Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Челябинской области от 11.12.1997 N 87-П “О мерах по предотвращению массового высвобождения (увольнения) работников предприятий, организаций и учреждений на территории Челябинской области“

Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с изданием Постановления Правительства Челябинской области от 17.03.2005 N 30-П.

ГЛАВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 1997 г. N 87-П

О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ

(УВОЛЬНЕНИЯ) РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ,

ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях установления критериев массового высвобождения и мер по предотвращению массовых увольнений работников Правительство области постановляет:

1. Утвердить Положение о мерах по предотвращению массового высвобождения (увольнения) работников предприятий, организаций и учреждений на территории Челябинской области (прилагается).

2. Руководителям комитетов и управлений областной администрации, главам муниципальных образований области в случаях возникновения массового высвобождения работников предприятий отдельных территорий обеспечить совместно с областной службой занятости населения выполнение мероприятий
по предотвращению массового высвобождения в рамках утвержденного положения.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя правительства области Косилова А.Н.

Председатель Правительства

Челябинской области

В.П.УТКИН

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением

Правительства

Челябинской области

от 11 декабря 1997 г. N 87-П

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ МАССОВОГО

ВЫСВОБОЖДЕНИЯ (УВОЛЬНЕНИЯ( РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ,

ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

На основании Закона РФ от 20.04.96 г. N 36-ФЗ “О занятости населения в Российской Федерации“ и Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного Правительством России от 5 февраля 1993 г. N 99, настоящее Положение устанавливает критерии массового высвобождения (увольнения) работников и меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, а также работодателями и профсоюзными органами по предотвращению массовых увольнений работников.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Массовое высвобождение работников

Массовым высвобождением работников является увольнение (расторжение трудовых договоров) работников по инициативе администрации предприятий, учреждений, организаций (далее - предприятий), при их ликвидации или значительном сокращении численности работников или штата предприятия.

2. Основные критерии массового высвобождения работников

Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, либо сокращением численности работников или штата предприятия за определенный календарный период, а именно:

2.1. Ликвидация предприятия любой организационно - правовой формы с численностью работающих 15 и более человек.

2.2. Сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней.

3. Организация работы в условиях массового высвобождения работников

3.1. Организация работы по обеспечению занятости граждан в условиях массового высвобождения осуществляется администрацией области, органами местного самоуправления, работодателями, профсоюзами в рамках координационного комитета содействия занятости населения и
совместно с областным и территориальными органами федеральной службы занятости населения.

3.2. Работа в условиях массового высвобождения организуется на основе ежегодных областной и территориальных программ содействия занятости населения и осуществляется на основании мероприятий, разрабатываемых органами местного самоуправления, органами службы занятости, работодателями и профсоюзами.

3.3. План мероприятий содержит конкретные действия, сроки исполнения, определяет исполнителей, источники финансирования и материального обеспечения.

Раздел 2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ

4. Мероприятия, осуществляемые работодателями и профсоюзами по предотвращению массового высвобождения

4.1. Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и обеспечение занятости уволенных, предусматриваются в разделе коллективного договора предприятия и осуществляются работодателем (собственником и администрацией предприятия).

В этот раздел включаются:

- мероприятия, связанные с временной приостановкой найма новых работников на вакантные рабочие места;

- мероприятия, стимулирующие переход работников на вакантные места в других подразделениях предприятия (организации);

- мероприятия, направленные на сокращение рабочего дня без сокращения численности работников;

- порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;

- гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников;

- льготы и компенсации высвобожденным работникам (кроме установленных законодательством), предоставляемые работодателями;

- выход на пенсию лиц пенсионного и предпенсионного возраста (установление пенсий предприятием, доплат к пенсиям, выдача единовременных пособий, компенсаций и др. льготы);

- предоставление работникам отпусков по инициативе администрации с частичной выплатой заработной платы в соответствии с трудовым законодательством;

- обязательства по заключению с органами государственного страхования или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;

- другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.

4.2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, предоставляют в территориальные
органы федеральной службы занятости населения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях (по форме согласно приложению N 1) и не позднее чем за два месяца обязаны сообщить в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника (по форме согласно приложению N 2).

5. Мероприятия, осуществляемые органами федеральной службы занятости населения в городах и районах области

Городские и районные управления службы занятости населения:

5.1. Разрабатывают и осуществляют планы подготовки службы занятости к работе в условиях массового высвобождения в зависимости от ожидаемой степени воздействия массового высвобождения на ситуацию в регионе в соответствии с утвержденными программами содействия занятости.

