Законы и постановления РФ

Указ Губернатора Ивановской области от 18.02.2010 N 24-уг “Об утверждении Положения об управлении по делам архивов Ивановской области“

Внимание! Документ утратил силу.

Начало действия документа - 17.03.2010.

Окончание действия документа - 29.03.2011.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Документ утратил силу в связи с изданием Указа Губернатора Ивановской области от 14.03.2011 N 56-уг, вступившего в силу после официального опубликования (опубликован в “Собрании законодательства Ивановской области“ - 29.03.2011).“Свод законодательства



18 февраля 2010 года N 24-уг

УКАЗ

ГУБЕРНАТОРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со статьей 44 Устава Ивановской области постановляю:

Утвердить Положение об управлении по делам архивов Ивановской области (прилагается).

Губернатор Ивановской области

М.А.МЕНЬ

г. Иваново

18
февраля 2010 года

N 24-уг

Приложение

к указу

Губернатора

Ивановской области

от 18.02.2010 N 24-уг

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Управление по делам архивов Ивановской области (далее - Управление) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере архивного дела на территории Ивановской области.

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Уставом Ивановской области, законами Ивановской области, указами и распоряжениями Губернатора Ивановской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ивановской области, а также настоящим Положением.

1.3. Управление входит в систему исполнительных органов государственной власти Ивановской области, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, расчетный счет в банке, а также штамп и другие реквизиты, предусмотренные законодательством.

1.4. В систему подведомственных Управлению учреждений входит областное государственное учреждение “Государственный архив Ивановской области“ (ОГУ “ГАИО“) (далее - государственный архив Ивановской области).

1.5. Управление взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Ивановской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (далее - органы местного самоуправления), общественными объединениями и иными организациями.

1.6. Место нахождения Управления: 153008, г. Иваново, ул. Куконковых, д. 1.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов на территории Ивановской области на основе единых принципов, установленных законодательством Российской Федерации и Ивановской области.

2.2. Анализ состояния и государственное регулирование архивного дела на территории Ивановской области, изучение тенденций и закономерностей, определение концепции и
стратегии его развития с учетом местных особенностей.

2.3. Ведение государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации на территории Ивановской области, обеспечение информацией о его составе и содержании органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

2.4. Развитие и совершенствование совместно с органами государственной власти Ивановской области архивного дела на территории Ивановской области и делопроизводства на основе государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации.

3. Функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

3.1. Организует хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов государственного архива Ивановской области, музеев, библиотек Ивановской области, органов государственной власти и иных государственных органов Ивановской области, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Ивановской области.

3.2. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела на территории Ивановской области.

3.3. Осуществляет координацию деятельности государственного и муниципальных архивов Ивановской области в части обеспечения единых подходов к комплектованию, хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

3.4. Ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственном, муниципальных и ведомственных архивах, государственных музеях и библиотеках Ивановской области, представляет в установленном порядке сведения о них в Федеральное архивное агентство.

3.5. Организует информационное обеспечение органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

3.6. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области проекты правовых актов Ивановской области по вопросам архивного дела на территории Ивановской области.

3.7. Разрабатывает и обеспечивает реализацию ведомственных целевых
программ, основных направлений, перспективных и текущих планов развития архивного дела на территории Ивановской области.

3.8. Согласовывает перспективные и текущие планы деятельности государственного архива Ивановской области, осуществляет контроль за их выполнением.

3.9. Согласовывает списки источников комплектования государственного и муниципальных архивов Ивановской области архивными документами.

3.10. Участвует в решении Правительством Ивановской области вопросов передачи архивных документов, находящихся в собственности Ивановской области, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.

3.11. Организует и осуществляет контроль за соблюдением установленных требований по документированию деятельности органов государственной власти Ивановской области и организаций, являющихся источниками комплектования государственного архива Ивановской области архивными документами, независимо от организационно-правовых форм.

3.12. Осуществляет в рамках своей компетенции межотраслевое организационно-методическое руководство, контроль за работой ведомственных и объединенных ведомственных архивов.

3.13. Разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции инструкции и методические пособия по вопросам архивного дела на территории Ивановской области и организации делопроизводства.

3.14. В пределах своей компетенции проверяет состояние работы с документами по личному составу в органах государственной власти Ивановской области и в организациях, являющихся источниками комплектования государственного архива Ивановской области архивными документами, независимо от организационно-правовых форм на всех этапах от создания документов до организации их хранения.

3.15. Осуществляет в пределах своей компетенции экспертизу ценности документов совместно с государственным и муниципальными архивами Ивановской области, а также собственниками или владельцами архивных документов.

