Закон Челябинской области от 23.04.1999 N 73-ЗО (ред. от 10.10.2001) “О согласованном регулировании уровня жизни населения в Челябинской области“ (принят Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.03.1999 N 508)
Утратил силу в связи с принятием Закона Челябинской области от 30.10.2003 N 181-ЗО, вступившего в силу со дня официального опубликования.23 апреля 1999 года N 73-ЗО
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О СОГЛАСОВАННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона Челябинской области
от 10.10.2001 N 35-ЗО)
Принят
Постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 25 марта 1999 г. N 508
Настоящий Закон регулирует особый тип социально - правовых отношений, возникающих в процессе разработки, принятия и исполнения многосторонних соглашений, определяющих движение всех социальных структур Челябинской области к достижению согласованной динамики роста уровня жизни населения.
Закон устанавливает состав участников переговорного процесса, процедуру согласования обязательств, функции общественного контроля за выполнением принятых соглашений и ответственность сторон.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
уровень жизни - обобщающий показатель, характеризующий экономическое положение населения, меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей;
социальные индикаторы - частные показатели уровня жизни; текущий реестр, классификация уровня жизни;
согласованное регулирование уровня жизни - система мер воздействия законодательного, исполнительного и контролирующего характера, выработанных в результате согласования кратко- и среднесрочного поведения основных общественных структур области, организованных по экономическим интересам и под воздействием авторитета государственной власти, одновременно выступающей в качестве равноправного партнера;
переговорный процесс - строго регламентированный по времени и процедурам процесс согласования и принятия соглашений по уровню жизни;
соглашения по уровню жизни - установленная в результате переговорного процесса динамика положительных изменений количественных и качественных показателей уровня жизни населения области, обязательства и ответственность сторон по обеспечению движения к этой цели.
Статья 2. Правовая основа Закона
Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, Устав Челябинской области, договоры и соглашения области с Правительством Российской Федерации, законы области и иные нормативные акты Челябинской области.
Статья 3. Основные цели согласованного регулирования уровня жизни
Основными целями согласованного регулирования уровня жизни населения являются:
- признание обеспечения динамики роста уровня жизни в качестве основной задачи региональной экономической политики и меры ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, всех социальных структур области;
- выбор и согласование сторонами переговорного процесса основных показателей для оценки уровня жизни населения Челябинской области, принимаемых на планируемый период исходя из реальных экономических возможностей;
- обеспечение комплексности использования правовых, политических, социально - экономических, информационно - пропагандистских мер, направленных на обеспечение согласованной динамики роста уровня жизни населения области;
- выработка и установление направлений и методов общественного контроля за исполнением достигнутых соглашений по уровню жизни.
Статья 4. Основные принципы переговорного процесса
Основными принципами переговорного процесса являются:
- полномочность представителей сторон;
- равноправие сторон в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашения;
- добровольность сторон в принятии на себя обязательств;
- реальность обеспечения принимаемых обязательств;
- систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств;
- гласность, широкое обсуждение концепций соглашений в средствах массовой информации до начала переговорного процесса, общедоступность информации о сути достигнутых соглашений.
Статья 5. Стороны и участники переговорного процесса
1. Система переговорного процесса включает в себя 20 человек и формируется на паритетной пятисторонней основе по постановлению Законодательного Собрания области.
(в ред. Закона Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
2. Сторонами и участниками переговорного процесса являются:
- органы государственной власти области (Губернатор области, председатель Законодательного Собрания, их заместители);
- ассоциации товаропроизводителей и банкиров (представители ассоциаций малого и среднего бизнеса, ученый - экономист);
- органы местного самоуправления (руководители территориальных ассоциаций глав муниципальных образований, представительных органов местного самоуправления);
- представители населения (депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания, городского (районного) Собрания, сельского совета);
- представители наемных работников (объединения профсоюзов области).
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
Полномочия участников переговорного процесса возникают после избрания их соответственно на коллегии, советах ассоциаций, депутатских собраниях, утверждения руководящими органами профсоюзов.
(в ред. Закона Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
Статья 6. Система переговорного процесса
1. Инициатором начала переговорного процесса по заключению соглашений вправе выступить любая из сторон. Получившие письменное предложение стороны обязаны в семидневный срок сообщить Губернатору области о готовности поддержать это предложение. С согласия всех сторон Губернатор определяет срок, место проведения переговоров и ведет их.
2. Основным содержанием переговорного процесса являются согласование изменений количественных и качественных показателей уровня жизни населения Челябинской области, установление условий и возможностей их достижения.
3. Согласование сторонами динамики уровня жизни населения на определенный период должно базироваться на анализе сложившейся ситуации в экономике региона и прогнозе социально - экономического развития. На основании реальных возможностей определяются общая цель и приоритетные направления развития, меры по достижению намеченной цели:
согласование концепции формирования бюджета очередного года, рейтинг важнейших инвестиционных программ, ориентиры в политике приватизации, в сфере налогообложения, в других социально значимых областях.
4. Согласованные в ходе переговорного процесса позиции должны включать в себя фиксацию обязательств сторон, определение их конкретного вклада в достижение согласованной цели, а также ответственность за выполнение взятых обязательств.
5. Итогом переговорного процесса являются соглашения по уровню жизни, подписанные всеми сторонами и участниками переговорного процесса.
Соглашения вступают в силу после ратификации ежегодным областным съездом депутатов всех уровней. Перед ратификацией очередного соглашения областной съезд депутатов всех уровней заслушивает отчет о выполнении действующего соглашения и дает оценку его выполнению.
(в ред. Закона Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
6. Вступившие в силу соглашения становятся основой региональной государственной политики обеспечения согласованного уровня жизни населения области, принятия соответствующих нормативных правовых актов Губернатора, Законодательного Собрания и органов местного самоуправления области.
Статья 7. Показатели уровня жизни населения Челябинской области
Уровень жизни населения Челябинской области определяется следующими социально - экономическими индикаторами, их динамикой при выборе отдельных показателей в качестве объекта регулирования:
- просроченная задолженность по выплате заработной платы;
- динамика реальной заработной платы;
- динамика реальных располагаемых денежных доходов;
- динамика среднедушевого дохода, прожиточного минимума, численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
- уровень, динамика и структура потребительских расходов населения;
- объем социального страхования, пенсий, социальной помощи, пособий и стипендий;
- индекс розничных цен на потребительские товары и услуги;
- обеспеченность основными предметами длительного пользования (автомобилями, телевизорами, холодильниками и морозильниками, стиральными машинами);
- государственные расходы на жилье (рост зарплаты и стоимости жилищных услуг);
- ввод жилья (на тысячу человек);
- общий уровень безработицы (число временно незанятой части экономически активного населения);
- безработица среди молодежи (до двадцати четырех лет);
- доля бюджетных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и культуру (в процентах);
- потребление основных продуктов питания на душу населения;
- обеспеченность населения услугами здравоохранения (число врачей и больничных коек на тысячу человек);
- образовательный уровень населения (число неграмотных, имеющих среднее, высшее образование на тысячу человек, число учащихся школ и студентов высших учебных заведений на тысячу человек);
- младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до года на тысячу родившихся);
- количество и душевой показатель отдельных правонарушений (в городах и сельских населенных пунктах);
- условия среды, окружающей человека;
- динамика объема благотворительной деятельности;
- объем валового регионального продукта на душу населения;
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
- продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая);
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
- соотношение рождаемости и смертности населения области.
(Абзац введен Законом Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
Статья 8. Формирование общественного контроля за уровнем жизни населения
1. В целях обеспечения согласованной динамики роста показателей уровня жизни населения образуется Комитет общественного контроля за уровнем жизни населения (далее именуется Комитет).
2. Председатель Комитета, десять его членов и Положение о Комитете утверждаются областным съездом депутатов всех уровней. Председатель и члены Комитета избираются сроком на четыре года из числа авторитетных и независимых профессионалов, административно не подчиненных органам исполнительной власти и местного самоуправления области.
(в ред. Закона Челябинской области от 10.10.2001 N 35-ЗО)
Статья 9. Функции и полномочия комитета общественного контроля
1. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами и функциями:
- запрашивает статистическую, аналитическую и иную информацию, необходимую для осуществления деятельности Комитета;
- анализирует ход реализации принятых соглашений по уровню жизни, соответствующие директивные решения органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов;
- систематически отслеживает динамику социально - экономических индикаторов уровня жизни, указанных в статье 7 настоящего Закона;
- осуществляет сотрудничество с комитетами Законодательного Собрания, Контрольно - счетной палатой Челябинской области, контрольно - ревизионным управлением Минфина России по Челябинской области, областным комитетом государственной статистики, контрольно - аналитическим управлением администрации области, профсоюзными органами, общественно - политической палатой Челябинской области, средствами массовой информации, иными организациями по вопросам реализации контрольных функций;
- заслушивает информацию руководителей органов управления всех уровней и предприятий и организаций всех форм собственности;
- представляет заключение о динамике роста уровня жизни населения в качестве обязательного приложения ежегодного доклада Губернатора области об итогах социально - экономического развития области;
- направляет по мере необходимости Губернатору области, председателю Законодательного Собрания области, другим сторонам переговорного процесса инициативные экспертные оценки, обзоры, прогнозные сценарии по результатам контрольного анализа.
2. Комитет не вмешивается в практическую работу органов власти и управления, хозяйствующих субъектов. Замечания и рекомендации Комитета не имеют официальной силы, они ни для кого не обязательны и должны рассматриваться как мнение группы самых сведущих по данным проблемам людей, не являющихся представителями государственной власти.
Подготовленные заключения, рекомендации, обзоры имеют характер общей ориентации для принятия экономико - политических решений, контрольных цифр.
Статья 10. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение соглашений по уровню жизни
Немотивированный или безосновательный отказ в предоставлении требуемых документов либо их сокрытие, умышленное искажение статистических и иных сведений, уклонение от вызова в Комитет, невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соглашений по уровню жизни влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и области.
Статья 11. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Законы Челябинской области и иные нормативные акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
г. Челябинск
23 апреля 1999 года
N 73-ЗО