Законы и постановления РФ

Постановление Ивановского арбитражного суда от 10.10.2005 N А17-897/5-2005 в случае принадлежности здания нескольким лицам приобретение земельного участка возможно в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.02.2006 N А17-897/5/2005 данное постановление оставлено без изменения.“Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2005 г. по делу N А17-897/5-2005

Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2005 г.

Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего Герасимова В.Д., судей Голикова С.Н. и Новикова Ю.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной регистрационной службы по Ивановской области на решение арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2005 по делу N А17-897/5-2005,

установил:

В арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 2176
кв. м с кадастровым номером 37:24:040115:0037, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Степанова, дом 15, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 16.12.2004 N 2-9250 и обязании управления Федеральной регистрационной службы по Ивановской области произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 2176 кв. м с кадастровым номером 37:24:040115:0037, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Степанова, дом 15, обратилось ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“.

Решением арбитражного суда от 15.07.2005 заявленные требования удовлетворены.

По мнению суда первой инстанции, основанием для государственной регистрации права собственности за ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ на земельный участок в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в рассматриваемом случае следует считать распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.06.2002 N 2636-р. Данное распоряжение издано Министерством имущественных отношений в соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству постановлением Правительства РФ N 377 от 03.06.2002. Согласно распоряжению от 19.06.2002 N 2636-р в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального унитарного предприятия “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ вошел земельный участок, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Степанова, 15, площадью 0,2176 га.

Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040115:0037 расположены объекты недвижимости, собственником которых является ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“. В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ юридические лица - собственники зданий, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.

Судебный акт обжалован управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области путем подачи апелляционной жалобы. По мнению заявителя жалобы, оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а
апелляционная жалоба удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ управление Федеральной регистрационной службы по Ивановской области обязано проводить правовую экспертизу всех представленных документов, в том числе актов органов государственной власти.

Заявитель жалобы считает, что распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.06.2002 N 2636-р в качестве правоустанавливающего документа рассматриваться не может, так как оно не соответствует нормам действующего законодательства.

На спорном земельном участке находятся 2 нежилых здания, которые помимо ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ на праве оперативного управления занимают ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ивановской области и управление Роснедвижимости по Ивановской области. Право собственности на данную часть помещения не зарегистрировано. При названной ситуации в силу действия ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ приватизация земельного участка, расположенного под зданием, возможна только при условии установления прав собственности на все части здания. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ в связи с принадлежностью здания нескольким лицам приобретение земельного участка возможно в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

По мнению заявителя жалобы, указанное в приложении N 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений РФ от 19.06.2003 постановление Главы администрации г. Иванова от 23.04.2002 в качестве основания возникновения прав на земельный участок ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ рассматриваться не может, так как касается иных юридических лиц. Кроме того, указанный в приложении N 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений РФ кадастровый номер земельного участка не соответствует кадастровому номеру, присвоенному земельному участку, с заявлением о регистрации права собственности
на который обратился заявитель.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не было учтено распоряжение Правительства РФ от 14.03.2005 N 266-р, согласно которому земельный участок площадью 0,2176 га с кадастровым N 37:24:040115:0037 включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

Управление Федеральной регистрационной службы по Ивановской области также считает, что при подаче документов на регистрацию прав собственности на земельный участок обществом не были представлены надлежащие документы, подтверждающие полномочия руководителя организации.

Привлеченные для участия в деле в качестве третьих лиц управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области и ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ивановской области поддержали доводы, приведенные управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области в обоснование необходимости удовлетворения заявленной жалобы.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом свою позицию по заявленной жалобе не высказало.

ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и его представителями в судебном заседании.

Апелляционная жалоба рассмотрена апелляционной инстанцией арбитражного суда Ивановской области в соответствии со ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция арбитражного суда Ивановской области пришла к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы и отмене оспариваемого судебного акта исходя из следующих обстоятельств.

ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ с уставным капиталом в размере 5187000 руб. было создано в базе имущественного комплекса приватизированного ФГУП “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 19.06.2003 N 2636-р. Пунктом 2 указанного распоряжения утвержден перечень подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУ “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское
предприятие“, в состав которого вошел земельный участок площадью 0,2176 га с кадастровым номером 37:24:040115:0037, стоимостью 195000 руб., расположенный по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Степанова, дом 15. Данное имущество, в том числе вышеназванный земельный участок, было передано Министерством имущественных отношений РФ в качестве вклада в уставной капитал создаваемого акционерного общества.

Пунктом 6 распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 19.06.2003 N 2636-р был утвержден Устав ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“. Акционерное общество приобрело статус юридического лица с 03.07.2003 с момента учинения записи в Едином государственном реестре юридических лиц.

Считая распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 19.06.2003 N 2636-р актом государственного органа, который в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ является основанием для государственной регистрации права, ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ 16.07.2004 обратилось в управление Федеральной регистрационной службы по Ивановской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок площадью 0,2176 га с кадастровым номером 37:24:040115:0037. Сообщением от 16.12.2004 N 2-9250 управление Федеральной регистрационной службы по Ивановской области отказало заявителю в регистрации права собственности на данный земельный участок, что послужило основанием для обращения предприятия с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании управления регистрационной службы произвести государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков, находящихся у
унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В материалах дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ на часть нежилого здания общей площадью 3655,5 кв. м, расположенного в д. 15 по ул. Степанова г. Иванова, и гаражи общей площадью 218,2 кв. м, расположенные по тому же адресу.

В то же время часть здания, расположенная в д. 15 по ул. Степанова г. Иванова, приватизирована не была, так как в нем на площадях 732,6 кв. м на праве оперативного управления размещены управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области и ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Ивановской области.

Процедура приватизации земельного участка, на котором находится объект недвижимости, имеющий несколько собственников, регулируется нормами п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ, носящими императивный характер. Согласно вышеназванным нормам с собственниками частей зданий, признанных самостоятельными объектами недвижимости, заключаются договоры аренды указанного земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, либо эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность. Иного порядка отчуждения вышеназванных земельных участков не предусмотрено.

Согласно ст. 13, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ на управление Федеральной
регистрационной службы по Ивановской области возложена обязанность проводить правовую экспертизу всех представленных документов. Данная обязанность предполагает необходимость проверки на соответствие действующему законодательству по форме и содержанию представленного для регистрации пакета документов.

В заявлении о государственной регистрации права в качестве правоустанавливающего акта государственного органа указано распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 19.06.2003 N 2636-р, которым в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса включен земельный участок площадью 0,2176 га с кадастровым номером 37:24:040115:0037. Данное распоряжение в части передачи ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ всего земельного участка противоречит императивным нормам нормами п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ и не может рассматриваться в качестве акта государственного органа, на основании которого производится государственная регистрация права.

В связи с изложенным управление Федеральной регистрационной службы по Ивановской области обоснованно отказало ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ в регистрации права собственности на земельный участок площадью 2176 кв. м с кадастровым номером 37:24:040115:0037, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Степанова, дом 15.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по делу и апелляционной жалобе отнести на ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу управления Федеральной регистрационной службы по Ивановской области удовлетворить, а решение арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2005 по делу N А17-897/5-2005 - отменить.

2. В удовлетворении заявления ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ о признании незаконным отказа управления Федеральной регистрационной службы по Ивановской области в государственной регистрации права
собственности на земельный участок площадью 2176 кв. м с кадастровым номером 37:24:040115:0037, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Степанова, дом 15, и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок отказать.

3. Расходы по государственной пошлине по делу и апелляционной жалобе отнести на ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“.

4. Взыскать с ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ (г. Иваново, ул. Степанова, д. 15) в доход федерального бюджета через Инспекцию ФНС РФ по г. Иванову 1000 руб. государственной пошлины. Предложить ОАО “Ивановское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие“ уплатить вышеназванную сумму государственной пошлины в доход федерального бюджета в течение 10 дней с момента принятия настоящего постановления. Доказательства уплаты государственной пошлины представить в арбитражный суд. В случае неисполнения данной обязанности выдать исполнительный лист на принудительное взыскание государственной пошлины.

5. Постановление может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.“Постановление Ивановского арбитражного суда от 10.10.2005 N А17-286/8-2005

Закон не допускает, чтобы в договор, который заключили определенные лица, вносились изменения третьей стороной.“Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2005 г. по делу N А17-286/8-2005

Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2005 г.

Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Басовой Н.П., судей Пичевой Д.К., Семенова В.П., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ “Гороховецкий военный лесхоз Московского военного округа“ на решение арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2005 по делу N А17-286/8-2005 по иску ФГУ “Гороховецкий военный лесхоз Московского военного округа“ к Администрации Ивановской области об изменении договора,

установил:

В арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Администрации Ивановской области
(далее - Администрация) об изменении условий договора, заключенного 27.12.1997 между Администрацией Ивановской области (далее по тексту - Администрация области) и Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов (далее по тексту - Ивоблохотрыболовобщество), обратилось Федеральное государственное учреждение “Гороховецкий военный лесхоз Московского военного округа“ (далее - ФГУ “Гороховецкий военлесхоз“). Истец просит исключить из указанного договора на предоставление в пользование территорий охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром, земли, принадлежащие Министерству обороны.

Решением арбитражного суда от 04.07.2005 по делу N А17-286/8-2005 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что требования истца об исключении из договора территорий, закрепленных за Гороховецким военлесхозом, фактически являются требованиями об изменении условий договора, стороной которого истец не является. Руководствуясь положениями главы 29 Гражданского кодекса РФ, суд пришел к выводу, что с требованиями об изменении условий договора могут обращаться только стороны договора, но не третья сторона.

С принятым судебным актом ФГУ “Гороховецкий военлесхоз“ не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и удовлетворить его требования. Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, поскольку при принятии решения судом не учтены требования статей 19, 80, 94 и 132 Лесного кодекса РФ и статьи 37 ФЗ “О животном мире“.

Ссылаясь на указанные нормы права, заявитель жалобы поясняет, что леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Администрация Ивановской области при заключении договора с Ивоблохотрыболовобществом на передачу участков леса для ведения охотничьего хозяйства не имела разрешения от Министерства обороны. Леса обороны предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным
органом по вопросам обороны. Заявитель утверждает, что при решении вопроса о передаче земель обществу для осуществления пользования животным миром Администрация области была обязана согласовать свое решение с собственниками земель, что не было сделано.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Администрацией области и Ивоблохотрыболовобществом 27.02.1997 был заключен договор “на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром“. Согласно условиям договора Ивоблохотрыболовобществу переданы в пользование сроком на 25 лет охотничьи угодья, расположенные на территории административных районов Ивановской области, для содержания и ведения охотничьих хозяйств, пользования животным миром в установленных границах в соответствии с перечнем охотничьих хозяйств. В числе переданных обществу территорий имеются и земли обороны, которые закреплены за Гороховецким военлесхозом.

Полагая, что заключением вышеуказанного договора нарушены его права лесопользователя, военлесхоз обратился в арбитражный суд с иском об исключении земель обороны из договора от 27.02.1997. На предложение суда первой инстанции об уточнении исковых требований истец ответил отказом и настаивал на рассмотрении заявленного им предмета иска.

Законность условий указанного договора в свое время проверялась арбитражным судом Ивановской области по иску Волжской природоохранной прокуратуры (дело N 38/2-73/8, решение суда первой инстанции принято 26.07.1999). Решением суда договор признан действительным. Судебный акт суда первой инстанции был проверен судами всех инстанций, в том числе и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит достаточных правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные истцом исковые требования являются фактически требованиями о внесении изменений в договор, стороной которого истец не является.

Понятие сделки содержится в статье 153 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 154 Кодекса двух- или многосторонние сделки являются договорами. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон.

Порядок внесения изменений в договор содержится в главе 29 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 450 Кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Следовательно, закон не допускает, чтобы в договор, который заключили определенные лица, вносились изменения третьей стороной. Гороховецкий военлесхоз является ненадлежащим истцом по заявленным им требованиям, в связи с чем доводы заявителя жалобы следует признать несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены судебного акта при рассмотрении дела судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ при отказе в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по госпошлине относятся на заявителя жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционную жалобу ФГУ “Гороховецкий военный лесхоз Московского военного округа“ оставить без удовлетворения, а решение арбитражного суда от 04.07.2005 по делу N А17-286/8-2005 - без изменения.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород.