Законы и постановления РФ

Распоряжение Администрации Ивановской обл. от 08.04.2003 N 62-ра “О Концепции геронтологической службы в Ивановской области на 2003 - 2007 г. г.“

Начало действия документа - 08.04.2003.“Свод законодательства



АДМИНИСТРАЦИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 апреля 2003 г. N 62-ра

О КОНЦЕПЦИИ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2003 - 2007 Г. Г.

В целях совершенствования оказания медико-социальной помощи гражданам пожилого и старшего возраста, проживающим на территории Ивановской области:

1. Утвердить Концепцию геронтологической службы в Ивановской области на 2003 - 2007 г. г. (далее - Концепция; прилагается).

2. Начальнику управления здравоохранения Ивановской области Белину Н.Б. в срок до 01.01.2004 разработать комплекс мероприятий по реализации Концепции.

3. Контроль за выполнением настоящей Концепции возложить на первого заместителя Главы Администрации Ивановской области Зимина Н.В.

Глава Администрации

Ивановской области

В.И.ТИХОНОВ

Утверждена

распоряжением



Администрации

Ивановской области

от 08.04.2004 N 62-ра

КОНЦЕПЦИЯ

ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2003 - 2007 Г. Г.

Разделы Концепции

Введение

1. Обоснование Концепции развития геронтологической службы в Ивановской области.

2. Основные направления государственной политики в области оказания медико-социальной помощи лицам старшего поколения.

3. Цель и задачи Концепции.

4. Основные принципы, механизмы и этапы реализации Концепции.

5. Научные исследования в области геронтологии.

6. Развитие геронтологической службы в системах здравоохранения и социальной защиты населения Ивановской области.

7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области геронтологической службы.



8. Развитие гинекологической и андрологической помощи гражданам пожилого и старческого возраста.

9. Развитие специализированных видов медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста.

10. Совершенствование межведомственного взаимодействия при создании геронтологической и гериатрической службы области.

11. Развитие санаторно-курортной помощи лицам пожилого и старческого возраста.

12. Развитие сестринской помощи в гериатрической и геронтологической службах.

13. Повышение информированности граждан Ивановской области о положении пожилых людей и мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости.

Заключение

Введение

Старение населения - объективный процесс, управление которым, как было определено в принципах, провозглашенных ООН еще в 1991 году, сделает полнокровной жизнь лиц преклонного возраста и обеспечит пожилым лицам независимость, возможность участия в социальном развитии, уход, условия для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства.

Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением социального самочувствия большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных слоев населения. В связи с тем, что в перспективе пожилые люди останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, ответственность государства перед ними возрастает.

1. Обоснование Концепции развития геронтологической службы

в Ивановской области

За последние 20 лет в России идет постарение общества. Так, если в 1979 г. в России лица старше 60 лет составляли 16,3%, то к 2000 г. доля лиц старше трудоспособного возраста составляла уже 20,7%. Эта ситуация делает проблему развития гериатрической помощи весьма актуальной.

Уровень заболеваемости у пожилых (60 - 74 г.) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Отмечено, что население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70% этой категории лиц имеют 4 - 5 хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, кроветворной, костно-суставной систем, органов дыхания, пищеварения и др.

Особенностями развития, течения и лечения заболеваний у лиц старших возрастных групп являются:

- множественность патологических процессов;

- быстрое развитие лекарственной интоксикации;

- влияние инволютивных процессов на течение заболеваний;

- неспецифическое проявление болезни;

- связывание со старостью (возникновением изменений в организме), а не с заболеванием;

- быстрое ухудшение состояния, если не обеспечено лечение;

- высокая частота осложнений;

- необходимость длительной реабилитации;

- более частое развитие онкопатологии;

- развитие синдрома взаимного отягощения (депрессия и соматическая патология).

Старение сопровождается повышением риска смерти и дезадаптации. Начиная с 30 - 35 лет, каждые 8 лет вероятность смерти удваивается, но после 90 лет эта зависимость снижается. Риск развития онкопатологии, начиная с той же возрастной группы, удваивается каждые 11 лет. С 60 лет риск развития дезадаптации и связанного с этим патологического процесса значительно выше по сравнению с более молодым возрастом. Если рассмотреть удельный вес заболеваний в этих возрастных группах, то ИБС составляет 40%, опухоли - 20%, ишемическая болезнь мозга - 10%.

Качество жизни пожилых существенно ухудшается при развитии старческой деменции. Если в возрасте 60 - 70 лет она занимает 3% в структуре заболеваемости, то в возрасте старше 75 лет - 25%. К болезням старости также относят возникающие в этот период жизни артериальную гипертонию, эмфизему легких и ряд других патологических состояний. У госпитализированных больных часто развивается делирий. Причина делирия - физические ограничения, плохое питание, прием более трех медикаментов, катетеризация мочевого пузыря, ятрогенные нарушения. Смертность от внутрибольничных инфекций среди лиц старческого возраста составляет по ряду данных 60 - 80%. С точки зрения экспертов ВОЗ, наибольших успехов в улучшении качества жизни удалось добиться в профилактике падений, недержания мочи и кала, коррекции зрения и слуха, улучшении психического здоровья.

Таким образом, основными задачами гериатрии является сохранение физического и психического здоровья пожилых и старых людей, их социального благополучия. Этим объясняется многогранность в подходах к решению гериатрических проблем.

В условиях реформ здравоохранение, как другие отрасли, испытывает экономические трудности, что определяет необходимость поиска дополнительных и других путей улучшения помощи данному контингенту населения.

Как следует из доклада комитета экспертов ВОЗ (1992 г.), при удельном весе старших возрастных групп более 12% населения, доля их на приеме у врача составит около 50%. В то же время, как показывают данные социологических опросов, до 96% медицинских работников недостаточно знакомы с особенностями стареющего организма, а 92% - с особенностями медикаментозного лечения пациентов старших возрастных групп.

Вопросы геронтологии и гериатрии практически не находят своего отражения при внутривузовской подготовке и последипломном образовании врачей. Несмотря на то, что еще в 1995 году была введена врачебная специальность “гериатр“, в области до настоящего времени нет специалистов этого профиля. Положение усугубляется малочисленностью и удаленностью центров, осуществляющих усовершенствование врачей по вопросам геронтологии и гериатрии.

В области практически отсутствуют организационные специализированные структуры, способные обеспечивать гериатрическую помощь (отделения, центры, приемы). По данным научных исследований, потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2 - 4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Потребность в госпитализации по отдельным видам специализированной медицинской помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия и др.) в 1,5 - 3 раза выше, чем у трудоспособного населения. При этом необходимо учитывать, что длительность пребывания на больничной койке у лиц данного возраста значительно выше. Необходимость в медико-социальной стационарной помощи составляет 49 случаев госпитализаций на 1000 лиц старше трудоспособного возраста.

Эти данные свидетельствуют о нарастании социально-экономических и медицинских проблем и необходимости проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым. Существующая система организации оказания медицинской помощи практически не учитывает данных особенностей, что требует осуществления целенаправленных мер по созданию системы гериатрической помощи, повышению уровня знаний по гериатрии у врачей общей лечебной сети и проведения научно-исследовательских работ в области геронтологии и гериатрии, профилактики преждевременного старения населения, в том числе с учетом территориальных особенностей.

2. Основные направления государственной политики в области

оказания медико-социальной помощи лицам старшего поколения

В связи с тем, что проблемы лиц старшего поколения в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы компетенции здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, возникает необходимость обеспечения государственной поддержки реализации данной Концепции. Правовая система Российской Федерации имеет систему нормативных правовых актов, охраняющих права и законные интересы граждан страны, в том числе лиц старшего возраста. Нормы российского законодательства отвечают общим принципам международных правовых норм, принятых мировым сообществом. Люди пожилого возраста, как лица, нуждающиеся в особой заботе государства, находятся под защитой комплекса нормативных правовых актов, призванных обеспечить пожилым равенство прав и возможностей.

Нормативно-правовая база включает в себя законодательство общего характера и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается какое бы то ни было ограничение прав или установление преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Одним из основных направлений государственной политики в этом плане является реализация пенсионной реформы, которая началась с 1 января 2002 г. Приняты и вступили в силу следующие федеральные законы:

“Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ;

“О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 166-ФЗ;

“О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ от 17.12.2001 N 173-ФЗ;

“О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ от 31.12.2001 N 198-ФЗ;

“О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией“ от 04.03.2002 N 21-ФЗ.

На разных стадиях подготовки и рассмотрения находятся законопроекты еще нескольких федеральных законов из пакета пенсионной реформы: об обязательных профессиональных пенсиях, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования).

Один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им полнокровную жизнь, активную деятельность, Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 “О ветеранах“ (в ред. ФЗ от 02.01.2000 и 04.05.2000). Внесенные 2 января и 4 мая 2000 г. существенные изменения и дополнения в данный Федеральный закон позволили усовершенствовать систему социальной защиты ветеранов.

Статья 26 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“ от 22.07.1993 N 5487-1 закрепляет права граждан пожилого возраста на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения, на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются федеральные законы от 10.12.1995 “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“ и от 02.08.1995 “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“, от 17.07.1999 “О государственной социальной помощи“, которые устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ регулирует сферу социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую деятельность пожилых людей, содержит в себе Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации“, рассматривающий физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. П. 11 ст. 6 предусматривает создание льготных условий для занятий физической культурой инвалидов (среди которых немало лиц пожилого возраста).

Вовлечению в активную досуговую деятельность пожилых людей способствуют “Основы законодательства Российской Федерации о культуре“. В соответствии со ст. 8 данного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, пола, языка, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств.

Важные нормы социальной поддержки лиц пожилого возраста заложены статьями 30 и 52 Основ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения. При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать определенные льготы, в т.ч. и инвалидам.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей занимает Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“, в соответствии с которым пожилым людям предоставляются в ряде случаев определенные льготы по оплате туристской путевки и страхование при внезапном заболевании и от несчастных случаев.

На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, федеральные законы “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, “Об общественных объединениях“, “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“, “О реабилитации жертв политических репрессий“, “О статусе военнослужащих“ и др.). На дальнейшее обеспечение гарантий прав граждан пожилого возраста направлено и законодательство субъектов РФ.

3. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции геронтологической службы в Ивановской области является создание единой системы комплексной медико-социальной помощи лицам старшего поколения, основанной на внутри- и межведомственном взаимодействии с учетом принципов этапности и преемственности, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни пожилых людей, реализацию личностного потенциала, создание возможности осознавать себя полноправными участниками проводимых преобразований, предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей.

Основными задачами Концепции геронтологической службы являются:

1. Обеспечение реализации единой государственной политики в области геронтологической службы Ивановской области на межведомственной основе.

2. Обеспечение гарантии государственного финансирования геронтологической службы Ивановской области.

3. Проведение высокоэффективных научных исследований по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, улучшение специализированной гериатрической помощи и облегчение пожилым людям доступа к получению медицинских услуг.

4. Развитие специальных прикладных научных исследований по разработке, апробации и внедрению организационных технологий в практику учреждений здравоохранения, социальной защиты.

5. Обеспечение современного уровня квалификации специалистов в области геронтологии.

6. Формирование единых функциональных обязанностей и норм нагрузки специалистов, работающих в геронтологических учреждениях системы здравоохранения.

7. Формирование единой научно-методической основы развития геронтологической службы.

8. Обеспечение достаточного уровня информированности населения в вопросах восстановительного лечения лиц пожилого и старческого возраста.

Реализация этих задач позволит:

- продлить активное профессиональное долголетие и профилактику возрастной патологии у населения области;

- повысить экономическую эффективность труда за счет мер, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности;

- повысить социально-трудовой потенциал области.

4. Основные принципы, механизмы и этапы реализации Концепции

4.1. Основные принципы Концепции

Основными направлениями деятельности геронтологической службы является решение медицинских, психологических, правовых и социальных проблем для улучшения положения граждан старшего поколения, упрочения их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации, основанное на единой государственной политике и единой научно-методической базе.

При этом основополагающее значение имеют следующие принципы:

обеспечение реализации государственной политики в области оказания медико-социальной помощи лицам старшего поколения;

создание условий для проведения научных исследований по оптимизации действующей системы профилактики заболеваний, увеличению объемов и повышению качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, улучшению специализированной гериатрической помощи и облегчению пожилым людям доступа к получению медицинских услуг.

4.2. Механизмы реализации Концепции

1. Упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг, обеспечение медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан старшего поколения.

2. Обеспечение пожилым людям, при наличии соответствующих показаний, доступности всех форм медицинской помощи, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

3. Совершенствование организационной структуры системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, включая психоневрологические интернаты системы социальной защиты, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, учреждений реабилитационного профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям; открытие геронтологических центров областного и муниципальных уровней.

4. Обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов очков и индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

5. Расширение и увеличение объема работы по профилактике наиболее часто встречаемых заболеваний и патологических состояний.

6. Обеспечение финансирования геронтологической службы.

7. Проведение научных исследований по оптимизации действующей системы профилактики наиболее часто встречаемых заболеваний и патологических состояний, увеличению объемов и повышению качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, улучшению специализированной гериатрической помощи и облегчению пожилым людям доступа к получению медицинских услуг.

8. Разработка единой научно-методической основы геронтологической службы; развитие института главных специалистов по гериатрической помощи.

9. Обеспечение контроля за реализацией современных реабилитационных технологий в практику работы учреждений здравоохранения, социальной защиты, обслуживающих лиц пожилого и старческого возраста.

10. Взаимодействие с общественными организациями, Ивановской Епархией Русской Православной церкви.

11. Повышение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости.

12. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

13. Внедрение системы информационного обеспечения органов управления здравоохранением в выборе путей развития геронтологической помощи в Ивановской области.

14. Введение в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения (домах-интернатах для престарелых и инвалидов) нового штатного расписания, предусматривающего усиление социальной защиты пожилых людей.

4.3. Этапы реализации Концепции

Для обеспечения последовательности в достижении цели и задач Концепции работа будет выполняться в два этапа.

I этап: 2003 - 2004 г. г.

1. Актуализация законодательной базы Ивановской области по проблемам здравоохранения и социальной защиты населения.

2. Создание геронтологических центров.

3. Формирование научных направлений в области геронтологической службы в целях реализации положений Концепции, разработка Программы научно-исследовательских работ по геронтологии на 2003 - 2010 г. г.

4. Продление действия областной целевой программы “Старшее поколение“ на период до 2006 г. по реализации основных положений Концепции геронтологической службы.

5. Проведение работы по повышению образовательного уровня специалистов и населения по проблемам лиц старшего поколения.

6. Создание системы информационного обеспечения развития геронтологической службы в Ивановской области, подготовка ежегодного доклада о социально-демографической ситуации в области и деятельности в интересах граждан старшего поколения.

II этап: 2005 - 2007 г. г.

1. Разработка и внедрение эффективной системы мероприятий геронтологической службы на основе усовершенствованной законодательной базы.

2. Реализация областной целевой программы по направлениям геронтологической службы.

3. Совершенствование подготовки кадров, работающих в системе геронтологической службы.

4. Внедрение в деятельность лечебно-профилактических учреждений и организаций научно обоснованных технологий профилактической, лечебной и реабилитационной помощи лицам старшего поколения.

5. Формирование единой системы мониторинга за состоянием здоровья лиц пожилого и старческого возраста, создание телекоммуникационных связей между специалистами и учреждениями.

6. Развитие сети гериатрических кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения.

7. Строительство и реконструкция стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста.

8. Осуществление мероприятий по повышению качества работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста с применением технологического оборудования для структурных подразделений нестационарных учреждений социального обслуживания, обеспечивающих оказание пожилым людям социально-бытовых услуг (парикмахерские, услуги по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, стирке белья).

9. Обеспечение закупки и поставки автотранспортных средств учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и социальным службам, в т.ч. автотранспортных средств для службы социального такси.

10. Проведение конкурсов профессионального мастерства работников государственных и муниципальных медицинских и социальных учреждений.

11. Создание материально-технических условий для улучшения организации культурно-досуговой работы в учреждениях социального обслуживания.

12. Проведение областных, городских и районных конкурсов социальных проектов, направленных на активизацию деятельности общественных объединений в сфере защиты интересов граждан старшего поколения, налаживание социальных контактов.

13. Организация и проведение межведомственных научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров по проблемам:

- старения населения и его влияния на социальное развитие страны;

- охраны здоровья лиц старшего поколения, предупреждения преждевременного старения, геронтологии и гериатрии;

- положения пожилых людей в семье, их психологической реабилитации и социальной адаптации;

- организации социального обслуживания пожилых людей, обеспечения свободного доступа к социальным услугам с учетом индивидуальных потребностей в них.

14. Создание условий для отправления религиозных обрядов в ЛПУ пожилыми людьми с учетом их личных пожеланий.

Перечисленные направления этапов Концепции являются наиболее существенными и практически значимыми. Их реализация позволит значительно улучшить положение лиц старшего поколения в Ивановской области.

5. Научные исследования в области геронтологии

Основной задачей научных исследований в области геронтологии в соответствии с решением Коллегии МЗ РФ от 25 июня 2002 г. “О состоянии и развитии научных исследований в области геронтологии в РФ“ является изучение патогенетических механизмов преждевременного старения и основных болезней пожилого возраста, разработка средств и методов их диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, а также научно обоснованных стандартов медицинской помощи лицам пожилого и старческого возрастов.

С целью реализации указанной задачи необходимо проведение специальных научных исследований и разработка целевых научных программ по геронтологии с концентрацией научного потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях, осуществление формирования и проведения фундаментальных исследований в области геронтологии.

Для выполнения разработок теоретического и практического характера необходимо использовать все возможные источники финансирования с привлечением внебюджетных средств, в том числе на основе грантов, конкурсных проектов.

Приоритетными научными направлениями, решение которых даст практические результаты, могут быть определены:

1. Разработка и внедрение типовых программ правового всеобуча граждан старшего поколения по разъяснению их прав в области здравоохранения, социальной защиты, труда и отдыха.

2. Решение ключевых проблем старения населения и положение пожилых людей (включая научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы в рамках пилотных проектов), в том числе:

а) по проблемам здорового старения, взаимосвязи генетических и биологических составляющих, среды и поведения индивида, биомедицинских, социальных и экономических последствий продления жизни; б) повышения качества жизни пожилых людей, в т.ч. факторов и показателей, определяющих качество жизни на разных этапах старения.

3. Проведение мониторинга положения граждан старшего поколения по показателям, характеризующим уровень и качество жизни, и выборочных специальных социо-экономико-демографических обследований.

4. Организация и проведение: а) выборочных обследований домохозяйств одиноких и одиноко проживающих пожилых людей по организации питания; б) обследования материально-бытовых условий пожилых людей.

5. Разработка мероприятий по улучшению гериатрической помощи населению пожилого возраста, в том числе положений о специализированных центрах, отделениях.

6. Разработка мероприятий по социальной адаптации, оздоровлению и обеспечению отдыха пожилых людей на базе социально-оздоровительных учреждений.

7. Разработка и внедрение медицинских технологий по биорегулирующей терапии и превентивной геронтологии, в том числе технологий применения пептидных биорегуляторов у практически здоровых людей в целях предупреждения преждевременного старения, комплексной оценки физиологических резервов организма, степени утомления, создания индивидуальных программ по принципам образа жизни, психофизиологических тренингов и др.

8. Создание межведомственного совета по геронтологии и гериатрии и обеспечение координации научных исследований по геронтологии и проблемам преждевременного старения.

6. Развитие геронтологической службы в системах здравоохранения

и социальной защиты населения Ивановской области

Концепция предусматривает создание следующей структуры территориальной геронтологической службы:

1. Областной геронтологический центр: стационар, поликлиника, дневной стационар, параклинические отделения, отделения медико-социальной помощи и другие, на базе многопрофильных больниц.

2. Областные геронтологические и геронтопсихиатрические центры - на базе существующих областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения и муниципальные геронтологические центры - на базе муниципальных учреждений социального обслуживания населения.

3. Межрайонные и городские гериатрические центры, обеспечивающие организационно-методическое руководство, контроль за проведением помощи лицам пожилого возраста.

4. Представительство службы в территориальных органах управления системой здравоохранения: введение должности внештатного главного гериатра области и районных специалистов по гериатрии.

5. Сеть гериатрических больниц и отделений, учреждений медико-социальной помощи (хосписов, домов и отделений сестринского ухода), выделение геронтологических коек в стационарах общей лечебной сети в соответствии с потребностью.

6. Организация в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделений медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп и инвалидам лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому.

7. Развитие патронажной службы силами системы здравоохранения и социальной защиты населения.

8. Развитие социально-психологических центров для лиц пожилого возраста.

9. Развитие школ для лиц пожилого и старческого возраста (по профилям патологии, по физиологии старения и др.).

7. Система подготовки и усовершенствования кадров

в области геронтологической службы

При осуществлении базовой подготовки специалистов по геронтологической службе целесообразно учитывать необходимость глубоких, разносторонних междисциплинарных знаний, сочетающихся со знаниями в области смежных специальностей. Унифицированная программа по геронтологической службе составлена с учетом принятых в нашей стране законодательных актов, современных достижений науки и практики.

