Законы и постановления РФ

Постановление Администрации Читинской области от 14.01.2003 N 6-А/П (ред. от 28.10.2003, с изм. от 15.02.2005) “Об утверждении областной целевой программы “Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)“

Действие документа приостановлено на 2005 год Постановлением Администрации Читинской области от 15.02.2005 N 37а-А/П.

Действие документа приостановлено на 2004 год Постановлением Администрации Читинской области от 09.01.2004 N 1-А/П.

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2003 года N 6-А/П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ

ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

(2003-2005 ГОДЫ)“

(в ред. Постановления Администрации Читинской области

от 28.10.2003 N 316-А/П,

с изм., внесенными Постановлениями Администрации Читинской области

от 09.01.2004 N 1-А/П, от 15.02.2005 N 37а-А/П)

В соответствии со статьей 64 Устава-Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО “Об Администрации Читинской области“ и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ
социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 N 91, с целью улучшения жилищных условий граждан Читинской области, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, Администрация Читинской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу “Переселение граждан Читинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-2005 годы)“ (далее - Программа).

2. Комитету по финансам Читинской области (Б.В. Аюшиев) рассмотреть вопрос об источниках финансирования Программы в процессе исполнения областного бюджета текущего года.

3. Комитету экономики Читинской области (Т.И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В. Аюшиев) при формировании областного бюджета на 2004-2005 годы включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом возможностей областного бюджета.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Читинской области разработать и утвердить соответствующие целевые программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Н.И. Семенова.

6. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

Глава Администрации (Губернатор)

Читинской области

Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН

Утверждена

Постановлением

Администрации Читинской области

от 14 января 2003 г. N 6-А/П

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО

ФОНДА (2003-2005) ГОДЫ“

ПАСПОРТ

областной целевой программы “Переселение граждан

Читинской области из ветхого и аварийного жилищного

фонда (2003-2005 годы)“

Наименование Областная целевая программа “Переселение граждан

Программы Читинской области из ветхого и аварийного фонда

жилищного (2003-2005 годы“ (далее Программа).

Дата принятия Постановление Администрации Читинской области от

решения о 29.10.2002 N 251-А/П “О разработке областной

разработке целевой программы “Переселение граждан Читинской

Программы области из ветхого и аварийного жилищного фонда

(2003-2005 годы)“.

Дата утверждения Постановление Администрации Читинской области

Программы “Об утверждении областной целевой программы

“Переселение граждан Читинской области из

ветхого и аварийного жилищного фонда (2003-

2005 годы)“ от 14.01.2003 N 6-А/П

Заказчик Комитет жилищно-коммунального хозяйства и

Программы строительства Читинской области.

Основной Федеральное государственное унитарное

разработчик предприятие “Центр нормирования и информационных

Программы систем в жилищно-коммунальном хозяйстве“.

Цель и задачи Основной целью
Программы являются:

программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в

домах, признанных непригодными для постоянного

проживания.

Задачи Программы:

- подготовка условий и разработка механизма для

переселения граждан из жилищного фонда,

непригодного для проживания;

- обеспечение формирования обязательств

собственника жилищного фонда относительно его

технического состояния в случае непредвиденных

техногенных и иных явлений.

Сроки и этапы 2003-2005 годы.

реализации

Программы Подготовка нормативно-правовой базы;

Перечень основных строительство нового жилья;

мероприятий реконструкция существующего ветхого фонда;

Программы ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.

Исполнители Комитет жилищно-коммунального хозяйства и

основных строительства Читинской области, органы местного

мероприятий самоуправления муниципальных образований

Программы Читинской области, организации, определяемые на

конкурсной основе.

Объемы и Общий объем финансирования - 401520 тыс.

источники рублей,

финансирования в т.ч.:

Программы федеральный бюджет - 150000 тыс.рублей;

областной бюджет - 60230 тыс.рублей;

местные бюджеты - 72280 тыс.рублей;

внебюджетные источники - 119010 тыс.рублей.

Мероприятия Программы и объемы их финансирования

подлежат ежегодной корректировке с учетом

возможностей областного бюджета.

Ожидаемые Переселение до 2005 года из аварийного жилищного

результаты фонда более 3903 граждан с предоставлением более

реализации 70,2 тыс. кв. метров общей площади жилья.

Программы Разработка механизмов привлечения внебюджетных

ресурсов в решении социальных проблем.

Выполнение государственных обязательств по

переселению граждан из жилых помещений,

непригодных для постоянного проживания.

