Законы и постановления РФ

Решение УФАС по Иркутской области от 08.02.2010 N 6 <О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 8 февраля 2010 г. N 6

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО “С“ на действия аукционной комиссии ГОУ ВПО “Б“, связанные с отказом в допуске к участию в открытом аукционе N 25-ОА-2009 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту аудиторных, административных помещений БГУЭП (далее по тексту - аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее по тексту - Закон), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379,

установила:

В Иркутское УФАС России обратилось ООО “С“ (по тексту - заявитель) с жалобой на действия аукционной комиссии ГОУ ВПО “Б“ (далее по тексту - аукционная комиссия), связанные с отказом в допуске к участию в аукционе.

В своей жалобе заявитель указал, что отказ в допуске к участию в аукционе незаконен и необоснован по следующим основаниям:

1. В пп. 228, 234, 239, 243 указано количество применяемого материала. Разбивка количества применяемого материала по подгруппам не предусматривалась и не требовалась.

2. В соответствии с пп. 188 документации об аукционе заказчиком требовалось применение: “плитки керамические для стен Керама Марацци (выбор цвета заказчиком) или аналог“.

На сайте производителя Керама Марацци, в разделе “термины“, указано следующее: “Керамический гранит - разновидность керамической плитки. Главное отличие от обычной керамической плитки - однородность состава“.

Заявитель в жалобе указывает, что им не были нарушены требования заказчика по применению материалов при производстве работ, так как керамический гранит является аналогом керамической плитки с повышенными техническими свойствами.

Таким образом, по мнению заявителя, аукционной комиссией неправомерно применен п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона.

Кроме того, в своих письменных дополнениях к жалобе на действия аукционной комиссии ООО “С“ указывает следующее:

1. В состав документации об аукционе входит сметный расчет N 25-ОА-2009-2010, в котором указано: плитки керамические Керама Марацци.

В техническом задании отсутствует указание на использование керамической плитки, однако указано: “гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного
гарнитура на клее из сухих смесей“.

Следовательно, заказчиком нарушены положения ч. 3.1 ст. 34 Закона, так как документация об аукционе не может содержать указание на наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

2. Добавление в документации об аукционе к товарному знаку слов “или аналог“ не соответствует требованиям ч. 3 ст. 34 Закона.

3. В протоколе рассмотрения заявок указано, что заявка ООО “С“ не допущена к аукциону из-за того, что плитки керамические заменены на керамогранит (п. 188). В то же время техническое задание по позициям 188 и 136 совпадает по описанию работ и отличается только объемами.

4. В извещении о проведении открытого аукциона от 24 декабря 2009 г. установлено место проведения аукциона - г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корпус 4, аудитория 204. 25 января 2010 года аукционная комиссия, превышая свои полномочия, внесла в извещение изменения, касающиеся места проведения аукциона, - г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корпус N 5, аудитория 403, тем самым нарушив ч. 3.1 ст. 33 Закона.

5. Аукционная комиссия нарушила ч. 2 ст. 36 Закона, так как согласно протоколу рассмотрения заявок от 25 января 2010 г. рассмотрение заявок осуществлялось комиссией с 9-05 часов 2010 года по 10-05 25 января 2010 года.

Заказчиком - ГОУ ВПО “Б“ представлены письменные возражения по существу жалобы, в которых указано, что ООО “С“ отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку форма 4 заявки заявителя содержит информацию об объеме работ по позициям сметы в целом, но отсутствует информация о количестве материалов по каждой позиции сметы, в
частности: 1) п. 228 формы N 4 не содержит информацию о количестве применяемого материала кабель ВВГнг-1s3x1,5, кабель ВВГнг-1sx2,5; 2) п. 234 формы N 4 не содержит информацию о количестве применяемого материала кабель ВВГнг-1s3x2,5, кабель АПББШв3x150; 3) п. 239 формы N 4 не содержит информацию о количестве материалов кабель провод ПВ1 1x50; 4) в п. 243 формы N 4 не представлена информация об объеме выполняемых по смете работ, количестве применяемых материалов (вид работ: устройство оснований под покрытие пола из фанеры - 76 кв.м, материал - фанера влагостойкая 9 мм - 77,5 кв.м).

Далее из письменных возражений ГОУ ВПО “Б следует, что при выполнении работ по контракту заявитель намерен использовать материал, не соответствующий по своим параметрам техническому заданию документации об аукционе, а именно: пп. 136, 189 сметного расчета технического задания установлено применение материала “плитки керамические для стен Керама Марацци (выбор цвета заказчиком) или аналог“. ООО “С“ намерено применять материал “полированный керамический гранит Керама Марацци“ (пп. 136, 188 формы N 4 заявки), который по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям технического задания документации об аукционе, так как керамические плитки, указанные в техническом задании предполагалось использовать для облицовки стен, а керамогранит, хотя и превосходит по своим качественным характеристикам обычную керамическую плитку, для облицовки стен не используется, а используется только для облицовки фасадов и полов (информация с сайта производителя Керама Марацци, также в каталоге продукции KERAMA MARAZZI (http://www.kerama-marazzi.ru/cat/) не представлен керамогранит для облицовки стен).

В письменных объяснениях ГОУ ВПО “Б“ также указывает, что использование в техническом задании (сметном расчете) словосочетания “или аналог“ при указании необходимого для выполнения
работ материала не подразумевает возможность замены материала “керамические плитки“ на “полированный керамический гранит“, а предоставляет участнику возможность применения при производстве работ соответствующего техническому заданию материала другого производителя.

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения ГОУ ВПО “Б“, установила следующее.

24 декабря 2009 г. ГОУ ВПО “Б“ на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о проведении открытого аукциона N 25-ОА-2009 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту аудиторных, административных помещений БГУЭП.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании его участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 36).

На основании ч. 2 ст. 36 Закона срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона установлено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо
документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота). Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается (ч. 2 ст. 12).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 25-ОА-2009-2010 от 25.01.2010, ООО “С“ отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 7.2.2 документации об аукционе, ст. 12 Закона по причине несоответствия заявки требованиям документации об аукционе, а именно: форма N 4 заявки заполнена не по всем позициям (не указано количество применяемых материалов (пп. 228, 234, 239, 243)), плитки керамические заменены на плитки керамогранит (п. 188).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом и должна содержать требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к функциональным характеристикам, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных
государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами “или эквивалент“, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В пункте 7.1.6 документации по проведению открытого аукциона на право заключения государственного контракта “ремонт аудиторных, административных помещений ГОУ ВПО “Б“, утвержденной 24 декабря 2009 г. К.А.А. (по тексту - документация об аукционе), указано, что заявкой, отвечающей требованиям документации об аукционе, признается та, которая соответствует всем требованиям, положениям, условиям и спецификациям документации об аукционе, не содержит двусмысленных трактований информации, представленной в заявке на участие в аукционе, и не содержит существенных отклонений или оговорок. Существенным отклонением или оговоркой являются: а) которые любым существенным образом оказывают влияние на объем, сроки, качество и другие существенные характеристики подлежащих поставке товаров; б) которые ограничивают любым образом права заказчика или обязательства исполнителя по контракту, как они предусмотрены в документации об аукционе, заведомо ставят участника размещения заказа в преимущественное положение в отношении остальных участников размещения заказа; в) исправление которых может повлиять на определение победителя аукциона.

Непредставление в составе заявки на участие в аукционе информации, требуемой в документации об аукционе, документации, напрямую связанной с проведением открытого аукциона, представление неверных сведений или подача заявки и документов, не отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, документации об аукционе, является риском участника размещения заказа и может привести к отклонению заявки на участие в аукционе (раздел 6 документации об аукционе).

В соответствии с п.
3.4 раздела 3 документации об аукционе изменение содержания (видов), объемов работ, материалов, указанных в заказе на выполнение работ, сметной документации на выполнение работ, изменение технических характеристик поставляемой по контракту продукции не допускается. Допускается применение эквивалентных указанным в задании заказчика материалов, оборудования только если такие материалы, оборудование соответствуют указанным в задании заказчика или по своим техническим характеристикам превышают указанные в задании заказчика материалы, оборудование в лучшую для заказчика сторону.

В п. 7.2.2 документации об аукционе указано, что участник размещения заказа не допускается до участия в аукционе, в частности, если заявка на участие в аукционе не имеет информации, требуемой заказчиком в формах аукционной документации.

При исследовании представленных документов установлено, что в пунктах 228, 234 формы N 4, входящей в состав заявки ООО “С“, не указано конкретное количество в отношении материалов - кабель ВВГнг-1s 3x1,5, кабель ВВГнг-1s 3x2,5, кабель ВВГнг-1s 5x25, кабель 2 АПББШв 3x150, что не соответствует ведомости объема работ, входящей в состав документации об аукционе. Также в форме N 4 заявки на участие в аукционе не указано конкретное количество материалов в отношении ряда позиций, не отмеченных в протоколе рассмотрения заявок (пп. 237, 219, 183, 207, 206, 198, 190 и т.д.). В пункте 243 формы N 4 ООО “С“ не указаны ни единицы измерения, ни общее, ни конкретное количество материалов.

В п. 136 и п. 188 формы N 4 заявки ООО “С“ указано: “полированный керамический гранит Керама Марацци“, что не соответствует требованиям локального ресурсного сметного расчета, в пп. 136 и 189 которого указано: “плитки керамические для стен Керама Марацци (выбор цвета заказчиком) или аналог“.

Кроме того,
по п. 136, п. 188 формы N 4 заявки заявителя из-за указания “или аналог“ непонятно, какая именно плитка будет применяться при выполнении работ в случае признания ООО “С“ победителем аукциона.

На основании изложенного комиссия Иркутского УФАС России делает вывод о том, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе ООО “С“ является обоснованным, в связи с чем нарушения в действиях аукционной комиссии не установлены.

Поскольку в документации об аукционе содержится указание о возможности предоставления материалов и оборудования, являющихся эквивалентными указанным в задании заказчика материалам, оборудованию, товарные знаки в документации об аукционе сопровождаются словами “или аналог“, “или эквивалент“ и указание “или аналог“ не противоречит указанию “или эквивалент“, комиссия Иркутского УФАС России считает, что заказчиком не нарушены требования ч. 3 ст. 34 Закона.

Исходя из положений информационной карты аукциона (раздел 2 документации об аукционе), дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15 января 2010 года 09 часов 00 минут (время местное), срок рассмотрения заявок на участие в аукционе - не позднее 25 января 2010 года. Рассмотрение заявок, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 25-ОА-2009-2010 от 25.01.2010, производилось с 09-05 часов 15 января 2010 г. по 10-05 часов 25 января 2010 г. И на основании того, что процедура рассмотрения заявок была завершена в последний день срока, предусмотренного ч. 2 ст. 36 Закона, является необоснованным довод заявителя о нарушении срока рассмотрения заявок.

При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 33 Закона заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона не позднее чем
за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В течение пяти рабочих дней и в течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения соответственно опубликовываются в официальном печатном издании и размещаются на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение о проведении открытого аукциона, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

В соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В течение пяти рабочих дней и в течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения соответственно опубликовываются в официальном печатном издании и размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена документация об аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Согласно п. 4.3.1 документации об аукционе заказчик вправе принять решение о внесении изменений (без изменения предмета аукциона) в порядок проведения открытого аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В течение одного рабочего дня со дня принятия указанного решения такие изменения будут размещены на сайте www.zakupki.gov.ru в порядке, установленном для размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе продлевается так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого аукциона до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

В информационной карте аукциона указано место проведения аукциона - г. Иркутск, ул. Ленина 11, корпус N 4, ауд. 204 (в случае невозможности проведения процедуры аукциона в указанном месте участники аукциона будут извещены о месте проведения аукциона).

В извещении о проведении аукциона также установлено место проведения аукциона - г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корпус N 4 ГОУ ВПО “Б“, ауд. 204.

25.01.2010 аукционная комиссия изменила место проведения аукциона (г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корпус N 5, ауд. 403, о чем имеется указание в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 25-ОА-2009-2010 от 25.01.2010.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3.1 статьи 33, а не часть 1.3 статьи 33 Закона.

Таким образом, аукционной комиссией нарушены императивные требования ч. 1.3 ст. 33, ч. 9 ст. 34 Закона.

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч. 5, ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“,

решила:

1. Признать жалобу ООО “С“ частично обоснованной в отношении того, что аукционной комиссией ГОУ ВПО “Б“ был нарушен установленный Законом порядок внесения изменений в извещение и документацию об аукционе.

2. Признать членов аукционной комиссии ГОУ ВПО “Б“ нарушившими ч. 3.1 ст. 33, ч. 9 ст. 34 Закона.

3. Выдать аукционной комиссии предписание о недопущении в дальнейшем нарушений ч. 3.1 ст. 33, ч. 9 ст. 34 Закона.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2. Решение и предписание направить сторонам по делу.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.