Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации Тейковского района от 24.10.2002 N 284-1 “О Порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“ (вместе с “Порядком предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“, “Положением об исчислении среднего совокупного дохода семьи (гражданина) при предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“)

Утратил силу в связи с изданием Постановления Главы администрации Тейковского района от 27.05.2004 N 153.“Свод законодательства



ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЙКОВСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2002 г. N 284-1

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ

ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 11.02.2002 N 4-па “О порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Ивановской области“ и постановлением от 04.10.2002 N 106-па “О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Ивановской области от 11.02.2002 N 4-па“ постановляю:

1. Заместителю Главы администрации района, начальнику отдела ЖКХ Кудрову Д.А. довести до сведения руководителей предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, имеющих жилой фонд в собственности, хозяйственном или оперативном управлении, Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, Положение об исчислении среднего совокупного дохода семьи (гражданина) при предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (прилагаются).

2. Главам сельских и поселковых администраций принять меры по информированию населения о новых условиях оплаты жилья и коммунальных услуг и бесплатному предоставлению гражданам справок и документов для начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

3. Утвердить комиссию по рассмотрению спорных вопросов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в составе:

Кудров Д.А. - заместитель Главы администрации, начальник

отдела ЖКХ

Бочагова А.Я. - заместитель Главы администрации

Горбушева Г.А. - начальник финансового отдела



Степанова Л.В. - специалист II категории отдела ЖКХ

4. Руководителям предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, имеющих на балансе жилищный фонд и предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, оказывать необходимое содействие в реализации обязанностей и прав, связанных с назначением и предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Обеспечить ежеквартальное предоставление в администрацию Тейковского района (отдел ЖКХ) статистической отчетности по форме 22-ЖКХ (субсидии) “Сведения о предоставлении гражданам жилищных субсидий“.

5. Признать утратившим силу постановление Главы администрации Тейковского района N 71 от 11.03.2002 “О порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“ и постановление Главы администрации Тейковского района N 266-1 от 08.10.2002 “О внесении изменений в постановление Главы администрации Тейковского района N 71 от 11.03.2002“.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации Кудрова Д.А.

Глава администрации

Тейковского района

Е.К.ЗАСОРИНА

Приложение N 1

к постановлению

Главы администрации

Тейковского района

от 24.10.2002 N 284-1

ПОРЯДОК

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ



И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Общие положения

1. Под оплатой жилья подразумевается оплата услуг по найму (для нанимателей жилья), содержанию и ремонту жилья, включая обслуживание лифтового хозяйства и вывоз твердых бытовых отходов; под оплатой коммунальных услуг - плата за тепло (включая индивидуальное печное), газо-, электро- и водоснабжение, канализацию, включая вывоз жидких отходов из выгребов и локальной канализации.

2. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту жительства в домах всех видов жилищного фонда (включая общежития) независимо от форм собственности.

3. Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам носит заявительный характер и является непременным условием соблюдения законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и собственниками домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки в предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

4. Не имеют права на получение субсидий граждане, сдающие жилые помещения в поднаем (аренду).

5. При назначении субсидии учитываются:

5.1. Совокупный доход семьи (гражданина), определяемый на основании приложения N 2 к данному постановлению.

5.2. Социальная норма площади жилья, устанавливаемая Законодательным Собранием Ивановской области.

5.3. Нормативы потребления коммунальных услуг, устанавливаемые органами местного самоуправления.

5.4. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Предельный размер этого показателя устанавливается Администрацией области, конкретные размеры в пределах областного норматива могут устанавливаться органами местного самоуправления.

5.5. Средний прожиточный минимум на 1 человека, определяемый ежеквартально управлением по труду и социальным вопросам в соответствии с Законом Ивановской области “О прожиточном минимуме“.

5.6. Предоставляемые льготы на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Граждане признаются нуждающимися в получении субсидии в случае, если собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг превышают установленную Администрацией области максимально допустимую долю этих расходов от совокупного дохода семьи (22%), а также семьи, в которых совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума.

Порядок определения величины субсидии

7. Величина субсидии рассчитывается по двум вариантам:

1 вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека выше установленного прожиточного минимума, величина субсидии определяется как разница между установленными на данный период времени размерами оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

2 вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг ниже половины установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Для граждан, в семьях которых совокупный доход на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг равна половине или выше половины установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и половиной установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

8. Для ускорения и упрощения процесса определения величины субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг органы местного самоуправления вправе устанавливать единые по всем видам жилого фонда или укрупненные на 1 кв. м общей площади расчетные ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги. При этом для граждан, имеющих льготы на оплату ЖКУ или не согласных с укрупненными формами расчета, расчет субсидий производится по п. 9.

9. Размер субсидии не может превышать фактически начисленной платы за жилье и коммунальные услуги.

10. При расчете величины субсидий, независимо от принадлежности жилищного фонда, недопустимо исключение отдельных видов предоставляемых коммунальных услуг (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения), а также платежей за наем жилья, содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) мест общего пользования в жилых зданиях, обслуживание лифтового хозяйства, вывоз твердых бытовых отходов.

11. Оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется гражданином (семьей) ежемесячно в виде внесения суммы, равной разности между начисленной платой за жилищно-коммунальные услуги и размером назначенной субсидии.

Порядок предоставления субсидий

12. За назначением субсидий граждане обращаются в орган местного самоуправления по месту жительства независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживают.

13. Гражданин, обратившийся за назначением субсидии, предоставляет заявление установленной формы, которое должно быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи. Форма заявления устанавливается органами местного самоуправления муниципального образования.

14. К заявлению прилагаются следующие документы:

14.1. Документы о доходах гражданина (членов его семьи) за три календарных месяца (с 1 по 1 число), предшествующих месяцу обращения за назначением субсидии, а именно:

- справка о заработной плате и других выплатах с места работы или службы (для работающих и служащих), с места учебы (для обучающихся по очной форме), из центра занятости населения (для безработных), из налоговой инспекции (для индивидуальных предпринимателей и членов фермерского хозяйства);

- справка и трудовой договор для граждан, работающих у индивидуальных (частных) предпринимателей;

- справка из военкомата, органов внутренних дел, других военных организаций, социальной защиты (для лиц, получающих пенсии и пособия);

- сведения о получении алиментов (справки судебных приставов или квитанции об их получении и т.д.);

- справка о наличии других видов доходов (от акций, сертификатов, банковских сбережениях, гонорарах и т.п.) или заявление об их отсутствии.

14.2. Документы из жилищно-эксплуатационных организаций:

- справка о зарегистрированных (прописанных) по месту жительства гражданах, их родственных отношениях с отметкой о сдаче (или нет) жилой площади в аренду, поднаем и т.д.;

- копия лицевого счета с указанием ставок и тарифов за предоставляемые услуги и наличия (или отсутствия) просроченной задолженности на момент выдачи информации.

14.3. Личные документы граждан:

- паспорта всех зарегистрированных (прописанных) по месту жительства либо документы, их заменяющие;

- расчетные книжки по оплате за жилье и коммунальные услуги;

- пенсионные удостоверения (для пенсионеров);

- трудовые книжки (для лиц, работающих только по трудовому договору и неработающих граждан, включая пенсионеров).

14.4. Вышеуказанные справки всеми организациями выдаются гражданам на безвозмездной основе.

15. Органы и организации, осуществляющие назначение и предоставление субсидий, могут требовать от граждан предоставления других документов, не включенных в указанный перечень, только по решению созданной при администрации муниципального образования комиссии по рассмотрению спорных вопросов при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

16. Гражданин обязан представить достоверные и надлежаще оформленные сведения для решения вопроса о предоставлении ему органом местного самоуправления (уполномоченной им организацией) субсидии.

17. Контроль за достоверностью представляемых гражданами документов о назначении субсидии возлагается на орган местного самоуправления (уполномоченную им организацию), который вправе направлять запросы в соответствующие организации, выходить с проверками и проводить внеплановые переаттестации. Обращения указанных органов обязательны для исполнения организациями, независимо от форм собственности последних.

18. На основе представленных документов орган местного самоуправления принимает решение о назначении субсидии либо об отказе в ее назначении с необходимыми обоснованиями, копия решения, не позднее месячного срока со дня подачи заявления о назначении субсидии, выдается заявителю и направляется в организации, которые обязаны непосредственно предоставить субсидию гражданину.

19. Субсидии предоставляются гражданам только в безналичной форме организациями, с которыми граждане непосредственно рассчитываются при оплате за жилье и коммунальные услуги (жилищно-эксплуатационные, энерговодоснабжающие и другие организации).

