Законы и постановления РФ

Письмо Управления МНС по Мурманской области от 07.05.2003 N 30-27-08/5531 <О применении контрольно-кассовых машин в маршрутных такси>

УПРАВЛЕНИЕ МНС ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 7 мая 2003 г. N 30-27-08/5531

В Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) рассмотрены три дела в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозку пассажиров в г. Мурманске и пригороде транспортными средствами типа ГАЗ 3240 “Газель“ и ГАЗ 322130 по маршрутам “29К ул. Ленинградская - ул. Мира“, “106 Аэропорт - Автовокзал“.

ФАС СЗО подтвердил правомерность требования постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции от 02.12.2000 N 917) в части применения контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) на транспорте, работающем в режиме маршрутного такси, а также то, что по смыслу этой нормы освобождение от применения ККМ
связано не с типом транспортного средства, а с характером (спецификой) услуги, оказываемой пассажирам (транспорт, работающий в режиме маршрутного такси).

Судебный орган установил, что при отнесении пассажирских перевозок к перевозкам в режиме маршрутного такси следует исходить из признаков последнего, которые предусмотрены нормативными актами, регулирующими перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

В частности, суд ссылается на Временные правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (утвержденный приказом Минтранспорта Российской Федерации от 29.09.1997), которыми установлено, что перевозки в режиме маршрутного такси организуются перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских, пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой и малой вместимости, а также легковых автомобилей. Перевозки пассажиров маршрутным транспортным средством осуществляются по утвержденным маршрутам с обязательной остановкой в специально оборудованных остановочных пунктах. Этот маршрут может полностью совпадать с маршрутом городского общественного транспорта. Отличительной чертой таких перевозок является возможность посадки пассажиров не только на остановочных пунктах, но и в пути следования по требованию пассажиров.

Согласно статье 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческими организациями, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозку грузов, пассажиров по обращению любого гражданина или юридического лица.

Однако предприниматель не представил доказательства того, что его транспортные средства относятся к муниципальному транспорту, на котором действуют льготы для различных групп пассажиров.

Более того, стоимость проезда на проверенных транспортных средствах превышает стоимость проезда на городском общественном транспорте.

На основании вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил, что транспортные средства, на которых предприниматель осуществляет перевозки пассажиров, не относятся к городскому
общественному транспорту, а являются транспортом, осуществляющим перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси и соответственно применение ККМ в нем при расчетах с населением является обязательным и не может быть заменено выдачей билета.

Заместитель руководителя Управления,

советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

Ю.Н.ПОДА