3.16. Организует формирование и развитие автоматизированных информационных ресурсов о составе и содержании документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов на территории Ивановской области.

3.17. Организует научно-исследовательскую и методическую работу государственного архива Ивановской области по вопросам архивоведения, документоведения и археографии, внедрение результатов научных исследований в практику архивного
дела на территории Ивановской области.

3.18. Готовит предложения в Федеральное архивное агентство о возможности временного вывоза документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в собственности Ивановской области, за пределы Российской Федерации.

3.19. Организует публикационную и научно-информационную деятельность государственного архива Ивановской области.

3.20. Организует внедрение в практику работы государственного архива Ивановской области наиболее рациональных систем и методов хранения, реставрации, консервации, копирования, использования и защиты архивных документов.

3.21. Разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения к проекту областного бюджета о расходах на содержание Управления и государственного архива Ивановской области, обеспечивает их финансирование в пределах выделенных ассигнований на соответствующий период.

3.22. Принимает меры по материально-техническому обеспечению государственного архива Ивановской области, организации текущего, капитального ремонта и строительства зданий государственного архива Ивановской области.

3.23. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт работы государственного, муниципальных и ведомственных архивов Ивановской области, созывает и организует научно-практические конференции, совещания, семинары по архивному делу на территории Ивановской области, организации документов в делопроизводстве.

3.24. Организует своевременное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимает по ним необходимые меры, проводит прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.25. Объявляет и проводит областные конкурсы, смотры на лучшее выполнение работ в области архивного дела на территории Ивановской области и документоведения, утверждает в соответствии с законодательством условия конкурсов, смотров, организует представление материалов на конкурсы и смотры, объявляемые Федеральным архивным агентством.

3.26. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа.

3.27. Осуществляет иные функции в соответствии с законодательством и настоящим Положением.

4. Права Управления

Управление имеет следующие права:

4.1. Передавать полномочия государственному архиву Ивановской области в части осуществления организационно-методического руководства деятельностью ведомственных архивов.

4.2. Получать
от органов государственной власти Ивановской области, а также от учреждений, организаций, предприятий независимо от их организационно-правовых форм необходимые материалы о работе и состоянии ведомственных архивов и организации документов в делопроизводстве.

4.3. Проводить проверки работы государственного архива Ивановской области, ведомственных архивов по вопросам хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, принимать меры по устранению выявленных нарушений.

4.4. Заслушивать представителей организаций Ивановской области по вопросам архивного дела на территории Ивановской области и делопроизводства на заседаниях коллегии и экспертно-проверочной комиссии, созданных при Управлении.

4.5. Согласовывать в установленном порядке нормативные документы по вопросам архивного дела на территории Ивановской области и организации документов в делопроизводстве, разрабатываемые органами государственной власти Ивановской области и организациями.

4.6. Давать в пределах своей компетенции органам государственной власти Ивановской области, органам местного самоуправления, организациям рекомендации по вопросам работы архивов и организации документов в делопроизводстве.

4.7. Создавать межведомственные комиссии для рассмотрения вопросов архивного дела на территории Ивановской области и организации документов в делопроизводстве, в том числе для определения степени секретности и рассекречивания документов, в соответствии с законодательством.

4.8. Участвовать по решению Правительства Ивановской области в создании архивных учреждений и осуществлять функции учредителя в порядке, установленном законодательством.

4.9. Являться получателем средств областного бюджета и распределять бюджетные средства государственному архиву Ивановской области согласно бюджетной росписи.

4.10. Осуществлять иные права в соответствии с законодательством и настоящим Положением.

5. Организация работы Управления

5.1. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ивановской области на основании распоряжения Губернатора Ивановской области.

5.2. Начальник Управления подчиняется Губернатору Ивановской области, а в его отсутствие лицу, исполняющему обязанности Губернатора Ивановской области.

5.3. Начальник
Управления имеет одного заместителя, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Ивановской области на основании распоряжения Губернатора Ивановской области.

5.4. В период временного отсутствия начальника Управления его обязанности исполняет заместитель начальника Управления либо иное должностное лицо в соответствии с распоряжением Губернатора Ивановской области.

5.5. Начальник Управления:

5.5.1. Осуществляет руководство деятельностью Управления на принципах единоначалия и несет ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.

5.5.2. Издает в пределах своей компетенции приказы, утверждает положения, инструкции, правила, дает указания по вопросам архивного дела на территории Ивановской области.