20. Субсидия назначается с 1 числа месяца предоставления гражданином всех необходимых документов сроком на 6 месяцев. По истечении указанного срока орган местного самоуправления (уполномоченная им организация) проводит переаттестацию граждан (семей) - получателей субсидий в порядке, установленном для их первоначального назначения или по упрощенному порядку, принятому органом муниципального образования.

Если в представленных документах информация о доходах или составе семьи носит ограниченный временем срок действия (совместительство, окончание учебного заведения, временная нетрудоспособность, предполагаемое устройство на работу, увольнение и т.п.), то данному гражданину (семье) субсидия может быть назначена на срок от одного до пяти месяцев с последующей переаттестацией.

21. Гражданам (семьям), приватизировавшим жилье в долях и имеющим разные лицевые счета, субсидия предоставляется только на долю, принадлежащую гражданину (семье), зарегистрированному(ой) на данной площади.

22. Гражданин, получивший копию решения органа местного самоуправления о предоставлении субсидии, вправе с даты назначения субсидии производить оплату за жилье и коммунальные услуги в размере, уменьшенном на сумму назначенной ему и членам его семьи субсидии.

23. При изменении совокупного дохода гражданина (семьи), состава семьи, в случаях, если жилье приватизировано, продано, подарено, сдано в поднаем, аренду, изменения места жительства, а также иных обстоятельств, влияющих на право получения субсидии или ее размер, гражданин обязан в течение месяца проинформировать органы, назначающие субсидии.

Если неправомерные действия гражданина или несвоевременное извещение им органа местного самоуправления о вышеуказанных обстоятельствах повлекли за собой неправомерное предоставление субсидии, сумма незаконно полученной субсидии подлежит возмещению за счет собственных средств гражданина по решению органа местного самоуправления в добровольном либо в судебном порядке.

24. Споры и разногласия по вопросам предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг рассматривает комиссия, на которую органами местного самоуправления возлагаются указанные функции. Решение комиссии является обязательным для исполнения гражданином и организацией, уполномоченной заниматься вопросами назначения субсидий.

Источники средств, направляемых на выплату субсидий

25. Источниками средств, направляемых на выплату субсидий гражданам, являются средства местного бюджета, учитываемые в необходимых объемах при расчете бюджетных взаимоотношений.

Приостановление и прекращение предоставления субсидий

26. Предоставление субсидий гражданам приостанавливается в случае, если:

- граждане (семьи), получающие субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, не представили сведения для переаттестации;

- гражданин (семья) без уважительных причин в течение 3-х месяцев не вносит плату за жилищно-коммунальные услуги. Отнесение причин к уважительным определяется комиссией.

Предоставление субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг возобновляется после устранения причин ее приостановления.

27. Предоставление субсидий прекращается в случае:

- письменного отказа гражданина (семьи) от предоставления субсидии;

- изменения места жительства гражданина (семьи) или состава семьи;

- предоставления гражданином или членом его семьи недостоверной информации для назначения субсидии.

28. Должностные лица, органы местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и других организаций всех форм собственности неукоснительно соблюдают требования, изложенные в настоящем Порядке.

Приложение N 2

к постановлению

Главы администрации

Тейковского района

от 24.10.2002 N 284-1

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРЕДНЕГО СОВОКУПНОГО ДОХОДА СЕМЬИ

(ГРАЖДАНИНА) ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ

ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Настоящее Положение определяет порядок исчисления среднего совокупного дохода семьи, учитываемого при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

1. При исчислении среднего совокупного дохода в составе членов семьи учитываются: супруги, их дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья и оплачивающие жилье и коммунальные услуги по единому лицевому счету, а также иные лица, имеющие в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами равные с нанимателем (собственником) жилья и остальными членами его семьи права пользования жилым помещением.

В случае, если по одному адресу прописаны (зарегистрированы) несколько семей (лиц), которые имеют отдельные лицевые счета (коммунальная квартира, общежитие), то доходы учитываются отдельно по каждой семье (лицу).

В составе семьи не учитываются отсутствующие длительный срок лица, за которыми в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами сохраняется право на жилую площадь (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, лица, находящиеся в местах лишения свободы, дети, находящиеся на воспитании в государственном учреждении, и другие).

