Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.10.2009 по делу N А48-3928/2009 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 3 части 1 статьи 1 Положения “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла“, принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 21.12.2006 N 10/178-ГС.

Определением ВАС РФ от 15.03.2010 N ВАС-2360/10 отказано в передаче дела N А48-3928/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора постановления ФАС Центрального округа от 14.12.2009.

Постановлением ФАС Центрального округа от 14.12.2009 по делу N А48-3928/2009 данное решение отменено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2009 г. по делу N А48-3928/2009

Резолютивная часть решения объявлена 01.10.09 г. Полный текст решения изготовлен 05.10.09 г.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Капишниковой Т.И., судей Соколовой В.Г., Клименко Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Балашовой Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Б.

к Орловскому городскому Совету народных депутатов

третьи лица: Муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного
хозяйства “Орелводоканал“,

Администрация г. Орла

о признании недействующим (в части) нормативного правового акта

при участии:

от заявителя: представители К. (доверенность от 16.12.2008 г., паспорт <...>), О. (доверенность от 16.12.08 г.);

от ответчика: начальник правового отдела правового управления А. (доверенность от 11.02.09 г. N 98-ГС);

от третьих лиц:

от Администрации г. Орла: начальник управления тарифной политики Т. (доверенность от 22.01.09 г. N 24-д);

от МПП ВКХ “Орелводоканал“: начальник юридического отдела С. (доверенность от 09.01.09 г. N 15/09-02);

установил:

Индивидуальный предприниматель Б. (далее по тексту - заявитель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Орловскому городскому Совету народных депутатов (далее - ответчик) о признании Положения “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла“, принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 21.12.2006 г. N 10/178-ГС, недействующим в части определения понятия реконструкции (абз. 3 - 5 ч. 1 ст. 1 Положения) с момента его принятия.

В ходе судебного разбирательства в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ заявитель неоднократно уточнял свои требования и в конечной редакции просит признать недействующим абзац 3 части 1 статьи 1 Положения “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла“, принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 21.12.2006 г. N 10/178-ГС, начиная со слов: “В целях настоящего Положения под реконструкцией объекта понимается выполнение любых работ, результатом которых является хотя бы одно из следствий:

1) присоединение ранее существовавшего объекта к водопроводной и (или) канализационной сети г. Орла;

2) увеличение размера ранее заявленной потребляемой нагрузки на водопроводную и (или) канализационную сеть г. Орла для ранее присоединенного объекта“, как несоответствующие
и противоречащие Градостроительному кодексу РФ (п. 14 ст. 1), Федеральному закону N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (ст. 5) и Федеральному закону N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ (ч. 1 ст. 17).

В обоснование требований заявитель, ссылаясь на “Заключение о техническом состоянии нежилых помещений <...> после выполненной перепланировки 09-327 МС“ и “Заключение о проведенных предпринимателем работах по переустройству систем внутреннего водоснабжения и водоотведения нежилых помещений <...>“, выполненные ОАО “О“, указал, что понятие реконструкции, содержащееся в оспариваемом Положении, позволяет МПП ВКХ “Орелводоканал“ произвольно толковать его действия по перепланировке, осуществленные в помещениях <...>, как реконструкцию. Соответственно на ИП Б. возлагаются обязанности заключить с МУПП ВКХ “Орелводоканал“ договор о подключении реконструируемого объекта к городским сетям водоснабжения и канализации и оплатить 72117 руб. за подключение.

Между тем, увеличение объема водопотребления и водоотведения в 2008 - 2009 г. г. вызвано не самой перепланировкой, а изменением профиля деятельности арендатора помещений.

Заявитель указывает, что полномочий по расшифровке, толкованию каких-либо понятий и терминов, содержащихся в федеральных законах, а тем более по самостоятельному установлению иных значений уже определенных понятий и терминов, действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлено. В свою очередь, в оспариваемом Положении дается иное понятие “реконструкции“, не соответствующее понятию, имеющемуся в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Градостроительный кодекс РФ не связывает понятия реконструкции с увеличением ранее заявленной потребляемой нагрузки на водопроводную сеть и (или) канализационную сеть г. Орла для ранее присоединенного объекта. Оспариваемым положением, по мнению заявителя, необоснованно расширен круг лиц, обязанных вносить плату за подключение к городским сетям.

Ответчик требования не
признал, в отзыве указал, что городским Советом в оспариваемом правовом акте не вводится новое понятие реконструкции, а лишь дублируются нормы действующего законодательства (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 30.12.04 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“) применительно к взиманию платы за подключения МПП ВКХ “Орелводоканал“ согласно действующей инвестиционной программы развития систем водопровода и канализации г. Орла.

