Законы и постановления РФ

Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 14.12.2001 N А36-86/11-01 В удовлетворении иска о признании недействительными соглашений о порядке расчетов и взаимодействия сторон по договору электроснабжения в части предоставления ответчику скидок с тарифов на электроэнергию отказано по тем основаниям, что снижение тарифа на электроэнергию, отпускаемую с федерального оптового и потребительских рынков электроэнергии, относится к компетенции органов федеральной государственной власти.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2001 г. Дело N А36-86/11-01

(извлечение)

Апелляционная инстанция арбитражного суда рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Липецкэнерго“ на решение от 27.09.2001 года по делу N А36-86/11-01 Арбитражного суда Липецкой области и

установила:

ОАО “Липецкэнерго“ обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными соглашений от 01.08.1999, 03.09.1999, 01.10.1999 о порядке расчетов и взаимодействия сторон по договору электроснабжения N 1 от 01.12.1998 в части предоставления ОАО “НЛМК“ скидок с тарифов на электроэнергию.

Решением от 27.09.2001 в иске отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение от 27.09.2001 отменить и его требование удовлетворить. При этом он ссылается на то, что выводы суда
первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Ответчик считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и доводы жалобы, апелляционная инстанция не усматривает оснований к отмене решения от 27.09.2001 г. в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, 01.08.1999, 03.09.1999, 01.10.1999 между ОАО “Липецкэнерго“ и ОАО “НЛМК“ были заключены соглашения о порядке расчетов и взаимодействия сторон по договору энергоснабжения N 1 от 04.12.1998. В соответствии с соглашениями истец принял на себя обязательства предоставить ответчику с 01.08.1999, 01.09.1999, 01.10.1999 скидки в размере 15% от тарифов на электроэнергию, утвержденных региональной энергетической комиссией Липецкой области (л.д. 6 - 12).

Во исполнение Указа Президента РФ от 25.07.1998 N 889 и Постановления Правительства РФ от 10.08.1998 N 915 РЭК Липецкой области утвердила перечень потребителей Липецкой области, в том числе ОАО “НЛМК“, на которых распространялся порядок снижения тарифов (см. п. 6 Протокола заседания РЭК от 02.04.1999 N 2, п. 1 приложения N 3 Протокола заседания РЭК от 02.04.1999 N 2) (л.д. 41 - 46).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РСФСР N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ принят 22 марта 1991 года, а не 22 марта 2001 года.

По мнению истца, названные соглашения противоречат ст. 424 ГК РФ, статьям 2, 5, 11 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию“, ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.2001 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, Постановлению Правительства РФ от 10.08.1998 N 915, утвердившему “Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию
на территории РФ“, а также считая, что указанное Постановление Правительства и утвержденный им “Порядок снижения тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового и потребительских рынков электрической энергии (мощности) для промышленных потребителей РФ и потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней“ (далее “Порядок снижения...“) не соответствуют указанным законам, а поэтому не подлежат применению. Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку представленным в основание иска доказательствам и обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые соглашения заключены сторонами в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Под тарифами на электрическую и тепловую энергию (далее тарифы) понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) (ст. 1 ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее ФЗ “О государственном регулировании...“)).

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем ФЗ, экономически обоснованных тарифов или предельного уровня указанных тарифов (ст. 2 Закона).

Статьей 71 Конституции РФ предусмотрено, что в ведении Российской
Федерации находятся, в том числе, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные энергетические системы.

В соответствии с указанными положениями и закрепленными в ст. 1, 5 (часть 3), 8, 11 (часть 3), 76 (часть 1) и 78 (часть 2) Конституции РФ принципами федерализма был принят Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, в котором определены основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (его сущность, цели, принципы), что обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций. Сочетание общефедеральных и региональных интересов вызывало необходимость единообразной структурной организации государственного регулирования тарифов.

Поэтому в федеральном законе было определено, что в государственном регулировании участвуют Правительство Российской Федерации (ст. 5), Федеральная энергетическая комиссия РФ как федеральный орган исполнительной власти в пределах полномочий, определяемых законом (ст. 11), и региональные энергетические комиссии как органы исполнительной власти области субъектов РФ, осуществляющих государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным к их полномочиям (ст. 12).

Полномочия федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 78 Конституции РФ осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ (пп. 1, 2 ст. 90 Конституции РФ). Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен (ст. 15 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации“ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ), иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ (пп. “б“, “ж“ ст. 114 Конституции РФ).
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (п. 1 ст. 115 Конституции РФ).

С учетом вышеизложенного в целях стимулирования роста промышленного производства и расчетов в денежной форме в отраслях естественных монополий Президентом РФ 25.07.1998 был принят Указ N 889 “О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию“, где Правительству РФ было дано указание обеспечить с 1 августа 1998 г. снижение до 50 процентов тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка для промышленных потребителей Российской Федерации и потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, обеспечивающих оплату в денежной форме до 100 процентов текущего (ежемесячного) потребления электрической энергии, утвердить соответствующий порядок, начислять налоговые сборы и платежи исходя из фактических тарифов на электрическую энергию, применяемых в соответствии с пунктами 1, 2 и 4 настоящего Указа (пп. 1, 2, 5 Указа).

Во исполнение Указа Президента РФ от 25.07.1998 Постановлением Правительства РФ от 10.08.1998 N 915 внесены изменения в “Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации“, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.02.1997 N 121 (далее Основные положения...), устанавливающие порядок снижения тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с федерального и потребительских рынков электрической энергии (мощности) для промышленных потребителей Российской Федерации и потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней.

При этом перечень промышленных потребителей РФ и потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, должен был определяться на потребительском рынке соответствующими региональными энергетическими комиссиями (п. 1 Порядка...). Снижение тарифов на электрическую энергию в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящего Порядка должно
было производиться путем перерасчета утвержденных в установленном порядке тарифов без дополнительного их утверждения Федеральной энергетической комиссией и региональными энергетическими комиссиями соответственно (п. 5 Порядка...).

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, апелляционная инстанция, как и суд первой инстанции, приходит к выводу о том, что снижение тарифа на электрическую энергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового и потребительского рынков электрической энергии (мощности), являлось элементом ценообразования и рассмотрение этого вопроса относилось к компетенции органов федеральной государственной власти. В этой связи апелляционная инстанция не усматривает противоречия названных Указа и Постановления статье 424 ГК РФ и нарушения при заключении соглашений сторонами данной статьи.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции надлежащим образом дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не усматривается, доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения в материалах дела, следовательно, жалоба подлежит отклонению.

Расходы по госпошлине по жалобе относятся на истца (ст. 95 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

постановила:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.09.2001 по делу N АЗ6-86/11-01 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию.