Законы и постановления РФ

Решение Ивановского областного суда от 03.06.2004 N 3-61 Невыполнение условий предоставления финансовой помощи, которая утверждается ежегодно и может быть в будущем не предоставлена вообще, не может служить основанием для признания недействующими и противоречащими федеральному законодательству части положений закона неопределенного срока действия.

Определением Верховного Суда РФ от 18.08.2004 N 7-Г04-10 данное решение оставлено без изменения.“Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 3 июня 2004 г. по делу N 3-61

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Петуховой М.Ю. при секретаре Фуфыгиной Н.А. с участием прокурора Печенкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иванове 3 июня 2004 года дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Ивановской области от 5 июля 2002 года N 38-ОЗ “О государственных должностях и государственной службе Ивановской области“,

установил:

Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими
положений Закона Ивановской области от 5 июля 2002 года N 38-ОЗ “О государственных должностях и государственной службе Ивановской области“, поскольку отдельные положения статей 21, 22, 24 указанного Закона области противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ. В обоснование заявленных требований указано, что Ивановская область, являясь субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, согласно п. 2 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.

Однако пп. 11 п. 1 ст. 21 Закона области N 38-ОЗ предусматривает ежегодное санаторно-курортное лечение как самого государственного служащего субъекта РФ, так и членов его семьи. Подпункты 2 - 4 пункта 4 ст. 22 указанного Закона устанавливают, что лица, замещавшие не менее одного года государственные должности категории “Б“, продолжают получать назначенное им денежное содержание после освобождения от должности на период трудоустройства или доплату до уровня ранее получаемого содержания, но не более одного года. Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации“ такие выплаты и гарантии федеральным государственным служащим не установлены. Положения ст. 24 Закона области N 38-ОЗ также противоречат требованиям п. 2 ст. 134 БК РФ, так как предусматривают лучшие условия отдыха для государственных служащих Ивановской области по сравнению с федеральными государственными служащими.

В связи с чем заявитель просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункт 11 пункта 1 статьи 21, подпункты 2 - 4 и абзац 2 пункта 4 статьи 22 в части, распространяющей действие
данного пункта на лиц, замещавших государственные должности категории “Б“, пункт 2 и абзац 3 пункта 3 статьи 24 Закона Ивановской области от 5 июля 2002 года N 38-ОЗ “О государственных должностях и государственной службе Ивановской области“.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Представитель Законодательного Собрания Ивановской области Живаева Л.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласна. Пояснила, что Ивановская область получает дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, но в ст. 134 БК РФ говорится о дотациях на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Таких дотаций Ивановская область как субъект РФ не получает, доказательств этого прокуратурой не представлено. Условия получения этой помощи не определены, до настоящего времени не утверждены нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Считает, что нормы Бюджетного кодекса РФ в данном случае применены быть не могут, поскольку государственные служащие Ивановской области не являются субъектами бюджетных правоотношений, и БК РФ не устанавливает норм трудового права, к которым относятся особые условия трудового договора. Перечень гарантий, установленный ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“, не является исчерпывающим и может быть расширен как федеральным законом, так и законом субъекта РФ. Для различных категорий государственных служащих гарантии по обеспечению санаторно-курортным лечением, дополнительным отпускам и другие гарантии установлены различными специальными федеральными законами, многочисленными Указами Президента РФ, иными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Утверждение, что государственные служащие Ивановской области находятся в лучшем положении, бездоказательно. Сравнивая федерального государственного служащего и служащего субъекта РФ, следует подходить объективно и при сравнении использовать не только указанные прокурором в заявлении специальные
законы, но и иные нормативные акты, в соответствии с которыми федеральным государственным служащим предоставляются оспариваемые гарантии. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Представители Администрации Ивановской области Лапшин А.Н., Чуенков Е.М., действующие на основании доверенностей, поддерживают позицию по делу, высказанную представителем Законодательного Собрания Ивановской области. Пояснили, что Закон Ивановской области от 5 июля 2002 года N 38-ОЗ “О государственных должностях и государственной службе Ивановской области“ принят на основании Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“, не противоречит Уставу Ивановской области и действующему законодательству. Считают, что прокурором Ивановской области сделано заключение о нарушении БК РФ на основании проведенного сравнения условий для федеральных государственных служащих и государственных служащих Ивановской области по выборочным критериям. Однако принцип сопоставления условий не определен законодательством, и его результаты не могут быть достаточными основаниями для доказательства лучшего положения государственных служащих Ивановской области перед федеральными государственными служащими, и в связи с чем в удовлетворении заявления просят отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Печенкина А.В., поддержавшего заявленные требования, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“ государственная служба субъектов Российской Федерации находится в их ведении.

Статья 15 указанного Закона устанавливает перечень гарантий и определяет, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен как федеральным законом, так и законом субъекта РФ.

Статьями 21, 22, 24 Закона Ивановской области N 38-ОЗ от 5 июля 2002 года “О государственных должностях и государственной службе Ивановской области“ установлены гарантии для
государственных служащих органов государственной власти Ивановской области: ежегодное санаторно-курортное лечение их самих и членов их семей, продолжительность отпусков, назначение и выплата денежного содержания после освобождения от должности на период трудоустройства.

Прокурор Ивановской области, не оспаривая право и полномочия Ивановской области как субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии государственным служащим Ивановской области, указывает, что оспариваемые положения Закона Ивановской области N 38-ОЗ в настоящее время противоречат ст. 134 Бюджетного кодекса РФ, которая предусматривает основные условия предоставления финансовой помощи из федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 ст. 134 БК РФ субъект Российской Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности - не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.

Ивановская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Среди форм оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в ст. 133 Бюджетного кодекса указаны лишь дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов. Доводы представителя Законодательного Собрания Ивановской области о том, что Ивановская область не получает указанной финансовой помощи, суд находит несостоятельными.

В силу ст. 4 ФЗ от 9 июля 1999 года “О введении в действие Бюджетного кодекса РФ“ до принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно приложению 13 к
Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год“ дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Ивановской области на 2004 год составляет 2954600 тыс. рублей. Несмотря на то, что в настоящее время не утверждены минимальные государственные социальные стандарты и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, которые должны учитываться при распределении финансовой помощи, это обстоятельство не меняет основной направленности этой помощи - выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем доводы заявителя о том, что отдельные положения ст. ст. 21, 22, 24 Закона области N 38-ОЗ предусматривают лучшие условия государственной службы для государственных служащих Ивановской области по сравнению с федеральными государственными служащими, в силу чего противоречат требованиям Бюджетного кодекса, суд считает необоснованными и не нашедшими подтверждения в ходе судебного заседания.

Прокурором Ивановской области сделано заключение о нарушении норм Бюджетного кодекса РФ на основании проведенного сравнения условий для федеральных государственных служащих и государственных служащих Ивановской области по выборочным критериям. Однако различия в организационной структуре, компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ позволяют провести лишь условное сопоставление предоставляемых гарантий и условий службы государственных служащих федеральных учреждений и государственных служащих Ивановской области.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для различных категорий государственных служащих гарантии и условия службы установлены различными специальными федеральными
законами, указами Президента РФ и иными нормативными актами органов исполнительной власти. На федеральном уровне вопрос о государственных служащих субъектов РФ не урегулирован. Используемый прокурором принцип сопоставления условий государственной службы не определен и не предусмотрен действующим законодательством. Пункт 2 ч. 2 ст. 134 БК РФ нельзя отнести к законодательным нормам прямого действия, он имеет лишь общее указание на то, что государственные служащие, финансируемые за счет средств бюджета субъекта РФ, не могут быть поставлены в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.

Следует учесть, что Бюджетный кодекс РФ в соответствии с его преамбулой и статьей 1 устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющие основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. То есть Бюджетный кодекс РФ регулирует лишь отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, условия предоставления финансовой помощи, и не устанавливает норм трудового права, к которым относятся особые условия трудового договора - условия работы, система оплаты труда и др.

Предоставление финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется ежегодно принимаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Закон Ивановской области N 38-ОЗ “О государственных должностях и государственной службе Ивановской области“ имеет неопределенный срок действия. При таких обстоятельствах невыполнение условий предоставления финансовой помощи, которая утверждается ежегодно и может быть в будущем не предоставлена вообще, не может служить основанием для признания недействующими и противоречащими федеральному законодательству
части положений закона неопределенного срока действия. При нарушении условий предоставления финансовой помощи применяется иной механизм их устранения, предусмотренный именно бюджетным законодательством.

Таким образом, анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений подпункта 11 пункта 1 статьи 21, подпунктов 2 - 4 и абз. 2 пункта 4 статьи 22 в части, распространяющей действие данного пункта на лиц, замещавших государственные должности категории “Б“, пункта 2 и абз. 3 пункта 3 ст. 24 Закона Ивановской области от 5 июля 2002 года N 38-ОЗ “О государственных должностях и государственной службе Ивановской области“ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней.