Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации Ивановской обл. от 25.04.1995 N 177 “О мероприятиях по поддержке малого предпринимательства в области на период 1995 - 1999 г. г.“

Утратил силу в связи с изданием Указа Губернатора Ивановской области от 23.11.2001 N 273-УГ.“Свод законодательства



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 1995 г. N 177

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1995 - 1999 Г. Г.

В соответствии с постановлениями Главы администрации Ивановской области N 54 от 28.02.94 “О программе комплексного развития малого предпринимательства в Ивановской области“ и N 349 от 08.11.94 “О разработке программы развития малого предпринимательства в Ивановской области на 1995 г.“ постановляю:

1. Утвердить мероприятия по поддержке предпринимательства в Ивановской области на период 1995 - 1999 г. г.

2. Администрациям городов и районов области, управлениям и комитетам администрации, участвующим в
реализации мероприятий, создать рабочие группы или назначить ответственных специалистов по разработке и реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства с учетом особенностей города, района, управления, комитета.

3. Управлению экономики и предпринимательства (Дмитриев) совместно с антимонопольным управлением (Бурцев) обеспечить координацию работ по реализации программы.

4. Финансовому управлению (Терентьев) учитывать при формировании бюджетов области на 1995 - 1999 годы финансирование мероприятий по поддержке предпринимательства и предусматривать выделение средств на осуществление эффективных проектов по развитию производства товаров и услуг на возвратной основе.

5. Директору областного фонда поддержки предпринимательства (Щавелев) ежеквартально информировать наблюдательный совет о ходе выполнения программы мероприятий и финансировании проектов предпринимателей.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на наблюдательный совет областного фонда поддержки предпринимательства (Иванов).

Глава администрации

Ивановской области

А.ЛАПТЕВ

Утверждены

постановлением

Главы администрации

Ивановской области

от 25.04.1995 N 177

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1995 - 1999 Г. Г.

Введение

Настоящие мероприятия разработаны во исполнение постановления Главы администрации Ивановской области от 28.02.94 N 54 “О программе комплексного развития малого предпринимательства в Ивановской области“ и базируются на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических и политических условий. Имеется в виду, что в ближайшее время будут приняты новые нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также проведены другие меры по поддержке предпринимателей.

Мероприятия учитывают имеющийся в области опыт по развитию инфраструктуры рыночной экономики и направлены на создание в регионе благоприятных политических, юридических и экономических условий для формирования и становления малого бизнеса, при этом ориентируют предпринимателей на решение главным образом региональных проблем по насыщению местного рынка товарами и услугами, созданию дополнительных рабочих мест, осуществление эффективных проектов в промышленности и агрокомплексе.

Мероприятия определяют цели и
механизм реализации намечаемых мер, участие органов государственной власти области в поддержке предпринимательства, как одного из факторов экономического подъема региона, развитие производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, производства товаров народного потребления, бытовых услуг населения, производства лекарств, медицинской техники, народных промыслов и ремесел, строительства и ремонта объектов социального назначения, природоохранной деятельности.

1. Анализ состояния экономического и социального

развития области

Обобщая статистическую информацию, необходимо сделать следующие выводы о социально-экономическом развитии области на настоящий момент:

1. Продолжает снижаться промышленное производство при сохранении высоких темпов инфляции и уровня безработицы.

2. Структурные сдвиги текстильных предприятий области ожидаются по следующим направлениям:

2.1. Увеличение доли выпуска в общем объеме продукции конкурентоспособной высококачественной гребенной кардной пряжи трикотажного и текстильного назначения.

2.2. Организация производства получения катонина из льноволокна и выпуска льнохлопковой пряжи.

2.3. Увеличение в общем объеме производства доли выпуска широких тканей из пряжи высокого качества.

2.4. Организация трикотажных производств, включая отделку трикотажа.

2.5. Организация производств по пошиву изделий из трикотажного полотна и хлопчатобумажных тканей.

2.6. Организация участков по выпуску чулочно-носочных изделий, медицинских перевязочных материалов.

3. В сфере “малой приватизации“ в области приватизировано 234, или 90,7% объектов предприятий торговли, 69, или 83,1% - общественного питания, 189, или 82,9% - бытового обслуживания населения.

4. Приватизированные предприятия, как и государственные, в связи с резким сокращением производства продукции, при крайней нестабильности материально-технического снабжения, росте цен на сырье и материалы, топливно-энергетические ресурсы, разрыве хозяйственных связей, отсутствии налаженных деловых отношений между изготовителем и потребителем испытывают трудности, связанные с недостатком оборотных средств, хроническими не платежами.

5. Все более активной становится торгово-закупочная коммерческая деятельность, что увеличивает товарооборот, но никак не влияет на рост производства товарной продукции. Кроме того, ассортимент продукции
частных торговых точек крайне узок (алкогольные напитки, сигареты, конфеты).

6. Резко сократился объем услуг, оказываемых населению, особенно в сельской местности. Практически разрушена система службы бытовых услуг в городе и на селе.

7. Официально регистрируемая безработица в области находится на уровне 8,5% (от величины трудовых ресурсов области).

8. Платежеспособный спрос населения крайне низок. Основная доля расходов большинства населения приходится на основные виды питания и узкий ассортимент непродовольственных товаров первой необходимости.

9. Резко уменьшилось внедрение новой техники и технологии, крайне низко обновление продукции предприятий.

В итоге следует отметить тяжелое финансовое положение предприятий, хронический кризис неплатежей, падение спроса на производственную продукцию, непрерывно углубляющиеся инфляционные процессы и постоянный рост цен на энергоносители.

2. Анализ состояния предпринимательства

в Ивановской области и цели программы поддержки

предпринимательства на период с 1995 до 1999 года

включительно

Развитие экономики Ивановской области в ближайшие годы будет зависеть и от степени развития малого и среднего предпринимательства, которое при поддержке государства призвано обеспечить ускоренное покрытие платежеспособного спроса населения в товарах и услугах, оптимальные структурные преобразования в промышленности и агрокомплексе и формирование конкурентной рыночной среды в области.

Анализ состояния предпринимательства в Ивановской области показывает:

1. По данным статуправления области, число зарегистрированных, самостоятельно хозяйствующих субъектов, структур различных правовых форм составляет 13,0 тыс. единиц.

2. Предпринимательство развивается в различных отраслях хозяйственного комплекса области.

На январь 1995 года в области действовали:

- коммерческих банков 38

- (вместе с филиалами) 46

- страховых компаний 84

- бирж 1

- инвестиционных компаний 8

- инвестиционных фондов 4

- приватизированных предприятий 1157

- АО на базе приватиз. предприятий

3. На региональном уровне в меру отведенных органам управления полномочий с помощью налоговых льгот, кредитов банков, имущественных и финансовых льгот предпринимаются меры формирования рыночных отношений, благоприятных для предпринимателей и стимулирующих деловую активность населения.

4. Согласно социологическому исследованию часть населения области положительно относится к развитию предпринимательской деятельности в регионе, но сохраняемый федеральными законами высокий уровень налогов, высокий банковский процент по кредитам, инфляция, низкий уровень правовой защиты предпринимателей сдерживают развитие предпринимательства в области. Остается значительным влияние на предпринимателей теневых структур в виде рэкета, отмывания “грязных денег“.

Продолжает развиваться ускоренными темпами непроизводственная направленность предпринимательства, которая в основном ориентируется на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Так 72% товарооборота в торговле в 1994 году приходилось на частные предприятия и только 1,7% производства товаров народного потребления приходилось на частный бизнес.

Положение предпринимателя производственной сферы деятельности ухудшилось. Налоги 80 - 85% от получаемой прибыли делают убыточным любой вид производственной деятельности. Банковский кредит стал еще более труднодоступным.

Наблюдаются изменения в структурно-организационном развитии предпринимательства:

- сокращается число учредителей в ранее созданных компаниях;

- происходит деление действующих фирм в основном за счет выхода из их состава подразделений, работающих в прибыльных направлениях;

- наблюдается слабая разработка “бизнес-планов“ большинства предлагаемых к кредитованию проектов;

- увеличиваются объемы обращения наличных денег вне учета и контроля финансовыми органами.

Подводя итоги, считаем необходимым осуществить ряд мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства:

- формирование стабильной нормативно-правовой базы поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях;

- привлечение частных предприятий к реализации региональных целевых проектов и программ (в том числе на конкурсной основе);

- разработка
для малых предприятий, занимающихся производством товаров народного потребления и оказанием коммунальных и бытовых услуг для населения, системы финансовых льгот, дифференциация налогов;

- развитие и совершенствование информационных систем;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- расширение системы обучения предпринимателей, в том числе с использованием новейших технических средств.

На начало октября 1994 года органами статистики области было учтено 1769 малых предприятий, из них 40,6 процента действовало в сфере торговли и общественного питания, 21 процент специализировались на выполнении строительных работ, 13,9 процента - выпускали промышленную продукцию, 10,5 процента занимались прочей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка (посреднические услуги по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты, маркетинговые, рекламные и аудиторские услуги).

Динамика изменения структуры обследованных

малых предприятий по основным видам деятельности

-------------------------------T---------T---------T---------¬

¦ ¦ 1992 г. ¦ 1993 г. ¦9 месяцев¦

¦ ¦ ¦ ¦1994 года¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦Малые предприятия - всего ¦ 1424 ¦ 2987 ¦ 1769 <*>¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦ промышленности ¦ 209 ¦ 503 ¦ 245 ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦ в % к итогу ¦ 14,7 ¦ 16,8 ¦ 13,9 ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦ строительства ¦ 445 ¦ 755 ¦ 372 ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦ в % к итогу ¦ 31,3 ¦ 25,3 ¦ 21,0 ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦ торговли и общественного ¦ 428 ¦ 671 ¦ 719 ¦

¦ питания ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦ в % к итогу ¦ 30,1 ¦ 22,5 ¦ 40,6 ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦Прочая коммерческая ¦ - ¦ 438 ¦ 185 ¦

¦деятельность по обеспечению¦ ¦ ¦ ¦

¦функционирования рынка ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+---------+---------+---------+

¦ в % к итогу ¦ - ¦ 14,7 ¦ 10,5 ¦

L------------------------------+---------+---------+----------

--------------------------------

<*> Изменение числа малых предприятий произошло за счет уменьшения численности работающих с 200 до 50 человек.

Малые предприятия есть во всех районах области и городах областного подчинения. На областной центр и города областного подчинения приходится три четверти малых предприятий, что связано с наличием сырья, трудовых ресурсов, потребительского рынка, производственных площадей, транспортных магистралей.

Наиболее распространенной формой собственности является частная - 1504 (85%) предприятий из общего числа действующих малых предприятий, где занято 74% работающих, государственная собственность у 85 (4,7%) предприятий.

На малых предприятиях занято 36,6 тыс. человек, из них 14,4 (39,3%) тыс. человек - штатные работники,
3,4 (9,4%) тыс. человек - совместители, 18,8 (51,3%) тыс. человек - работающие по договорам подряда.

Наибольший удельный вес в общем числе занятых на малых предприятиях (основной состав) составляют работники строительных организаций (28,8%). Доля работающих на предприятиях торговли и общественного питания составила 28,5%, на промышленных предприятиях - 25,6%.

В области среди действующих малых предприятий преобладают предприятия, имеющие численность штатных работников до 5 человек. На их долю приходится 49,8% общей численности, от 6 до 10 человек - 24,5%. На 127 (7,2%) малых предприятиях работают только совместители.

За январь - сентябрь 1994 года малыми предприятиями направлено на оплату труда 15,1 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата одного работника малого предприятия составила 116,4 тыс. рублей. Самая высокая заработная плата на малых предприятиях с государственной формой собственности - 143,7 тыс. рублей, самая низкая - на муниципальных - 91,7 тыс. рублей.

За 9 месяцев 1994 г. малыми предприятиями произведено продукции (работ и услуг) на 166,5 млрд. рублей. На первом месте по объему произведенной продукции и оказанных услуг находятся предприятия торговли и общественного питания, где объем составил 100 млрд. рублей или 60% от общего объема по области. Малые предприятия, выполняющие строительные работы, объем работ выполнили на 15,9 млрд. рублей (9,5%), промышленные малые предприятия - на 14,8 млрд. рублей (8,9%).

В промышленности области отчиталось 245 малых предприятий с общей численностью работающих 3682 человека. Кроме того, на них работает 602 совместителя и 683 работника, выполняющих работы по договорам. Три четверти всех малых предприятий находятся в частной собственности.

Основные показатели работы малых предприятий по отраслям промышленности характеризуются следующими данными:

---------------------T-----------T-------------T----------T----------T---------¬

¦ ¦ Кол-во ¦ Объем ¦Выручка от¦Балансовая¦Стоимость¦

¦ ¦предприятий¦произведенной¦реализации¦ прибыль ¦ основных¦

¦ ¦ ед. ¦ продукции, ¦продукции,¦ (+), или ¦ средств,¦

¦ ¦ ¦ млн. руб. ¦млн. руб. ¦ убыток ¦млн. руб.¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (-), ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ млн. руб.¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Всего по области ¦ 245 ¦ 14767,5 ¦ 17949,0 ¦ 2444,3 ¦ 14554,0 ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Электроэнергетика ¦ 5 ¦ 456,0 ¦ 1716,0 ¦ 67,1 ¦ 2955,8 ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Топливная пром-сть ¦ 1 ¦ 121,5 ¦ 127,3 ¦ 11,1 ¦ 1237,5 ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Химическая и нефте- ¦ 6 ¦ 88,1 ¦ 109,3 ¦ 25,2 ¦ 35,9 ¦