Планы предусматривают обеспечение четкой, оперативной работы всех подразделений службы занятости и включают меры по комплектованию службы необходимым количеством компетентных работников, в том числе из безработных, их обучению, отработке действий в чрезвычайных ситуациях, информационному обеспечению процесса трудоустройства и оказанию услуг ищущим работу, подготовке недостающего количества документов, бланков, приобретению оргтехники, проведению специальных занятий с безработными гражданами, созданию клубов безработных, выделению дополнительных помещений и т.д.

5.2. После получения от работодателя информации уточняют совместно с администрацией и профсоюзными органами причины предстоящего высвобождения, численность и квалификационно - должностной состав намеченных к увольнению работников, предпринимаемые администрацией предприятия меры для стабилизации производства и финансового положения.

5.3. Проводят опросы (исследования) среди высвобождаемых работников с целью выяснения их потребностей в будущем трудоустройстве, использования услуг службы занятости (переобучения, участия в общественных работах, переселения и т.д.), обращая внимание на лиц, особо нуждающихся в социальной защите. По результатам исследований обращаются в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по уточнению или разработке специальных программ (переобучения, организации общественных
работ, выделения и создания специализированных рабочих мест, развития самозанятости населения, предпринимательства и т.д.).

В случае несвоевременного предоставления вышеназванной информации территориальные органы службы занятости обращаются с соответствующим заявлением в администрацию и прокуратуру города или района для принятия мер, предусматривающих прежде всего, перенос сроков начала высвобождения в соответствии с требованиями настоящего Закона о сроках предоставления информации в территориальные органы службы занятости. При необходимости материалы передаются в суд.

5.4. Вносят предложения в органы местного самоуправления о приостановке на срок до шести месяцев решения работодателей о массовом высвобождении в зависимости от уровня безработицы.

5.5. В случае осуществления массового высвобождения на градообразующем предприятии или на ряде предприятий города (района) одновременно, вызывающих тем самым кризисную ситуацию на рынке труда, городские (районные) управления службы занятости населения совместно с работодателями и органами местного самоуправления создают непосредственно на предприятии комиссию для выработки совместных решений.

6. Мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления области

Органы местного самоуправления области:

6.1. Анализируют влияние массового высвобождения на рынок труда и участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения, в том числе по созданию новых, дополнительных рабочих мест, организации временной занятости, развитию общественных работ, самозанятости, предпринимательства.

6.2. Вносят предложения по перепрофилированию или приватизации государственных предприятий, а также их деприватизации (национализации).

6.3. По предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решения работодателей о массовом высвобождении работников предприятий.

Конкретные сроки приостановки массового высвобождения работников устанавливаются в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах:

Уровень безработицы Возможный срок
приостановки

(в процентах от численности высвобождения

занятых в регионе)

3 - 5 1 месяц

5 - 7 2 месяца

7 - 9 3 месяца

9 -11 4 месяца

свыше 11 6 месяцев

Если уровень безработицы в регионе
превышает 11 процентов, то поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки:

Численность увольняемых Устанавливаемый срок

работников (чел.) поэтапного высвобождения

50 и более 8 месяцев

200 и более 10 месяцев

500 и более 12 месяцев

Раздел 3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ

МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН

7. Мероприятия, осуществляемые работодателями и профсоюзами в условиях массового высвобождения

7.1. При отсутствии в заключенных коллективных договорах мероприятий по содействию занятости высвобождаемых работников, на предприятиях создаются по постановлениям глав муниципальных образований области комиссии из представителей администрации, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов для проведения переговоров по изменению и дополнению коллективных договоров.

Комиссии осуществляют разработку альтернативных вариантов дальнейшей деятельности предприятий (перепрофилирование, создание новых производств, малых предприятий и кооперативов на базе отдельных участков и т.п.)
или программы мероприятий, реализуемой работодателями до начала сокращения численности работников, в целях уменьшения размеров этого процесса.

Достигнутые сторонами договоренности по реализации мероприятий оформляются протоколом как приложением к коллективному договору.

7.2. Профсоюзы совместно с органами службы занятости вносят (при обоснованных мотивах) в соответствующие органы местного самоуправления области предложения о приостановке массового высвобождения или о поэтапном его проведении.