В составе семьи также не учитываются члены семьи, зарегистрированные на данной площади, но проживающие и оплачивающие за жилье и коммунальные услуги по месту своего фактического проживания. При этом необходимо представить справку об оплате за жилье и коммунальные услуги по месту фактического проживания, выданную организацией, начисляющей оплату за жилье и коммунальные услуги. Доходы таких граждан соответственно учитываются по месту их фактического проживания.

2. При исчислении общей суммы дохода семьи учитываются все виды доходов, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Дополнительно в состав совокупного дохода гражданина (семьи) включаются следующие виды доходов:

2.1. Доходы граждан, не подлежащие налогообложению (полностью или частично) в соответствии с предоставленными этим гражданам льготами.

2.2. Все виды пенсий и ежемесячные компенсационные выплаты к ним, назначаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ивановской области.

2.3. Стипендии, выплачиваемые студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования; учащимся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования; аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях; докторантам, студентам, учащимся и слушателям других образовательных учреждений.

2.4. Пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам.

2.5. Пособия по безработице, а также стипендии, получаемые в период профессионального обучения из Государственного фонда занятости Российской Федерации.

2.6. Стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с законодательством, или сумма, выплаченная взамен этого довольствия.

2.7. Суммы полученных алиментов.

2.8. Доходы по акциям, ценным бумагам, банковским сбережениям и другие доходы, полученные в результате участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.).

2.9. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от всех видов деятельности.

2.10. Опекунское пособие, назначенное на несовершеннолетних детей органами местного самоуправления в установленных законом случаях.

3. Совокупный доход гражданина (семьи), учитываемый при определении права гражданина (семьи) на субсидию по оплате жилья и коммунальных услуг, рассчитывается как сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи по всем источникам получения за три календарных месяца, предшествующих обращению за назначением субсидии, или перед полугодовой переаттестацией.

Количественный состав семьи определяется на начало месяца, в котором последовало обращение за начислением субсидии или проводится переаттестация.

В случае представления сведений о доходах за два месяца из трех расчетных определяется средняя сумма за два месяца, которая прибавляется к среднемесячному доходу остальных членов семьи, рассчитанному за три месяца.

При представлении сведений о доходах за один месяц этот доход прибавляется к среднемесячному доходу остальных членов семьи.

4. В случае нахождения члена семьи, гражданина в отпуске без сохранения заработной платы по инициативе работодателя необходимо представить копию приказа (распоряжения) руководства организации о предоставлении указанного отпуска с указанием причитающихся сумм выплат за этот период. Продолжительность предоставления субсидий в этом случае определяется комиссиями органов местного самоуправления.

5. Если по одному адресу зарегистрированы гражданин (граждане) и состоящий с ним в родственных отношениях несовершеннолетний ребенок или студент (учащийся) дневного отделения общеобразовательного заведения, имеющий родителей (одного из родителей), проживающих по другому адресу, то среднедушевой размер их дохода определяется из расчета совокупного дохода всей семьи, включая его родителей.

6. При определении совокупного дохода одинокого нанимателя (собственника) жилого помещения, обучающегося на дневном отделении образовательного заведения и имеющего родителей, зарегистрированных по другому адресу, учитывается часть совокупного дохода его родителей.

7. В случае неполучения алиментов родителей на содержание ребенка представляется справка органа, исполняющего решение о взыскании алиментов. В случае добровольного отказа от алиментов при предоставлении субсидии в совокупном доходе семьи учитывается минимальный размер оплаты труда.

8. Доход супруга (супруги) учитывается в совокупном доходе семьи независимо от места его (ее) проживания (регистрации) и определяется как среднедушевой размер дохода из расчета совокупного дохода семьи.

9. В целях социальной защиты малоимущего населения органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета могут исключаться из среднего совокупного дохода семьи по одному и более минимальному размеру оплаты труда на каждого ребенка, проживающего на соответствующей жилой площади, а также на одинокого инвалида, одинокого пенсионера или семью, состоящую из них, а также затраты на получение образования на коммерческой основе (согласно подтверждающим платежным документам), за исключением дошкольного, среднего школьного и второго высшего.

10. В совокупном доходе гражданина (семьи) не учитываются следующие виды доходов:

10.1. Разовые (единовременные) целевые социальные выплаты, доплаты, компенсации, субсидии и другие выплаты малообеспеченным гражданам, выплачиваемые из фондов социальной защиты населения, а также из внебюджетных фондов.