Система Контроль за своевременным и полным проведением

организации мероприятий Программы осуществляют в

контроля за установленном порядке Комитет экономики

исполнением Читинской области и заместитель Главы

программы Администрации (Губернатора) Читинской области по

транспорту, дорожному хозяйству, промышленности,

жилищно-коммунальному хозяйству и строительству.

1. Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

Значительная часть жилищного фонда Читинской области сегодня не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам. Суммарная площадь жилищного фонда Читинской области, техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания, составляет 0,4% от всего жилищного фонда области (по данным формы N 1 - жилфонд “Сведения о жилищном фонде“, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16.08.1999 N 75). В целом в области насчитывается 6567 ветхих и аварийных зданий. Отнесение жилищного фонда к ветхому и аварийному производится на основании “Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного
жилищного фонда для постоянного проживания“ утвержденного приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529:

- для полносборных, кирпичных и каменных зданий - при физическом износе строительных конструкций и инженерного оборудования свыше 70%;

- для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов - при износе свыше 65%.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья имеет ветхий жилищный фонд - 86,4%, аварийный - 13,6%. Основная доля жилья, непригодного для проживания, расположена в городской местности - 66,5%, в сельской местности она составляет 33,5%. Особенно сложна проблема ветхого жилищного фонда в ряде городов и сельских пунктов области, где за последнее десятилетие резко сократились объемы производства.

Площадь ветхих и аварийных строений в 5 раз превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в Читинской области. Процесс ликвидации непригодного для проживания жилья протекает медленно. Начиная с 1998 года в среднем за год по ветхости и аварийности выбывало около 40 тыс. кв. метров (схема 1 не приводится).

Жилищный фонд области характеризуется наличием деревянных домов постройки 1910-1930-х и 1940-1950-х годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых практически невозможно ни по санитарным, ни по социальным нормам жизни. В городских населенных пунктах и сельской местности имеется большое число каменных домов сравнительно недавней постройки, находящихся в аварийном состоянии. Если факт крайней ветхости деревянных домов, эксплуатировавшихся с первых десятилетий XX века, объясним, то наличие большого количества каменных зданий сравнительно недавней постройки, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о том, что в вопросах проектирования, строительства и особенно эксплуатации этих строений были допущены серьезные просчеты:

- строительство жилищного фонда на территориях, подвергающихся затоплению реками Ингода
(Читинский, Шилкинский, Улетовский, Карымский районы), Чита (г. Чита, Читинский район);

- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие эксплуатационными службами оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации и теплоснабжения;

- отсутствие системы ливневой канализации в Читинской области;

- применение некачественных строительных материалов;

- за последние 10-15 лет капитальный ремонт жилых зданий практически не проводился, что еще более усилило процесс ветшания жилищного фонда.

Совокупность указанных обстоятельств привела к тому, что грунты оснований фундаментов обводнены и затоплены, происходит неконтролируемое оттаивание вечной мерзлоты. Это ведет в конечном итоге к неравномерным просадкам грунтов, вызывая появление недопустимых трещин и разрушений в цокольных конструкциях каменных зданий, подтопление и гниение цоколей деревянных строений.

Более подробные сведения о распределении существующего ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации в рамках настоящей Программы, по формам собственности на жилые помещения приведены на схеме 2.

Схема 2

Ветхий и аварийный жилищный

фонд Читинской области,

подлежащий ликвидации

49,0 тыс. кв. метров

3903 чел.

1149 семей

Государственный Муниципальный Частный

жилищный фонд жилищный фонд жилищный фонд

8,32 тыс. кв. метров 27,69 тыс. кв. метров 12,49 тыс. кв. метров

703 чел. 2205 чел. 995 чел.

207 семей 650 семей 292 семей

Распределение существующего ветхого и аварийного жилищного фонда по структуре жилых зданий и формам собственности на жилые помещения в них имеет следующие тенденции:

- наибольшую долю в данном фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью в малоэтажном (до 5 этажей) жилищном фонде - около 56,5%;

- достаточно велика также доля приватизированных квартир в данном фонде - около 25,5%;

- в период становления рынка реструктурированные предприятия и организации, министерства и ведомства потеряли контроль над технической эксплуатацией своего ведомственного фонда, и процесс его обветшания усилился. В общей структуре ветхого и аварийного жилищного фонда ведомственный жилищный фонд занимает около 18%;

- в меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 5 этажей) жилые здания.

За период реализации Программы планируется ликвидировать 49,0 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, за счет реализации других целевых программ и мероприятий - 175,7 тыс. кв. метров.

