Законы и постановления РФ

Распоряжение главы Администрации УОБАО от 19.03.2007 N 171-рз “Об утверждении методических рекомендаций по организации тарифной системы оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики Усть-Ордынского Бурятского автономного округа“

Утратил силу в связи с изданием Распоряжения губернатора Иркутской области от 16.05.2008 N 311-р.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 марта 2007 г. N 171-рз

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНЕБЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В соответствии со статьями 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по организации тарифной системы оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

2. Комитету по связям с общественными организациями и средствами массовой информации администрации округа (Барбаев В.П.) опубликовать настоящее распоряжение в газете “Панорама округа“.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации округа Дамбуеву Р.И.

Первый
зам. главы администрации

В.РЕБРИКОВ

Утверждено

распоряжением

главы администрации округа

от 19 марта 2007 года

N 171-рз

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВНЕБЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Система оплаты труда - это определенный порядок исчисления заработной платы по каждой группе и категории работников в зависимости от количества и качества затраченного труда и его конечных результатов.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

1.2. Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная система оплаты труда позволяет отразить различия в сложности выполняемых работ (квалификации работника), условиях и интенсивности труда, значимости сфер его применения (дефицитности профессии или специальности на рынке труда) и в некоторых других характеристиках трудового процесса, относимых к так называемым тарифообразующим, в той или иной системе оценки трудового вклада работающих по найму.

1.3. Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

1.4. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

1.5. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной
подготовки работника.

1.6. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

1.7. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Система оплаты труда разрабатывается в любой организации с целью наиболее эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов - работников.

Из определения системы оплаты труда следуют два основных условия, при которых достигается положительный эффект от ее применения в организации:

1) наличие четкости при начислении за работной платы и строгости соблюдения установленного порядка в любой организации независимо от формы собственности и численности работников;

2) зависимость оплаты труда от результатов работы работника.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) организации самостоятельно определяют и устанавливают систему оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

3. ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Обычно к ней относят и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная сетка устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от тарифообразующих факторов, к которым можно отнести:

- различие в сложности выполняемых работ и квалификации работников;

- различие в производственно-технических условиях работы (интенсивность труда, физическая и техническая тяжесть труда и
пр.);

- значимость того или иного вида деятельности (производства) для предприятия.

Тарифная сетка состоит из тарифных ставок и тарифных разрядов. К первому разряду относятся самые простые работы низшего уровня сложности, наименьшей значимости для предприятия, осуществляемых в нормальных условиях труда и с нормальной напряженностью.

Соотношение размеров тарифной ставки каждого разряда определяется тарифным коэффициентом. Чем сложнее работа, тем выше разряд и соответственно выше тарифная ставка, которая определяется путем умножения тарифной ставки 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника (далее - ЕТКС), содержащего квалификационную характеристику различных видов работ в зависимости от их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, а также требования, которые предъявляются к знаниям и навыкам работника. ЕТКС применяется в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

4. ПОРЯДОК И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

Согласно ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Локальные нормативные акты принимают работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

Долгое время по тарифной сетке производилась оплата труда рабочих. Труд руководителей, специалистов и служащих оплачивался по схемам должностных окладов.

В настоящее время в организациях часто применяется единая тарифная сетка (ЕТС), которая отличается от тарифной сетки тем, что предполагает применение поразрядного тарифного нормирования по всем категориям персонала (рабочие, руководители, специалисты, служащие).

Этапы разработки единой тарифной сетки:

1. При организации оплаты труда по ЕТС первоначально проводится группировка
профессий рабочих и должностей служащих по признаку общности выполняемых работ (функций). Это делается для того, чтобы упростить отнесение непосредственно профессий и должностей к разрядам. При проведении данной работы разряды и наименования профессий должны соответствовать общероссийскому классификатору профессий рабочих и должностей служащих и ЕТКС.

1.1. Категория рабочих является сквозной для всех видов деятельности, группировка по сложности работ уже предусмотрена в действующих тарифно-квалификационных справочниках. Их можно представить одной строкой и тарифицировать в соответствии с ЕТКС по разрядам (Приложение 1).

1.2. В категорию служащих можно включить так называемых технических исполнителей, например, табельщик, учетчик, экспедитор и др.

1.3. Работы, выполняемые руководителями и специалистами различных категорий и подразделений, можно разделить по следующим признакам сложности их труда:

- характер работ, составляющий содержание труда;

- разнообразие (комплексность) работ;

- самостоятельность выполнения работ;

- масштаб и сложность руководства.

Учитывая эти условия, можно установить следующую классификацию видов работ:

1.3.1. Информационно-технические работы, к которым можно отнести документирование информации, учет всех элементов производства, выполнение инженерных и экономических задач по уже разработанной программе и пр.

1.3.2. Аналитико-конструктивные работы, которые предполагают более высокий квалификационный уровень - анализ существующего положения, проектирование решений, оперативное планирование и пр.

1.3.3. Организационно-административные работы, их выполняют как правило главные специалисты, руководители структурных подразделений - работы, связанные с проведением всех видов анализа процессов управления и обслуживания производства, технических и экономических экспериментов, разработкой технической и экономической политики предприятия, разработкой перспективных планов развития.

2. Разрабатываются тарифно-квалификационные характеристики для руководителей, специалистов и служащих.

3. Устанавливается количество разрядов и общий диапазон дифференциации между низшей и высшей квалификационными группами и выбирается адекватный условиям предприятия и его финансовым возможностям тип нарастания оплаты в тарифной сетке в пределах установленного диапазона.

3.1.
Прежде всего, устанавливается диапазон тарифной сетки - разница между минимальной и максимальной тарифной ставкой. При установлении в организации данного соотношения следует ориентироваться на совокупность следующих факторов:

- размер среднемесячной заработной платы;

- уровень минимального размера оклада (ставки);

- численность работников.

В среднем, рекомендуемый диапазон тарифных коэффициентов составляет 1:7. Существуют ЕТС с диапазоном 1:4,5; 1:5,5; 1:8,2; 1:9,65.

3.2. Важнейшим моментом в разработке тарифной сетки является определение нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Характер изменения тарифных коэффициентов зависит от задач, решаемых предприятием с помощью введения единой тарифной сетки.

Существующие способы нарастания тарифных коэффициентов:

- Равное. Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду происходит в равном размере (Приложение 2).

- Прогрессивное. С увеличением разрядов межразрядная разница возрастает (Приложение 3).

- Регрессивное. Тарифные ставки более высоких разрядов возрастают в меньшей степени, чем более низких разрядов (Приложение 4).

- Смешанное. Тарифная сетка разбивается на несколько блоков, внутри которых нарастание тарифных коэффициентов может быть равное. От одного блока сетки до другого нарастание тарифных коэффициентов может быть регрессивное или прогрессивное (как ЕТС для бюджетной сферы) (Приложение 5).

Кроме того, смешанная система построения ТС может быть прогрессивно-регрессивной, в которой, например, с 1-го по 6-й разряды межразрядная разница увеличивается, а с 6 разряда - снижается.

В целях материальной заинтересованности работников межразрядное соотношение не должно быть менее 10%.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА МИНИМАЛЬНОЙ ТАРИФНОЙ СТАВКИ

При определении минимальной тарифной ставки первого разряда прежде всего предприятие исходит из своих экономических возможностей.

Вместе с тем существенное значение имеет вопрос о доле тарифа в заработной плате работников. Чем он выше, тем более гарантированный характер имеет организация заработной платы на предприятии. Но в то же время это требует более
высокой организации производства, более высокой дисциплины труда и соответствующим образом гарантированной производительности со стороны работников, т.е. требуется относительная стабильность производства при достаточно высокой его организации.

Низкая доля тарифа при нормальной организации производства может выступать фактором, дестабилизирующим организацию заработной платы и через нее организацию производства. При доле тарифа в заработной плате 30 - 35% минимальная тарифная ставка составит не более 15 - 20% от средней заработной платы. В этом случае обесценивается значимость квалификации, норм и нормативов трудовых затрат, возрастает субъективизм.

Рекомендуется ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате (без учета районного коэффициента - далее РК), примерно равный 65 - 70%.

С теоретической точки зрения минимальная тарифная ставка должна быть или равной минимальной заработной плате, гарантируемой законом, или быть несколько выше ее. Однако в современных реальных экономических условиях в России размер законодательно гарантируемой минимальной заработной платы существенно отличается от минимально необходимых физиологических условий воспроизводства рабочей силы (прожиточного минимума). Поэтому в настоящий момент размер минимальной тарифной ставки рекомендуется ориентировать на величину прожиточного минимума в регионе.

Вместе с тем, если предприятие присоединилось к отраслевому соглашению, то тарифная ставка 1-го разряда устанавливается в соответствии с отраслевым тарифным соглашением. При этом выполнение соглашения является обязательным (ст. 48 ТК РФ), если делегированы полномочия на его заключение, либо предприятие к нему присоединилось позднее, либо работодатель состоит в объединении работодателей, которое заключило соглашение.

Как указано выше, одним из основных критериев, на который целесообразно ориентироваться при определении величины минимальной тарифной ставки, - это величина прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанного для экономического района, где находится предприятие, и утвержденного органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.

Однако в случае, если прожиточный минимум на уровне или выше 45 - 50% от среднемесячной заработной платы работников организации, сложившейся в последний отчетный период, данный способ применять нецелесообразно, поскольку у предприятия не останется средств на поощрение за перевыполнение норм трудовых затрат и показателей премирования.

Размер минимальной тарифной ставки 1 разряда можно определить на основании фактической среднемесячной заработной платы, сложившейся в организации. Предполагается, что все виды работ, имеющихся в организации, уже протарифицированы и соответственно известно необходимое количество работников по каждому разряду работ.

Пример:

Средняя заработная плата на предприятии составила 7524 руб.

Очищаем ее от районного коэффициента: 7524 / 1,6 = 4702,5 руб.

Задаем долю тарифа в заработной плате - 65%.

Тогда тарифная составляющая заработной платы составит:

4702,5 x 0,65 = 3056,6 руб.

Находим средний тарифный разряд и, следовательно, тарифный коэффициент, например, 2,12.

Тогда тарифная ставка 1-го разряда будет равна:

3056,6 руб. / 2,12 = 1441,8 руб.

В этом случае необходимо учесть фактор сезонности. Инфляционный фактор может быть нивелирован с помощью индекса потребительских цен.

Размер минимальной тарифной ставки 1 разряда можно определить и на основе экспертных оценок.

Данный метод применяется в том случае, когда организации требуется установить конкурентоспособные тарифные ставки, которые способствовали бы закреплению квалифицированных кадров. Данный метод предполагает создание на предприятии экспертной группы по оценке рынка труда (статистические бюллетени, информация службы занятости, объявления о приеме на работу). Собранный материал является основой для принятия решения о размере минимальной тарифной ставки, позволяющей конкурировать на рынке труда.

Однозначно работодатель должен помнить, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда не может быть
ниже минимального размера оплаты труда.

6. ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

В условиях роста потребительских цен важно защитить заработную плату работников от обесценивания. В соответствии со ст. 134 ТК Российской Федерации работодатель должен обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы. Механизм индексации должен быть зафиксирован в коллективном договоре, локальном нормативном правовом акте организации. Способы индексации заработной платы могут быть разные в зависимости от финансовых возможностей организации.

Уровень заработной платы работников может увеличиваться на:

- индекс роста потребительских цен;

- индекс роста прожиточного минимума;

- на определенный коэффициент с тем, чтобы по истечении года коэффициент повышения заработной платы в целом за год был не меньше индекса роста потребительских цен.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тарифная система оплаты труда является основной составляющей системы оплаты труда. В целом организация оплаты труда на предприятии - достаточно сложный по содержанию и методике управления процесс, в котором используются знания не только экономических дисциплин, в первую очередь экономики труда, но и технических, а также социологии, организации производства и т.п. Она опирается на трудовое законодательство, обширную нормативно-методическую базу, предполагает активное взаимодействие всех сторон трудовых отношений в разработке всех условий оплаты и устанавливается работодателем коллективными договорами, другими локальными нормативными актами организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Приложение 1

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА

ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТАВОК ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОЧИХ

И СЛУЖАЩИХ ПО СЛОЖНОСТИ ТРУДА (КВАЛИФИКАЦИИ)

-----------------------T------------------------------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Категории и группы ¦ Разряды оплаты и соответствующие им тарифные коэффициенты ¦

¦ работников +---T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T----T-----T-----T-----T---+

¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦18 ¦

L----------------------+---+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+-----+----

1,0 1,11 1,24 1,39 1,56 1,75 1,97 2,22 2,51 2,84 3,22 3,65 4,14 4,7 5,38 6,19 7,12 8,2

1. Рабочие X X X X X X X X

(1,0 - 2,22)

2. Технические X X X X

исполнители

(1,11 - 1,56)

3. Руководители X X X X X X X X X X X X X X

и специалисты

(1,56 - 8,2)

3.1. Информационно - X X X X X X

технические работы

(1,56 - 2,84)

3.2. Аналитико - X X X X X X

конструктивные

работы (2,51 - 4,7)

3.3. Организационно - X X X X X X

административные

работы (4,14 - 8,2)

Приложение 2

ТАРИФНАЯ СЕТКА

ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ С НАРАСТАНИЕМ

ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ В РАВНОМ РАЗМЕРЕ

-------T-----------T------T-----------¬

¦Разряд¦ Тарифный ¦Разряд¦ Тарифный ¦

¦оплаты¦коэффициент¦оплаты¦коэффициент¦

¦труда ¦ ¦труда ¦ ¦

L------+-----------+------+------------

1 1,00 12 3,48

2 1,12 13 3,90

3 1,25 14 4,36

4 1,40 15 4,89

5 1,57 16 5,47

6 1,76 17 6,13

7 1,97 18 6,87

8 2,21 19 7,69

9 2,48 20 8,61

10 2,77 21 9,65

11 3,11

Приложение 3

ТАРИФНАЯ СЕТКА

ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ С

ПРОГРЕССИВНЫМ НАРАСТАНИЕМ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

-------T-----------T------T-----------¬

¦Разряд¦ Тарифный ¦Разряд¦ Тарифный ¦

¦оплаты¦коэффициент¦оплаты¦коэффициент¦

¦труда ¦ ¦труда ¦ ¦

L------+-----------+------+------------

1 1,00 10 2,84

2 1,11 11 3,22

3 1,24 12 3,65

4 1,39 13 4,14

5 1,56 14 4,7

6 1,75 15 5,38

7 1,97 16 6,19

8 2,22 17 7,12

9 2,51 18 8,2

Приложение 4

ТАРИФНАЯ СЕТКА

ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ С

РЕГРЕССИВНЫМ НАРАСТАНИЕМ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

-------T-----------T------T-----------¬

¦Разряд¦Тарифный ¦Разряд¦ Тарифный ¦

¦оплаты¦коэффициент¦оплаты¦коэффициент¦

¦труда ¦ ¦труда ¦ ¦

L------+-----------+------+------------

1 1,00 9 3,84

2 1,30 10 4,3

3 1,69 11 4,82

4 2,01 12 5,4

5 2,32 13 5,99

6 2,64 14 6,65

7 3,01 15 7,38

8 3,04 16 8,2

Приложение 5

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА

ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

-------T-----------T------T-----------¬

¦Разряд¦ Тарифный ¦Разряд¦ Тарифный ¦

¦оплаты¦коэффициент¦оплаты¦коэффициент¦

¦труда ¦ ¦труда ¦ ¦

L------+-----------+------+------------

1 1,00 10 2,44

2 1,11 11 2,68

3 1,23 12 2,89

4 1,36 13 3,12

5 1,51 14 3,36

6 1,67 15 3,62

7 1,84 16 3,90

8 2,02 17 4,20

9 2,22 18 4,50