10.2. Ссуды, субсидии, выданные на улучшение жилищных условий, включая средства для вступления в жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

10.3. Материальная помощь, оказываемая гражданам в связи со стихийными бедствиями, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью родных и близких.

10.4. Стоимость сельскохозяйственной продукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве (кроме доходов граждан, полученных от реализации на рынке продукции личного подсобного хозяйства, подтвержденных справкой налоговой инспекции).

10.5. Документально подтвержденные суммы выплачиваемых членом семьи алиментов.

10.6. Стоимость обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, оплачиваемая юридическими лицами.

10.7. Фактически полученные ежемесячные пособия на ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

11. Для определения совокупного дохода гражданина представляются документы, указанные в п. 14 приложения N 1 к постановлению.“Постановление Ивановского арбитражного суда от 24.10.2002 N 155/13

Если в течение гарантийного срока обнаружены недостатки результата подрядных работ, то после их устранения устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что предусмотрен в договоре.“Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2002 г. по делу N 155/13

Апелляционная инстанция арбитражного суда Ивановской области в составе: председательствующего Басовой Н.П., судей Бадина А.Н. и Семенова В.П., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО коммерческо-технического центра “Профит“ на решение арбитражного суда Ивановской области от 9 августа 2002 г. по делу N 155/13,

установила:

В арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о взыскании с ООО Инвестиционно-строительной фирмы “Декор XXI век“ (далее ООО ИСФ “Декор XXI век“) 635586 руб., составляющих ущерб и убытки, возникшие у истца в связи с неосновательным обогащением ответчика вследствие некачественно выполненных подрядных работ по восстановлению фасада здания медицинской академии по договору субподряда N 1/14-05, заключенному сторонами 14.05.2000, обратилось ООО коммерческо-технический центр “Профит“ (далее ООО КТЦ “Профит“). Третьим лицом на стороне истца привлечено управление капитального строительства Администрации Ивановской области.

Решением арбитражного суда от 09.08.02 по делу N 155/13 истцу в иске отказано. Арбитражный суд посчитал, что истец уточнил исковые требования и просил взыскать сумму 635586 руб. как стоимость неосновательного обогащения ответчика. Однако, между сторонами имелись договорные отношения, основанные на заключенном 14.05.2000 договоре субподряда N 1/14-05. Следовательно, истец не вправе требовать с ООО ИСФ “Декор XXI век“ стоимость неосновательного обогащения. По мнению суда истец не настаивал на требованиях о взыскании ущерба и убытков в связи с некачественным выполнением подрядных работ. Кроме того, арбитражный суд посчитал, что всем отношениям сторон по спорному договору субподряда уже дана правовая оценка при рассмотрении дела N 258/13 (решение арбитражного суда Ивановской области от 18.12.01), и поэтому истец не вправе вторично заявлять аналогичные требования.

Не согласившись с принятым решением, ООО КТЦ “Профит“ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

Заявитель жалобы считает, что арбитражным судом нарушены нормы процессуального права (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Он поясняет, что не заявлял отказ от исковых требований в части взыскания ущерба и убытков, возникших по вине ответчика вследствие некачественного выполнения подрядных работ по восстановлению фасада здания медакадемии. ООО КТЦ “Профит“ утверждает, что не требовал взыскания всей суммы 635586 руб. в качестве неосновательного обогащения.

Заявитель жалобы поясняет, что исковая сумма 635586 руб. складывается из ущерба истца в размере 442013 руб. в связи с некачественным выполнением ответчиком подрядных работ; неосновательного обогащения ответчика в размере 42959 руб. в связи с завышением объемов выполненных подрядных работ и 150614 руб. убытков истца, возникших в связи с произведенными им затратами на временные здания и сооружения (затраты на подготовку для ответчика строительной площадки с подключением электроэнергии, подъездных путей и места для складирования материалов).

Законность и обоснованность принятого решения проверена апелляционной инстанцией арбитражного суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, 14.05.2000 между ООО ИСФ “Декор XXI век“ (Подрядчик) и ООО КТЦ “Профит“ (Заказчик) заключен договор субподряда N 1/14-05, по которому подрядчик обязался в период с мая по октябрь 2000 года выполнить комплекс ремонтно-восстановительных и строительных работ по восстановлению фасада здания медицинской академии в комплексе с реставрацией лепного декора.