Частично проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда решается в рамках действия Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“, в том числе строительство жилья взамен ветхого в зоне БАМа. За период с 1996 года из федерального бюджета на строительства жилья взамен ветхого в зоне БАМа (пос. Чара) было выделено 19,7 млн. руб. По состоянию на август 2001 года строительство 5-этажного типового дома, которое финансировалось в рамках действия данного Закона, не завершено.

Читинская область не обладает достаточной нормативной, правовой и методической базой, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Постановлением Читинской областной Думы от 01.10.1997 N 184 была установлена социальная норма площади жилья - 18 кв. метров общей площади жилья на 1 члена семьи из 3 и более человек, 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. В соответствии с указанными нормативами необходимо построить и реконструировать в рамках реализации настоящей Программы 70,25 тыс. кв. метров жилья, что потребует финансирования в объеме 401,52 млн. рублей на строительство и реконструкцию жилищного фонда на период с 2003 по 2005 годы, в том числе:

- 150000 тыс. руб. из федерального бюджета,

- 60230 тыс. руб. из областного бюджета,

- 72280 тыс. руб. из местных бюджетов,

- 119020 тыс. руб. за счет внебюджетных источников.

Таким образом, на основании анализа состояния ветхого и аварийного жилищного фонда можно сделать следующие выводы:

1. В составе жилищного фонда области объем ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках Программы составляет 49,0 тыс. кв. метров, в котором проживает 0,3% всего населения Читинской области.

2. По формам собственности, ветхий и аварийный жилищный фонд состоит из:

- государственного жилищного фонда - 8,82 тыс. кв. метров;

- муниципального жилищного фонда - 27,69 тыс. кв. метров;

- частного жилищного фонда - 12,49 тыс. кв. метров.

3. В аварийном состоянии находится 1206 зданий.

4. Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилища удовлетворительного качества (в 2000 году 74% граждан Читинской области имели среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума - 1276,93 руб.).

5. Частично проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда решается в рамках действия других мероприятий и целевых программ, по которым планируется ликвидировать около 78% ветхого и аварийного жилья (схема 3):

Схема 3

Мероприятия и целевые программы,

в рамках которых решаются проблемы

по переселению граждан из ветхого

и аварийного жилищного фонда

---------------------------¬

¦ Ветхое и аварийное жилье ¦

¦ Читинской области, всего ¦

¦ 224,7 тыс. кв. метров ¦

¦ 17901 чел. ¦

¦ 5264 семей ¦

L---T------------------T----

-----------------+-------¬ ---------+------------¬

¦ Областная целевая ¦ ¦ Другие программы и ¦

¦ программа “Переселение ¦ ¦ мероприятия ¦

¦ граждан Читинской ¦ ¦ ¦

¦ области из ветхого и ¦ ¦ ¦

¦ аварийного жилищного ¦ ¦ ¦

¦ фонда (2003-2005 годы) ¦ ¦ ¦

¦ 49,0 тыс. кв. метров ¦ ¦175,7 тыс. кв. метров¦

¦ 3903 чел. ¦ ¦ 13998 чел. ¦

¦ 1147 семей ¦ ¦ 4117 семей ¦

L------------------------- L-T--------------------

------------+-----T--------------------T-----------------¬

-----------------+------¬----------+---------¬----------+---------¬-------+-------------¬

¦ Жилищные субсидии для ¦¦Федеральная целевая¦¦Областная целевая ¦¦Обеспечение жильем ¦

¦граждан, выезжающих из ¦¦ программа ¦¦ программа “Свой ¦¦отдельных категорий ¦

¦районов Крайнего Северদ “Государственные ¦¦ дом“ ¦¦ граждан ¦

¦ и приравненных к ним ¦¦ жилищные ¦¦ ¦¦ ¦

¦ местностей ¦¦ сертификаты“ ¦¦ ¦¦ ¦

¦109,1 тыс. кв. метров ¦¦23,7 тыс.кв.метров ¦¦2,3 тыс. кв. метро⦦40,6 тыс. кв. метров¦

¦ 8708 чел. ¦¦ 1870 чел ¦¦ 190 чел. ¦¦ 3230 чел. ¦

¦ 2561 семей ¦¦ 550 семей ¦¦ 56 семей ¦¦ 950 семей ¦

L------------------------L--------------------L--------------------L---------------------

- предоставление жилищных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- федеральная целевая программа “Государственные жилищные сертификаты“;

- областная целевая программа “Свой дом“;

- обеспечение жильем отдельных категорий граждан (участники локальных боевых действий, Великой Отечественной войны, многодетные семьи, молодые специалисты и т.д.).

Проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо решать программным методом. Одним из мероприятий областной целевой программы должна быть разработка соответствующей областной нормативно-методической базы, которая на сегодняшний день отсутствует.

2. Основные цели, задачи, сроки

и этапы реализации Программы

На основании вышеприведенных выводов были сформулированы основные цели и задачи Программы:

- обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;

- переселение граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, в благоустроенное жилье, приобретенное на вторичном рынке жилья или во вновь построенное благоустроенное жилье;

- ликвидация существующего аварийного и ветхого жилищного фонда до 2005 года.

В рамках реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:

- формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;

- обеспечение переселяемых граждан жильем (строительство социального жилья для малообеспеченной категории населения, приобретение квартир на вторичном рынке жилья);

- организация реконструкции многоквартирных жилых домов в городских поселениях;

- немедленная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, в целях предупреждения его повторного заселения;

- завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности;

- реализация обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае аварийного разрушения;

- расширение масштабов использования вторичного рынка жилья;

- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;

- создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья;

- взаимосвязь программы переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, с другими реализуемыми программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья при определении методологии и объемов финансовой поддержки за счет федеральных ресурсов.

На основании вышеизложенного для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо построить и реконструировать в области всего 224,7 тыс. кв. метров жилищного фонда. В рамках программы планируется ликвидировать 49,0 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья.

Расчет потребности в жилье для

переселения граждан из ветхого

и аварийного жилищного фонда

Читинской области в рамках Программы

Таблица 1

----T------------------T-----------------------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Объемы работ ¦

¦п/п¦ показателя +-----------T-----------------------------+

¦ ¦ ¦Всего 2003 ¦ в том числе ¦

¦ ¦ ¦-2005 годы +---------T---------T---------+

¦ ¦ ¦ ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦

+---+------------------+-----------+---------+---------+---------+

¦ 1 ¦Площадь сносимого ¦ 49,0 ¦ 11,47 ¦ 14,57 ¦ 22,96 ¦

¦ ¦ветхого и аварий- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ного жилья, тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦кв. метров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+-----------+---------+---------+---------+

¦ 2 ¦Количество пересе-¦ 1149 ¦ 269 ¦ 341 ¦ 539 ¦

¦ ¦ляемых семей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+-----------+---------+---------+---------+

¦ 3 ¦Количество жите- ¦ 3903 ¦ 914 ¦ 1161 ¦ 1828 ¦

¦ ¦лей, подлежащих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦переселению, тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+-----------+---------+---------+---------+

¦ 4 ¦Социальная норма ¦ 18 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 18 ¦

¦ ¦предоставления жи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лья, кв. метров на¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+-----------+---------+---------+---------+

¦ 5 ¦Объем жилья, тре- ¦ 70,25 ¦ 16,452 ¦ 20,898 ¦ 32,90 ¦

¦ ¦буемый для пересе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ления, тыс. кв. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦метров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+------------------+-----------+---------+---------+----------

Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году. Реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда должна быть проведена в течение 2003-2005 годов. Реализация Программы будет проходить поэтапно.

На первом этапе будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы:

1. Упорядочение методологических основ оценки ветхого и аварийного жилищного фонда. Установление классификации ветхих жилых домов по степени износа и техническому состоянию с учетом того, что часть домов подлежит реконструкции:

- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;

- дома и помещения, восстановление которых невозможно или экономически нецелесообразно.

2. Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам. Формирование обязательств собственника (собственников) жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения. Создание механизмов страхования жилья для гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений.

3. Оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан. Инвентаризация жилищного фонда. Составление реестра ветхих и аварийных домов по муниципальным образованиям. Установление очередности сноса жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан.

4. Привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы.

5. Переселение граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в благоустроенное жилье. Снос ветхого и аварийного жилья.

Учитывая необходимость первоочередного переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рекомендуется предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из законодательно установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде.

Данный механизм предполагает, что жилье предоставляется гражданам на условиях социального найма. Предлагаемое муниципальное жилье может являться:

- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;

- жильем, полученным муниципальным образованием за счет строительства от застройщика за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;

- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости (1);

--------------------------------

(1) Ввиду мизерно малой емкости рынка вторичного жилья в Читинской области для решения проблем переселения граждан из аварийного и ветхого жилья данный механизм в программе детально не рассматривался и финансовое обеспечение его не определялось.

