Законы и постановления РФ

Закон Читинской области от 29.02.1996 N 34-ЗЧО “Об охране и использовании памятников истории и культуры Читинской области“ (принят Читинской областной Думой 29.02.1996)

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 74 данного документа)

Утратил силу в связи с принятием Закона Читинской области от 26.02.2004 N 535-ЗЧО

29 февраля 1996 года N 34-ЗЧО

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Читинской областной Думой

29 февраля 1996 года

Памятники истории и культуры представляют собой ничем не заменимые и невозобновимые свидетельства исторического развития народа; личности, государства и служат основами духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов Российской Федерации и мирового сообщества.

В Читинской области памятники истории и культуры общедоступны, находятся под охраной государства в интересах граждан, общества и будущих поколений, служат целям развития науки, образования, культуры и
искусства.

Органы государственной власти создают необходимые условия для сохранения и эффективного использования памятников истории и культуры на территории области.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с охраной памятников истории и культуры (в дальнейшем - памятники) в целях их сохранения для настоящих и будущих поколений.

Статья 2. Законодательство Читинской области об охране и использовании памятников

Законодательство Читинской области об охране и использовании памятников в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре“ и другими законодательными актами Российской Федерации об охране и использовании памятников истории и культуры, Уставом области состоит из настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов области.

Статья 3. Действие Закона в отношении собственности на памятники

1. Установленный настоящим Законом порядок учета, охраны и использования памятников применяется ко всем памятникам, независимо от форм собственности.

2. Положения настоящего Закона обязательны для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории области.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

памятники - движимые и недвижимые объекты, обладающие культурной ценностью и зарегистрированные в государственных списках памятников, вне зависимости от форм собственности, управления, использования или степени их сохранности;

памятники недвижимые единичные - здания и сооружения вместе с исторически сложившимися территориями и находящимися в них движимыми культурными ценностями; земельные участки, содержащие археологические и культурные слои;

памятники недвижимые ансамблевые - исторически или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых памятников в их композиционной и ландшафтной взаимосвязи, в том числе исторические города, исторические культурные места и исторические ландшафты;

государственная охрана памятников -
система правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление и учет, сохранение, реставрацию, использование (включая обеспечение общественной доступности) памятников;

государственный список недвижимых памятников - перечень недвижимых памятников, находящихся под охраной государства;

список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность - перечень недвижимых объектов, предлагаемых специально уполномоченными государственными органами охраны памятников культуры для включения в государственный список памятников;

список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации перечень объектов, представляющих собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки, искусства;

список всемирного наследия - перечень памятников и территорий, охватывающий все культурное и природное достояние, признанное международной общественностью, как обладающее всемирной ценностью и попадающее под коллективную ответственность;

исторический город, историческое населенное место - город, населенное место, обладающие историко-архитектурной, ландшафтной и иной ценностью и включенные в Списки исторических городов и исторических населенных мест Российской Федерации;

специально уполномоченные государственные органы охраны памятников - органы исполнительной власти, осуществляющие управление и контроль в сфере государственной охраны памятников;

организации государственного хранения памятников - государственные и общественные музеи, библиотеки, архивы, в том числе ведомственные, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и иные организации, осуществляющие хранение памятников.

Статья 5. Виды памятников

К памятникам могут быть отнесены:

1. Недвижимые объекты:

а) памятники архитектуры и градостроительства:

- единичные памятники: здания, сооружения культового, дворцового, жилого, производственного, инженерного, общественного, научного, учебного назначения, пещеры вместе с их историческими территориями и связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, надписи;

- ансамбли, то есть совокупность зданий, сооружений и открытых пространств, включая места археологических или палеонтологических раскопок, составляющие заселенные места в городах или сельской местности, обладающие
ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения: исторические города, исторические населенные места, фрагменты исторических планировок, старинные городские кварталы, деревни, небольшие селения, однородные архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры;

б) достопримечательные места:

территории, имеющие ценность как совместные творения природы и человека;

в) памятники истории:

здания и сооружения с их исторически сложившимися территориями, территории, кладбища, ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью городов, выдающихся исторических личностей;

г) памятники археологии и этнологии:

- объекты жилого назначения - культурные слои и постройки древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилища, убежища;

- объекты фортификационного назначения;

- объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри, святые места, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;

- погребальные комплексы - курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;

- каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, эпиграфические памятники;

- объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (пруды, каналы и другие), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и другие), инфраструктура водных и водноволоковых путей;

д) памятники искусства:

произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, витражи; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.

2. Движимые объекты:

а) находки в результате наземных, подземных и подводных археологических исследований и раскопок;

б) предметы древности: орудия труда, гончарные изделия, изделия из стекла, дерева и металла, произведения эпиграфики, монеты, печати, украшения, оружие, предметы из погребений;

в) элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию;

г) антропологические и этнологические материалы;

д) исторические ценности, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых и деятелей искусства и важными историческими событиями;

е)
произведения живописи и графики;

ж) афиши и фотографии;

з) произведения скульптуры;

и) произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные инструменты;

к) манускрипты, кодексы, книги, документы и издания, представляющие особый интерес;

л) предметы, представляющие интерес с точки зрения нумизматики, филателии, фалеристики;

м) предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта, ремесла, промышленного производства;

н) архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео и звукозаписи, машиночитаемые документы;

о) зоологические, ботанические и геологические образцы, а также фрагменты этих предметов;

п) иные, не поименованные в данном списке, объекты и комплексы объектов.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ И

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ

Статья 6. Государственное управление охраной и использованием памятников

1. Государственная охрана памятников осуществляется Администрацией области, специально уполномоченными государственными органами охраны и использования памятников области, органами местного самоуправления.

2. Государственный контроль за охраной памятников осуществляется Администрацией области, специально уполномоченными государственными органами охраны и использования памятников области и органами местного самоуправления.

3. Контроль за охраной и использованием памятников включает в себя выполнение областной Думой, Администрацией области, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами обязанностей по соблюдению правил и порядка охраны памятников, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 7. Ответственность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц за охрану и использование памятников

1. Областная Дума, Администрация области, органы местного самоуправления несут ответственность, в том числе и материальную, за охрану и использование памятников в пределах территорий, на которые распространяется их компетенция.

2. Бережное отношение к памятникам является обязанностью юридических и физических лиц.

Статья 8. Основные функции органов государственной власти Читинской области и органов местного самоуправления в деле охраны и использования памятников

Областная
Дума, Администрация области, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, в целях обеспечения охраны в процессе использования памятников, расположенных на подведомственных территориях, осуществляют следующие основные функции:

а) разрабатывают, утверждают в установленном порядке и реализуют программы по обеспечению охраны памятников, находящихся в государственной собственности;

б) обеспечивают согласование социально-экономической деятельности, осуществляемой на подведомственных территориях, с органами охраны и использования памятников;

в) приостанавливают по представлению органов охраны и использования памятников до рассмотрения в установленном порядке действие принятых ими, а также любыми другими юридическими и физическими лицами решений в случаях, когда они противоречат законодательству об охране и использовании памятников;

г) могут создать в своей структуре соответствующий орган охраны и использования памятников.

Статья 9. Органы охраны и использования памятников области

1. Специально уполномоченными государственными органами охраны и использования, памятников области являются управление культуры, отдел по делам архивов Администрации области и государственный орган охраны и использования памятников области - Центр по сохранению историко-культурного наследия.

2. Полномочия специально уполномоченных государственных органов охраны и использования памятников Читинской области определяются Администрацией области в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области.

Статья 10. Муниципальные органы охраны и использования памятников

1. Муниципальные органы охраны и использования памятников создаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными органами охраны и использования памятников области.

2. Полномочия муниципальных органов охраны и использования памятников определяются органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, нормативными правовыми актами области, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 11. Участие общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников

Читинское областное отделение Всероссийского общества, охраны памятников истории и культуры, Фонд
культуры, иные общественные, в том числе религиозные объединения и лица, заинтересованные в постоянном участии в осуществлении мероприятий по сохранению и популяризации дела охраны объектов историко-культурного наследия, имеют право на получение информации о их состоянии, на использование памятников в целях науки, образования, культуры и иных общественно полезных целях, и осуществляют свою деятельность по согласованию с органами охраны и использования памятников.

Это положение не распространяется на реставрационную и иные виды профессиональной деятельности в сфере охраны культурного наследия, подлежащие лицензированию в соответствии с установленным порядком.

Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ

Статья 12. Организация государственного учета памятников

1. Под государственным учетом памятников понимается:

а) выявление объектов историко-культурного наследия, определение их ценности;

б) принятие наиболее общественно значимых объектов на государственную охрану в качестве памятников;

в) составление учетных документов на памятники, их изучение и графическая фотофиксация;

г) формирование и организация центров научной документации.

2. Государственный учет памятников осуществляют специально уполномоченные государственные органы охраны и использования памятников области. Памятники подлежат государственному учету независимо от форм собственности или пользования.

3. Государственный учет недвижимых памятников является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков памятников.

Списки памятников подразделяются на:

а) список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;

б) государственный список недвижимых памятников;

в) список особо ценных объектов историко-культурного наследия народов Российской Федерации;

г) список всемирного наследия.

Статья 13. Порядок выявления, обследования объектов историко-культурного наследия и определения их ценности

1. Выявление, обследование, фиксацию объектов историко-культурного наследия проводят органы охраны и использования памятников, а также привлекаемые ими специализированные организации, творческие коллективы, специалисты и общественные организации.

Предприятия, организации, учреждения, граждане сообщают органам охраны памятников об обнаруженных ими культурных ценностях. Органы охраны и использования
памятников обязаны организовать экспертизу обнаруженных культурных ценностей.

2. Недвижимые культурные ценности до проведения экспертизы ставятся на учет специально уполномоченными органами охраны и использования памятников и вносятся в списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Недвижимые объекты, внесенные в списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность находятся под контролем органов охраны и использования памятников.

3. Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится органами охраны и использования памятников силами специализированных комиссий, специализированных предприятий, организаций, учреждений по охране и реставрации памятников культуры.

Статья 14. Списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность

1. В списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, включаются объекты историко-культурного наследия, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим общественно значимой культурной ценностью. Статус вновь выявленного объекта распространяется на объект историко-культурного наследия в течение 5 лет с момента включения его в списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В этот период на объект, в том числе объект градостроительства, распространяются все положения законодательства касающиеся государственного учета, охраны, реставрации, сохранения и использования принятых на государственную охрану недвижимых памятников местного значения.

2. Списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, подлежащих государственной охране, формируются государственным органом охраны и использования памятников области по видам памятников и по административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, присваивается порядковый номер. Государственный орган охраны и использования памятников области обязан ежегодно направлять списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность, в государственные органы исполнительной власти области и в течение месяца извещать собственников и пользователей о включении объектов в списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

3. Если в течение пяти лет объект не будет принят на государственную охрану в качестве памятника, он может быть включен государственным органом охраны и использования памятников, по заключению экспертизы, в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Статья 15. Государственные списки недвижимых памятников, принятых на государственную охрану

1. Государственные списки недвижимых памятников, принятые на государственную охрану, включают в себя объекты историко-культурного наследия, отнесенные федеральными органами исполнительной власти и областной Думой к охраняемым государством памятникам. Государственные списки недвижимых памятников культуры, принятые на государственную охрану, подразделяются на две категории:

а) государственные списки недвижимых памятников федерального значения;

б) государственные списки недвижимых памятников местного значения.

2. Недвижимые единичные памятники ставятся на государственную охрану вместе с их исторически сложившимися территориями и находящимися в них движимыми культурными ценностями.

3. Государственные списки недвижимых памятников местного значения и дополнения к ним формируются государственным органом охраны и использования памятников области на основе списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Государственные списки недвижимых памятников местного значения и дополнения к ним утверждаются областной Думой. Решение выносится в срок не позднее 6 месяцев после представления государственным органом охраны и использования памятников области. По истечении указанного времени объект считается включенным в государственный список недвижимых памятников местного значения. В этом случае принятия решения не требуется.

4. Объекты, включенные в списки недвижимых памятников местного значения по согласованию
с государственным органом охраны и использования памятников области могут быть представлены Министерством культуры Российской Федерации для принятия их на государственную охрану в качестве памятников федерального значения. Принятие объекта культурного наследия на государственную охрану в качестве памятника федерального значения осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Государственный учет недвижимых памятников, принятых на государственную охрану

1. Государственный учет недвижимых памятников, принятых на государственную охрану осуществляется на основе государственных списков недвижимых памятников. Государственные списки недвижимых памятников формируются государственным органом охраны и использования памятников области по категориям охраны, видам памятников, административно-территориальному принципу. Объекты, включаемые в государственные списки недвижимых памятников, получают охранный номер в общей последовательности указанного списка.

Государственные списки недвижимых памятников подлежат публикации в периодической печати и специальных изданиях.

2. На недвижимых памятниках, принятых на государственную охрану, органами охраны и использования памятников области устанавливаются охранные доски в соответствии с утвержденными образцами. Охранные доски изготавливаются за счет пользователей, собственников памятников.

3. Органы охраны и использования памятников организуют историко-архитектурные, историко-культурные, историко-художественные, инженерно-геологические и другие исследования недвижимых памятников, проводят документальную фиксацию, а также составляют учетную документацию по установленным образцам, включая опорные историко-архитектурные планы.

4. Органы охраны и использования памятников издают государственные списки недвижимых памятников, каталоги, справочники и другие учетно-информационные материалы.

Статья 17. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников

1. Недвижимые памятники снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты в результате природных явлений, преднамеренных или непреднамеренных действий юридических и физических лиц.

2. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников всех категорий охраны осуществляется по представлению Министерства культуры Российской Федерации, согласованному со специально уполномоченными органами охраны и использования памятников области, постановлением Правительства Российской Федерации. Недвижимые памятники, снятые с государственной охраны, исключаются государственным органом охраны и использования памятников из государственных списков недвижимых памятников.

Статья 18. Списки всемирного наследия

1. В списки всемирного наследия могут включаться объекты историко-культурного наследия области, отнесенные к объектам всемирного наследия в установленном порядке в соответствии с международными нормами.

2. Объекты, включенные в списки всемирного наследия, отмечаются установкой информационно-охранных досок в соответствии с утвержденными образцами. Доски устанавливаются государственным органом охраны и использования памятников области.

Статья 19. Государственный учет памятников, находящихся в общественной и частной собственности

Объекты культурного наследия, находящиеся в общественной или частной собственности и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть признаны памятниками и подлежат государственному учету.

Раздел IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ

Статья 20. Формы собственности на памятники

1. Памятники могут находиться в государственной, муниципальной, общественной, частной и иных формах собственности.

2. Права собственника памятников ограничиваются в целях их сохранения в интересах всего общества и обеспечения общественной доступности. Вид и мера ограничения устанавливаются государственным органом охраны и использования памятников области путем принятия охранных обязательств или заключения охранно-арендных договоров на основании действующего законодательства.

Статья 21. Изменение собственника и формы собственности памятника

1. Изменение собственника и формы собственности может быть произведено в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. При продаже памятников истории и культуры государственный орган охраны и использования памятников области имеет приоритетное право приобретения культурных ценностей.

Статья 22. Отчуждение памятников из государственной собственности

1. Движимые и недвижимые памятники историко-культурного наследия могут быть отчуждены из государственной собственности в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

2. Отчуждение памятника производится с обязательным условием заключения с новым собственником охранного обязательства, оформляемого в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 23. Ограничение приватизации жилых помещений в домах-памятниках и помещений, являющихся памятниками

1. Приватизация жилых помещений в домах-памятниках или помещений, являющихся памятниками, не допускается, если жилые помещения находятся в домах, входящих в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации или когда характер использования может нанести ущерб сохранности, издает угрозу порчи, разрушения, уничтожения памятников, либо создает непреодолимое препятствие для доступа к памятнику.

2. Пользователи данных помещений имеют право на получение равноценного жилья, подлежащего приватизации или соответствующей компенсации.

Статья 24. Собственность на вновь выявленные памятники

Вновь выявленные памятники, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо они конфискованы или изъяты, являются государственной собственностью и поступают в собственность области в установленном порядке.

Статья 25. Собственность на недвижимые единичные памятники

1. Недвижимые единичные памятники: здания, строения, сооружения и их исторически сложившиеся территории должны иметь единого собственника.

2. Любое отчуждение единичных недвижимых памятников, кроме случаев приватизации отдельных жилых помещений в домах-памятниках, производится на условиях неделимой собственности на памятник и его территорию.

3. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение, являющееся единичным памятником, по наследству к нескольким собственникам, здание, строение, сооружение и его территория переходят в общую совместную собственность, либо к одному из собственников.

Статья 26. Изъятие памятников из общественной или частной собственности

При нарушении собственником охранных обязательств, либо отказе собственника включить его имущество в состав охраняемых государством памятников, государственный орган охраны и использования памятников Читинской области имеет право возбуждения судебного иска об изъятии у собственника памятника и передаче его в государственную собственность.

Раздел V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ

Статья 27. Ограничение использования памятников

Использование памятников допускается при обеспечении их сохранности и общественной доступности. Использование памятников по прямому назначению допускается, если это не наносит ущерба их сохранности и культурной ценности.

Статья 28. Права собственников, владельцев, пользователей памятников

Собственники, владельцы, пользователи памятников имеют право:

а) на получение кредита на льготных условиях для проведения ремонтно-консервационных, инженерных и противоаварийных работ при соблюдении ими условий охранного обязательства или охранно-арендного договора и правил проведения таких работ на памятниках;

б) на компенсацию за прямой и косвенный ущерб, возникший в следствии открытого доступа, организации осмотра и иного их использования в интересах государства, не предусмотренных в охранном обязательстве или охранно-арендном договоре, кроме случаев, когда неудобства возникли во время проведения обследования технического состояния, консервационных, реставрационных, археологических работ, иных мероприятий по технической защите памятника.

Статья 29. Обязанности собственников, владельцев, пользователей памятников

Собственники, владельцы, пользователи памятников обязаны:

а) соблюдать порядок и правила охраны, использования и реставрации памятников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и другими нормативными и правовыми актами области;

б) принимать охранные обязательства и заключать охранно-арендные договоры в установленном порядке;

в) содержать памятники в надлежащем состоянии, производить ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников;

г) страховать памятники;

д) своевременно уведомлять государственный орган охраны и использования памятников области о своих намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту, реставрации и иному изменению состояния принадлежащих им или используемых ими памятников;

е) выполнять указания и предписания органов охраны и использования памятников;

ж) обеспечивать доступ к памятникам с целью осмотра, а также для обследования, археологических исследований, для проведения консервационных, реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите памятников;

з) хранить и предоставлять органам охраны и использования памятников документацию на принадлежащие им или используемые ими памятники.

Статья 30. Охранные обязательства и охранно-арендные договоры на использование памятников

1. Памятники используются собственниками, владельцами или пользователями при условии принятия ими охранных обязательств или заключения охранно-арендных договоров с государственным органом охраны и использования памятников области.

2. Типовые условия и порядок принятия охранных обязательств и охранно-арендных договоров устанавливаются:

а) для памятников федерального назначения Министерством культуры Российской Федерации;

б) для памятников местного значения - государственным органом охраны и использования памятников области.

Статья 31. Принятие охранных обязательств и заключение охранно-арендных договоров государственным органом охраны и использования памятников области

1. Договоры аренды на использование памятников заключаются собственником только при наличии охранных обязательств у пользователя памятником. При нарушении условий охранных обязательств договоров аренды расторгается.

2. Охранно-арендный договор заключается пользователем памятника с государственным органом охраны и использования памятников области.

3. Государственный орган охраны и использования памятников области выдает охранные обязательства собственникам и пользователям памятников, за исключением случаев, когда памятники находятся в его ведении.

Статья 32. Изменение и расторжение охранно-арендных договоров и охранных обязательств

1. Лицо, отчуждающее или перемещающее памятник, обязано уведомить приобретателя и государственный орган охраны и использования памятников области о наличии охранного обязательства или охранно-арендного договора и об условиях использования памятника. Лицо, приобретающее памятник, принимает на себя обязательство прежнего собственника, владельца, пользователя.

2. При расторжении охранно-арендного или арендного договора и до заключения новых договоров ответственность за сохранение памятника возлагается на собственников.

Статья 33. Одностороннее расторжение охранных обязательств и охранно-арендных договоров

В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи, разрушения памятников из-за систематического невыполнения пользователями и арендаторами условий охранных обязательств или охранно-арендного договора, государственный орган охраны и использования памятников области расторгает в одностороннем порядке указанные договоры и принимает меры к возмещению ущерба. В случае расторжения охранных обязательств арендный договор с собственником памятника прекращается.

