.

Таким образом, налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 28.07.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Статьей 8 вышеуказанного Закона медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения иностранных граждан медицинской помощью Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 N 1488 утверждено “Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации“.

Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется:

на выплаты, производимые иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам;

на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно
пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.

Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется:

на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера, а также авторским договорам.

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из содержания указанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Вопрос: Обязан ли уплачивать фиксированный платеж на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии индивидуальный предприниматель - пенсионер, не имеющий дохода от предпринимательской деятельности?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ
в виде фиксированного платежа.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ) установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты с 1 января 2002 года.

Федеральным законом N 167-ФЗ, применяемым в настоящее время в редакции Федерального закона N 57-ФЗ, не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей (в том числе пенсионеров) от уплаты минимального размера фиксированного платежа.

При этом, Федеральный закон N 167-ФЗ не связывает обязанность уплаты минимального размера фиксированного платежа индивидуальным предпринимателем (в том числе пенсионером) с наличием дохода.

Таким образом, индивидуальные предприниматели (в том числе пенсионеры) обязаны уплачивать минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии независимо от величины полученного в результате предпринимательской деятельности дохода или убытка.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель (работающий пенсионер) временно не занимается предпринимательской деятельностью, не получает доходы - обязан ли он платить фиксированный платеж на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в сумме 150 рублей в месяц?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ)
установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц (100 рублей - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии), который является обязательным для уплаты.

Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии за календарный год в сумме 1800 рублей (150 руб. x 12 мес.), в том числе 1200 рублей на страховую часть трудовой пенсии, 600 рублей на накопительную часть трудовой пенсии, производится индивидуальными предпринимателями в течение календарного года отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации, от 28.12.2001 N 118н.

Согласно статье 16 Федерального закона N 57-ФЗ действие вышеназванных положений данного Федерального закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Федеральным законом N 167-ФЗ, применяемым в настоящее время в редакции Федерального закона N 57-ФЗ, не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей (в том числе пенсионеров) от уплаты минимального размера фиксированного платежа.

При этом Федеральный закон N 167-ФЗ не связывает обязанность уплаты минимального размера фиксированного платежа индивидуальным предпринимателем (в том числе пенсионером) с наличием дохода.

Таким образом, индивидуальные предприниматели (в том числе пенсионеры) обязаны уплачивать минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии независимо от величины полученного в результате предпринимательской деятельности дохода или убытка.

Вопрос: В соответствии с совместным Приказом Минфина РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 25.03.2002 N 21 к “Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан
за счет средств федерального бюджета“ центр занятости населения финансирует мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет по заключенным договорам со школами, учебными комбинатами и другими организациями путем перечисления на их лицевые счета денежных средств на материальную поддержку несовершеннолетних граждан. Следует ли начислять ЕСН на заработную плату несовершеннолетних граждан?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Каких-либо возрастных ограничений при налогообложении указанных выплат налоговым законодательством не предусмотрено. Таким образом, в налоговую базу по единому социальному налогу включаются все выплаты, осуществленные в соответствии с трудовыми договорами, за исключением указанных в ст. 238 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 236 Налогового Кодекса РФ рассматриваемые выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В целях исчисления единого социального налога под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, понимаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 “Налог на прибыль организаций“ Налогового кодекса РФ. При этом, источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.

К выплатам, которые не
являются объектом обложения единым социальным налогом в 2002 году могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ.

Начальник отдела ЕСН

Управления МНС РФ

по Челябинской области

С.ПЕРОВ