- жильем, построенным муниципальным образованием в качестве муниципального социального жилья.

Главным критерием должна стать стоимость жилья - она должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья. С этой точки зрения следует отметить, что:

а) экономически наиболее эффективно вторичное использование муниципального жилья;

б) приобретение муниципальным образованием жилья на вторичном рынке, как правило, экономически более целесообразно, чем новое строительство муниципального социального жилья;

в) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер жилых помещений, предназначенных в дальнейшем для социального использования;

г) в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья следует использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно социального типа (при необходимости возможно изменение внутренней планировки жилых помещений, т.е. можно менять количество комнат).

Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда частично должно осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.

6. Реконструкция многоквартирных домов городских поселений.

Второй этап программы будет посвящен реализации задач по переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда:

1. Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу. Строительство жилья социального типа. Предоставление налоговых льгот строительным организациям, участвующим в строительстве социального жилья. Предоставление благоприятных по грунтовым условиям площадок для строительства. Использование вторичного рынка жилья для расселения жителей из ветхого и аварийного жилищного фонда.

2. Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и аварийного жилищного фонда.

3. Реконструкция многоквартирных домов городских поселений.

4. Подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.

3. Ресурсное обеспечение Программы

Расходы на реализацию Программы составят 401520 тыс. рублей (в ценах 2002 года). Источниками финансирования Программы являются:

- средства федерального бюджета;

- средства областного бюджета;

- средства местных бюджетов;

- средства внебюджетных источников (кредиты банков; облигационные займы; средства предприятий, заинтересованных в реализации Программы; средства, вносимые населением, и т.д.)

При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита федерального и областного бюджетов. Средства федерального бюджета (37,4% от суммарной стоимости Программы) должны быть выделены через государственного заказчика подпрограммы “Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда“ в составе федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33, в размере 150,0 млн. руб.

В Программе предусматривается использовать средства областного и местных бюджетов:

- образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) престижных земельных участков, находящихся в центре Читы, где расположен ветхий и аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;

- образуемые в результате эффективного использования муниципальной жилой недвижимости. В качестве финансового источника в этом случае рассматривается плата граждан за наем муниципального жилищного фонда, которая отражает качественные отличия в потребительских свойствах нанимаемого жилья, а дифференциация ее значения - в максимальной степени ориентируется на рыночную ситуацию.

В Читинской области плата за наем в 2002 году составляет 0,47 руб. за кв.метр. Ежегодно общая сумма средств, взимаемая с населения за наем при общей площади жилищного фонда более 20 млн. кв. метров, составит около 115,6 млн.руб. Порядок использования указанных средств в области не определен. В каждом муниципальном образовании, где реализуется Программа, рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю финансовых средств от платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.

В Программе предусматривается также использование внебюджетных ресурсов:

- кредитов банков;

- облигационных займов;

- средств предприятий, заинтересованных в реализации Программы;

- средств, вносимых населением, и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать жилищный фонд, получаемый муниципальными образованиями от застройщиков в счет средств, направляемых на освобождение земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.

Расчет потребности в финансовых ресурсах

для реализации программных мероприятий

Таблица 2

------T-------------------------------T---------T----------------¬

¦ N ¦ Наименование показателя ¦ Единица ¦ Объемы работ ¦

¦ п/п ¦ ¦измерения+----------------+

¦ ¦ ¦ ¦2003 - 2005 годы¦

+-----+-------------------------------+---------+----------------+

¦ 1. Общий объем ресурсов для реализации намеченных мероприятий ¦

+-----T-------------------------------T---------T----------------+

¦ 1.1 ¦Общий объем финансовых ресурсов¦тыс. руб.¦ 401520 ¦

+-----+-------------------------------+---------+----------------+

¦ 2. Строительство нового жилья ¦

+-----T-------------------------------T---------T----------------+

¦ 2.1 ¦Объем строительства жилья ¦тыс. кв. ¦ 50,976 ¦

¦ ¦ ¦метров ¦ ¦

+-----+-------------------------------+---------+----------------+

¦ 2.2 ¦Стоимость строительства 1 кв. ¦тыс. руб.¦ 6,0 ¦

¦ ¦метр жилья (в ценах 2001 г.) ¦ ¦ ¦

+-----+--------“----------------------+---------+----------------+

¦ 2.3 ¦Объем финансовых затрат ¦тыс. руб.¦ 305850 ¦

+-----+-------------------------------+---------+----------------+

¦ 3. Реконструкция существующего ветхого жили