¦химическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Машиностроение и ¦ 71 ¦ 2771,1 ¦ 3274,1 ¦ 302,1 ¦ 3131,8 ¦

¦металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Лесная, дерево- ¦ 23 ¦ 749,4 ¦ 927,9 ¦ 67,6 ¦ 681,3 ¦

¦обрабатывающая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦целлюлозно-бумажная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Промышленность ¦ 4 ¦ 279,9 ¦ 385,5 ¦ 45,3 ¦ 1524,3 ¦

¦строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Стекольная и ¦ 1 ¦ 96,6 ¦ 118,5 ¦ 1,9 ¦ 165,5 ¦

¦фарфоро-фаянсовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Легкая ¦ 94 ¦ 8093,5 ¦ 9005,6 ¦ 1659,3 ¦ 3193,0 ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦ из нее текстильная ¦ 20 ¦ 3236,8 ¦ 3415,7 ¦ 995,3 ¦ 1365,2 ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Пищевая ¦ 10 ¦ 1036,4 ¦ 1115,1 ¦ 75,5 ¦ 465,7 ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Мукомольно-крупяная ¦ 1 ¦ 25,4 ¦ 36,2 ¦ 1,8 ¦ 25,7 ¦

¦и комбикормовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+-----------+-------------+----------+----------+---------+

¦Полиграфическая ¦ 14 ¦ 631,0 ¦ 670,5 ¦ 131,0 ¦ 338,1 ¦

L--------------------+-----------+-------------+----------+----------+----------

В общем объеме произведенной промышленной продукции в действующих ценах доля малых предприятий составила 1,3% при удельном весе численности в них 2%. Доля малых предприятий в полученной прибыли составила 2,1%, в средствах на оплату труда - 2%.

Из 245 малых предприятий 59 допустили убыток на общую сумму 238,6 млн. рублей.

Выпуск главнейших видов продукции малыми предприятиями с начала года составил:

--------------------------T-----------T-------------T-----------T-------------¬

¦ ¦Произведено¦ В т.ч. ¦ Удельный ¦ Справочно: ¦

¦ ¦ продукции ¦ малыми ¦ вес малых ¦пр-во малыми ¦

¦ ¦ - всего ¦предприятиями¦предприятий¦предприятиями¦

¦ ¦ ¦ ¦ в общем ¦ в январе - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ выпуске ¦ сентябре ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1994 г. в % ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к январю - ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сентябрю ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1993 г. ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Станки дерево- ¦ 416¦ 269 ¦ 64,7 ¦ в 2,3 р. б.¦

¦обрабатывающие, штук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Пиломатериалы, куб. м ¦ 100736¦ 2136 ¦ 2,1 ¦ 64,7¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Конструкции и изделия ¦ 121121¦ 421 ¦ 0,3 ¦ 107,9¦

¦сборные железобетонные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦куб. метров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Стеновые материалы, тыс. ¦ 115720¦ 0,52¦ 0,0004¦ 53,6¦

¦штук условного кирпича ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Чулочно-носочные ¦ 3512477¦ 364477 ¦ 10,4 ¦ в 3,6 р. б.¦

¦изделия, пар ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Платья (вкл. сарафаны), ¦ 625451¦ 62451 ¦ 10,0 ¦ в 2,1 р. б.¦

¦шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Пальто, полупальто, штук ¦ 50392¦ 292 ¦ 0,6 ¦ 4,9¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Куртки (вкл. рабочие), ¦ 208138¦ 8553 ¦ 4,1 ¦ 26,7¦

¦шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Цельномолочная продукция ¦ 35662¦ 85 ¦ 0,2 ¦ 18,9¦

¦(в пересчете на молоко), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Хлеб и хлебобулочные ¦ 109401¦ 322 ¦ 0,3 ¦ - ¦

¦изделия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Кондитерские ¦ 5498¦ 30 ¦ 0,5 ¦ 107,1¦

¦изделия, тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----------+-------------+-----------+-------------+

¦Товары народного ¦ 707029171¦ 7581584 ¦ 1,1 ¦ 74,3¦

¦потребления, включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦стоимость винно-водочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦изделий и пива, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------+-----------+-------------+-----------+--------------

Как видно из приведенных данных, в общем выпуске деревообрабатывающих станков на долю малых предприятий приходится более половины, 60,3% всех станков выпускается кооперативом “Конструктор“ при АО “Ивчесмаш“.

Кроме перечисленных видов продукции, малыми предприятиями области выпускаются: полиэтиленовые пленки, целлофановые пакеты, валяная обувь, лаковая миниатюра, лобовые стекла для автомобилей, пуговицы, комбикорма и другие.

Ряд малых предприятий занимается ремонтом техники, в том числе автомобилей.

Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах по строительным организациям составила 25,5% от общей выручки малыми предприятиями по области, по промышленности - 25%, по торговле и предприятиям общественного питания - 24,6%.

Балансовая прибыль по результатам хозяйственной деятельности малых предприятий за 9 месяцев составила 13,4 млрд.рублей, или 18,7% к выручке (валовому доходу). 440 малых предприятий, или 24,9% их общей численности получили убыток. В торговле с убытком сработало 198 предприятий, или 27,5% данной отрасли, в промышленности - 24,1% (59 предприятий), в строительстве - 16,1% (60 предприятий).

Деятельность предприятий малого бизнеса не дала пока желаемых результатов в насыщении рынка товарами и услугами.

3. Проблемы области, решаемые с участием малого

предпринимательства

Одной из главных экономических задач в регионе является увеличение, в первую очередь, количества производственных товаров и услуг. Особую роль предстоит сыграть в этом малому и среднему предпринимательству, которое при поддержке государства может обеспечить ускоренное насыщение потребительского спроса, формирование конкурентной среды. Одним из основных направлений в развитии малого бизнеса является создание на базе имеющихся резервов новых производств.

Для осуществления государственной поддержки предпринимательства необходимо конструктивное соединение разрабатываемой программы с информацией, находящейся в распоряжении органов управления:

- об удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах (конъюнктура рынка);

- об обеспечении занятости населения;

- о наличии территориальных ресурсов многоцелевого назначения;

- о наличии территориальных ресурсов многоцелевого назначения (земельных, лесных, водных) для использования малым предпринимательством;

- о масштабах использования и динамике возобновления природных ресурсов;

- о степени использования вторичных ресурсов и отходов производства для создания малых производственных мощностей;

- о наличии неиспользованных производственных мощностей, производственных площадей, незавершенного строительства;

- о соответствии производственной инфраструктуры (энергетической базы, транспортного комплекса, ремонтного и складского хозяйства, строительной базы и пр.) потребностям региона;

- об особых экономических условиях региона (льготах по налогообложению и кредитованию);

- о типовых строительных решениях для малого предпринимательства;

- о проектах производств, привлекающих инвесторов, в том числе и иностранных.

Особенности развития Ивановской области, ее сырьевые и трудовые ресурсы, конъюнктуры складывающихся рынков товаров и услуг ставят на первое место следующие приоритетные отрасли:

- производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных и промышленных товаров народного потребления, бытовые услуги населению;

- производство лекарств, медицинской техники;

- традиционные для региона народные промыслы и ремесла;

- строительство, ремонт, эксплуатация жилья и объектов социального назначения;

- природоохранная деятельность, производство оборудования для экологических целей.

4. Механизм реализации мероприятий по поддержке

предпринимательства

Реализация мероприятий по развитию предпринимательства представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия ответственных исполнителей, ведущие к достижению поставленных целей. Механизм реализации мероприятий предполагает постоянное совершенствование с учетом меняющихся условий и возможностей интеллектуального и организационного потенциала области.

Координаторами являются управление экономики и предпринимательства администрации области и территориальное антимонопольное управление. Исполнителями - управления и отделы администрации области, городов и районов области, общественные организации предпринимателей, хозяйствующие субъекты - юридические лица, сами предприниматели.

Сбор предложений (проектов предпринимателей) осуществляет областной фонд поддержки предпринимательства, который привлекает специалистов - членов совета экспертов для экспертизы проектов.

Отбор на основании экспертных оценок перспективных проектов предпринимателей осуществляет наблюдательный совет фонда. В первую очередь инвестиции необходимо изыскать на местном уровне, а при необходимости финансирования крупных проектов областной фонд как агент республиканского фонда поддержки предпринимательства взаимодействует с республиканским фондом, в отдельных случаях привлекает средства через Европейский совет, по вопросам создания фонда поддержки предпринимательства - и Среднерусский центр приватизации.

Фонд поддержки предпринимательства рассматривает и финансирует конкретные проекты предпринимателей, кроме того аккумулирует на областном уровне и внебюджетные средства для решения уставных задач. Успешная практика работы фонда может расширить объемы его деятельности и стимулировать создание и развитие подобных организаций на районном уровне, в том числе создание фондов со смешанным государственно-коммерческим финансированием.

Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, в том числе с участием иностранных инвесторов.

Основными принципами финансовой поддержки предпринимательских проектов, в которых участвует государство, являются:

- развитие приоритетных для области направлений развития экономики;

- быстрая окупаемость проекта;

- совместный риск фонда и предпринимателя, для чего предприниматель вкладывает свои средства и частично финансирует проект (как правило, не менее 50%).

5. Поддержка предпринимательства

Для становления малого предпринимательства в современных экономических условиях необходима государственная поддержка предпринимательства в виде:

льготного налогообложения;

кредитно-финансового обеспечения;

материально-технической помощи;

информационной поддержки;

соблюдения стабильных “правил игры“ со стороны государства и потребителя, цивилизованности предпринимательства;

продолжения приватизации;

борьбы с рэкетом.

Функциональные разделы включают в себя конкретные мероприятия по созданию благоприятной среды в зависимости от особенности той структуры областного организма, в которой эти программы будут реализованы.

5.1. Нормативно-правовая поддержка

предпринимательства

1. Совершенствование правовых гарантий, обеспечивающих частному бизнесу свободу и защиту.

2. Организация своевременного обеспечения предпринимательских структур законодательными и нормативными материалами.

3. Оказание необходимой консультативной помощи предпринимателям для повышения их правовой компетентности.

4. Организация контроля за соблюдением законов и нормативных актов, направленных на развитие предпринимательства.

5. Периодическое издание законов и нормативных актов по предпринимательству.

5.2. Инфраструктурное обеспечение

1. Создание условий предпринимателям для расширения объема сервисных услуг малому бизнесу.

2. Обеспечение через развитие сети сервисных коммерческих фирм, а также через областной фонд поддержки предпринимательства:

организации помощи в планировании, деловом консультировании малых предприятий;

оказания услуг по вопросам собственности; составления программ расширения производственных площадей, контактов с агентами по торгов“е недвижимостью;

маркетинга и продвижения продукции фирм на рынок;

аудиторского обслуживания малых предприятий;

оказания лизинговых услуг по технологическому оборудованию;

оказания помощи в создании бизнес-инкубаторов, советов по развитию предпринимательства.

3. Координация деятельности ассоциаций и союзов предпринимателей на региональном уровне.

5.3. Кадровое обеспечение

1. Создание условий для организации и ведения обучения основам теории и практики предпринимательства.

2. Обеспечение информационно-методическими материалами сети образовательных учреждений, обеспечивающих развитие и поддержку малого бизнеса.

3. Координация системы повышения квалификации и переподготовки кадров на территории региона.

Главная задача - широкомасштабная подготовка и переподготовка кадров для рыночной экономики, обучение предпринимателей разного уровня и продвижение их к собственности.

Для этого предполагается:

- обеспечить масштабное обучение предпринимателей для малого и среднего бизнеса в учебно-деловых центрах в городах и районах области в рамках Морозовского проекта;

- реализовать в широких масштабах качественно новые авторские программы “второго образования“ - бизнес-образования для подготовки в сокращенные сроки менеджеров среднего и высшего звена;

- ускорить распространение знаний об основах рыночной экономики и менеджмента среди различных групп населения, включая учащихся школ и пенсионеров, используя дистанционное обучение, возможности телевидения и радио;

- создать систему, способную обеспечить поддержку эффективному включению подготовленных кадров в механизм рыночных отношений;

- активизировать роль учебно-деловых, образовательных центров в городах и районах области путем переподготовки для них преподавателей, создания необходимых учебно-методических материалов;

- в качестве специальной выдвигается задача подготовить элитные кадры для финансовой сферы и органов управления через группы магистерской подготовки, аспирантуру и докторантуру академии и вузов - участников Морозовского проекта путем конкурсного отбора наиболее талантливых слушателей в учебных заведениях области;

- создание условий для развития негосударственных образовательных учреждений с углубленным изучением экономико-управленческих дисциплин, основ предпринимательской деятельности;

- формирование компьютерной базы данных о потребностях области в квалифицированных управленческих кадрах, их переподготовке, повышении квалификации.