Послевузовское обучение специалистов в области гериатрической службы должно осуществляться на основе единой государственной системы дополнительного образования, которая предусматривает оперативное пополнение и обновление знаний слушателей, а также периодическое обучение в специальных уч“бных заведениях.

Такими формами последипломного обучения являются циклы общего и тематического усовершенствования, которые могут проводиться в учебных и научных учреждениях, имеющих для последипломной подготовки специалистов клинические базы и современное оборудование по проблемам геронтологии. Целью тематического усовершенствования является освоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по одному конкретному курсу или нескольким разделам из различных курсов программы в соответствии с характером работы и занимаемой должностью слушателя. Продолжительность циклов (стационарных, выездных и др.) тематического усовершенствования определяется в зависимости от тематики и контингента обучающихся.

Повышение профессиональной подготовки специалистов в области геронтологической службы предполагает проведение общего и тематического усовершенствования, циклов информации, стажировки. После окончания циклов общего и тематического усовершенствования слушатели получают документы государственного образца.

С учетом конкретных задач учреждения, которые проводят обучение слушателей, могут менять учебные планы и корректировать удельный вес отдельных разделов учебных планов в пределах 15 - 26% для каждого вида обучения. По ходатайству различных районов области могут проводиться выездные циклы усовершенствования.

Медицинский персонал, работающий с лицами пожилого и старческого возраста, может повышать свою квалификацию на конгрессах, съездах, конференциях и др., а также самостоятельно работать со специальной литературой в соответствии с настоящей программой.

Ивановской государственной медицинской академии целесообразно обеспечить последипломную подготовку по гериатрии врачей, фельдшеров и медицинских сестер общей лечебной сети области и учреждений социального обслуживания населения. С учетом введенной в 2002 году научной специальности 14.00.53 “Геронтология и гериатрия“ (медицинские и биологические науки) планируется рассмотреть вопрос о подготовке к созданию соответствующего диссертационного совета.

8. Развитие гинекологической и андрологической помощи

гражданам пожилого и старческого возраста

Основными концептуальными направлениями развития гинекологической помощи женщинам пожилого и старческого возраста должны явиться:

- совершенствование первичной медико-санитарной помощи лицам старших популяционных групп с целью ранней диагностики онкологических заболеваний репродуктивной системы с внедрением алгоритмов оказания профилактической помощи лицам групп риска на рак молочной железы и гениталий в смотровых кабинетах поликлиник, женских консультациях, амбулаториях, поликлиниках;

- профилактика инвалидизации женщин перименопаузального возраста и мужчин данного возраста в результате сердечно-сосудистой патологии, остеопороза и других состояний при тяжелом течении климактерического синдрома путем создания кабинетов и центров “Здоровье женщин и мужчин после 40 лет“;

- развитие урогинекологической и уроандрологической помощи лицам переходного возраста с целью улучшения качества и продолжительности активной жизни, открытия урогинекологических и уроандрологических центров, кабинетов со специальным лабораторно-функциональным обеспечением;

- развитие и внедрение стационарозамещающих технологий для лиц данных возрастных групп в условиях дневных стационаров;

- обеспечение организационно-методической помощи медицинским работникам и населению по вопросам профилактики заболеваний и сохранения здоровья после 40 лет с использованием возможностей средств массовой информации.

9. Развитие специализированных видов медицинской помощи

гражданам пожилого и старческого возраста

С учетом множественности патологии, а также особенностей ее клинических проявлений, необходимости мер социальной поддержки у лиц пожилого и старческого возраста целесообразно предусмотреть в целевых территориальных программах (“Артериальная гипертония“, “Туберкулез“, “Сахарный диабет“, “Онкопатология“ и др.) блоки мероприятий по медико-социальной помощи данному контингенту населения.

10. Совершенствование межведомственного взаимодействия

при создании геронтологической и гериатрической службы области

Обеспечение тесного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в ряде случаев - совместное решение поставленных задач на основе интеграции финансовых и других ресурсов.

Рассмотрение совместно с территориальной службой социальной защиты населения возможности долевого участия в финансировании гериатрических, медико-социальных больниц (отделений) и медико-социальных отделений поликлиник.

Реализация проектов, имевших высокую медико-социальную эффективность в субъектах России, а именно: свободного доступа к социальным услугам (Самара), культурно-досуговой работы (Смоленск), в т.ч. по развитию сети центров-клубов, хоспис на дому (Московская область), “социальная помощь пожилым, понесшим утрату близких“ (Санкт-Петербург), и др.

Формирование совместных программ с Ивановским филиалом Российского общества Красного Креста, мониторинга службы милосердия. Осуществление мер по развитию деятельности попечительских советов.

11. Развитие санаторно-курортной помощи

лицам пожилого и старческого возраста

Материально-техническая база местных санаториев имеет ограниченные возможности для внедрения новых технологий по восстановительному лечению престарелых людей. Необходимо рассмотреть вопрос о выделении дополнительных коек для бронхолегочных больных и оздоровления лиц пожилого и старческого возраста, а также пациентов с признаками преждевременного старения. Для этого может быть использована лечебная база санатория-профилактория “Солнечный берег“ (г. Кохма).

Для повышения уровня подготовленности персонала санаториев-профилакториев в вопросах медико-социальной помощи и восстановительного лечения людей пожилого возраста целесообразно провести циклы усовершенствования по специальности “Гериатрия“.

12. Развитие сестринской помощи

в гериатрической и геронтологической службах

Провести исследования по изучению роли среднего медицинского персонала в медицинском обслуживании лиц пожилого и старческого возраста, по результатам которых будет разработана модель сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста, основанная на рациональном использовании потенциала медицинских сестер.

Организовать школы для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в которых основная роль должна отводиться специально обученным медицинским сестрам. В рамках этой работы предполагается создание образовательных программ для пациентов, программ специализации для медицинских сестер.

Разработать адаптированные, индивидуальные реабилитационные программы для пациентов пожилого и старческого возраста при наиболее распространенных заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Разработать программы сестринской помощи пожилым людям на дому и в условиях специализированных стационарных отделений медико-социальной службы.

Разработать усовершенствованную модель оказания профилактической и реабилитационной сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста в условиях социально-оздоровительного центра с учетом специфики форм и методов социально-медицинской реабилитации граждан старшего поколения. Разработать пакет документов, регламентирующих работу социально-оздоровительного центра для граждан пожилого возраста.

Для повышения профессионального мастерства средних медицинских работников по вопросам оказания сестринской помощи пациентам пожилого и старческого возраста организовать:

конкурсы профессионального мастерства работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;

цикл семинаров по актуальным проблемам, связанным со здоровьем лиц пожилого и старческого возраста, работников медико-социальной службы;

курс обучения сестринского персонала по вопросам ухода и наблюдения за лицами пожилого и старческого возраста для медицинских сестер;

цикл усовершенствования средних медицинских работников “Сестринское дело в гериатрии“. Проведение данных мероприятий должно содействовать повышению квалификации средних медицинских работников, развитию творческой инициативы, новаторства, распространению передовых форм и методов работы, установлению деловых контактов, повышению престижности социальной работы с пожилыми людьми.

Для расширения научных обменов по проблемам сестринской помощи людям пожилого и старческого возраста, укрепления международного сотрудничества в гуманитарной области и внедрения результатов научных исследований в практическом здравоохранении следует организовать и провести научно-практические конференции, симпозиумы, семинары по проблемам охраны здоровья лиц старшего поколения, предупреждения преждевременного старения, геронтологии и гериатрии; положения пожилых людей в семье, их психологической реабилитации и социальной адаптации; по вопросам психологической реабилитации и социальной адаптации лиц пожилого и старческого возраста.

13. Повышение информированности граждан Ивановской области

о положении пожилых людей и о мерах по улучшению

подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости

Решение перечисленных проблем с помощью областных теле- и радиокомпаний, с созданием специальных передач, посвященных проблемам лиц старшего поколения, рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации.

Привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей. Поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста.

Организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания, физической активности, физиологических особенностях организма в данный возрастной период.

Заключение

Реализация предложенной Концепции геронтологической службы будет способствовать созданию единого геронтологического пространства для граждан пожилого возраста, дополнительных условий для обеспечения уклада, качества и уровня жизни пожилых людей как многочисленного социально-демографического слоя населения, обеспечит системный подход к решению проблем пожилых людей и будет способствовать достижению позитивных результатов в развитии государственных систем, направленных на социальную защищенность граждан старшего поколения.

Практическая реализация Концепции позволит решить задачи радикального увеличения периода активной, полноценной, трудоспособной жизни человека.