Ответчик считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не нарушает прав и законных интересов ИП Б., не возлагает на него какие-либо обязанности и не создает препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, так как в ч. 1 ст. 1 Положения не содержится обязывающих правовых норм для хозяйствующих субъектов, в связи с чем их права нарушены быть не могут.

В обоснование своей позиции ответчик сослался на вступившее в законную силу решение Советского районного суда от 10.10.07 г. по делу N 2-1182/07, ст. 12 (ч. 1, 3) Федерального закона от 30.12.04 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Постановление Правительства РФ от 09.09.07 г. N 360.

Определениями арбитражного суда от 27.08.09 г. и от 22.09.09 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены Муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства “Орелводоканал“ и Администрация г. Орла.

МПП ВКХ “Орелводоканал“ считает требования ИП Б. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как при подготовке и принятии Положения какой-либо расшифровки или толкования понятий и терминов, содержащихся в федеральных законах, не производилось. Градостроительный кодекс (п. 14 ст. 1) указывает, что реконструкция может быть связана как с изменением конструктивных элементов здания (высоты,
этажности, площади, объема), так и с изменением показателей производственной мощности, качества инженерно-технического обеспечения.

Производственная мощность оценивается: по производственной программе и номенклатуре продукции, принятой схеме производства, параметров технологического процесса; по потребности в основных видах ресурсов для технологических нужд; по параметрам и качественным характеристикам продукции; по показателям и характеристикам принятых технологических процессов; по численности, профессионально-квалификационному составу работников с распределением по группам производственных процессов, числу рабочих мест и их оснащенности; по количеству и составу вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты; по виду, составу и объему отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению.

Качество инженерно-технического обеспечения в отношении водоснабжения оценивается: по бесперебойности, по составу и свойствам воды, по давлению.

Качество инженерно-технического обеспечения в отношении водоотведения (канализации) оценивается: по бесперебойности, по составу и свойствам сточных вод.

И любое из указанных в определении понятия “реконструкция“ Градостроительного кодекса РФ изменение объекта капитального строительства может быть связано как с увеличением, так и с уменьшением потребляемой нагрузки инженерно-технического обеспечения.

Согласно подпункту 11 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ “плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта“.

При размещении в нежилых помещениях <...>, принадлежащих заявителю, вместо магазина промышленных товаров предприятия общественного питания (“С“) произошли два существенных изменения: изменение показателей производственной мощности (изменение профиля деятельности, вида и количества реализуемых товаров, услуг); изменение качества инженерно-технического
обеспечения (объемы получаемой холодной воды и сбрасываемых сточных вод). ИП Б. в нежилом помещении изменена внутренняя разводка систем водоснабжения и водоотведения и установлены дополнительные санитарно-технические приборы, что привело к изменению параметров объектов капитального строительства, их частей (показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения).

Внесение платы за подключение к сетям нагрузки, в т.ч. дополнительной для реконструируемого объекта, связанной с увеличением потребляемой нагрузки, прямо предусмотрено ст. 12 Федерального Закона от 30.12.04 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, п. 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.06 г. N 83.

Администрация г. Орла в отзыве на заявление со ссылками на п. 11 ст. 2 Федерального закона от 30.12.04 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, п. 14 ст. 1 и п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ указала, что Градостроительный кодекс для случаев реконструкции объектов капитального строительства или их частей непосредственно увязывает подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения, заявляемую застройщиком в пределах предоставленных ему технических условий, с вносимой им платой за подключение, определяемой на основании полученной информации как произведение увеличения подключаемой нагрузки на утвержденный в установленном порядке тариф.

Третье лицо указывает, что градостроительное законодательство устанавливает, что если после проведенных застройщиком работ происходит увеличение потребляемой объектом капитального строительства или его частью нагрузки(лимитов) на сети инженерно-технического обеспечения, то этот факт может служить основанием для возникновения у застройщика обязанности по внесению платы за подключение.

Данный вывод содержится в оспариваемом заявителем абзаце Положения, который не устанавливает каких-либо новых норм, противоречащих федеральному законодательству, а несет исключительно
информационную нагрузку в целях разъяснения застройщикам всех обстоятельств, связанных с определением размера и внесением платы за подключение.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд считает требование ИП Б. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу частей 4, 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 4 и пп. 4.1 п. 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса,
надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, Орловский городской Совет народных депутатов, вынося оспариваемое Положение действовал в рамках предоставленных действующим законодательством РФ полномочий.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ установлены следующие полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок:

- представительные органы: утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;

- органы местного самоуправления: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса; утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры; заключают
с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ; привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса; запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего
Федерального закона.

С учетом указанных норм законодательства городской Совет народных депутатов вправе осуществлять нормативное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.

21 декабря 2006 г. Орловским городским Советом народных депутатов принято решение N 10/178-ГС “О проекте Положения “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационной системе г. Орла“, которым утверждено Положение “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла“ (далее по тексту - Положение).

Как следует из преамбулы, данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, Положением “О регулировании органами местного самоуправления города Орла цен, тарифов и надбавок к ценам (тарифам) на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и муниципальных предприятий, учреждений“, принятым решением Орловского городского Совета народных депутатов от 26.10.2006 N 8/132-ГС.

В соответствии с п. 1 Положения плата за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла (далее - плата за подключение) устанавливается для всех лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений, иных объектов (далее - объектов) в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого объекта.

Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого Муниципальным производственным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства “Орелводоканал“ (далее - МПП ВКХ “Орелводоканал“) с обратившимися к нему физическими и юридическими лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию объекта (далее - застройщиками), независимо от их организационно-правовой формы, источников финансирования работ, а также места нахождения объекта.

В целях настоящего Положения под реконструкцией объекта понимается выполнение любых работ, результатом которых является хотя бы одно из следствий:

1) присоединение ранее существовавшего объекта к водопроводной и (или) канализационной сети г. Орла;

2) увеличение размера ранее заявленной потребляемой нагрузки на водопроводную и (или) канализационную сеть г. Орла для ранее присоединенного объекта.

Согласно п. 2 Положения тариф на подключение к водопроводно-канализационной системе г. Орла (далее - тариф на подключение) вводится на период реализации инвестиционной программы по развитию данной системы в порядке, установленном Положением “О регулировании органами местного самоуправления города Орла цен, тарифов и надбавок к ценам (тарифам) на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и муниципальных предприятий, учреждений“, принятым решением Орловского городского Совета народных депутатов от 26.10.2006 N 8/132-ГС. Пунктом 3 Положения установлен размер платы за подключение.

Пунктом 6 Положения установлено, что плата за подключение не вносится, если реконструкция объекта связана с его переустройством (заменой или переносом инженерных сетей, санитарно-технического оборудования), перепланировкой (изменением его конфигурации, в том числе в виде раздела жилого дома без увеличения его площади), и при этом не происходит увеличения потребляемой нагрузки.

Плата за подключение вносится в бюджет города Орла и используется исключительно для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой МПП ВКХ “Орелводоканал“ (п. 10 Положения).

Заявитель, оспаривая абз. 3 п. 1 настоящего Положения, указывает, что в нем определено понятие “реконструкция“ не соответствующее понятию, имеющемуся в Градостроительном кодексе РФ.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ 13.02.06 г. утверждено Постановление N 83 “Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения“. Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

В п. 2 указанных Правил даются следующие понятия: “сети инженерно-технического обеспечения“ - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами;

“подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения“ - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Пунктом 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлено, что физическое или юридическое лицо, осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурса параметров (далее - заказчик), для его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с соответствующим заявлением о подключении в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую технические условия подключения (далее - исполнитель).

Пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (п. 7).

В соответствии с п. 10 Правил технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

В п. 12 Правил установлено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия: на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа; с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. (п. 13)

В соответствии с п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

Федеральным законом от 30.12.04 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ определено понятие плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (п. 11 ст. 2).

Статьей 12 Закона от 30.12.04 г. N 210-ФЗ установлено, что плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный“договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, действующее законодательство увязывает подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения, заявляемую застройщиком в пределах предоставленных ему технических условий, с вносимой им платой за подключение, определяемой на основании полученной информации как произведение увеличения подключаемой нагрузки на утвержденной в установленном порядке тариф.

В ходе судебного разбирательства заявитель не отрицал, что у него увеличился объем водопотребления и водоотведения в 2008 - 2009 г. г., т.е. увеличилась потребляемая нагрузка.

В силу вышеуказанных норм ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 30.12.04 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ увеличение потребляемой нагрузки влечет за собой внесение платы за подключение. Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера увеличения потребляемой нагрузки.

Именно такое требование содержится в п. 1 Положения “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла“, принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов 21.12.06 г. N 10/178-ГС.

В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд считает, что в абз. 3 ч. 1 ст. 1 Положения не содержится обязывающих правовых норм для хозяйствующих субъектов, в связи с чем их права нарушены быть не могут.

Учитывая, что Положение “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла“, принятое решением Орловского городского Совета народных депутатов 21.12.06 г. N 10/178-ГС в оспариваемой части реально не нарушает права и законные интересы ИП Б. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности требование ИП Б. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Б. о признании недействующим абзаца 3 части 1 статьи 1 Положения “О порядке определения размера и внесения платы за подключение к водопроводно-канализационным сетям г. Орла“, принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов 21.12.06 г. N 10/178-ГС, отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

Т.И.КАПИШНИКОВА

Судьи

В.Г.СОКОЛОВА

Е.В.КЛИМЕНКО