Основные мероприятия по кадровому обеспечению

мероприятий по поддержке малого предпринимательства

--T-------------------------------T---------------T--------T-----------¬

¦N¦ Наименование мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦ Стоимость ¦

¦ ¦ ¦ ¦ исполн.¦(млн. руб.)¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦1¦Создать сеть учебно-деловых ¦УДЦ “Гривна“, ¦ весь ¦ 200,0 ¦

¦ ¦центров в городах и районах ¦УЭП, КУГИ, ¦ период ¦ ¦

¦ ¦области с различной ¦УНО, ОЦЗН, ¦ ¦ ¦

¦ ¦организационно-правовой формой,¦главы ¦ ¦ ¦

¦ ¦в т.ч. на базе действующих ¦администраций ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных учреждений, для¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦масштабной подготовки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимателей и их поддержке¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в рамках Морозовского проекта ¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦2¦Отработать механизм ¦ИГЭУ, УНО, ¦ весь ¦ 150,0 ¦

¦ ¦деятельности бизнес-инкубатора ¦УДЦ “Гривна“, ¦ период ¦ ¦

¦ ¦на базе ИГЭУ, ПТУ-27 и УДЦ ¦ОЦЗН, УЭП, ОДМ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Гривна“, в целях ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦распространения опыта в городах¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и районах области ¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦3¦Провести переподготовку ¦ИГЭУ, УЭП, ¦ весь ¦ 200,0 ¦

¦ ¦преподавательских кадров ¦УДЦ “Гривна“, ¦ период ¦ ¦

¦ ¦образовательных учреждений, ¦УНО, вузы ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательских и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦государственных структур по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦программам Морозовского проекта¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦4¦Разработать, лицензировать и ¦УНО, ИГЭУ, ¦ III кв.¦ 45,0 ¦

¦ ¦внедрить единую для всех ¦вузы, спец. уч.¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных учреждений ¦заведения, УДЦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦программу подготовки по курсу ¦“Гривна“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Основы предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности“ ¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦5¦Подготовить и издать учебное ¦УНО, ИГЭУ, ¦ III кв.¦ 15,0 ¦

¦ ¦пособие по курсу “Основы ¦вузы, спец. уч.¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательской ¦заведения, ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности“ с учетом ¦УДЦ “Гривна“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦специфики экономики Ивановской ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦6¦Разработать и внедрить методику¦ОЦЗН, ОДМ, ¦ I кв. ¦ 50,0 ¦

¦ ¦социально-психологической ¦УДЦ “Гривна“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессиональной диагностики с ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦целью определения склонностей к¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦7¦Ввести подготовку кадров по ¦УЭП, ОЦЗН, ¦ III кв.¦ 150,0 ¦

¦ ¦ряду новых специальностей: ¦вузы, спец. уч.¦ ¦ ¦

¦ ¦“Маркетинг в малом и среднем ¦заведения, ¦ ¦ ¦

¦ ¦бизнесе“, “Реклама в ¦УДЦ “Гривна“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности“, “Менеджмент и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦управление предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности“ (до 100 чел.) ¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦8¦Организация отбора и подготовки¦УЭП, ОЦЗН, ¦ весь ¦ 250,0 ¦

¦ ¦кадров для стажировок за ¦вузы, спец. уч.¦ период ¦ ¦

¦ ¦рубежом (до 50 чел.) ¦заведения, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦УДЦ “Гривна“ ¦ ¦ ¦

+-+-------------------------------+---------------+--------+-----------+

¦ ¦Итого ¦ ¦ ¦ 850,0 ¦

L-+-------------------------------+---------------+--------+------------

Сокращения:

УЭП - управление экономики и предпринимательства администрации

области

КУГИ - комитет по управлению госимуществом администрации

области

ОЦЗН - областной центр занятости населения

УНО - управление образования администрации области

ОДМ - отдел по делам молодежи администрации области

ФУ - финансовое управление администрации области

ФРПП - фонд развития и поддержки предпринимательства

ИГЭУ - Ивановский государственный энергетический университет

5.4. Формирование финансовой инфраструктуры

1. Обеспечение доступа предпринимателям к финансовым ресурсам, создание возможностей для накопления и инвестирования собственных средств в объемах и на условиях, обеспечивающих эффективное развитие малого предпринимательства.

2. Поддержка в первую очередь приоритетных видов деятельности.

3. Разработка системы и форм гарантий при предоставлении кредитов, финансовой помощи на возвратной основе.

