Законы и постановления РФ

Информация Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 20.11.2001 “Что стоит за правом на информацию?“

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ

от 20 ноября 2001 года

ЧТО СТОИТ ЗА ПРАВОМ НА ИНФОРМАЦИЮ?

Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей“ устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая ту, которая непосредственно не связана с качеством товаров (работ, услуг). В соответствии со ст. 8 Федерального закона “О защите прав потребителей“ потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

Вообще информация имеет огромное значение для потребительского выбора. Человек может выбрать удовлетворяющий его запросам товар, работу или услугу только на основе достоверной и полной информации. Поэтому закон устанавливает перечень
сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю.

Так, согласно ст. 9 Федерального закона “О защите прав потребителей“ изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (название) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

У многих возникает вопрос, что означает и включает в себя понятие “фирменное наименование“ организации. Это название, позволяющее отличить ее от других. Но вместе с тем в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование организации обязательно должно содержать указание на его организационно - правовую форму, поскольку от нее зависит объем ответственности организации.

Законодательство предусматривает право продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно устанавливать режим работы своего предприятия. Исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия. Одновременно закон возлагает на предприятие обязанность соблюдать им же установленный режим работы. Например, если на вывеске указано, что магазин работает с 9.00 до 20.00 ежедневно без выходных, а вы пришли к семи часам вечера и уткнулись в закрытые двери, - можете жаловаться. Магазин не соблюдает указанный режим работы, и государственные органы, на которые возложены обязанности контроля за соблюдением правил торговли, вправе привлечь предприятие к ответственности за нарушение законодательства. Потребитель, понесший убытки из-за несоблюдения режима работы продавца, вправе потребовать их возмещения. Но для этого ему необходимо позаботиться о доказательствах. Это могут быть показания свидетелей, акт, составленный представителями государственных органов, общественных организаций, либо представителями правоохранительных органов.

Если изготовителем (исполнителем, продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он должен предоставлять потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Нельзя говорить, что непредоставление в наглядной и доступной форме информации об
изготовителе (исполнителе, продавце) - это незначительное нарушение потребительского законодательства и от этого не страдают потребители. Например, если нарушены права потребителя, предусмотренные действующим законодательством, а изготовитель (исполнитель, продавец) отказался удовлетворить законные требования в отношении нарушенных прав в добровольном порядке, то спор подлежит рассмотрению в суде. Для подачи искового заявления Гражданско - процессуальный кодекс обязывает истца в исковом заявлении обязательно указать наименование ответчика, его местожительство или, если ответчиком является юридическое лицо, его местонахождение.

Из-за быстрого появления и исчезновения компаний, предлагающих потребителям те или иные товары (услуги), вопрос о надежности партнера становится одним из важных критериев правильного и сознательного выбор потребителями товара (работы, услуги). Это еще раз подчеркивает необходимость предоставления потребителю достоверной и полной информации о продавце (исполнителе, изготовителе).

Зачастую многие организации не предоставляют информацию, предусмотренную ст. 9 Федерального закона “О защите прав потребителей“, дают недостоверные или недостаточно полные сведения. Многие руководители не считают это большим грехом. Стоит напомнить, что при обнаружении таких нарушений антимонопольное управление выносит предписание об их прекращении с установлением определенного срока на исполнение. За уклонение или несвоевременное исполнение предписаний МАП России о прекращении нарушений прав потребителей установлена ответственность исполнителей в виде штрафа до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Специалист I категории

отдела защиты прав потребителей

ЧТУ МАП России

Е.СЕМЕНОВА