Законы и постановления РФ

Решение Ивановского областного суда от 20.12.2002 N 3-64/2002 <О признании недействительными Правил охоты на территории Ивановской области>

Определением Верховного Суда РФ от 20.02.2003 N 7-Г03-2 данное решение оставлено без изменения.“Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2002 г. по делу N 3-64/2002

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Неупокоевой Л.В., при секретаре Хреновой Н.Г., с участием прокурора Кормилицына В.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иванове 20 декабря 2002 года гражданское дело по заявлению председателя правления Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов о признании недействительными и противоречащими закону Правил охоты на территории Ивановской области,

установил:

Председатель правления Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов (Ивоблохотрыболовобщества) Воропаев Г.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительными и противоречащими закону некоторых положений Правил охоты на территории Ивановской области, утвержденных указом Губернатора Ивановской области N 292-УГ от 17 декабря 2001 года. В судебном заседании он дополнил и уточнил свои требования, просил признать недействительными указанные Правила охоты с внесенными в них изменениями и дополнениями указом Губернатора от 17 июля 2002 года N 153-УГ и признать недействительными указы о введении этих правил в действие по следующим основаниям:

Правила в первой и второй редакциях не прошли обязательную перед принятием нормативно-правового акта экологическую экспертизу, а имеющиеся в деле согласования не являются результатом экспертизы;

Правила в нарушение п. 2 постановления Правительства РФ N 852 от 18.07.1996 не прошли согласование с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

в Правилах в нарушение ФЗ “О животном мире“, Типовых правил охоты и Положения “Об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР“ отсутствует понятие охотничьих угодий, переданных юридическим лицам в пользование (для общественных охотопользователей), отсутствуют понятия путевки и договора на предоставление в пользование охотугодий между Администрацией и охотопользователем; отсутствует четкое определение места приобретения именной разовой лицензии. В результате ущемляются интересы охотников и общества охотников.

Представитель Администрации Ивановской области и Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ивановской области по доверенности Горелов Д.В. с заявлением не согласен. Полагает, что все необходимые согласования проекта Правил охоты получены, в том числе и по вопросам экологической безопасности - от руководителя Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ивановской области, и проведения экологической экспертизы Правилам не требуется. Первоначально Правила охоты имели ссылки на устаревшие законодательные акты. В июле 2002 года в них внесены изменения с учетом замечаний и действующего природоохранного законодательства.

Выслушав пояснения представителя Ивоблохотрыболовобщества Воропаева Г.И. и представителя Администрации Ивановской области и Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Горелова Д.В., заключение прокурора Кормилицына В.Е., полагавшего удовлетворить заявление, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правила охоты на территории Ивановской области утверждены п. 1 указа Губернатора Ивановской области от 17 декабря 2001 года N 292-УГ и введены в действие с 1 марта 2002 года (л. д. 8 - 16).

Лист согласования к проекту правового акта на л.д. 144 - 145 свидетельствует о том, что на согласование заинтересованных органов внесен закон “О внесении изменений и дополнений в Правила охоты на территории Ивановской области“, который был согласован в числе других руководителем комитета природных ресурсов Ивановской области 10.07.2001. Из пояснений представителя Ивоблохотуправления Горелова Д.В. следует, что первоначально согласовывался указанный закон, а затем было решено согласовывать проект Правил охоты на территории Ивановской области. Из письма Департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов от 16.10.2001 за N 12-02-167 на л.д. 81 следует, что Охотдепартамент согласовывает проект Правил охоты на территории Ивановской области. Однако суду не представлено доказательств, когда и какие конкретно проекты согласовывали указанные в листах согласований должностные лица.



Как видно из дела, в дальнейшем уже утвержденные Правила охоты письмом от 8 февраля 2002 года N 51 направлялись на государственную экологическую экспертизу в комитет природных ресурсов Ивановской области (л. д. 139). Однако после предварительного рассмотрения комитет природных ресурсов (в дальнейшем он переименован в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ивановской области) возвратил Правила охоты для приведения их в соответствие с действующим природоохранным законодательством (л. д. 140). Как следует из письма Главного управления от 02.07.2002 за N 160, повторно материалы на государственную экологическую экспертизу не представлялись (л. д. 98).

Указом Губернатора от 17 июля 2002 года за N 153-УГ внесены изменения и дополнения в указ Губернатора от 17 декабря 2001 года N 292-УГ: изложена преамбула, внесены изменения и дополнения в Правила охоты (л. д. 93 - 95). Доказательств того, что проект этих изменений и дополнений прошел необходимые согласования и экспертизу, суду не представлено.

В соответствии со ст. 3 Закона “Об охране окружающей среды“ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе их ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной или иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 12 Закона “Об экологической экспертизе“ от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ обязательной государственной экологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.

Суд полагает, что Правила охоты на территории Ивановской области являются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и их реализация может привести к негативному воздействию на окружающую среду, поэтому проект Правил должен был пройти государственную экологическую экспертизу. Кроме того, в нарушение п. 2 постановления Правительства РФ N 852 от 18 июля 1996 года “О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира“ Правила охоты в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не согласованы с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ. Постановлением Правительства не предусмотрено получение этого согласования от Департамента, являющегося подразделением Минсельхозпрода РФ, а имеющееся согласование от Департамента носит формальный характер.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что указанные Правила охоты на территории Ивановской области с внесенными в них изменениями и дополнениями и п. 1 указа Губернатора N 292-УГ от 17.12.2001 и N 153-УГ от 17.07.2002 об утверждении Правил охоты следует признать недействительными.

В отношении остальных требований заявителя о внесении в Правила охоты понятий охотничьи угодья, путевка, договор и т.д. суд не находит оснований к признанию Правил недействительными. Отсутствие этих понятий может быть отнесено к недостаткам Правил охоты, но не дает оснований для признания их недействительными.

Руководствуясь ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление председателя правления Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов удовлетворить: признать недействительными п. 1 указа Губернатора Ивановской области N 292-УГ от 17 декабря 2001 года “Об утверждении Правил охоты на территории Ивановской области“ и указ N 153-УГ от 17.07.2002 “О внесении изменений и дополнений в указ Губернатора Ивановской области от 17.12.2001 N 292-УГ“ и “Правила охоты на территории Ивановской области“, утвержденные этими указами.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ через Ивановский областной суд в течение 10 дней.“Распоряжение Главы Администрации Ивановской обл. от 20.12.2002 N 1587-р

“О внесении дополнения в распоряжение Главы Администрации Ивановской области от 15.12.2002 N 1535-р “О подготовке к празднованию 85-летия Ивановской области“Свод законодательства



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 20 декабря 2002 г. N 1587-р

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.12.2002

N 1535-Р “О ПОДГОТОВКЕ К ПРАЗДНОВАНИЮ 85-ЛЕТИЯ

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ“

Дополнить приложение к распоряжению Главы Администрации Ивановской области от 15.12.2002 N 1535-р “О подготовке к празднованию 85-летия Ивановской области“ абзацем следующего содержания:

“Винокурова В.Г. - начальник управления государственной службы и оргработы Администрации Ивановской области“.

Глава Администрации

Ивановской области

В.И.ТИХОНОВ