Законы и постановления РФ

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Читинской области “И вновь об ИНН“ “Сейчас очень много говорят об ИНН (идентификационном номере налогоплательщика) и что такой номер должен быть у каждого. Не является ли это нарушением прав человека? А если я верующий?“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

И ВНОВЬ ОБ ИНН

Сейчас очень много говорят об ИНН (идентификационном номере налогоплательщика) и что такой номер должен быть у каждого. Не является ли это нарушением прав человека? А если я верующий?

Проводимая налоговыми органами работа по учету налогоплательщиков - физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) не содержит упомянутых нарушений прав человека и гражданина и неуважения к религиозным чувствам верующих. Она осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, которое представлено Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК России) и принятыми в соответствии с
ним нормативными актами.

Налоговые правоотношения - публичные правоотношения, которые основаны на законе и являются властными отношениями между государством и физическими лицами. Любые действия государства в рамках налоговых правоотношений никоим образом не могут рассматриваться как вторжение в личную жизнь людей.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 2 статьи 3 НК России установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Одной из основных обязанностей налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Порядок работы налоговых органов при осуществлении этих обязанностей определен положениями главы 14 НК России.

Составной частью этой работы является учет налогоплательщиков - физических лиц на основании информации, поступающей в налоговые органы от самих налогоплательщиков и от различных регистрирующих органов.

По существу эта деятельность налоговых органов не отличается от систем регистрации граждан, проводимых другими федеральными органами в рамках своей компетенции. Например, аналогичная система принята органами ЗАГСа при регистрации актов гражданского состояния.

Пунктом 2 статьи 84 НК России установлена обязанность для налоговых органов осуществить постановку налогоплательщика на учет и выдать ему при обращении соответствующее Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, форма которого установлена соответствующим приказом МНС России. Никаких “электронных карточек“, при помощи которых якобы будут производиться расчеты с местными органами управления и которые “станут основанием предоставления социальной и медицинской помощи“ гражданам, МНС России не вводило.

Потребность в указанном свидетельстве у налогоплательщика может возникать в связи с осуществлением им своих прав и обязанностей, установленных в частности статьями 21, 23, 83-86 НК
России, а также другими положениями законодательства Российской Федерации.

Свидетельство, выдаваемое налогоплательщику - физическому лицу, не содержит никакой символики, в частности - штрих-кодов, кроме Герба Российской Федерации и надписей: “Министерство Российской Федерации по налогам и сборам“ либо “МНС России“.

Применение ИНН в практической работе налоговых органов является положительным фактором, прежде всего именно для самих налогоплательщиков. Ведь в случае необходимости физическому лицу, имеющему ИНН, предоставляется право указывать в документах, подаваемых в налоговые органы, только свои имя, отчество, фамилию и ИНН, и не указывать другие персональные данные (адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность и др.). Это дополнительная к нормам Налогового кодекса мера позволяет сохранить конфиденциальность информации, имеющейся в налоговых органах о физическом лице.

С другой стороны, в условиях экономического спада Российская Федерация вводит идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц именно с целью пополнения бюджета, и, следовательно, в целях выполнения социально - экономических программ государства, что позволит снизить социальную напряженность в обществе. Введение ИНН приведет к “прозрачности“ доходов налогоплательщиков - физических лиц и не позволит недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов. У законопослушных налогоплательщиков, в том числе и у верующих, действия государства при постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе не должны вызывать беспокойства.

Глубоким заблуждением является подход к ИНН как к “имени“. Имя человека дается ему для общения с другими людьми и с Богом. Российская Федерация является светским государством, поэтому противопоставление и навязывание общественной жизни символики церковной жизни недопустимо.

Категорически отвергая аналогию между ИНН и “именем“, даваемым государством, хотелось бы отметить, что церковь не выступает, например, против использования в общественной жизни так называемого “ФИО“, давая его при
государственной регистрации актов гражданского состояния, либо против “табельных номеров“, которые присваиваются работодателем работнику для удобства учета.

Присвоение индивидуальных идентификационных номеров физическим лицам, в конечном счете, направлено только на то, чтобы налогоплательщики - физические лица не уклонялись от уплаты налога, а, следовательно, социальная политика государства была бы выполнена полностью, в том числе и за счет перераспределения доходов одной категории граждан (получающих высокие доходы) в пользу другой категории граждан (получающих низкие доходы). На практике нередки ситуации, при которых люди с высоким уровнем доходов (банкиры, владельцы крупных компаний и т.д.) уклоняются от уплаты налогов, а значит, не участвуют в социальной политике государства, направленной на поддержание социально не обеспеченных граждан ( пенсионеры, инвалиды, дети и т.д.), что соответствует философским аксиомам Церкви о “помощи страждущим“ и “любви к ближнему“.

Управление МНС

Читинской области