Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2011 по делу N А43-26568/2010-16-592 Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами может быть признано малозначительным правонарушением в понимании статьи 2.9 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2011 г. по делу N А43-26568/2010-16-592

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 января 2011 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Лобановой И.В.

при участии в заседании представителей:

отсутствуют;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

открытого акционерного общества “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ (ИНН 5260162203, ОГРН 1055238198564), г. Нижний Новгород, (далее - общество, заявитель) об отмене постановления N 515-04-1218-10 от 06.10.2010, вынесенного государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье
7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Заявитель и административный орган, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие указанных участников процесса.

В предыдущем судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование, признав факт совершения вмененного административного правонарушения и указав на устранение обществом выявленных инспекцией нарушений. Поскольку выявленные нарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, заявитель просил суд признать совершенное административное правонарушение малозначительным и освободить общество от административной ответственности, применив норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа в ходе предыдущих судебных заседаний отклонил требование заявителя и находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о возможности освобождения общества от административной ответственности за малозначительностью и отмены в связи с этим постановления административного органа ввиду следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, на основании приказа и.о. заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 01.09.2010 N 515-04-2019-10 (л.д. 35, 36), главным специалистом-инспектором Нижегородского отдела Госжилинспекции 02.09.2010 проведена внеплановая выездная проверка по факту обращения жителя дома N 4 по ул. Добролюбова г. Нижнего Новгорода относительно ненадлежащего предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения в квартиру N 4 указанного
многоквартирного жилого дома.

Факт проведенного проверочного мероприятия зафиксирован главным специалистом-инспектором Нижегородского отдела инспекции в акте проверки юридического лица N 515-04-278-10ак от 02.09.2010 (л.д. 31, 32), составленном в присутствии представителя заявителя - начальника участка N 1 ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ Лашмановой В.Ф., действовавшей на основании доверенности N 2470/01-26 от 05.04.2010 (л.д. 33).

В ходе обследования, на момент проведения проверки - 02.09.2010, инспекцией выявлено, что имея возможность по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), общество не приняло надлежащих мер по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Добролюбова г. Нижнего Новгорода, что привело к нарушению Правил, а именно: в точке водозабора квартиры N 4 указанного жилого дома расход холодной воды составляет 0,11 л/с, что не соответствует СНиП 2.04.01-85*.

По факту выявленных нарушений должностным лицом Нижегородского отдела инспекции в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 06.09.2010 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 515-04-165-10ак (л.д. 26, 27). Данный протокол составлен при участии законного представителя заявителя - и.о. генерального директора ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ Паршина А.В. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю заявителя были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.

Усматривая в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальником Нижегородского отдела инспекции 06.10.2010 вынесено постановление N 515-04-1218-10 о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания в
виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 16, 19). Дело об административном правонарушении рассматривалось в присутствии представителя (защитника) общества - главного инженера ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ Полонецкого М.А., действовавшего на основании доверенности от 25.08.2010 (л.д. 15). При этом законный представитель заявителя был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлением-телефонограммой N 515-04-1218-10 от 05.10.2010, полученной секретарем ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ Гитер М.О. 05.10.2010 в 14 час. 00 мин.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Нормами и требованиями названных Правил регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок
изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

На основании пунктов 9, 49, 51, 75 упомянутых Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, исполнитель несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Нормы данных Правил устанавливают требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведению единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечению выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания
услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189 утверждены Строительные нормы и правила “Внутренний водопровод и канализация зданий“ (СНиП 2.04.01-85*), пунктом 3.1 которых предусмотрено, что системы холодного, горячего водоснабжения и канализации должны обеспечивать подачу воды и отведение сточных вод (расход), соответствующие расчетному числу водопотребителей или установленных санитарно-технических приборов.

Между тем, проведенной инспекцией проверкой установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается ненадлежащее выполнение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, что привело к несоответствию расхода холодной воды в точке водозабора квартиры N 4 многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Добролюбова г. Нижнего Новгорода требованиям СНиП 2.04.01-85*.

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается
в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом указанного правонарушения следует признать ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ как организацию, в зоне ответственности которой находится трубопровод системы водоснабжения, ненадлежащее содержание которого привело к несоответствию расхода холодной воды в точке водозабора квартиры N 4 многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Добролюбова г. Нижнего Новгорода требованиям СНиП 2.04.01-85*.

Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Ответственность, предусмотренная в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет применение административной санкции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или
государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части названного Кодекса, с учетом оценки судом обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Соответственно малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Оценив совершенное правонарушение, суд установил, что действия общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение носит устранимый характер, в результате действий заявителя вредных последствий не наступило, доказательств существования реальной угрозы их наступления материалы дела не содержат.

Суд также отмечает, что по состоянию на 20.10.2010 выявленные нарушения обществом были устранены. Данный факт подтверждается представленным в материалы дела письмом от 18.10.2010 N 5940/01-26 (л.д. 11) и актом комиссии от 20.10.2010 (л.д. 12).

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании изложенного, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, признание заявителем факта совершения вмененного административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации возможно применить понятие малозначительности, отменив при этом оспариваемое постановление и объявив обществу устное замечание о недопустимости нарушения нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Руководствуясь статьями 167
- 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Постановление N 515-04-1218-10 от 06.10.2010, вынесенное государственной жилищной инспекцией Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении открытого акционерного общества “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ (ИНН 5260162203, ОГРН 1055238198564), г. Нижний Новгород, к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей, отменить.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Данное решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа - при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, - только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

И.Ю.МУКАБЕНОВ