Законы и постановления РФ

Письмо Минэкономики РФ от 27.07.98 N АС-607/3-504 “О принятых Правительством РФ мерах в связи с обращением Совета ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации по кризисному состоянию экономики и финансов страны“

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 июля 1998 г. N АС-607/3-504

О ПРИНЯТЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ МЕРАХ

В СВЯЗИ С ОБРАЩЕНИЕМ СОВЕТА АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЛАСТЕЙ И РЕСПУБЛИК УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ

И ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРИЗИСНОМУ

СОСТОЯНИЮ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ СТРАНЫ

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономики России совместно с Минфином России, Минтрудом России, Минрегионнацем России, при участии Банка России рассмотрело обращение Совета ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации и сообщает следующее.

Действительно, состояние в реальном секторе экономики и финансов остается нестабильным. Позитивные тенденции в промышленной и финансовой сферах (снижение инфляции,
прекращение спада и небольшой рост производства, рост кредитных вложений в реальный сектор), наметившиеся до ноября 1997 года, сопровождались бюджетно-финансовым кризисом, связанным с плохим сбором налогов, высокими обязательствами государства по расходам. И дело не столько в величине внутреннего государственного долга, сколько в неблагоприятной его структуре: преобладают короткие и дорогие долги по ГКО и, как следствие, происходит быстрый рост процентных расходов. Поэтому в ноябре 1997 года российская экономика оказалась чувствительной к азиатскому кризису, ухудшению конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей.

В настоящее время имеется угроза долгового кризиса, который может перерасти в общий кризис российской экономики, переживающей переходный период. Правительство Российской Федерации осознает масштаб проблемы и в этой связи разработало Программу стабилизации экономики и финансов и План стабилизационных мер (одобрены 23 июня 1998 года а заседании Правительства Российской Федерации), приняло и подготовило для рассмотрения ряд нормативно - правовых актов Российской Федерации. В сложившихся условиях стабильность на внутренних финансовых рынках и переориентация финансовых потоков в сферу материального производства возможна только при условии реализации скоординированной денежно - кредитной, бюджетно - налоговой и структурной политики. Ее приоритетами являются обеспечение устойчивости национальной валюты, существенное улучшение ситуации в бюджетной сфере как за счет увеличения собираемости налогов, так и строгого контроля за расходованием государственных средств, и на этой основе последовательное снижение общего уровня процентных ставок в экономике, в частности процентных ставок по кредитам реальному сектору экономики до уровня, стимулирующего рост платежеспособного спроса на заемные ресурсы.

По конкретным предложениям Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона сообщаем следующее.

Пункт 1

Контроль за размерами денежной массы - одна из основных макроэкономических задач органов денежно
- кредитного регулирования. В течение последних двух лет уровень монетизации экономики повышается, закрепилась сформировавшаяся в 1996 году тенденция замедления скорости обращения денег, что является признаком относительно устойчивого насыщения экономики деньгами.

Действительно, предприятия реального сектора испытывают недостаток денежных средств не только для инвестирования, но и для наращивания своих оборотных средств. В настоящее время соотношение денежной массы М2 к ВВП составляет в России около 14 %, что значительно меньше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Но начиная с июня 1996 года темпы прироста денежной массы М2 опережали темпы инфляции. Так, если в 1997 году номинальный прирост денежной массы в обращении составил 28,4 процента, то инфляции - 11 процентов. Задача стоит в создании таких условий, которые позволили бы увеличить денежную массу без угрозы инфляционного всплеска. Необходимость придания процессу финансовой стабилизации долгосрочного характера не допускает чрезмерного роста денежной массы, которая вызовет инфляционное давление на экономику. Это особенно важно при нестабильности международных финансовых рынков, которая отражается на состоянии российской экономики.

Практика показала неэффективность административного регулирования денежной эмиссии в условиях действия рыночных механизмов, так как в значительной степени именно предоставление Банком России целевых кредитов явилось причиной развития инфляции и падения курса рубля. Поэтому введение нормативов кредитования различных направлений экономической деятельности за счет эмиссии представляется неэффективным. Такого рода кредиты могут иметь разрушительные последствия для финансовых рынков и валютного курса.

Рассматривая предложения о разрешении кризиса неплатежей, считаем, что необходимо не проводить директивную (целенаправленную) эмиссию, а создавать условия, которые позволили бы предприятиям реального сектора предъявлять платежеспособный спрос на кредиты коммерческих банков. Под этими условиями понимается, прежде всего, низкая инфляция, низкие реальные
процентные ставки по кредиту, соответствующая динамика валютного курса. Имея в виду, что неплатежи - это оборотная сторона недоступности кредитов, Банк России придерживается стратегии последовательного снижения ставки рефинансирования и создания тем самым более благоприятной базы для решения проблемы неплатежей.

Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке вызывает потребность во временном ужесточении мер денежной политики и, прежде всего, повышения процентных ставок Банка России по собственным операциям. С этой точки зрения важное значение имеет декларируемый Банком России краткосрочный характер нынешнего повышения ставки рефинансирования. В дальнейшем нормализация ситуации на финансовом рынке позволит снизить уровень процентных ставок.

Пункт 2

Основной проблемой государственных финансов в настоящее время становится увеличивающийся государственный долг и рост расходов на его обслуживание, вызванный кризисом на финансовых рынках России.

В этих условиях в Программе стабилизации экономики и финансов предложен ряд мер по выходу из сложившейся ситуации. Меры связаны с сокращением дефицита федерального бюджета, а также изменением структуры государственных заимствований на основе перехода к финансированию дефицита федерального бюджета в основном за счет размещения среднесрочных заемных инструментов. В этой связи Правительством Российской Федерации принято решение о прекращении выпуска краткосрочных ГКО. Владельцам государственных краткосрочных облигаций предложено добровольно произвести обмен ГКО на облигации с фиксированной ставкой процента в долларах с погашением в 2005 и 2018 годах.

Будет реализована программа по оптимизации государственных заимствований. Так, например, уже осуществляются операции по выкупу дорогих выпусков ГКО за счет средств, привлеченных при размещении евробондов, что повлечет за собой увеличение доли более дешевых внешних заимствований. При этом привлечение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета будет осуществляться осторожно.

В 1999 году за счет указанных мер будет стабилизирована доля процентных
расходов в федеральном бюджете, а с 2000 года - снижена.

С точки зрения управления государственным долгом важной проблемой является обеспечение контроля федеральным правительством за заимствованиями субъектов Российской Федерации.

Рассматривая предложения об изменении принципов формирования фонда обязательного резервирования Центрального банка Российской Федерации путем “закладки“ в него реструктурированных в долгосрочные бумаги государственных долговых обязательств (ГКО), следует подчеркнуть, что существующий фонд обязательного резервирования депозитов коммерческих банков в Банке России выполняет две функции. С одной стороны - это один из инструментов денежно-кредитной политики, при помощи которого Банк России регулирует уровень денежного предложения. С другой - это страховой резервный фонд, используемый для погашения части обязательств коммерческого банка в случае его банкротства.

Поэтому, при осуществлении предложенной в обращении меры Банк России будет вынужден увеличить денежное предложение в размере существующего фонда обязательного резервирования (около 38 млрд. рублей). Однако в нынешних условиях нельзя исключить возможность перетока этих средств на валютный рынок, что может создать реальную угрозу для стабильности национальной валюты. Кроме того, формирование фонда обязательных резервов ценными государственными бумагами в условиях значительных колебаний цен на рынке государственных ценных бумаг может оказать отрицательное воздействие на степень доверия населения к банковской системе.

Пункт 3

Задачи снижения цен и тарифов на продукцию (работы, услуги), производимую субъектами естественных монополий, усиления контроля за их деятельностью определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 321 “Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации в 1997 году и задачах на 1998 год“.

В Программе Правительства Российской Федерации по стабилизации экономики и финансов отмечено, что в сложившихся условиях одно из основных направлений поддержки производства - снижение цен и
тарифов в отраслях естественных монополий, сокращение перекрестного субсидирования одних групп потребителей за счет других.

Направления совершенствования регулирования деятельности отраслей естественных монополий определены Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 426 “Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий“. Важнейшими задачами совершенствования регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в рамках структурных преобразований является задействование эффективных механизмов снижения затрат и цен (тарифов) на производимую продукцию и оказываемые услуги, усиление государственного регулирования инвестиционных программ и контроля за их выполнением, организации контроля за их финансовыми потоками.

В целях снижения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий органами государственного регулирования будут учитываться в затратах на производство и реализацию продукции (услуг) амортизационные отчисления, скорректированные исходя из уточненной балансовой стоимости основных фондов, переоценка которых предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 627 “Об уточнении порядка расчетов амортизационных отчислений и переоценке основных фондов“.

Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 1998 года N 697 “О снижении цен на газ для потребителей Российской Федерации“ РАО “Газпром“ и не входящим в его систему организациям, поставляющим газ по регулируемым ценам, предоставлено право устанавливать скидки для потребителей Российской Федерации в размере до 30 процентов цены газа, действующей в период его поставки, при условии оплаты в денежной форме текущих поставок газа и договоренности с потребителем о порядке полного погашения имеющейся задолженности по оплате за газ.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1998 года N 834-Р с 15 июня 1998 года на 25 процентов снижены тарифы на перевозки во внутригосударственном сообщении ряда массовых грузов (угля
каменного, руд и концентратов железных, нефти сырой, мазута нефтяного и каменноугольного), составляющих 36 процентов объема перевозок.

В целях прекращения перекрестного субсидирования одних групп потребителей за счет других постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года N 389 “О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий“ утвержден план мероприятий, имеющих целью снижение цен и тарифов на продукцию и услуги для промышленных нужд.

Проведение мероприятий по поэтапному прекращению перекрестного субсидирования в газовой отрасли позволило снизить с 1 апреля 1998 года в среднем на 3 процента оптовые цены на природный газ, поставляемый тепловым электростанциям - субъектам федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии (мощности). Это позволило снизить с 1 апреля 1998 года тарифы для потребителей электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ в среднем на 10 процентов по отношению к декабрю прошлого года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года N 390 “О мерах по совершенствованию порядка формирования инвестиционных ресурсов в электроэнергетике и государственному контролю за их использованием“ отменено включение в себестоимость продукции (услуг) предприятий электроэнергетики отчислений для формирования целевых инвестиционных средств по организации работы и развитию ЕЭС России.

В целях снижения уровня тарифов на электроэнергию для потребителей постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 6 марта 1998 года N 12/3 “Об особенностях формирования тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)“ предусмотрено при условии 100-процентной оплаты потребителем покупаемой энергии, применять скидку к тарифу на электроэнергию (мощность) на 1 процент за каждые 3 процента повышения оплаты электроэнергии денежными средствами от достигнутого уровня денежной оплаты по состоянию на 1 апреля 1998 года.

Право на
применение данной скидки предоставлено региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации для энергоснабжающих организаций постановлением ФЭК России от 20 марта 1998 года N 13/5 “О тарифах на электрическую энергию (мощность), поставляемую на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) с 1 апреля 1998 года“.

Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, содержащий ряд мер, позволяющих закрепить правовое положение региональных энергетических комиссий как полноценных органов исполнительной власти, работающих на основе единой с ФЭК России методологии регулирования тарифов. Это создаст необходимые условия для принятия экономически обоснованных решений в части ценового регулирования в электроэнергетике, прекращения перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии и снижения тарифов.

Указанные меры в области регулирования цен естественных монополий позволят существенно снизить издержки в других отраслях промышленности, прежде всего в нефтяной, нефтеперерабатывающей, химической, черной и цветной металлургии, а также в бюджетной сфере.

Изменение порядка начисления амортизации с целью снижения себестоимости и тарифов на производимую продукцию (услуги) предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 627 “Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов“.

Пункт 4

В числе мер, направленных на поддержку отечественных производителей, облегчение их финансового положения, создание благоприятных условий для сокращения неплатежей, бартера и денежных суррогатов, в Программе стабилизации экономики и финансов предложено внести изменения в порядок налогообложения при реализации продукции ниже себестоимости и основных фондов ниже балансовой стоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность предприятиям избавляться от неликвидов, реализовать неиспользуемое оборудование, устранять искусственное завышение цен, созданное вследствие применения бартера и
денежных суррогатов. С этой целью Правительством Российской Федерации подготовлен и 17 июля 1998 года одобрен Советом Федерации Федеральный закон “О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“. Предлагается норма, согласно которой по предприятиям, реализующим продукцию ниже фактической себестоимости, но по государственным регулируемым ценам и тарифам, не производится увеличение для целей налогообложения объема фактической выручки от реализации этой продукции до суммы выручки, определяемой исходя из средних рыночных цен или фактической себестоимости. Законопроектом расширяется законодательно установленная информационная база о рыночных ценах. Правительством Российской Федерации для упорядочения налогообложения при реализации продукции ниже себестоимости и основных фондов ниже балансовой стоимости подготовлены проекты Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Пункт 5

