Законы и постановления РФ

Решение УФАС по Иркутской области от 30.07.2007 N 194 <О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июля 2007 г. N 194

(извлечение)

Комиссия УФАС по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 48 по признакам нарушения ЗАО “Б“ <...> и ИП Г.Г.Е. <...> п. 10 ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“,

установила:

В Иркутское УФАС России поступило заявление (от 22.04.2007 N 1479) от ИП Г.Г.Е. по признакам нарушения ЗАО “Б“ антимонопольного законодательства.

В ходе предварительного изучения представленных документов (информации) Иркутским УФАС России было установлено следующее:

1) между ЗАО “Б“ и ИП Г.Г.Е. был заключен договор от ___ N 60/09-5 на долевое содержание ЛЭП-35 кВ, отпуск и пользование электрической энергией с потребителем-субабонентом. В соответствии с п. 1 указанного договора ЗАО “Б“ приняло на себя обязательство по предоставлению долевого содержания ЛЭП-35 кВ, отпуска и пользования электроэнергией. ИП Г. в свою очередь приняла на себя обязательство обеспечить предварительную текущую оплату отпущенной и потребляемой для собственных нужд электрической энергии, а также осуществлять другие платежи, связанные с использованием электрической энергии по долевому содержанию ЛЭП-35 кВ согласно п. 3.1 данного договора. Однако ЗАО “Б“ выставило ИП Г.Г.Е. счет-фактуру N 00000251 от 30.09.2006 на оплату электрической энергии, включающую плату за потери на ЛЭП-35 кВ с октября 2005 г. по август 2006 г. в размере 6,7% от количества потребленной энергии;

2) между ЗАО “Б“ и ОАО “И“ был заключен договор от 20.12.2001 N 60 на отпуск и пользование электрической энергией с потребителем с присоединенной мощностью 750 кВА и выше. В соответствии с п. 2.1 указанного договора ОАО “И“ приняло на себя обязательство отпускать ЗАО “Б“ электрическую энергию по электроустановкам, включенным в настоящий договор, на условиях, оговоренных и согласованных сторонами в настоящем договоре. ЗАО “Б“ в свою очередь приняло на себя обязательство обеспечить текущую оплату отпущенной и потребляемой для собственных нужд и нужд субабонентов электрической энергии и мощности, а также осуществлять другие платежи, связанные с использованием электрической энергии, в соответствии с предметом и условиями настоящего договора.



В связи с недостаточностью доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, Иркутским УФАС России был сделан запрос в ЗАО “Б“ и ОАО “И“.

Из ответа ОАО “И“ следует, что договоры с населением поселка Онот не заключались, что не противоречит требованиям п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ. Расчеты с населением производятся по абонентским книжкам по тарифам населения, установленным РЭК Иркутской области для ОАО “И“. При расчетах с ЗАО “Б“ за потребленную электрическую энергию потери в электрических сетях при передаче электрической энергии в поселок Онот не учитывались, так как электрические сети принадлежат ЗАО “Б“. Кроме того, для урегулирования разногласий по расчету количества потребленной энергии ЗАО “Б“ в адрес данного потребителя 30.11.2006, исх. N СТА/4074, было направлено дополнительное соглашение от 01.12.2006 N 1-Э/60-2006. Указанное дополнительное соглашение было подписано генеральным директором ЗАО “Б“ А.Г.У. с замечаниями, с проставлением печати другого юридического лица ООО “М“, что свидетельствует, по мнению ОАО “И“, о нежелании ЗАО “Б“ урегулировать разногласия по расчету потерь электрической энергии.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “Приказ Минпромэнерго РФ от 10.01.2000 N 2“ следует читать “Приказ Минтопэнерго РФ от 10.01.2000 N 2“.

ЗАО “Б“ в ответе от 04.06.2007 N 2016 указывает на то, что потери электроэнергии в электросети абонента, связанные с передачей электроэнергии субабонентам, относятся на счет субабонентов пропорционально их доле потребления (согласно пункту 1.7.15 Правил пользования электрической и тепловой энергией). Однако ссылка ЗАО “Б“ в ответе на данный пункт Правил пользования электрической и тепловой энергией (изданных на основании постановления Совета Министров СССР от 29.07.1967 N 726) является в настоящее время несостоятельной и противоречащей действующему законодательству в связи с признанием их недействующими с 01.01.2000 на территории РФ (Приказ Минпромэнерго РФ от 10.01.2000 N 2). Также ЗАО “Б“ сообщает, что оно только оказывает услугу по передаче электрической энергии потребителям п. Онот Черемховского района и взимает плату с субабонентов по тарифам фирмы “Э“ - филиала ОАО “И“ и самостоятельно ведет расчет с ОАО “И“ за потребленную электрическую энергию, не получая оплату от субабонентов за услуги по передаче электрической энергии, о чем свидетельствуют счета-фактуры, выставляемые субабонентам. Расходы по содержанию электрических сетей и оборудования не распределяются на потребителей-субабонентов, а являются собственными расходами ЗАО “Б“.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “Об электроэнергетике“ от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2004) ЗАО “Б“ является субъектом электроэнергетики, т.к. осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики путем энергоснабжения потребителей и предоставлением услуг по передаче электрической энергии. Согласно Приложению N 6 к договору N 60 от 20.12.2001 установлен перечень из 8-ми субабонентов, присоединенных к распределительным электрическим сетям ЗАО “Б“ - ЛЭП-35 кВ, который включает в себя: население п. Онот - физические лица, УЖКХ п. Онот, почтовое отделение п. Онот, ЧП Г. п. Онот, ЧП К. п. Онот, ЧП Ф. п. Онот, ЧП Х. п. Онот, лесоотдел п. Онот. В настоящее время на балансе ЗАО “Б“ имеется ЛЭП-35 кВ (инв. N 00000454). Следовательно, ЗАО “Б“ является территориальной сетевой организацией и ведет деятельность по передаче электрической энергии по данной ЛЭП, т.е. фактически осуществляет деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии в п. Онот Черемховского района в пределах своей электросетевой инфраструктуры.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством РФ, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (ред. от 07.04.2007) “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ“).

Сетевые организации, оказывающие услуги по распределительным сетям, направляют в органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов предложения об установлении тарифов на передачу электрической энергии в рамках установленных Федеральной службой по тарифам тарифов, содержащие обоснование объемов и распределения инвестиционных затрат по источникам финансирования - доходам от оказания услуг по передаче энергии и доходам от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Органы исполнительной власти государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта РФ.

Органом исполнительной власти субъекта РФ в Иркутской области в сфере государственного регулирования тарифов является Служба по тарифам Иркутской области (адрес: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, тел. 25-65-20).

В соответствии с пп. 3, 4 приказа ФСТ РФ от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 “Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - методические указания), понятия, используемые в методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ, Федеральном законе “Об электроэнергетике“ от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ и в постановлении Правительства Российской Федерации “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии“ от 26 февраля 2004 г. N 109.



В соответствии с п. 54 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ“ органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в т.ч. регулируемые тарифы для населения, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и максимальных уровней регулируемых тарифов. Согласно решению Арбитражного суда Иркутской области N А19-25589/06-26 от 02.02.2007 определено взыскать с ИП Г.Г.Е. в пользу ЗАО “Б“ 39123,08 руб. основного долга - задолженность за отпущенную электроэнергию, а также 1564,92 руб. - госпошлины. Кроме того, принято решение N 4-эл комиссией УФАС по Иркутской области о признании факта нарушения требований статьи 6 Закона N 36-ФЗ в отношении ЗАО “Б“ в части совмещения деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии на территории Иркутской области и прекращении совмещения деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии в срок до 20 декабря 2007 г. путем осуществления реорганизации юридического лица, т.е. ЗАО “Б“ (в форме разделения или выделения), исключающую совмещение деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“,

решила:

1. Признать нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ ЗАО “Б“ установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Учитывая постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ“, принятое решение N 4-эл от 19.06.2007 УФАС по Иркутской области и решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-25589/06-26 от 02.02.2007, подтверждающее понесенные затраты ЗАО “Б“, предписание не выдавать до принятия решения о разделении ЗАО “Б“.

3. В случае выбора ЗАО “Б“ статуса сетевой организации рекомендовать обществу обратиться в Службу по тарифам по Иркутской области за урегулированием тарифа на услугу по передаче электрической энергии.