Законы и постановления РФ

Постановление ЗС Иркутской области от 19.09.2007 N 34/6/3-СЗ “О проекте закона Иркутской области “О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области“ (вместе с “Методикой расчета нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области“)

Законодательным собранием Иркутской области принят Закон Иркутской области от 17.10.2007 N 91-оз “О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области“.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2007 г. N 34/6/3-СЗ

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ “О НОРМАТИВАХ

ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ“

В соответствии со статьей 8 Соглашения о порядке принятия законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области с участием органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и статьей 51 Регламента Законодательного собрания Иркутской области Законодательное собрание постановляет:

1. Принять проект закона Иркутской области “О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области“ в 1-м чтении.

2. Комитету по социально-культурному законодательству
Законодательного собрания Иркутской области и комитету по социально-культурному законодательству Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа продолжить работу над законопроектом с учетом предложений в виде поправок.

И.о. председателя

Законодательного собрания

Г.В.ИСТОМИН

Проект

1-е чтение

ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О НОРМАТИВАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1

В целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях установить, что нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области, включая территорию Усть-Ордынского Бурятского округа, в части финансирования за счет средств областного бюджета расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды устанавливаются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 2

Утвердить Методику расчета нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области, включая территорию Усть-Ордынского Бурятского округа, в части финансирования за счет средств областного бюджета расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор

Иркутской области

А.Г.ТИШАНИН

Иркутск

“___“_________ 2007 г.

N _________

Приложение

к Закону

Иркутской области

“О нормативах финансирования

муниципальных образовательных

учреждений в Иркутской области“

от ____________ 2007 года

N _____

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящая Методика определяет порядок расчета нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области, включая территорию Усть-Ордынского Бурятского округа, (далее - область) в части финансирования за счет средств областного бюджета расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов
на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) (далее - нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений).

2. Нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений рассчитываются для каждого муниципального образования области по каждому типу, виду и категории муниципального образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также в среднем по муниципальному образованию.

Для малокомплектных сельских муниципальных образовательных учреждений норматив финансирования муниципальных образовательных учреждений учитывает затраты, не зависящие от количества обучающихся.

В целях настоящей Методики под малокомплектными понимаются школы со средней наполняемостью классов десять и менее человек и не имеющие параллельных классов.

3. Норматив финансирования муниципальных образовательных учреждений по каждому типу, виду и категории муниципального образовательного учреждения (Ri) рассчитывается по следующей формуле:

Ri = ФОТi + Рi,

где ФОТi - расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений (педагогические работники, административно-управленческий, учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал) в расчете на одного обучающегося, воспитанника соответственно в общеобразовательных, гимназических (лицейских) и коррекционных классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов, компенсирующих, вечерних классах, дошкольных группах по ступеням образования и общеобразовательным учреждениям в i-м муниципальном образовании;

Р - расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в расчете на одного обучающегося, воспитанника соответственно в общеобразовательных, гимназических (лицейских) и коррекционных классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов, компенсирующих, вечерних классах, дошкольных группах по ступеням образования и общеобразовательным учреждениям, в размере не менее чем за прошедший финансовый год с учетом индексации.

В составе расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды учитываются расходы на использование информационно-телекоммуникационной сети “Интернет“.

В составе расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений области учитывается следующее:

средняя тарифная
ставка педагогического персонала;

надбавки и доплаты тарифного фонда оплаты труда;

надбавки и доплаты надтарифного фонда оплаты труда;

результаты аттестации педагогических работников и повышение в течение года тарифных разрядов с учетом их квалификации и педагогического стажа;

начисления на заработную плату.

4. Расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в расчете на одного обучающегося, воспитанника для конкретного вида класса, группы n-й ступени j-го образовательного учреждения i-го муниципального образования определяются по следующей формуле:

a

- x b x Кат x Квк x Ктф x Кнф x Кс x Кz

d

ФОТi = --------------------------------------- x Ккр x Кпф x 12 x Кесн,

m

где:

a - количество часов в неделю, установленных базисным учебным планом по ступеням образования;

d - норма учебной нагрузки на одну тарифную ставку педагогического работника в соответствующих классах, группах n-й ступени образования j-го образовательного учреждения i-го муниципального образования (1-я ступень - 20 часов; 2 и 3-я ступени - 18 часов; дошкольные группы - 36 часов);

b - месячная средняя тарифная ставка оплаты труда педагогического работника в соответствующих классах, группах n-й ступени образования j-го образовательного учреждения i-го муниципального образования;

Кат - коэффициент удорожания в зависимости от педагогического стажа и результатов аттестации педагогических работников (таблица 1);

Квт - коэффициент удорожания по вариативной
части учебного плана (таблица 2);

Ктф - коэффициент удорожания, учитывающий доплаты и надбавки из тарифного фонда (таблицы 3, 4);

Кнф - коэффициент удорожания, учитывающий доплаты и надбавки из надтарифного фонда (1,33);

Кс - коэффициент удорожания от различных факторов (таблицы 5, 6);

Кz - коэффициент удорожания, учитывающий применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Ккр - коэффициент удорожания, учитывающий увеличение расходов на оплату труда руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений и их заместителей в связи с повышением тарифных ставок (1,08);

Кпф - коэффициент удорожания, учитывающий объем расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала (таблица 7);

12 - количество месяцев в году;

Кесн - единый социальный налог (1,262);

m - нормативное количество детей в классе, группе n-й ступени образования j-го образовательного учреждения i-го муниципального образования.

5. Средний норматив финансирования муниципальных образовательных учреждений на очередной финансовый год в расчете на одного обучающегося, воспитанника в конкретном муниципальном образовании исчисляется путем деления размера субвенции, предоставляемой муниципальному образованию на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, на прогнозируемую среднегодовую численность обучающихся, воспитанников муниципальных образовательных учреждений в данном муниципальном образовании.

Таблица 1

Коэффициент удорожания

в зависимости от педагогического стажа и результатов

аттестации педагогических работников

----------------T--------T----------T-------------------T-------------------¬

¦Тип учреждения ¦ Лицей ¦ Гимназия ¦Общеобразовательная¦ Другие ¦

¦ ¦ ¦ ¦школа с углубленным¦общеобразовательные¦

¦ ¦ ¦ ¦изучением отдельных¦ учреждения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ предметов ¦ ¦

+---------------+--------+----------+-------------------+-------------------+

¦Значение ¦ 1,03¦ 1,03¦ 1,03¦ 1,02¦

¦коэффициента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------+--------+----------+-------------------+--------------------

Таблица 2

Коэффициент удорожания по вариативной части учебного плана

--------------------------------T-----------------------------------¬

¦ Виды учебных классов/ступени ¦Значение коэффициента удорожания по¦

¦ ¦ вариативной части учебного плана ¦

¦ +-----------------T-----------------+

¦ ¦ Городские ¦ Сельские ¦

¦ ¦населенные пункты¦населенные пункты¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦Общеобразовательные ¦ ¦

¦(компенсирующие) классы ¦ ¦

+-------------------------------+-----------------T-----------------+

¦1-я ступень ¦ 1,034¦ 1,021¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦2-я ступень ¦ 1,08 ¦ 1,043¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦3-я ступень ¦ 1,285¦ 1,176¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦Гимназические (лицейские) ¦ ¦

¦классы ¦ ¦

+-------------------------------+-----------------T-----------------+

¦1-я ступень ¦ 1,08 ¦ 1,00 ¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦2-я ступень ¦ 1,167¦ 1,00 ¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦3-я ступень ¦ 1,678¦ 1,00 ¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦Классы с углубленным изучением ¦ ¦

¦отдельных предметов ¦ ¦

¦(профильные) ¦ ¦

+-------------------------------+-----------------T-----------------+

¦1-я ступень ¦ 1,08 ¦ 1,058¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦2-я ступень ¦ 1,167¦ 1,12 ¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦3-я ступень ¦ 1,678¦ 1,488¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦Вечерние (сменные) ¦ ¦

¦общеобразовательные классы ¦ ¦

+-------------------------------+-----------------T-----------------+

¦1-я ступень ¦ 1,034¦ 1,021¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦2-я ступень ¦ 1,08 ¦ 1,043¦

+-------------------------------+-----------------+-----------------+

¦3-я ступень ¦ 1,285¦ 1,176¦

L-------------------------------+-----------------+------------------

Таблица 3

Коэффициент удорожания,

учитывающий доплаты и надбавки из тарифного фонда

(по городским населенным пунктам)

--------------------T-----------------------------------------------------------------------¬

¦ Классы, группы ¦ Виды образовательных учреждений ¦

¦ +-----------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------+

¦ ¦Начальная, ¦Средняя ¦ Лицей, ¦Общеобра- ¦Вечернее ¦Лицей - ¦

¦ ¦основная, ¦общеобра- ¦ гимназия ¦зовательная¦(сменное) ¦интернат ¦

¦ ¦средняя ¦зовательная¦ ¦школа - ¦общеобра- ¦ ¦

¦ ¦общеобра- ¦школа с ¦ ¦интернат ¦зовательное¦ ¦

¦ ¦зовательная¦углубленным¦ ¦начального ¦учреждение ¦ ¦

¦ ¦школа ¦изучением ¦ ¦общего, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦отдельных ¦ ¦основного ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦предметов ¦ ¦общего, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦среднего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦(полного) ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦общего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Общеобразовательные¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0 ¦ 1,15¦ 1,0¦ 1,0¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Гимназические ¦ 1,15¦ 1,0¦ 1,15¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,3¦

¦(лицейские) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦С углубленным ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0¦

¦изучением отдельных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦предметов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Коррекционные ¦ 1,2 ¦ 1,2¦ 1,0 ¦ 1,2 ¦ 1,2¦ 1,0¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Компенсирующие ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Вечерние ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Дошкольные ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ 1,0¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Обучение на дому ¦ 1,2 ¦ 1,2¦ 1,2 ¦ 1,2 ¦ 1,0¦ 1,0¦

L-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------

Таблица 4

Коэффициент удорожания,

учитывающий доплаты и надбавки из тарифного фонда

(по сельским населенным пунктам)

--------------------T-----------------------------------------------------------------------¬

¦ Классы, группы ¦ Виды образовательных учреждений ¦

¦ +-----------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------+

¦ ¦Начальная, ¦Средняя ¦ Лицей, ¦Общеобра- ¦Вечернее ¦Лицей - ¦

¦ ¦основная, ¦общеобра- ¦ гимназия ¦зовательная¦(сменное) ¦интернат ¦

¦ ¦средняя ¦зовательная¦ ¦школа - ¦общеобра- ¦ ¦

¦ ¦общеобра- ¦школа с ¦ ¦интернат ¦зовательное¦ ¦

¦ ¦зовательная¦углубленным¦ ¦начального ¦учреждение ¦ ¦

¦ ¦школа ¦изучением ¦ ¦общего, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦отдельных ¦ ¦основного ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦предметов ¦ ¦общего, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦среднего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦(полного) ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦общего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Общеобразовательные¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,4 ¦ 1,25¦ 1,25¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Гимназические ¦ 1,4 ¦ 1,25¦ 1,4 ¦ 1,25¦ 1,0 ¦ 1,55¦

¦(лицейские) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦С углубленным ¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,0 ¦

¦изучением отдельных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦предметов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Коррекционные ¦ 1,45¦ 1,45¦ 1,0 ¦ 1,45¦ 1,45¦ 1,0 ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Компенсирующие ¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,0 ¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,0 ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Вечерние ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,25¦ 1,0 ¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Дошкольные ¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,25¦ 1,0 ¦ 1,25¦

+-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+

¦Обучение на дому ¦ 1,45¦ 1,45¦ 1,6 ¦ 1,45¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦

L-------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------

Таблица 5

Коэффициент удорожания от различных факторов

(по городским населенным пунктам)