4. Соблюдение законодательства по налогообложению предпринимателей с использованием полномочий региональных и местных органов власти для смягчения налогов.

5.5. Финансовое обеспечение мероприятий

по поддержке предпринимательства

Программа поддержки предпринимательства в Ивановской области содержит наряду с вводной частью и обоснованиями проектов малого и среднего бизнеса расчет потребности финансов на:

создание информационной системы предпринимательства - 100 млн. руб.;

кадровое обеспечение программы предпринимательства - 200 млн. руб.;

смету расходов на содержание дирекции областного фонда поддержки предпринимательства - 39,6 млн. руб.;

финансовое обеспечение проектов (бизнес-планов) предпринимателей.

Общая сумма расходов составляет:

на 1995 год 3,072 млн. руб.

в том числе 1,105 млн. руб. - собственные средства предпринимателей.

Предлагаемые областные бюджетные ассигнования составляют 702 млн. руб.

Планируемые средства федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции 1,267 млн. руб.

Для получения недостающих средств, финансирования программы поддержки предпринимательства на 1995 год необходимо проработать возможность получения кредитов от коммерческих банков области, а также иностранных кредитов, через Среднерусский центр приватизации Европейского совета по вопросам приватизации, а также в рамках Морозовского проекта.

5.6. Информационное обеспечение

1. Получение информации для анализа, контроля и внесения корректив в мероприятия по поддержке предпринимательства.

2. Формирование информационного банка данных.

3. Обеспечение доступности необходимой информации.

4. Создание системы распространения информации.

5. Развитие системы обеспечения предпринимателей техникой по доступным ценам.

6. Вхождение в федеральную автоматизированную систему поддержки предпринимательских проектов.

7. Поддержка информационного предпринимательства.

8. Организация регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ).

Цели (РИАЦ) малого предпринимательства:

- создание областной информационной инфраструктуры для предприятий малого и среднего бизнеса;

- сервисная информационная поддержка малого предпринимательства;

- обеспечение вхождения в федеральную информационную структуру.

Первоочередные задачи создания РИАЦ:

- создание на базе Ивановского ЦНТИ единого рабочего места, где предприниматель мог бы получить информационный материал, консультации по интересующей теме;

- создание комплексной базы данных для предпринимателей (правовой, нормативно-технической, справочной, маркетинговой и т.д.);

- создание мини-типографии;

- создание сети абонементских удаленных терминальных пользователей в г. г. Кинешме, Вичуге, Фурманове, Комсомольске.

РИАЦ должен явиться подсистемой региональной информационно-аналитической системы по управлению экономикой на территории Ивановской области и должен быть включен в программу ее работ.

Стартовые затраты на создание РИАЦ составят 100 млн. рублей. Эти средства должны быть выделены в течение одного календарного года, затем РИАЦ переходит на принцип самоокупаемости.

Источник финансирования - областной бюджет и областной фонд поддержки малого бизнеса в равных долях.

5.7. Создание областного совета по рекламе

Совет по рекламе организует разработку концепции и системы мер по поддержке и развитию рекламы, повышение творческого уровня, качества и профессионализма в сфере рекламы, а также защищает и согласовывает интересы потребителей рекламы, рекламодателей и рекламораспространителей

отделы администрации области,

антимонопольное управление,

ассоциация рекламных агентств России.

Подготовка и принятие постановлений о порядке размещения средств наружной рекламы и информации

отделы администрации области,

антимонопольное управление,

ассоциация рекламных агентств России,

ОФПП и РК.

Разработка и проведение обучения предпринимателей по курсу “Маркетинговые коммуникации - основные средства связи производителя с потребителем“

управление экономики и предпринимательства,

Российская школа предпринимателей “Гривна“,

филиал коммерческой академии,

ассоциация рекламных агентств России,

ОФПП и РК.

Организация и проведение семинара “Развитие рынка маркетинговых коммуникаций в Ивановской области“

управление экономики и предпринимательства,

Ивтелерадио,

антимонопольное управление,

ассоциация рекламных агентств России,

союз дизайнеров,

комитет по управлению госимуществом,

ОФПП и РК.

Организация цикла тематических передач “Реклама от А до Я“ на телевидении и на страницах одной из газет

управление экономики и предпринимательства,

антимонопольное управление,

ассоциация рекламных агентств России,

Ивтелерадио, ОФПП и РК.

Создание Ивановского областного отделения ассоциации рекламных агентств России

ассоциация рекламных агентств России,

антимонопольное управление,

ОФПП и РК.