В декабре 2000 года строительные работы по медицинской академии окончены и, согласно акту государственной приемочной комиссии, объект принят в эксплуатацию с оценкой “отлично“.

В пункте 4.4 договора стороны согласовали условие о гарантийном сроке, в течение которого подрядчик обязался устранить все недостатки, допущенные по его вине в выполненных работах. Гарантийный срок установлен в 12 месяцев со дня подписания акта приемки.

В апреле 2001 года комиссионно (с участием ответчика) установлено, что работы, выполненные фирмой ООО ИСФ “Декор XXI век“ по очистке и окраске всей площади колонн, а также отделка “байрамикс“ базы колонн и цоколя местами, за зимний период 2000 - 2001 годов, пришли в негодность:

краска и шпаклевка по всей поверхности колоннады отслоилась, обнаружены многочисленные трещины; “байрамикс“ на поверхности базы колонн и цоколей зданий частично отслоился. Представители ответчика акт от 24.04.01 подписать отказались, не изложив своего особого мнения по выявленным недостаткам.

07.06.01 комиссионно, с участием представителя ответчика (Е. Холин) составлен протокол о том, что подрядчик обязуется устранить дефекты и недоделки, выявленные заказчиком в процессе эксплуатации здания медакадемии, восстанавливает растрескивания и шелушения колонны у главного входа и местами шелушения и растрескивания стен.

Актом от 17.08.01 комиссионно подтверждено, что подрядчик устранил дефекты и недоделки, выявленные в ходе эксплуатации здания. Однако, представители медакадемии и заказчика отказались от подписания указанного акта.

В апреле 2002 года комиссией с участием представителей областной инспекции архстройконтроля, заказчика, УКСа областной Администрации и медакадемии подтверждено некачественное выполнение подрядных работ подрядчиком по ремонту и реставрации медакадемии, о чем составлен акт от 09.04.02. Кроме того, составлена ведомость объема работ и локальная смета на устранение выявленных недостатков в размере 442013 руб.

Представитель подрядчика (ООО ИСФ “Декор XXI век“) был приглашен для участия в работе комиссии по выявлению и определению стоимости брака в подрядных работах (см. письмо на стр. 93 дела), но участия в работе комиссии не принял. На участие в работе комиссии на 23.04.02 был направлен представитель подрядчика (доверенность на Чистякову Л.А.), но без права подписания каких-либо документов.

Заказчик ООО КТЦ “Профит“ (который в свою очередь является генеральным подрядчиком по ремонту и реставрации медакадемии), являясь должником за выполненные подрядные работы на основании решения арбитражного суда Ивановской области от 18.12.01 по делу N 258/13 в размере полной стоимости выполненных подрядных работ, обратился с настоящим иском о взыскании с ООО ИСФ “Декор XXI век“ 442013 руб. ущерба в связи с их некачественным выполнением. Размер ущерба определен в локальной смете, приложенной к акту от 09.04.02.

В исковом заявлении ООО КТЦ “Профит“ требует взыскать с подрядчика 42959 руб. денежных средств в связи с завышением объемов выполненных работ. Факт завышения объемов работ отражен в акте контрольного обмера, составленного 25.12.01 КРУ Минфина РФ в Ивановской области.

В иске истец настаивает на взыскании с ответчика 150614 руб. затрат, понесенных заказчиком в связи с исполнением своих обязательств по пункту 5.1 договора субподряда, то есть затрат на временные здания и сооружения.

Исследовав материалы дела и дополнительно представленные сторонами документы, оценив доводы апелляционной жалобы и, заслушав представителей сторон, свидетеля со стороны истца Андрианову С.И., апелляционная инстанция арбитражного суда находит, что решение суда первой инстанции подлежит частичному изменению. Следует взыскать с ответчика в пользу истца 442013 руб. ущерба в связи с некачественным выполнением подрядных работ и 42959 руб. неосновательного обогащения в связи с завышением объемов выполненных работ.

В части взыскания 150614 руб. затрат на временные здания и сооружения иск удовлетворению не подлежит. При рассмотрении дела N 258/13 между этими же сторонами данному обстоятельству уже дана правовая оценка (см. страницу 4 постановления апелляционной инстанции от 15.03.02 по делу N 258/13). Согласно ст. 747 Гражданского кодекса РФ стороны были вправе предусмотреть в договоре возможность распределения между ними расходов по дополнительным обязанностям, связанным с подготовкой строительной площадки. Однако, истец не предусмотрел в договоре порядок и размер возмещения с другой стороны понесенных дополнительных затрат.

Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению в связи с нарушением судом норм процессуального права (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Арбитражный суд первой инстанции был не вправе принимать от представителя истца уточнение исковых требований против первоначально заявленных в исковом заявлении.

В доверенностях представителей истца (Катулин Г.Н., Мжаванадзе Г.А. и Чернышова Н.С.) не указано, что они вправе изменять предмет иска, заявлять отказ от первоначально заявленных исковых требований. Согласно ч. 2 ст. 62 Арбитражного процессуального кодекса РФ на эти полномочия представителей должно быть специально оговорено в выданной доверенности. Следовательно, арбитражный суд первой инстанции был обязан рассмотреть исковые требования в объеме, заявленном в исковом заявлении.

Согласно п. 3 ст. 724 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы в течение гарантийного срока.

В договоре стороны согласовали, что гарантийный срок составляет 12 месяцев с момента подписания акта приемки работ. Госкомиссией приемка выполненных работ производилась в декабре 2000 года.

В пределах гарантийного срока 24.04.01 и 07.06.01 истец (заказчик) обнаружил недостатки в выполненных работах, и в августе 2001 года ООО ИСФ “Декор XXI век“ устранял выявленный брак.

Согласно п. 6 ст. 724 и п. 4 ст. 471 Гражданского кодекса РФ на недостатки в подрядных работах, которые были обнаружены в период гарантийного срока, устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что предусмотрен в договоре. Следовательно, на недостатки в подрядных работах, устраненных ответчиком в августе 2001 года, гарантийный срок продолжает течь до августа 2002 года. Однако, уже в апреле 2002 года (акт от 09.04.02) комиссионно установлены глубокие трещины на всю глубину штукатурки и отслоение окрашенного слоя; отделочный материал “байрамикс“ нанесен на гладкую бетонную поверхность и штукатурку, в результате чего произошло отслоение нанесенного слоя.

Локальной сметой и ведомостью объема работ (стр. 25 - 29 дела) подтверждается размер затрат, которые возникли у истца для устранения выявленных недостатков работ. ГУП “Ивановогражданпроект“ подтверждает правильность расценок, примененных в локальной смете при расчете затрат на устранение выявленных недостатков в подрядных работах, проведенных ООО ИСФ “Декор XXI век“. Ущерб в размере 442013 руб. должен быть отнесен на ответчика, по вине которого установлен брак в пределах гарантийного срока.

В декабре 2001 года контролерами КРУ МФ РФ в Ивановской области установлено завышение объемов работ, проведенных ООО ИСФ “Декор XXI век“ при реконструкции медакадемии. Завышены объемы работ на 42959 рублей. Решением арбитражного суда по делу N 258/13 с ООО КТЦ “Профит“ взыскана стоимость выполненных работ в пользу ООО ИСФ “Декор XXI век“. Следовательно, выявленное КРУ МФ РФ завышение объемов работ в указанной выше сумме является неосновательным обогащением ответчика и в соответствии со ст. ст. 1102 и 1105 Гражданского кодекса РФ подлежит взысканию с ООО ИСФ “Декор XXI век“.

В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы расходы по госпошлине по иску и жалобе отнести на стороны пропорционально взысканным суммам.

Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция арбитражного суда

постановила:

1. Апелляционную жалобу ООО КТЦ “Профит“ удовлетворить частично.

2. Решение арбитражного суда от 09.08.02 по делу N 155/13 изменить, изложив его в следующей редакции:

“1) Взыскать с ООО ИСФ “Декор XXI век“ в пользу ООО КТЦ “Профит“ 442013 руб. ущерба и 42959 руб. неосновательного обогащения.

2) В удовлетворении остальной части иска отказать.“.

3. Взыскать с ООО ИСФ “Декор XXI век“ в доход федерального бюджета 9885 руб. 73 коп. госпошлины по иску.

4. Взыскать с ООО КТЦ “Профит“ в доход федерального бюджета 100 руб. госпошлины по иску.

5. Взыскать с ООО ИСФ “Декор XXI век“ в пользу ООО КТЦ “Профит“ 4942 руб. 86 коп. расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе.

6. Настоящее постановление может быть обжаловано в 2-месячный срок в кассационную инстанцию.