5.5.3. Утверждает в установленном порядке штатное расписание Управления в пределах установленного Управлению фонда оплаты труда и предельной численности государственных гражданских служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы в Управлении (далее - работники Управления), а также бюджетную смету расходов на его содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете.

5.5.4. Утверждает Устав государственного архива Ивановской области.

5.5.5. Разрабатывает, согласовывает и представляет в управление государственной службы и кадров аппарата Правительства Ивановской области должностной регламент заместителя начальника Управления, утверждает должностные регламенты иных работников Управления.

5.5.6. Назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников Управления, принимает решения по их поощрению и применению к работникам Управления мер дисциплинарного взыскания.

5.5.7. Назначает на должность и освобождает от должности директора государственного архива Ивановской области и заместителей директора государственного архива Ивановской области в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, нормативными актами Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области, принимает решения по их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания.

5.5.8. Заключает договоры и соглашения от имени Управления, выдает доверенности, заверяет копии документов, образующихся в деятельности
Управления.

5.5.9. Распоряжается в установленном порядке материальными средствами, находящимися на балансе Управления, финансовыми ресурсами, выделяемыми для обеспечения деятельности Управления.

5.5.10. Обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение финансовой дисциплины, сохранность средств и материальных ценностей.

5.5.11. Осуществляет контроль за использованием бюджетных средств государственным архивом Ивановской области.

5.5.12. Устанавливает размеры премирования, надбавки и доплаты к должностным окладам работникам Управления, директору государственного архива Ивановской области и заместителям директора государственного архива Ивановской области в соответствии с законодательством.

5.5.13. Представляет в установленном порядке работников Управления, подведомственных учреждений, других лиц, осуществляющих деятельность в сфере архивного дела на территории Ивановской области, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, наградами Ивановской области.

5.5.14. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Положением.

5.5.15. Проставляет апостиль на архивных справках, архивных выписках и архивных копиях, исполненных по документам государственного архива Ивановской области и направляемых в государства, подписавшие Гаагскую конвенцию 1961 года.

5.6. При Управлении действуют:

5.6.1. Коллегия в составе начальника Управления (председателя коллегии), заместителя начальника, специалистов Управления, руководящих работников архивных учреждений и представителей ведомственных архивов, общественных организаций; положение и состав коллегии Управления утверждаются приказом начальника Управления.

5.6.2. Экспертно-проверочная комиссия для рассмотрения вопросов, связанных с определением состава документов Архивного фонда Российской Федерации, отбором их на государственное и муниципальное хранение и проведением экспертизы ценности документов; положение об экспертно-проверочной комиссии, ее состав утверждаются начальником Управления.

6. Финансирование и имущество Управления

6.1. Имущество Управления составляют закрепленные за ним на праве оперативного управления основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, отражаемые на его самостоятельном балансе.

6.2. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств областного бюджета.

7. Реорганизация и ликвидация Управления

Реорганизация или ликвидация Управления осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством. При реорганизации, ликвидации Управления или прекращении работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и иную информацию ограниченного доступа, Управление обязано обеспечить сохранность этих сведений и их носителей путем разработки и осуществления мер режима секретности, защиты информации, правил охраны и пожарной безопасности.“Предписание Ивановского УФАС РФ от 18.02.2010 N 07-18/2010-005

“О прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе“Свод законодательства



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N 07-18/2010-005

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

на основании своего решения от 18 февраля 2010 г. по делу N 07-18/2010-005 по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО “В“ (<...>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:

1. ОАО “В“ (<...>) устранить выявленные нарушения п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, для чего прекратить распространение на всей территории Российской Федерации ненадлежащей рекламы услуг связи ОАО “В“ - бонусной программы “Платеж Плюс“ в срок до 1 апреля 2010 года.

2. ОАО “В“ (<...>) в срок до 12 апреля 2010 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении
нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.А.МИХЕЕВА

Члены Комиссии:

А.А.СЕМЕНОВ

Н.В.ИВАНОВА“Решение Ивановского УФАС РФ от 18.02.2010 N 07-18/2010-005

<О нарушении законодательства о рекламе>“Свод законодательства



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N 07-18/2010-005

Дата оглашения решения: 12 февраля 2010 г.

Дата изготовления решения: 18 февраля 2010 г. г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

рассмотрев дело N 07-18/2010-005, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО “В“ (<...>),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ОАО “В“ (<...>), установила:

В ходе проведения проверки в филиале ОАО “В“ в г. Иванове была выявлена реклама услуг связи ОАО “В“ - бонусной программы “Платеж Плюс“, имеющая следующее содержание: “Кому добавки? Бонусная программа “Платеж Плюс“ - до 10% сверху от суммы платежей. Узнай больше <...>“, а ниже мелким, нечитаемым шрифтом указано: “Предложение для абонентов “Билайн“ предоплатной системы расчетов. Необходима регистрация. Условия выплаты бонуса - пополнение счета в течение месяца на сумму от 100 рублей. Размер бонуса не может превышать 10% от общей суммы пополнения или 10% от суммы расходов на связь в текущем месяце. Бонус начисляется ежемесячно. Юридически бонус является скидкой на услуги связи, не возмещается в денежном эквиваленте и может быть использован для оплаты SMS, исходящих вызовов на платные номера информационно-развлекательных сервисов, голосовых справочных служб, подключение дополнительных услуг, в счет оплаты Абонентской платы за тарифный план и за дополнительные услуги, мобильную коммерцию. Подробнее об акции и ограничениях по круглосуточному номеру <...>“.

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3 x 6 м, расположенных на территории г. Иваново (ул. Бубнова, ул. Велижская, ул. Лежневская, пр. Ленина, пр. Ф. Энгельса и др.), а также в городах Родники, Фурманов, Вичуга, Кинешма Ивановской области.

Из данной рекламы следует, что все абоненты “Билайн“ смогут получить 10% сверху от суммы платежей независимо от того, в какой сумме и в какие сроки сделан платеж.

Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что бонусы начисляются лишь абонентам “Билайн“, которые зарегистрировались, а также то, что для получения бонуса необходимо в течение месяца внести платеж на сумму не менее 100 рублей, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

23 декабря 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, наделила Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО “В“ - бонусной программы “Платеж Плюс“.

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 14 января 2010 года возбуждено дело N 07-18/2010-005 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО “В“, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация об услуге ОАО “В“ - бонусной программе “Платеж Плюс“ подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуге, предоставляемой ОАО “В“) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3 x 6 м).

Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО “В“, а именно бонусная программа “Платеж Плюс“.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что рекламная информация о бонусной программе “Платеж Плюс“ размещалась ОАО “В“ с помощью различных визуальных приемов: текст “Кому добавки? Бонусная программа “Платеж плюс“ - до 10% сверху от суммы платежей“ выполнен крупными буквами и может быть прочитан на значительном расстоянии; текст “Узнай больше <...>“ выполнен более мелким шрифтом и может быть прочитан с более близкого расстояния. Текст же следующего содержания: “Предложение для абонентов “Билайн“ предоплатной системы расчетов. Необходима регистрация. Условия выплаты бонуса - пополнение счета в течение месяца на сумму от 100 рублей. Размер бонуса не может превышать 10% от общей суммы пополнения или 10% от суммы расходов на связь в текущем месяце. Бонус начисляется ежемесячно. Юридически бонус является скидкой на услуги связи, не возмещается в денежном эквиваленте и может быть использован для оплаты SMS, исходящих вызовов на платные номера информационно-развлекательных сервисов, голосовых справочных служб, подключение дополнительных услуг, в счет оплаты Абонентской платы за тарифный план и за дополнительные услуги, мобильную коммерцию. Подробнее об акции и ограничениях по круглосуточному номеру <...>“ - выполнен мелким, нечитаемым шрифтом. При этом только в макете рекламы высота строчных букв текста “Кому добавки?“ в 9 раз превышает высоту букв мелкого шрифта; высота строчных букв текста “Бонусная программа “Платеж плюс“ - до 10% сверху от суммы платежей“ - в 4 - 5 раз.

Необходимо принять во внимание, что наружная реклама для того и рассчитана, чтобы ее потребители смогли воспринимать обозначенную в ней информацию с дальнего расстояния, а не приближаться вплотную к конструкции для восприятия указанных в рекламе сведений. Реклама направлена на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации, то есть на так называемое восприятие “с первого взгляда“, чего явно не происходит в момент обращения внимания потребителей на рассматриваемую рекламу. Данный факт подтверждается и тем, что самое привлекательное условие программы “Платеж Плюс“, а именно “до 10% сверху от суммы платежей“, воспринимается с возможно дальнего расстояния от конструкции для того, чтобы заинтересовать потребителей “якобы“ выгодным предложением ОАО “В“. Однако те сведения, которые способны обмануть ожидания потребителей и являются невыгодными для них, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом.

Кроме того, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - свыше пяти метров от земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом.

Также необходимо отметить, что в рассматриваемой рекламе отсутствует существенная информация о том, что 10% от суммы платежей абонент получит лишь в случае, если за предыдущий календарный месяц сумма его расходов на определенные виды услуг будет больше суммы всех платежей, а начисление бонуса происходит 1 раз в месяц в период с 3-го по 9-е число каждого месяца.

Поскольку распространенная обществом реклама бонусной программы “Платеж Плюс“ направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях программы может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО “В“ предложением.

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой ОАО “В“ бонусной программе “Платеж Плюс“.

Информация о возможности уточнения существенных условий о рекламируемой программе не заменяет необходимого опубликования в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама распространялась с помощью рекламных конструкций, установленных вдоль оживленных магистралей: по ул. Лежневской, по пр. Ф. Энгельса, пр. Ленина и др. Наружная реклама, как и знаки дорожного движения, рассчитана на ее импульсивное восприятие гражданами, в том числе и водителями транспортных средств. Реклама, содержащая информацию, которая требует значительного времени для ее восприятия, способна отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством. Данное обстоятельство может способствовать созданию аварийной ситуации на дорогах.

Данный факт свидетельствует о нарушении п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным способом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

С учетом названных обстоятельств и положений п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама общества не отвечает требованиям Закона о рекламе.

В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО “В“.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 4 и 7 статьи 5 данного Закона.

Представитель ОАО “В“ факт нарушения законодательства РФ о рекламе признал и пояснил, что в рассматриваемой рекламе часть существенной информации вовсе отсутствует, а часть действительно выполнена мелким шрифтом, который не воспринимается потребителями, что подтверждается макетом рекламы. Макет утверждается ОАО “В“ и предоставляется в Ивановский филиал для последующего изготовления и размещения рекламы. Представитель также сообщил, что на территории Ивановской области размещение данной рекламы завершено, что подтверждается таблицей о сроках размещения наружной рекламы, представленной в Ивановское УФАС России в ходе проведения проверки. О распространении в настоящее время данной рекламы на территории других субъектов РФ пояснений дать не смог.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать рекламу услуг связи ОАО “В“ - бонусной программы “Платеж Плюс“ ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 3 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

2. Выдать ОАО “В“ предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО “В“.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.А.МИХЕЕВА

Члены Комиссии:

А.А.СЕМЕНОВ

Н.В.ИВАНОВА“Предписание Ивановского УФАС РФ от 18.02.2010 N 07-18/2010-003

“О прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе“Свод законодательства



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N 07-18/2010-003

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

на основании своего решения от 18 февраля 2010 г. по делу N 07-18/2010-003 по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО “В“ (<...>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:

1. ОАО “В“ (<...>) устранить выявленные нарушения п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, для чего прекратить распространение на всей территории Российской Федерации ненадлежащей рекламы услуг связи ОАО “В“ - тарифа “Семья 2009“ с услугой “Домашний регион“, выполненной с помощью средств стабильного территориального размещения, в срок до 1 апреля 2010 года.

2. ОАО “В“ (<...>) в срок до 12 апреля 2010 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.А.МИХЕЕВА

Члены Комиссии:

А.А.СЕМЕНОВ

Н.В.ИВАНОВА“Решение Ивановского УФАС РФ от 18.02.2010 N 07-18/2010-003

<О признании рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, незаконной>“Свод законодательства



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N 07-18/2010-003

Дата оглашения решения: 12 февраля 2010 г.

Дата изготовления решения: 18 февраля 2010 г. г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

рассмотрев дело N 07-18/2010-003, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО “В“ (<...>),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ОАО “В“ (<...>), <...>, установила:

В ходе проведения проверки в филиале ОАО “В“ в г. Иванове была выявлена реклама услуг связи ОАО “В“ - тарифа “Семья 2009“ с услугой “Домашний регион“, имеющая следующее содержание: “Везде со своим самоваром. 1 коп./сек. внутри сети на территории всего Центрального федерального округа*. Тариф “Семья 2009“ с услугой “Домашний регион“. Узнай больше <...>“, а ниже мелким, нечитаемым шрифтом указано: “*Услуга позволяет абонентам предоплатной системы расчетов Ивановского филиала пользоваться “домашним“ тарифом в поездках по Москве и Московской области, а также по областям: Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской. Стоимость подключения услуги - 30 рублей. Абонентская плата - 0,3 руб. в сутки. При изменении условий все пользователи будут дополнительно проинформированы. Цена указана в рублях с учетом НДС“.

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3 x 6 м, расположенных на территории г. Иваново (ул. Бубнова, ул. Велижская, ул. Лежневская, пр. Ленина, пр. Ф. Энгельса и др.), а также в городах Родники, Фурманов, Вичуга, Кинешма Ивановской области.