8. Мероприятия, осуществляемые органами федеральной службы занятости населения в городах и районах области в условиях массового высвобождения

Городские и районные управления службы занятости:

8.1. Анализируют ситуацию на рынке труда и информируют об этом органы местного самоуправления, работодателей, Департамент федеральной службы занятости населения по Челябинской области.

8.2. Проводят разъяснительную работу в коллективах по соблюдению законодательства о труде, в том числе о правах и обязанностях граждан, подлежащих высвобождению и уволенных с работы, и оказывают помощь организациям в пределах своих возможностей в проведении профконсультационной работы, переобучения работников.

8.3. По согласованию с работодателем организуют на предприятии при необходимости временный филиал органа федеральной службы занятости по содействию в трудоустройстве высвобождаемым работникам, по возможности содействуют в трудоустройстве лицам, уволенным или которым грозит увольнение, на имеющиеся в службе занятости вакансии.

При необходимости вносят органам государственной власти области и Департаменту федеральной службы занятости населения по Челябинской области предложения о необходимости присвоения городу или району статуса территории приоритетного развития.

9. Мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления области

Органы местного самоуправления области:

9.1. Принимают и реализуют решения о приостановлении или поэтапном проведении высвобождения работников организаций (предприятий).

9.2. Оказывают финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения в виде займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам, разрешают конфликтные ситуации между администрацией и профсоюзами на предприятиях, производящих массовое высвобождение работников.

9.3.
Разрабатывают совместно с органами федеральной службы занятости населения мероприятия по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения работников, в том числе по созданию новых, дополнительных рабочих мест, организации временной занятости, развитию общественных работ, самозанятости, предпринимательства. Координируют осуществление программы переобучения и переподготовки высвобождаемых работников.

9.4. Вносят предложения по перепрофилированию или приватизации государственных предприятий или национализации предприятий с частной формой собственности.

При необходимости обращаются в органы государственной власти с предложениями о присвоении городу или району, области статуса территории приоритетного развития.

10. Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников

10.1. Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

10.2. Финансирование мероприятий по содействию занятости и предоставлению социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения, осуществляемого на предприятиях, определяется решениями сторон в процессе проведения переговоров в рамках их полномочий с привлечением средств работодателей и фондов занятости.

10.3. 0рганы местного самоуправления по решению органов государственной власти вправе возмещать работодателю расходы на проведение мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения.

10.4. При ликвидации предприятия финансирование мероприятий по предотвращению массовых увольнений работников осуществляется за счет имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами.

Мероприятия по содействию занятости, реализуемые при массовых высвобождениях, связанных с ликвидацией, частичной или полной остановкой производства по инициативе органов государственной власти, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.

Заместитель

Председателя Правительства

Челябинской области

А.Н.КОСИЛОВ

Е.Н.КУЗНЕЦОВ

60-84-90

Приложение N 1

К Положению

о мерах по предотвращению

массового высвобождения (увольнения)

работников предприятий, организаций и

учреждений на территории

Челябинской области

ИНФОРМАЦИЯ

О МАССОВОМ ВЫСВОБОЖДЕНИИ РАБОТНИКОВ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(полное наименование предприятия, учреждения,организации; для лиц,

нанимающих отдельных граждан по договорам,-фамилия, имя, отчество)

Адрес __________________________________________________________

Телефон __________________________________________________________

Списочная численность занятых на предприятии (чел.) ______________

(на дату уведомления)

Причина массового высвобождения __________________________________

Численность работников, подлежащих высвобождению (чел.) __________

Дата начала массового высвобождения ______________________________

Дата окончания массового высвобождения ___________________________

Сведения о работниках, подлежащих увольнению

__________________________________________________________________

Профессия Численность (чел.) Дата увольнения

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Итого:

__________________________________________________________________

“___“________ 199__ г.

Подпись руководителя

М.П.

Ф.И.О. и телефон исполнителя

Приложение N 2

К Положению

о мерах по предотвращению

массового высвобождения (увольнения)

работников предприятий, организаций и

учреждений на территории

Челябинской области

СВЕДЕНИЯ

О ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКАХ

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(полное наименование предприятия, учреждения,организации; для лиц,

нанимающих отдельных граждан по договорам,-фамилия, имя, отчество)

Адрес ____________________________________________________________

Телефон __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Номер Ф.И.О. Образование Профессия Квалификация Средняя

п/п или спе- заработная

циальность плата

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

“___“_________ 199__ г.

Подпись руководителя

М.П.

Ф.И.О. и телефон исполнителя