---------------T--------------------------------------------------------¬

¦ Ступени ¦ Значение коэффициента удорожания в зависимости от ¦

¦ ¦ различных факторов ¦

¦ +------------------T------------------T------------------+

¦ ¦От деления классов¦ От наличия групп ¦ Общее удорожание ¦

¦ ¦ на группы ¦ продленного дня ¦ К1 + К2 ¦

¦ ¦ (инвариант) К1 ¦ К2 ¦ ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦ Начальная, основная, средняя общеобразовательная школа, средняя ¦

¦общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, ¦

¦ гимназия, прогимназия, лицей ¦

+--------------T------------------T------------------T------------------+

¦1-я ступень ¦ 1,04¦ 1,29¦ 1,341¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦2-я ступень ¦ 1,13¦ 1,04¦ 1,175¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦3-я ступень ¦ 1,22¦ 1 ¦ 1,22 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦ Общеобразовательная школа-интернат ¦

+--------------T------------------T------------------T------------------+

¦1-я ступень ¦ 1,04¦ 1,00¦ 1,04 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦2-я ступень ¦ 1,13¦ 1,00¦ 1,13 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦3-я ступень ¦ 1,22¦ 1,00¦ 1,22 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦ Вечерняя (сменная), открытая (сменная) общеобразовательная ¦

¦ школа, центр образования ¦

+--------------T------------------T------------------T------------------+

¦1-я ступень ¦ 1,04¦ 1,00¦ 1,04 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦2-я ступень ¦ 1,13¦ 1,00¦ 1,13 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦3-я ступень ¦ 1,22¦ 1,00¦ 1,22 ¦

L--------------+------------------+------------------+-------------------

Таблица 6

Коэффициент удорожания от различных факторов

(по сельским населенным пунктам)

---------------T--------------------------------------------------------¬

¦ Ступени ¦ Значение коэффициента удорожания в зависимости от ¦

¦ ¦ различных факторов ¦

¦ +------------------T------------------T------------------+

¦ ¦От деления классов¦ От наличия групп ¦ Общее удорожание ¦

¦ ¦ на группы К1 ¦продленного дня К2¦ К1 + К2 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦ Начальная, основная, средняя общеобразовательная школа, средняя ¦

¦общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, ¦

¦ гимназия, прогимназия, лицей ¦

+--------------T------------------T------------------T------------------+

¦1-я ступень ¦ 1,01¦ 1,09¦ 1,1 ¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦2-я ступень ¦ 1,04¦ 1,02¦ 1,06¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦3-я ступень ¦ 1,07¦ 1 ¦ 1,07¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦ Общеобразовательная школа-интернат ¦

+--------------T------------------T------------------T------------------+

¦1-я ступень ¦ 1,01¦ 1,00¦ 1,01¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦2-я ступень ¦ 1,04¦ 1,00¦ 1,04¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦3-я ступень ¦ 1,07¦ 1,00¦ 1,07¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦ Вечерняя (сменная), открытая (сменная) общеобразовательная ¦

¦ школа, центр образования ¦

+--------------T------------------T------------------T------------------+

¦1-я ступень ¦ 1,01¦ 1,00¦ 1,01¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦2-я ступень ¦ 1,04¦ 1,00¦ 1,04¦

+--------------+------------------+------------------+------------------+

¦3-я ступень ¦ 1,07¦ 1,00¦ 1,07¦

L--------------+------------------+------------------+-------------------

Таблица 7

Коэффициент удорожания,

учитывающий объем расходов на оплату труда

административно-управленческого, учебно-вспомогательного,

обслуживающего персонала

-----------------------------------------------------T------------¬

¦ Виды основных ¦ Кауп ¦

¦ общеобразовательных программ ¦ ¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение на дому ¦ 1,0 ¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в школах-интернатах ¦ 2,27¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в начальной школе ¦ 1,96¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в основной школе ¦ 1,96¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в средней школе ¦ 1,52¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в школах с углубленным изучением предметов ¦ 1,52¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в детском саду - школе ¦ 1,96¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в гимназии, лицее ¦ 1,52¦

+----------------------------------------------------+------------+

¦Обучение в вечерней школе ¦ 1,49¦

L----------------------------------------------------+-------------