Из данной рекламы следует, что, подключив в тарифе “Семья 2009“ услугу “Домашний регион“, каждый абонент сможет совершать исходящие звонки внутри сети всего Центрального федерального округа по цене 1 копейка за секунду без совершения дополнительных затрат.

Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что подключение к данной услуге стоит 30 рублей, а также то, что ежедневно с абонентов, подключивших услугу “Домашний регион“, будет взиматься абонентская плата 0,3 рубля, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным.

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

23 декабря 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, наделила Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО “В“: услуги “Домашний регион“ в тарифе “Семья 2009“.

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 14 января 2010 года возбуждено дело N 07-18/2010-003 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО “В“, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация об услуге ОАО “В“: услуге “Домашний регион“ в тарифе “Семья 2009“ - подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуге, предоставляемой ОАО “В“) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3 x 6 м).

Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО “В“, а именно услуга “Домашний регион“ в тарифе “Семья 2009“.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что рекламная информация об услуге “Домашний регион“ в тарифе “Семья 2009“ размещалась ОАО “В“ с помощью различных визуальных приемов: текст “Везде со своим самоваром. 1 коп./сек. внутри сети на территории всего Центрального федерального округа*“ выполнен крупными буквами и может быть прочитан на значительном расстоянии; текст “Тариф “Семья 2009“ с услугой “Домашний регион“. Узнай больше <...>“ выполнен более мелким шрифтом и может быть прочитан с более близкого расстояния. Текст же следующего содержания: “*Услуга позволяет абонентам предоплатной системы расчетов Ивановского филиала пользоваться “домашним“ тарифом в поездках по Москве и Московской области, а также по областям: Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской. Стоимость подключения услуги - 30 рублей. Абонентская плата - 0,3 руб. в сутки. При изменении условий все пользователи будут дополнительно проинформированы. Цена указана в рублях с учетом НДС“ - выполнен мелким, нечитаемым шрифтом. При этом только в макете рекламы высота цифры “1“ в 14 раз превышает высоту букв мелкого шрифта; высота строчных букв текста “Везде со своим самоваром“, “коп./сек.“ - в 8 раз.

Необходимо принять во внимание, что наружная реклама для того и рассчитана, чтобы ее потребители смогли воспринимать обозначенную в ней информацию с дальнего расстояния, а не приближаться вплотную к конструкции для восприятия указанных в рекламе сведений. Реклама направлена на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации, то есть на так называемое восприятие “с первого взгляда“, чего явно не происходит в момент обращения внимания потребителей на рассматриваемую рекламу. Данный факт подтверждается и тем, что самое привлекательное условие тарифа “Семья 2009“ с услугой “Домашний регион“, а именно “Везде со своим самоваром. 1 коп./сек. внутри сети на территории всего Центрального федерального округа“, воспринимается с возможно дальнего расстояния от конструкции для того, чтобы заинтересовать потребителей “якобы“ выгодным тарифом ОАО “В“. Однако те сведения, которые способны обмануть ожидания потребителей и являются невыгодными для них, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом.

Кроме того, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - свыше пяти метров от земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом. Потребители рассматриваемой рекламы могут решить, что стоимость исходящих звонков на все местные номера “Билайн“ на территории всего Центрального федерального округа составит 1 копейку за секунду разговора без дополнительных денежных затрат, однако данное решение не соответствует условиям оказания услуги “Домашний регион“ в тарифе “Семья 2009“.

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи - тарифа “Семья 2009“ с услугой “Домашний регион“ направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключить предлагаемый ОАО “В“ тариф, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях тарифа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО “В“ тарифом с услугой “Домашний регион“.

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой ОАО “В“ услуге “Домашний регион“ в тарифе “Семья 2009“.

Информация о возможности уточнения существенных условий о рекламируемом тарифе не заменяет необходимого опубликования в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама распространялась с помощью рекламных конструкций, установленных вдоль оживленных магистралей: по ул. Лежневской, по пр. Ф. Энгельса, пр. Ленина и др. Наружная реклама, как и знаки дорожного движения, рассчитана на ее импульсивное восприятие гражданами, в том числе и водителями транспортных средств. Реклама, содержащая информацию, которая требует значительного времени для ее восприятия, способна отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством. Данное обстоятельство может способствовать созданию аварийной ситуации на дорогах.

Данный факт свидетельствует о нарушении п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным способом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

С учетом названных обстоятельств и положений п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама общества не отвечает требованиям Закона о рекламе.

В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО “В“.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 4 и 7 статьи 5 данного Закона.