В настоящее время накопленная задолженность организаций перед бюджетами всех уровней, внебюджетными социальными фондами, рабочими и служащими по заработной плате, поставщиками, банками достигла примерно 1 трлн. рублей. На многих предприятиях их долги нередко превышают годовые объемы реализации продукции. Для оживления экономики необходимо осуществить меры по развязке долговой проблемы.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год“ в статье 24 предусмотрено проведение в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Правила проведения реструктуризации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1998 года N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом“. В соответствии с проводимой реструктуризацией юридическим лицам будут представляться отсрочки и (или) рассрочки по уплате задолженности, имеющейся у них по состоянию на 1 января
1998 года, по налогам и сборам - до четырех лет, по пеням и штрафам - до десяти лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1998 года N 576 “О начислении пеней и порядке перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней“ утвержден Порядок перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, в соответствии с которым задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 года, пересчитывается путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год“ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать решения о начислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Кроме того, в соответствии с принятым в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектом федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ предусматривается снижение пеней и штрафов, начисленных и не взысканных, в 7 раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 516 “О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций“ предусмотрено, что права требования, принадлежащие организации - должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторская задолженность должника), учитываются в составе первой очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации. Таким образом, дебиторская задолженность становится предметом торговли, что превращает ее в действующий механизм бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет.

Пункт 6

В соответствии с законом Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (с учетом изменений и дополнений) статьей 1 пунктом 3 по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения. Порядок расчетов определен письмом Госналогслужбы России от 4 августа 1995 года N НП4-01/46н. Этот порядок сохранен в проекте Налогового кодекса Российской Федерации (статья 339).

Федеральным законом от 8 января 1998 года N 1-ФЗ “О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ предусмотрено, что предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в порядке, установленном данным законом. Аналогичный порядок предусмотрен в проекте Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 508, 511).

Пункт 7

График погашения в 1998 году задолженности государственных заказчиков перед поставщиками вооружения, военной техники и исполнителями НИОКР утвержден Правительством Российской Федерации 9 июня 1998 года N СК-П7-16567. Во исполнение графика в лимитах финансирования этих расходов на июнь месяц были предусмотрены средства в сумме 500,0 млн. рублей, которые по состоянию на 26 июня перечислены в полном объеме.

В целях погашения задолженности Минобороны России по оборонному заказу Минфином России в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1998 года N 441 “Вопросы исполнения Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год“ разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке списания задолженности организаций - исполнителей оборонного заказа 1994 - 1997 годов по обязательным платежам в федеральный бюджет, а также по пеням и штрафам, начисленным за несоблюдение сроков внесения указанных платежей, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 года в связи с несвоевременной оплатой работ по государственному оборонному заказу. В настоящее время проект, доработанный с учетом представленных замечаний, направлен на повторное согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и в ближайшее время будет представлен в Правительство Российской Федерации.

Ключевой проблемой в социальной сфере остается задолженность по заработной плате. В целях решения этой задачи принят Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года N 495 “О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов“, которым предусматривается заключение соглашений между Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, при подписании которых определяются источники обеспечения выплат текущей заработной платы, механизм контроля и отчетности по выполнению принятых обязательств. Во исполнение данного указа принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года N 555 “О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года N 495 “О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов“, которым одобрена форма соглашения и утвержден график подписания этих соглашений (с 24 июня по 4 июля). В частности, по состоянию на 1 июля 1998 года по Уральскому региону такие соглашения подписаны с Республиками Башкортостан и Удмуртия, Оренбургской, Свердловской областями.

В настоящее время подготовлены проекты указов Президента Российской Федерации “О мерах по обеспечению выплаты начисленной заработной платы“, касающийся ситуации во внебюджетной сфере, и “О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы“, распространяющийся на бюджетные организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Правительством Российской Федерации подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакет законопроектов по упорядочению социальных льгот с учетом обеспечения их финансовыми ресурсами. Необходим переход к адресному предоставлению всех социальных выплат.

Пункт 8

Общая часть Налогового кодекса Российской Федерации 16 июля 1998 года принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и 17 июля 1998 года одобрена Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Пункт 9

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 632 “Об образовании постоянно действующего рабочего совещания Правительства Российской Федерации“ в целях усиления взаимодействия и обеспечения выработки согласованных решений по вопросам реализации экономической реформы и социально-экономического развития регионов принято решение об образовании постоянно действующего рабочего совещания Правительства Российской Федерации с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлено, что заседания рабочего совещания будут проводиться не реже одного раза в квартал с участием членов Президиума Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по приглашению - руководителей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Таким образом, многие предложения, изложенные в обращении Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, согласуются с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой и нашли свое отражение в целом ряде принятых или подготовленных для рассмотрения правовых актов Российской Федерации.