Статья 34. Использование памятников органами охраны и использования памятников

1. Органы охраны и использования памятников совместно с учреждениями, предприятиями, общественными организациями, средствами массовой информации осуществляют пропаганду и популяризацию памятников.

“. Памятники, не используемые в течение длительного времени, находящиеся без присмотра и надлежащей охраны, в целях обеспечения сохранности этих памятников могут временно использоваться органами охраны и использования памятников для нужд, не причиняющих ущерба памятникам, независимо от форм собственности.

Статья 35. Использование памятников в коммерческой деятельности Коммерческая деятельность, прямо или косвенно связанная с использованием памятников собственником, осуществляется по разрешению органов охраны и использования памятников

Раздел VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ

Статья 36. Государственное хранение памятников

1. Памятники в целях обеспечения сохранности и оптимального использования могут быть переданы собственником на государственное хранение.

2. Государственное хранение движимых памятников производится музеями, архивами, библиотеками и другими организациями государственного хранения памятников, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о музейном, архивном, библиотечном фондах.

3. В целях обеспечения оптимального режима содержания и использования в интересах культуры недвижимые памятники культуры независимо от форм собственности могут объявляться музеями, историко-архитектурными заповедниками, охраняемыми культурными ландшафтами или иными организациями государственного хранения недвижимых памятников.

4. Организации государственного хранения недвижимых памятников создаются в соответствии с действующим законодательством.

5. Изъятие и использование не по целевому назначению имущества, в том числе земель, государственных организаций государственного хранения недвижимых памятников запрещается.

Статья 37. Зоны охраны недвижимых памятников

1. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников, музеев-заповедников, музеев под открытым небом на землях, примыкающих к их территориям, устанавливаются три вида зон охраны:

а) охранная зона памятника с особо строгим режимом использования, с исключением любого нового строительства, кроме носящего восстановительный, регенерационный характер;

б) зона охраняемого ландшафта с особо строгим режимом использования территории, природных объемов, с исключением строительных работ по инженерному и регенерационно-восстановительному благоустройству;

в) зона регулирования застройки с режимом регулирования существующей и вновь создаваемой застройки по ее функциональному назначению, объемно-пространственными характеристиками.

2. Типовое положение об управлении и использовании каждого вида зон охраны разрабатывается Министерством культуры Российской Федерации. Индивидуальные положения о зонах охраны и их границах для ансамблей федерального значения, особо ценных объектов культурного наследия и объектов всемирного наследия разрабатываются Министерством культуры Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для ансамблей и единичных недвижимых памятников области индивидуальные положения разрабатываются государственным органом охраны и использования памятников Читинской области и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления Администрацией области.

Статья 38. Порядок производства земляных, строительных и других работ, градостроительной и хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников

1. Разрешения на производство работ, градостроительную, землеустроительную и хозяйственную деятельность в зонах охраны памятников выдаются инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора по согласованию с государственным органом охраны и использования памятников области.

2. Разрешения на производство работ, градостроительную, землеустроительную и хозяйственную деятельность в зонах охраны музеев, музейных комплексов музеев-заповедников федерального значения, а также памятников культуры, входящих в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, всемирного наследия, историко-культурных заповедников и особо охраняемых историко-культурных территорий федерального значения, расположенных на территории области, выдаются Министерством культуры Российской Федерации.

3. В пределах зон охраны памятников запрещается без согласования с государственным органом охраны и использования памятников области производство мелиоративных, дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерных и других работ, а также градостроительная, хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению целостности, изменению и разрушению памятников.

4. В пределах зон охраны памятников запрещается размещение, реконструкция промышленных, агропромышленных предприятий, транспортных и инженерных сооружений и иных объектов капитального строительства, которые могут оказать вредное влияние на состояние окружающей среды, исказить облик ландшафта, памятников и их ансамблей, либо снизить историко-культурную значимость памятников.

Статья 39. Обеспечение сохранности памятников при производстве строительных и других работ

1. На землях историко-культурного назначения отвод (предоставление) земель и земельных участков под строительство, расширение, реконструкцию предприятий и объектов капитального строительства, которые способны изменить местность, территорию в окружении памятника, либо представляют угрозу для самого памятника, а также производство земляных, мелиоративных, сельскохозяйственных, строительных и других работ, градостроительная и хозяйственная деятельность осуществляются только по предварительному уведомлению и согласованию с государственным органом охраны и использования памятников области после осуществления мероприятий по защите и сохранению памятников культуры.

Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны предусматривать согласованные с государственным органом охраны и использования памятников области мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников при производстве работ.

2. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ осуществляются органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, производящими эти работы, с привлечением специализированных научных и научно-реставрационных организаций и под надзором органов охраны и использования памятников области, либо подведомственных им специализированных органов служб или их полномочных представителей. Указанные мероприятия включают выявление памятников, их исследование и фиксацию, передачу вещественных находок в музеи и другие государственные хранилища, археологические раскопки, реставрационные и иные работы, проводимые по указанию (предписанию) органов охраны и использования памятников.

3. Финансирование указанных в данной статье мероприятий производится за счет юридических и физических лиц, осуществляющих строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы.

Статья 40. Приостановление строительных и иных работ, представляющих опасность для памятников

1. Производство строительных, мелиоративных, дорожных, ремонтно-реставрационных и других работ, а также хозяйственная деятельность в случае возникновения в процессе этих работ опасности для памятников, должны быть приостановлены независимо от того, получено или нет на то указание (предписание) государственного органа охраны и использования памятников области.

2. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных и иных работ археологических, архитектурных и других объектов, которые могут иметь историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны немедленно сообщить об этом органу охраны и использования памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

3. Приостановленные в указанных случаях работы могут быть возобновлены с разрешения государственного органа охраны и использования памятников области после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения установленных правил охраны и использования памятников.

Статья 41. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников

1. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников запрещаются. Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства Российской Федерации.

2. В случае получения разрешения на снос памятника орган охраны и использования памятников обязан провести работы по научному изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических и физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.

Статья 42. Ограничение движения транспортных средств в охранных зонах памятников

Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам или пролегающих через археологические территории, зоны охраны памятников, а также по территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников при угрозе порчи или разрушения памятников, может быть ограничено или запрещено по представлению органов охраны и использования памятников.

Статья 43. Собирание памятников и поиск ценностей на местности

Собирание старинных документальных памятников, поиск исторических и культурных ценностей на местности допускаются по специальным разрешениям, выдаваемым органом охраны и использования памятников. Лица, нашедшие указанные предметы, обязаны обеспечить их сохранность и уведомить об этом органы охраны и использования памятников.

Статья 44. Сохранение захоронений и связанных с ними памятников

Мероприятия по обследованию и обеспечению сохранности захоронений и установленных на них памятников, памятных знаков осуществляются с предварительным уведомлением органов охраны и использования памятников либо с их разрешения в случаях, когда захоронения или связанные с ними объекты являются памятниками.

Статья 45. Ограничение использования памятников археологии

1. Земельные участки в пределах территорий памятников археологии и их зон охраны подлежат изъятию из хозяйственного оборота, если их использование может привести и разрушению памятника, не соответствует установленному режиму использования земель или является препятствием для проведения археологических работ.

2. Порядок охраны и исследования памятников археологии регулируется федеральным и областным законодательством.

Статья 46. Раскопки и разведки памятников археологии

1. Археологические раскопки и разведки на территории области проводятся на основании специального разрешения - Открытого листа, выдаваемого археологу - исследователю Институтом археологии Российской Академии наук. Проведение аварийно-спасательных работ на памятниках археологии допускается по специальным разрешениям, выдаваемым государственным органом охраны и использования памятников области на основании копии заявки на получение Открытого листа.

2. Открытые листы согласовываются с Министерством культуры Российской Федерации и регистрируются государственным органом охраны и использования памятников области.

Статья 47. Охрана археологических предметов и коллекций

1. Археологические предметы, выявленные в результате разведок и раскопок, являются государственной собственностью.

2. После камеральной обработки археологические предметы передаются на постоянное хранение в организации государственного хранения памятников. Место постоянного хранения археологических предметов определяется договором между организацией, производящей раскопки или разведки, государственным органом охраны и использования памятников области, на территории которого они проводятся, и организацией государственного хранения памятников.

Статья 48. Обязанности учреждений, организаций, иных лиц по обеспечению сохранности памятников при археологических раскопках

1. Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке исследования археологических предметов и памятников, обязаны обеспечить их сохранность.

2. Лица, руководящие проведением археологических исследований памятников, несут ответственность за сохранность памятников в процессе и после завершения исследований.

Раздел VII. РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 49. Земли историко-культурного назначения

1. Земли историко-культурного назначения определяются в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации. К землям историко-культурного назначения могут быть отнесены также участки, подлежащие охране в целях изучения, выявления, восстановления границ культурного наследия.

2. Определение границ земель историко-культурного назначения осуществляется государственным органом охраны и использования памятников области на основании научных и проектных разработок специализированных организаций. Границы земель историко-культурного назначения утверждаются в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 50. Учет земель историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения включают в себя территории недвижимых памятников, зоны их охраны, особо охраняемые земли историко-культурного назначения и подлежат учету в Государственном земельном кадастре, а также в государственном органе охраны и использования памятников области.

Статья 51. Статус земель историко-культурного назначения

1. Для всех видов особо охраняемых земель историко-культурного назначения Министерством культуры Российской Федерации разрабатываются типовые статусы содержания и использования, на основе которых для каждой особо охраняемой земли историко-культурного назначения утверждается индивидуальный статус: для особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации - Правительством Российской Федерации, для иных - областной Думой.

2. Режим содержания, использования и застройки зон охраны памятников разрабатывается по заданиям государственного органа охраны и использования памятников области и утверждается: для единичных памятников - им, для ансамблей, в том числе исторических городов и исторических населенных мест - Администрацией области.

Статья 52. Использование земель историко-культурного назначения

1. Основной целью использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них памятников.

2. Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается.

3. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав владения, землепользования и аренды.

4. Отвод (предоставление) земель и земельных участков в пределах зон охраны памятников производится только по предварительному уведомлению государственного органа охраны и использования памятников области и согласованию с ним.

5. Земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным государственным организациям, в том числе историко-культурным заповедникам, музеям под открытым небом.

6. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются.

7. Территории единичных недвижимых памятников (за исключением археологических) могут быть использованы только в режиме реставрации и регенерации их исторического облика и среды.

Раздел VIII. ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И

ИСТОРИЧЕСКИХ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Статья 53. Списки исторических городов и исторических населенных мест

Списки исторических городов и исторических населенных мест Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации, согласованному с областной Думой.

Статья 54. Статус исторического города

Статус исторического города закрепляется в Уставе города, утверждаемом в установленном порядке.

Статья 55. Объекты охраны исторических городов и исторических населенных мест

1. Под охраной исторических городов и исторических населенных мест понимается комплекс мер по специальному государственному регулированию, обеспечивающий их защиту, физическую сохранность зданий, сооружений и среды, реставрацию, регенерацию, непрерывность развития и не искажающую их облик адаптацию к современной жизни, включая допустимое новое строительство.

2. В исторических городах и исторических населенных местах охране подлежат все градоформирующие и художественные ценности: планировка, за стройка, природный и культурный ландшафт, археологический слой, соотношения между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и вид сооружений, определяемых масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение города с его природным и созданным человеком окружением, различные функции города, населенного места приобретенные ими в процессе исторического развития.

3. Мероприятия по охране исторических городов и исторических населенных мест являются составной частью государственной политики экономического и социального развития. Все виды реконструктивных мероприятий в структуре исторического города, исторического населенного места регулируются федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 56. Порядок регулирования проектирования и застройки исторических городов, исторических населенных мест

1. Проектирование и застройка исторических городов, исторических населенных мест образуют систему последовательных и взаимосвязанных мероприятий:

а) проведение историко-архитектурных исследований городов или отдельных исторических территорий;

б) составление на их основе историко-архитектурного опорного плана с обозначением расположения и оценки всего фонда недвижимых памятников, вновь выявленных объектов с выявлением эволюции градостроительной структуры и оценкой градоформирующих ценностей;

в) разработка проекта зон охраны отдельных памятников, градостроительных комплексов и ансамблей с установлением различных видов территорий и границ зон охраны с режимами охраны и использования, которые служат основой всех этапов градостроительного проектирования.

2. Историко-архитектурный опорный план утверждается Администрацией области по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации и государственным органом охраны и использования памятников области.

Историко-архитектурный опорный план и проект зон охраны являются основными документами, на базе которых в исторических городах принимаются и реализуются любые административные, хозяйственные, градостроительные решения.

3. Государственный орган охраны и использования памятников области осуществляет контроль за разработкой предпроектной и проектной документации на всех стадиях, а также контроль за отводом земельных участков, реализацией градостроительных проектов, включая различные виды деятельности на исторических территориях.

4. Исполнители историко-архитектурных исследований и органы охраны и использования памятников, согласовывающие материалы исследований и рекомендаций, несут имущественную ответственность за достоверность сведений и обоснованность рекомендаций.

Статья 57. Согласование с государственным органом охраны и использования памятников области проектов градостроительной документации исторических городов, исторических населенных мест, и других населенных пунктов, имеющих памятники

1. Проекты районной планировки, планировки, застройки и реконструкции исторических городов, исторических населенных мест подлежат согласованию с Министерством культуры Российской Федерации, государственным органом охраны и использования памятников области.

2. Органы Администрации области, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, обязаны представлять на согласование с государственным органом охраны и использования памятников области градостроительную документацию исторических городов, исторических населенных мест.

3. Проекты планировки, застройки и реконструкции населенных мест имеющих памятники, согласует государственный орган охраны и использования памятников области.

Раздел IX. РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ

Статья 58. Определение реставрации

1. Под реставрацией понимается комплекс исследовательских, проектных и производственных мероприятий на памятниках с целью максимального сохранения их подлинности и выявления культурной ценности.

Реставрация памятников подлежит лицензированию и проводится с разрешения органов охраны и использования памятников и под их контролем.

2. Реставрация движимых памятников регулируется федеральным законодательством.

3. К реставрационным работам относятся все виды исследовательских, проектных и производственных работ на недвижимых памятниках, независимо от их характера и объема. Реставрация недвижимых памятников осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми Министерством культуры Российской Федерации.

Строительные нормы и правила применяются в реставрационных работах только в случаях, не противоречащих интересам охраны, реставрации и использования памятников.

Статья 59. Мониторинг технического состояния недвижимых памятников

Органы охраны и использования памятников обязаны проводить не реже одного раза в пять лет обследования технического состояния памятников с целью разработки текущих и перспективных программ реставрационных работ.

Статья 60. Воссоздание утраченных недвижимых памятников

Воссоздание утраченных единичных памятников как элементов ансамблей, комплексов, градостроительных образований осуществляется реставрационными методами при наличии достаточных научных данных и исторической, научной, художественной или иной общественной значимости утраченного памятника.

Статья 61. Задание на реставрацию

Все работы по реставрации недвижимых памятников выполняются на основании реставрационного задания, выдаваемого органом охраны и использования памятников. В зависимости от значимости памятника реставрационное задание выносится на обсуждение экспертного совета соответствующего органа охраны и использования памятников.

Статья 62. Научно-проектная документация

1. Научно-проектная документация по реставрации недвижимых памятников разрабатывается в соответствии с реставрационным заданием юридическими и физическими лицами, имеющими необходимые лицензии. Экспертиза научно-проектной документации осуществляется органами охраны и использования памятников с привлечением специалистов и организаций.

2. Лица, ведущие разработку научно-проектной документации для недвижимого памятника, обязаны осуществлять научное руководство и авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их завершения. Разработка научно-проектной документации может осуществляться в течение всего времени производства реставрационных работ на памятнике.

После завершения реставрации лица, осуществляющие научное руководство, представляют в органы охраны и использования памятников научный отчет.

Статья 63. Разрешение на производство реставрационных работ

1. Согласования и разрешения на производство реставрационных работ по недвижимым памятникам выдаются Министерством культуры, государственным органом охраны и использования памятников области на основании согласованной и утвержденной научно-проектной документации.

Статья 64. Право на реставрацию недвижимых памятников

1. Реставрационные работы производятся юридическими и физическими лицами на основании лицензий, выдаваемых по согласованию о органами охраны и использования памятников.

2. Ремонтные, реконструктивные и строительные работы, входящие в комплекс реставрации, производятся на основании соответствующих лицензий.

Статья 65. Ответственность за производство реставрационных работ

1. Юридические и физические лица, осуществляющие работы на недвижимых памятниках с нарушением настоящего Закона, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в установленном порядке.

2. Реставрация недвижимого памятника без утвержденной научно-проектной документации не разрешается. Исполнитель реставрационных работ несет полную ответственность за соблюдение всех положений, согласованной с органами охраны и использования памятников научно-проектной документации, требуемой технологии и необходимого качества.

3. Реставрационные работы, осуществляемые с нарушением установленного порядка их проведения, с отступлением от утвержденной научно-проектной документации, приостанавливаются органами охраны и использования памятников до устранения выявленных нарушений и восстановления нанесенного памятнику ущерба. Решения органов охраны и использования памятников обязательны для всех юридических и физических лиц.

4. По представлению государственного органа охраны и использования памятников области о правонарушениях при производстве реставрационных работ Администрация области может принять меры по прекращению работ.

Статья 66. Ответственность за сохранение памятника в период производства реставрационных работ

До начала проведения реставрационных работ на памятнике его собственник, арендатор или пользователь обязаны заключить соглашение с исполнителем работ, утвержденное государственным органом охраны и использования памятников области, определяющее условия его ответственности за сохранность памятника на период реставрационных работ.

Статья 67. Приемка выполненных реставрационных работ

1. Выполненные реставрационные работы принимаются государственным органом охраны и использования памятников области или экспертной комиссией, в состав которой входят представители органа охраны и использования памятников.

Раздел Х. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

ПАМЯТНИКОВ

Статья 68. Источники финансирования

1. Основными источниками финансирования деятельности по охране памятников являются средства федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления.

На эти цели направляются:

а) доходы организаций государственного хранения памятников;

б) арендная плата за использование памятников, находящихся в оперативном управление органов охраны и использования памятников;

в) отчисления от деятельности специализированных организаций, учреждаемых органами охраны и использования памятников;

г) отчисления от доходов от туристической деятельности;

д) добровольные отчисления и пожертвования юридических и физических лиц;

е) средства от штрафных санкций за нарушения законодательства об охране памятников;

ж) средства от иных источников, не запрещенных законодательством;

2. Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на отдельные счета специально уполномоченных государственных органов охраны и использования памятников и расходуются только на государственные программы и мероприятия по охране и использованию памятников, а также на развитие инфраструктуры, на подготовку, переподготовку кадров органов охраны и использования памятников.

Статья 69. Средства собственников, владельцев, пользователей памятников

1. Собственники, владельцы, пользователи памятников обязаны в установленном законом порядке содержать, ремонтировать и реставрировать памятники за свой счет.

2. Органы охраны и использования памятников имеют право, с согласия собственников, владельцев, пользователей памятников принимать долевое участие в финансировании работ по сохранению памятников. Функции заказчиков в этих случаях сохраняются за собственниками, владельцами, пользователями памятников либо, по соглашению сторон, переходят к органам охраны и использования памятников.

Статья 70. Финансирование исследований и реставрации памятников при проведении земляных, строительных и иных работ

При проведении всех видов земляных, строительных и иных работ финансирование археологических раскопок, натурных и документальных исследований, обеспечения сохранности и реставрации памятников, вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, производится за счет юридических и физических лиц, выступающих заказчиками этих работ, и является обязательным условием их проведения.

Раздел XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ

Статья 71. Ответственность за нарушение законодательства об охране памятников

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране памятников области, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 72. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране памятников

1. Лица, причинившие вред памятникам, зонам охраны памятников, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятники, зоны охраны памятников, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с федеральным законодательством.

2. Восстановление памятников осуществляется с соблюдением установленного порядка производства всех видов работ за счет лиц, причинивших вред памятнику.

Раздел XII. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ

Статья 73. Вывоз и ввоз памятников

1. Вывоз и ввоз памятников осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством.

Раздел XIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 74. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон Читинской области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель

Читинская областной Думы

В.Е.ВИШНЯКОВ

Чита

29 февраля 1996 года

N 34-ЗЧО