Представитель ОАО “В“ факт нарушения законодательства РФ о рекламе признал и пояснил, что в рассматриваемой рекламе часть существенной информации действительно выполнена мелким шрифтом, который не воспринимается потребителями, что подтверждается макетом рекламы. Макет утверждается ОАО “В“ и предоставляется в Ивановский филиал для последующего изготовления и размещения рекламы. Представитель также сообщил, что на территории Ивановской области размещение данной рекламы завершено, что подтверждается таблицей о сроках размещения наружной рекламы, представленной в Ивановское УФАС России в ходе проведения проверки. О распространении в настоящее время данной рекламы на территории других субъектов РФ пояснений дать не смог.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать рекламу услуг связи ОАО “В“ - тарифа “Семья 2009“ с услугой “Домашний регион“, распространяемую с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 3 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

2. Выдать ОАО “В“ предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО “В“.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.А.МИХЕЕВА

Члены Комиссии:

А.А.СЕМЕНОВ

Н.В.ИВАНОВА“Предписание Ивановского УФАС РФ от 18.02.2010 N 07-18/2010-004

“О прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе“Свод законодательства



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N 07-18/2010-004

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

на основании своего решения от 18 февраля 2010 г. по делу N 07-18/2010-004 по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО “В“ (<...>), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:

1. ОАО “В“ (<...>) устранить выявленные нарушения п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, для чего прекратить распространение на всей территории Российской Федерации ненадлежащей рекламы услуг связи ОАО “В“ - тарифа “Монстр общения“ с опцией “Клуб“, выполненной с помощью средств стабильного территориального размещения, в срок до 1 апреля 2010 года.

2. ОАО “В“ (<...>) в срок до 12 апреля 2010 года представить в Ивановское УФАС России доказательства, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.А.МИХЕЕВА

Члены Комиссии:

А.А.СЕМЕНОВ

Н.В.ИВАНОВА“Решение Ивановского УФАС РФ от 18.02.2010 N 07-18/2010-004

<О признании рекламы услуг связи противоречащей законодательству>“Свод законодательства



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N 07-18/2010-004

Дата оглашения решения: 12 февраля 2010 г.

Дата изготовления решения: 18 февраля 2010 г. г. Иваново

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;

- Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы,

рассмотрев дело N 07-18/2010-004, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО “В“ (<...>),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ОАО “В“ (<...>), <...> (<...>), установила:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слова “включая“ следует читать “включает“.

В ходе проведения проверки в филиале ОАО “В“ в г. Иванове была выявлена реклама услуг связи ОАО “В“ - тарифа “Монстр общения“ с опцией “Клуб“, имеющая следующее содержание: “Законы “Монстров общения“: звони и отправляй SMS за 5 копеек. С опцией “Клуб“ <...>“, а ниже мелким, нечитаемым шрифтом указано: “Указанная цена минуты местного звонка (со 2-й минуты разговора) и SMS абонентам группы тарифных планов “Монстр общения“ в домашней сети включая НДС и действует с 3 августа по 15 ноября 2009 года. Подключение опции платное. Подробное условие тарифного плана на <...>“.

Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3 x 6 м, расположенных на территории г. Иваново (ул. Бубнова, ул. Велижская, ул. Лежневская, пр. Ленина, пр. Ф. Энгельса и др.), а также в городах Родники, Фурманов, Вичуга, Кинешма Ивановской области.

Из данной рекламы следует, что, подключив опцию “Клуб“ тарифа “Монстр общения“, стоимость всех исходящих звонков и SMS-сообщений будет составлять 5 копеек, независимо от операторов связи, от места нахождения абонента, от продолжительности разговора.

Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что цена 5 копеек действует только со второй минуты разговора при местных звонках и SMS-сообщениях абонентам тарифного плана “Монстр общения“, что данная опция действует ограниченное время с 03.08.2009 до 15.11.2009, а также то, что подключение к данной опции платное, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным.

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

23 декабря 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, наделила Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО “В“ - тарифа “Монстр общения“ с опцией “Клуб“.

Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 14 января 2010 года возбуждено дело N 07-18/2010-004 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО “В“, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация о тарифном плане ОАО “В“ “Монстр общения“ с опцией “Клуб“ подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуге, предоставляемой ОАО “В“) и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3 x 6 м).

Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО “В“, а именно тариф “Монстр общения“ с опцией “Клуб“.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что рекламная информация о тарифе сотовой связи “Монстр общения“ с опцией “Клуб“ размещалась ОАО “В“ с помощью различных визуальных приемов: текст “Законы “Монстров общения“: звони и отправляй SMS за 5 копеек с опцией “Клуб“ выполнен крупными буквами и может быть прочитан на значительном расстоянии. Текст же следующего содержания: “Указанная цена минуты местного звонка (со 2-й минуты разговора) и SMS абонентам группы тарифных планов “Монстр общения“ в домашней сети включает НДС и действует с 3 августа по 15 ноября 2009 года. Подключение опции платное. Подробные условия тарифного плана на <...>“ - выполнен мелким, нечитаемым шрифтом. При этом только в макете рекламы высота цифры “5“ в 34 раза превышает высоту букв мелкого шрифта; высота строчных букв текста “Монстров общения“ - в 8 раз, высота строчных букв текста “звони и отправляй SMS за“, “копеек“ - в 5 раз.

Необходимо принять во внимание, что наружная реклама для того и рассчитана, чтобы ее потребители смогли воспринимать обозначенную в ней информацию с дальнего расстояния, а не приближаться вплотную к конструкции для восприятия указанных в рекламе сведений. Реклама направлена на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации, то есть на так называемое восприятие “с первого взгляда“, чего явно не происходит в момент обращения внимания потребителей на рассматриваемую рекламу. Данный факт подтверждается и тем, что самое привлекательное условие тарифа “Монстр общения“ с опцией “Клуб“, а именно “Законы “Монстров общения“: звони и отправляй SMS за 5 копеек“, воспринимается с возможно дальнего расстояния от конструкции для того, чтобы заинтересовать потребителей “якобы“ выгодным тарифом ОАО “В“. Однако те сведения, которые способны обмануть ожидания потребителей и являются невыгодными для них (указанная стоимость действует при исходящих вызовах лишь со второй минуты разговора, только внутри тарифа “Монстр общения“ в домашней сети, а также то, что подключение к данной опции платное и срок ее действия ограничен), выполнены мелким, нечитаемым шрифтом.

Кроме того, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте - свыше пяти метров от земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом. Таким образом, потребители рассматриваемой рекламы могут решить, что при подключении к тарифу “Монстр общения“ с опцией “Клуб“ они смогут совершать исходящие звонки и SMS стоимостью 5 копеек независимо от продолжительности разговора, от того, в какие регионы осуществляются исходящие вызовы и на номера каких операторов они звонят, изначально лишь предположив, что оплата берется либо за секунду, либо за минуту разговора, либо вовсе вне зависимости от продолжительности соединения.

Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи - тарифа “Монстр общения“ с опцией “Клуб“ направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться и подключить предлагаемый ОАО “В“ тариф, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях тарифа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО “В“ тарифом.

Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, так как не имел возможности получить всю информацию о предоставляемом ОАО “В“ тарифе “Монстр общения“ с опцией “Клуб“.

Информация о возможности уточнения существенных условий о рекламируемом тарифе не заменяет необходимого опубликования в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама распространялась с помощью рекламных конструкций, установленных вдоль оживленных магистралей: по ул. Лежневской, по пр. Ф. Энгельса, пр. Ленина и др. Наружная реклама, как и знаки дорожного движения, рассчитана на ее импульсивное восприятие гражданами, в том числе и водителями транспортных средств. Реклама, содержащая информацию, которая требует значительного времени для ее восприятия, способна отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством. Данное обстоятельство может способствовать созданию аварийной ситуации на дорогах.

Данный факт свидетельствует о нарушении п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным способом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

С учетом названных обстоятельств и положений п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама общества не отвечает требованиям Закона о рекламе.

В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО “В“.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 4 и 7 статьи 5 данного Закона.

Представитель ОАО “В“ факт нарушения законодательства РФ о рекламе признал и пояснил, что в рассматриваемой рекламе часть существенной информации действительно выполнена мелким шрифтом, который не воспринимается потребителями, что подтверждается макетом рекламы. Макет утверждается ОАО “В“ и предоставляется в Ивановский филиал для последующего изготовления и размещения рекламы. Представитель также сообщил, что на территории Ивановской области размещение данной рекламы завершено, что подтверждается таблицей о сроках размещения наружной рекламы, представленной в Ивановское УФАС России в ходе проведения проверки. О распространении в настоящее время данной рекламы на территории других субъектов РФ пояснений дать не смог.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать рекламу услуг связи ОАО “В“ - тарифа “Монстр общения“ с опцией “Клуб“, распространяемую с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 3 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

2. Выдать ОАО “В“ предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО “В“.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.А.МИХЕЕВА

Члены Комиссии:

А.А.СЕМЕНОВ

Н.В.ИВАНОВА“Предписание Ивановского УФАС РФ от 18.02.2010 N 07-18/2010-007

“О прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе“