Законы и постановления РФ

Решение Ивановского областного суда от 16.02.2004 N 3-14/2004 <Об отказе в признании противоречащими федеральному законодательству положений Закона Ивановской области “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“ в части права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению лиц, замещавших государственные должности Ивановской области, гражданина Российской Федерации, являвшегося депутатом Законодательного Собрания Ивановской области без отрыва от основной деятельности, после прекращения полномочий депутата>

Определением Верховного Суда РФ от 26.05.2004 N 7-ГО4-3 данное решение отменено.“Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2004 г. по делу N 3-14/2004

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Пожиловой В.А. при секретаре Баклушиной Н.А. с участием прокурора прокуратуры Ивановской области Туранова А.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иванове 16 февраля 2004 года дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений статьи 28-1 Закона Ивановской области “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“ от 29 мая 1995 года N 14-ОЗ,

установил:

Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству
и недействующей со дня принятия нормы, содержащейся в статье 28-1 Закона Ивановской области “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“ N 14-ОЗ в редакции Законов Ивановской области от 17.10.2002 N 67-ОЗ, от 23.06.2003 N 57-ОЗ, в части права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению лиц, замещавших государственные должности Ивановской области, гражданина Российской Федерации, являвшегося депутатом Законодательного Собрания Ивановской области без отрыва от основной деятельности, после прекращения полномочий депутата.

По мнению прокурора, указанная норма противоречит абзацу 2 статьи 2 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, в соответствии с которым одним из критериев определения понятия “пенсия по государственному пенсионному обеспечению“ является то, что эта ежемесячная государственная денежная выплата предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной Законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

В судебном заседании прокурор прокуратуры Ивановской области Туранов А.Н. требования, изложенные в заявлении, поддержал.

Представитель Законодательного Собрания Ивановской области по доверенности Живаева Л.В. требования, изложенные в заявлении прокурора, не признала, пояснив, что содержание статьи 28-1 Закона “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“ не противоречит федеральному законодательству.

Представитель Главы Администрации Ивановской области по доверенности Лапшин А.Н. считает, что заявление прокурора может быть удовлетворено, поскольку, по его мнению, оспариваемая норма Закона Ивановской области противоречит Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Уставу Ивановской области.

Выслушав объяснения представителей Законодательного Собрания и Главы Администрации Ивановской области, заключение прокурора Туранова А.Н., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии
с пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов может самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений.

Положения Закона Ивановской области “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“, являющиеся предметом рассмотрения суда по настоящему делу, определяют особенности пенсионного обеспечения граждан, являющихся депутатами Законодательного Собрания Ивановской области, содержащиеся в статье 28-1 Закона в редакции Законов Ивановской области от 17.10.2002 N 67-ОЗ, от 23.06.2003 N 57-ОЗ, относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и могли быть урегулированы Законом субъекта Российской Федерации.

По утверждению прокурора Ивановской области, статья 28-1 Закона Ивановской области в части права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению гражданина Российской Федерации, являющегося депутатом Законодательного Собрания Ивановской области без отрыва от основной деятельности, после прекращения полномочий депутата противоречит абзацу второму статьи 2 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“.

Между тем, статья
вторая Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ дает толкование понятию “государственное пенсионное обеспечение“, используемому в Законе, и не устанавливает права и обязанности участников правоотношений по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того, Федеральный закон устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения отдельным категориям граждан, в том числе федеральным государственным служащим (статья 4), к категории которых депутат не относится.

Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, система которых устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленными Федеральным законом (статья 11, часть 2; статья 77, часть 1). В силу этого статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, а также конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Депутат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации как член данного органа наделен полномочиями по осуществлению государственной власти на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так, Уставом Ивановской области (ст. 31 ч. 1), Законом Ивановской области “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“ (ст. 1 ч. 1) предусмотрено, что депутат Законодательного Собрания уполномочен осуществлять законодательную власть в Ивановской области, то есть является представителем государственной власти.

Условия осуществления депутатом депутатской деятельности и правовой статус депутата установлены в статье 11 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, в соответствии с которой эти
условия (на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Аналогичные условия осуществления депутатом Законодательного Собрания депутатской деятельности установлены в пункте 4 статьи 33 Устава Ивановской области.

В соответствии со ст. 8 Закона Ивановской области “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“ формами депутатской деятельности депутата Законодательного Собрания являются:

а) участие в заседаниях Законодательного Собрания;

б) участие в работе постоянных комитетов (комиссий) и временных комиссий, рабочих групп, создаваемых Законодательным Собранием;

в) участие в выполнении поручений Законодательного Собрания;

г) участие в депутатских слушаниях;

д) обращение с депутатским запросом;

е) работа с избирателями;

ж) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп.

Таким образом, деятельность депутата Законодательного Собрания Ивановской области, независимо от того, на какой основе он осуществляет свою деятельность - на постоянной основе, в определенный период времени или без отрыва от основной деятельности, осуществляется в одних и тех же формах, что подтвердила и представитель Законодательного Собрания Живаева Л.В. Депутаты Законодательного Собрания равны в своих правах и обязанностях, в том числе на социальное (пенсионное) обеспечение, которое осуществляется за счет средств областного бюджета. Выделение на эти цели средств из областного бюджета подтверждается “Ведомственной структурой расходов областного бюджета по главным распорядителям (распорядителям) и прямым получателям бюджетных средств на 2004 год“, утвержденной Законом Ивановской области “Об областном бюджете на 2004 год“.

Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ не содержит норм, регулирующих социальное (пенсионное) обеспечение депутатов. Устав Ивановской области, закрепляя условия осуществления депутатом депутатской деятельности (ст. 33)
и правовой статус депутата Законодательного Собрания Ивановской области (ст. 34), также не содержит норм, регулирующих социальное (пенсионное) обеспечение депутата.

Поэтому суд не может согласиться с доводами представителя Главы Администрации Ивановской области Лапшина А.Н. о том, что оспариваемая прокурором норма закона противоречит выше упомянутому Федеральному закону и Уставу Ивановской области.

Суд приходит к выводу, что субъект Российской Федерации вправе был самостоятельно урегулировать соответствующий предмет совместного ведения и ввести в действие статью 28-1 “Пенсионное обеспечение граждан, являвшихся депутатами Законодательного Собрания Ивановской области“ в Закон Ивановской области “О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области“.

Доводы прокурора о том, что указанная норма противоречит другому законодательству Ивановской области - Закону Ивановской области “О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Ивановской области“, не могут быть приняты во внимание, поскольку в случае возникновения коллизии правовых норм обязанность по их устранению лежит на законодательном органе, принявшем эти нормы.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, а не ГПК РСФСР.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РСФСР, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Ивановской области отказать.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами, а прокурором - принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней.