Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2010 по делу N А43-6803/2010-9-171 Нарушение законодательства о рекламе является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ.

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2010 N А43-6803/2010 постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010, отменившее данное решение, отменено, данное решение оставлено в силе.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 N А43-6803/2010 данное решение отменено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2010 г. по делу N А43-6803/2010-9-171

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Е.М. при ведении протокола судебного заседания судьей Сандовой Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Медицинский Центр “Эксперт“ об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1121-ФАС52-АД-14.3-07/12-09 от 04 февраля 2010 года и решения по жалобе
от 09.03.2010 г., вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области;

при участии представителей сторон:

от заявителя: Королева В.Б. - по доверенности от 21.12.2009 г.;

от УФАС по Нижегородской области: Филатовой Е.А. - по доверенности от 15.09.2009 г.;

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Медицинский Центр “Эксперт“ с заявлением к УФАС по Нижегородской области о признании незаконными постановления УФАС по Нижегородской области N 1121-ФАС52-АД-14.3-07/12-09 от 04 февраля 2010 года о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей и решения от 09.03.2010 г. по жалобе по основаниям, изложенным в заявлении, в объяснениях, в судебных заседаниях.

По мнению заявителя, УФАС по Нижегородской области неправомерно вменяет ему в вину отсутствие в рекламе указаний на обязательность проведения психиатрического осмотра, поскольку согласно Положению об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденному Приказом Минздравмедпрома РФ N 90, (на который ссылается ответчик) осмотр психиатром обязателен только для работников, для лиц, предполагающих заниматься деятельностью с использованием автотранспортного средства, заявитель же выдает справки только водителям-любителям, не работающим по найму. Кроме того, согласно Правилам прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 695, установлено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранения.

Ответчик с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях, в судебных заседаниях.

Порядок выдачи медицинскими организациями медицинских справок для предъявления в органы ГИБДД установлен следующими нормативными актами:

- Федеральным законом
от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“;

- Федеральным законом от 08.01.1998 N 3 “О наркотических средствах и психотропных веществах“;

- Законом Российской Федерации от 02.07.1992 года N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 “О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности“;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“;

- Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555 “О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств“ (в редакции приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.1996 N 90 “О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии“);

- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.09.1992 N 245 “О Законе Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“;

- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.1993 N 116 “Об объявлении Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“;

- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)“ (зарегистрирован в Минюсте России 10.09.2004, регистрационный N
6015);

- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14.06.2005 N 02И-262/05 “О лицензировании медицинской деятельности“;

- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.09.2008 N 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации“.

Из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует, что для получения медицинской справки для ГИБДД граждане обязаны проходить предварительный и периодические медицинские осмотры врачей-специалистов: терапевта, невропатолога, хирурга, офтальмолога, отоларинголога, акушера-гинеколога, психиатра (графа 12.4 Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555 “О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств“, в целях упорядочения медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств).

Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, с последующей выдачей медицинских справок для предоставления в органы ГИБДД.

Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органами управления здравоохранения (установлено Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.02.2002 г. N 695).

Руководитель медицинской организации утверждает состав медицинской комиссии. Врачебная комиссия состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, членов комиссии (врачей-специалистов) и секретаря:

- председателем комиссии должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии;

- членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии (в соответствии с пунктами 5, 9 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и
(или) опасными производственными факторами, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 16.08.2004 N 83; пункты 3, 4 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздрава от 24.09.2008 N 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации“).

Пунктом 10 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 16.08.2004 N 83, предусмотрено, что для прохождения медицинской комиссии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданин обязан представить решение врачебной психиатрической комиссии.

При условии включения юридическим лицом в состав комиссии по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров психиатра и психиатра-нарколога и при наличии у организации лицензии на выполнение таких работ и услуг в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, как “психиатрия“ и “психиатрия-наркология“, названными специалистами проводится освидетельствование водителей автотранспортных средств в рамках проведения медицинских осмотров (согласно абзацу 5 Письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14.06.2005 N 02И-262/05 “О лицензировании медицинской деятельности“).

При этом Законом Российской Федерации от 02.07.1992 года N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“ выдача лицензий на осуществление медицинской помощи по специальности психиатрия и психиатрия-наркология частным коммерческим медицинским организациям не предусмотрена. В соответствии с п. 1.1. Положения об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного Приказом Минздравмедпрома РФ N 90, установлено, что осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной прописки обследуемого.

Таким образом, для получения медицинской справки для ГИБДД гражданин обязан пройти освидетельствование у врачей: нарколога и психиатра, по
месту постоянной прописки. При отсутствии психиатрических (наркологических) противопоказаний к управлению транспортным средством врач-специалист на обороте бланка медицинской справки разборчиво пишет свою фамилию, инициалы, проставляет дату и заверяет свою подпись личной печатью. При наличии противопоказаний в графах “Врач-психиатр-нарколог“ и “Врач-психиатр“ бланка медицинской справки ставится прочерк. В регистратуре специализированного диспансера (медицинской организации) при отсутствии противопоказаний, наличии фамилии, инициалов, подписи, оттиска личной печати врача и даты проведения освидетельствования проставляется штамп и печать диспансера (медицинской организации).

Результаты предварительного и периодического медицинских осмотров каждым врачом вносятся в амбулаторную карту гражданина по форме N 025/у-87, в которой содержатся сведения о состоянии здоровья пациента, сделанные всеми врачами, которых он посещал в медицинском учреждении (в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 31.12.1987 N 1338 “О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного“, пунктом 11.1 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 16.08.2004 N 83).

После прохождения психиатрического и наркологического освидетельствования гражданин возвращается в медицинскую комиссию, выдавшую бланк медицинской справки по форме 083/у. Дальнейшее прохождение медицинского освидетельствования осуществляется по перечню врачей-специалистов, указанных на оборотной стороне бланка медицинской справки в порядке, установленном в организации.

При отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством каждым специалистом в соответствующей графе с оборотной стороны справки по форме 083/у проставляется дата, разборчиво фамилия, инициалы, подпись, которая заверяется личной печатью врача-специалиста.

После проведения освидетельствования всеми врачами-специалистами по установленному перечню, при наличии записей, подписей, личных печатей врачей во всех графах на оборотной стороне бланка медицинской справки гражданин прибывает к
председателю медицинской комиссии, который дает окончательное заключение, подчеркивая с лицевой стороны справки слова “годен“ или “не годен“ к управлению транспортным средством по пунктам (категориям).

В амбулаторную карту гражданина, прошедшего медицинское освидетельствование, вносится запись о его годности к управлению транспортным средством - “годен“.

В графе “Наименование медицинской организации“ проставляется название медицинской организации в соответствии с ее Уставом.

В графе “Ф.И.О., подпись“ разборчиво проставляются фамилия, инициалы председателя медицинской комиссии и его подпись, заверяемая печатью медицинской комиссии по освидетельствованию водителей транспортных средств.

В графе “Проходил медицинское освидетельствование“ председатель медицинской комиссии ставит дату подписания медицинской справки для предъявления в органы ГИБДД.

Таким образом, по мнению ответчика, в соответствии с установленным Приказом Минздрава РФ от 16.08.2004 N 83 Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, заключение председателя комиссии может быть поставлено в медицинской справке исключительно после наличия отметки нарколога и психиатра об отсутствии противопоказаний к вождению транспортных средств.

Рассмотрев доводы сторон, материалы административного дела, суд установил следующее.

Оспариваемое Постановление от 04.02.2010 года вынесено на основании Протокола N 1121-ФАС52-АД-14.3-07/12-09 об административном правонарушении от 21.12.2009 г., объяснений генерального директора ООО “Медицинский Центр “Эксперт“ Берберяна М.Г. о том, что справка в ГИБДД выдается при наличии у пациента двух фотографий и положительного заключения специалистов наркологических и психиатрических диспансеров по месту жительства (л.д. 105), решения N 801-ФАС52-Р-5-07/09-09 от 08.12.2009 г. (л.д. 82). Из указанных документов следует, что в рекламном сообщении заявителем по договору 334-09 МР от 26.06.2009 г. с ООО “РиМ НН“ распространялась реклама (л.д. 88): “Медсправки для ГАИ всего за
550 рублей“, вводящая ее потребителей в заблуждение. Как оказалось, такая справка за 550 рублей выдавалась только при наличии двух фотографий и положительного заключения специалистов наркологических и психиатрических диспансеров по месту жительства. То есть обратившиеся за справками в ООО “Медицинский Центр “Эксперт“ вынуждены были терять время на бесполезное посещение ООО “Медицинский Центр “Эксперт“, чтобы узнать, как фактически обстоят дела и что нужно для того, чтобы получить указанную справку. Антимонопольный орган правомерно не принял последующее объяснение генерального директора ООО “Медицинский Центр “Эксперт“ Берберяна М.Г. при составлении Протокола N 1121-ФАС52-АД-14.3-07/12-09 об административном правонарушении от 21.12.2009 г., данные спустя 5 месяцев после первоначальных объяснений (в объяснениях на Протокол генеральный директор уже указывает, что требование заключений психиатра и нарколога носило рекомендательный характер). Однако, если даже представление заключений психиатров и наркологов носило рекомендательный характер, но при этом медсправки не выдавались, факт ненадлежащей рекламы имел место, поскольку никаким иным образом, кроме как явиться в ООО “Медицинский Центр “Эксперт“, соискатель не мог узнать о подобных рекомендациях, то есть распространенная заявителем реклама не содержала существенных условий, при соблюдении которых медсправка могла быть выдана.

Суд отмечает также, что факт ненадлежащей рекламы установлен Решением N 801-ФАС52-Р-5-07/09-09 от 08.12.2009 г., не признанным в установленном законом порядке судом недействительным, и имеющим для суда преюдициальное значение.

Вина ООО “Медицинский Центр “Эксперт“ в нарушении части 7 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ и статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью подтверждена материалами дела, нарушений процессуальных норм, а также прав и охраняемых законом интересов заявителя при вынесении обжалуемых постановления и
решения УФАС по Нижегородской области по жалобе заявителя на постановление, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконными постановления от 04 февраля 2010 года N 1121-ФАС52-АД-14.3-07/12-09 и решения от 09.03.2010 г. N 1121-ФАС52-АД-14.3-07/12-09 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области заявителю - обществу с ограниченной ответственностью “Медицинский Центр “Эксперт“ отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Судья

САНДОВА Е.М.