Законы и постановления РФ

Территориальное трехстороннее Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в г. Иркутске на 2007 - 2009 годы (ред. от 18.05.2009, с изм. от 10.12.2009) (Подписано 25.01.2007)

Действие документа продлено по 31 декабря 2012 года Соглашением от 10.12.2009.

Изменения, внесенные Соглашением от 18.05.2009, вступили в силу с 18 мая 2009 года.

Действует до 1 января 2010 года (пункт 7.1 статьи 7 данного документа).

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

ИРКУТСКИЙ ГОРОДСКОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПРОФСОЮЗОВ

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Г. ИРКУТСКА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В Г. ИРКУТСКЕ НА 2007 - 2009 ГОДЫ

(в ред. соглашения от 18.05.2009,

с изм., внесенными соглашением от 10.12.2009)

Настоящее территориальное трехстороннее Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в г. Иркутске на 2007 - 2009 годы заключено между Координационным советом организаций профсоюзов г. Иркутска, объединением работодателей г.
Иркутска в составе Иркутского регионального объединения работодателей “Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей“ и администрацией г. Иркутска (далее - Соглашение) на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области “О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутской области“.

(в ред. Соглашения от 18.05.2009)

Стороны Соглашения:

Работники, представленные Координационным советом организаций профсоюзов г. Иркутска (далее - Профсоюзы);

Работодатели, представленные объединением работодателей г. Иркутска в составе Иркутского регионального объединения работодателей “Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей“ (далее - Работодатели);

(в ред. Соглашения от 18.05.2009)

Орган местного самоуправления, представленный администрацией г. Иркутска (далее - Администрация)

по результатам согласования позиций сторон заключили настоящее Соглашение и установили общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в г. Иркутске.

Стороны Соглашения сторон считают, что в предстоящий период главной целью социально-экономического развития г. Иркутска является создание необходимых условий для достижения высокого уровня и качества жизни населения города, улучшения социально-демографической ситуации, защиты трудовых прав работников и правовой защиты жителей города, развития гражданского сообщества на основе повышения конкурентоспособности всех производственных и хозяйственных институтов, развития экономики города.

Стороны Соглашения намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе строгого соблюдения основных принципов социального партнерства, развития и совершенствования коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности, нести предусмотренную действующим законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения.

Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций (переговоров) в рамках деятельности Иркутской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений подготавливают предложения, содействуют принятию
необходимых решений и добиваются их реализации.

В данное Соглашение по договоренности сторон могут быть внесены изменения и дополнения.

Настоящее Соглашение является основой для заключения территориально-отраслевых соглашений и коллективных договоров.

При этом Соглашение не ограничивает права работников организаций города в расширении социальных и экономических гарантий и льгот в пределах финансовых возможностей организаций.

Стороны поддерживают присоединение к Соглашению других работодателей и профсоюзных объединений и организаций, а также констатируют, что неприсоединение к настоящему Соглашению не препятствует участию в его выполнении.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 2007 - 2009 ГОДАХ

Подтверждая свои намерения содействовать проведению социально-экономической политики в интересах населения города, стороны Соглашения считают необходимым:

В сфере экономической политики:

- создание условий для модернизации экономики города и содействие переходу на инновационный путь развития;

- повышение конкурентоспособности г. Иркутска в производстве товаров и услуг, пользующихся растущим спросом на мировом рынке и рынке страны;

- создание условий для развития экономики за счет повышения эффективности производства и качества управления;

- развитие предпринимательства, партнерских отношений с немуниципальными предприятиями и бизнес-сообществом;

- достижение компромисса экономических интересов субъектов естественных монополий и других товаропроизводителей города;

- создание дополнительных рабочих мест.

В сфере оплаты труда и уровня жизни населения:

- обеспечение уровня реального содержания заработной платы;

- обеспечение защиты трудовых прав работников на оплату труда. Исключение случаев возникновения задолженности по заработной плате и иных сумм, причитающихся работникам.

В сфере рынка труда и занятости населения:

- развитие рынка труда города на основе баланса интересов работодателей и работников, максимальное обеспечение занятости населения;

- снижение уровня безработицы.

В сфере охраны труда:

- обеспечение предупредительных мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций города;

- содействие обеспечению безопасности
жизни и здоровья работников организаций г. Иркутска в процессе трудовой деятельности.

В сфере социальных гарантий и защиты:

- повышение эффективности социальной защиты наиболее уязвимых групп населения города на основе реализации соответствующих муниципальных планов, программ и совершенствования муниципальных нормативных правовых актов г. Иркутска.

В сфере социального партнерства:

- развитие и дальнейшее совершенствование системы социального партнерства на основе расширения практики заключения коллективных договоров и соглашений, в том числе на территориально-отраслевых уровнях.

Для достижения приоритетных целей в области социально-трудовых отношений стороны Соглашения принимают на себя следующие обязательства:

Статья 1. В сфере экономической политики

1.1. Стороны Соглашения:

добиваются дальнейшего развития экономики города, укрепления финансового положения организаций.

Для этого стороны будут:

1.1.1. Принимать участие в реорганизации организаций с целью повышения эффективности производства и улучшения финансово-экономических результатов их деятельности.

1.1.2. Способствовать созданию максимально благоприятных условий для всех хозяйствующих субъектов, стимулировать повышение уровня собственных доходов организаций.

1.1.3. Содействовать проведению активной инвестиционной и инновационной политики, обеспечивающей:

- повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности организаций г. Иркутска;

- создание условий по защите интересов иркутских товаропроизводителей на внутреннем рынке;

- повышение эффективности управления муниципальной собственностью, рост ее доходности.

1.1.4. Содействовать развитию малого и среднего бизнеса.

Размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

(абзац введен Соглашением от 18.05.2009)

1.1.5. Обеспечивать защиту социально-трудовых прав работников.

1.1.6. Осуществлять мониторинг социально-трудовой сферы в пределах своей компетенции.

1.2. Администрация:

В установленном порядке:

1.2.1. Реализует муниципальные планы, программы, концепции, обеспечивает их своевременное финансирование, утвержденное решением о бюджете города.

1.2.2. Принимает согласованные меры, направленные на стабильную работу учреждений социальной сферы.

1.2.3. Оказывает содействие жителям города Иркутска в улучшении жилищных условий через:

- предоставление субсидий по целевой
муниципальной социальной программе “Молодым семьям города Иркутска - доступное жилье“;

- предоставление субсидий на частичную оплату первоначального взноса при получении кредита (займа) на строительство жилья;

- предоставление жилья из специализированного жилищного фонда работникам бюджетной сферы города Иркутска;

- предоставление жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- предоставление жилья гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда.

1.2.4. Создает условия для внедрения мероприятий по ресурсосбережению (в том числе энергосбережению), реализует их в жилищно-коммунальном хозяйстве и на объектах социальной сферы города.

1.2.5. Создает благоприятные условия для эффективной работы местных товаропроизводителей.

1.2.6. Содействует сохранению государственной и муниципальной поддержки перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта, включая электрический транспорт (кроме такси), развивает дорожно-транспортную сеть г. Иркутска, включая строительство, реконструкцию, ремонт, поддержание ее в соответствии с техническими требованиями.

1.2.7. Осуществляет контроль за работой муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, способствует принятию в них коллективных договоров.

1.2.8. Информирует население города Иркутска о реализации муниципальных планов, программ, в том числе по вопросам занятости населения, защите социально-трудовых прав работников, миграции рабочей силы, социального обеспечения.

(пп. 1.2.8 введен Соглашением от 18.05.2009)

1.3. Профсоюзы:

1.3.1. Участвуют в разработке планов, программ и осуществлении мероприятий, направленных на реализацию экономических реформ, в том числе в жилищно-коммунальной сфере, в интересах населения г. Иркутска.

1.3.2. Принимают участие при рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников в арбитражных судах в установленном законодательством порядке.

1.3.3. Осуществляют взаимодействие с администрацией г. Иркутска и соответствующими объединениями работодателей по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров.

1.3. Доказывают правовую помощь акционерам - членам профсоюзов организаций - банкротов.

1.4. Работодатели:

1.4.1. Осуществляют разработку и финансирование программ по освоению и развитию производства конкурентоспособной продукции.

1.4.2. Обеспечивают реализацию мер по
развитию производства, улучшению финансового положения организаций, наиболее полному использованию производственных мощностей и площадей. Своевременно уплачивают налоговые платежи в бюджеты всех уровней и взносы в целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.

1.4.3. Не допускают несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и задолженности по страховым взносам в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

1.4.4. Оказывают содействие администрации г. Иркутска в развитии инженерной и социальной инфраструктуры города.

1.4.5. Не реже одного раза в квартал отчитываются перед работниками о социально-экономическом положении организации, принимаемых мерах по стабилизации производства, финансового положения и своевременности выплаты заработной платы, о выполнении обязательств коллективных договоров и соглашений.

Статья 2. Оплата труда и уровень жизни населения

2.1. Стороны Соглашения:

2.1.1. Способствуют увеличению оплаты труда работников организаций независимо от форм собственности, обеспечивающей им реальное содержание заработной платы, достойный уровень жизни работников и членов их семей.

2.1.2. Осуществляют регулирование заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики города на основании областных Концепции совершенствования системы заработной платы во внебюджетном секторе экономики Иркутской области и Положения о тарифном регулировании уровня заработной платы в организациях производственной сферы экономики Иркутской области, требованиями государственной тарифной политики, заключаемыми соглашениями и коллективными договорами.

2.2. Работодатели и Профсоюзы:

2.2.1. Предусматривают в коллективных договорах организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности:

- положения о необходимости поддержания тарифной части заработной платы на уровне более двух третей от общего ее размера;

- взаимные обязательства по нормированию труда и пересмотру норм труда при изменении организационно-технических условий;

- оплату работникам времени простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, в размере не ниже уровня средней заработной платы работников;

- в случае
если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплату времени простоя - в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

2.2.3. В организациях, где минимальная заработная плата временно не достигает величины прожиточного минимума, установленного постановлениями администрации Иркутской области для трудоспособного населения, проживающего в южных районах Иркутской области, разрабатывают и реализуют мероприятия по ее повышению в соответствии с настоящим Соглашением.

2.2.4. Проводят согласованные, не ущемляющие трудовые права работников, действия по вопросам изменения системы оплаты труда, формам и размерам стимулирующих выплат работникам в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами.

2.3. Профсоюзы:

2.3.1. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений, определяющих порядок, сроки и размеры пересмотра уровня заработной платы в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Работодатели:

2.4.1. Осуществляют повышение уровня реального содержания заработной платы работников в порядке, установленном действующим законодательством, коллективными договорами, отраслевыми тарифными соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим Соглашением.

2.4.2. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Не допускают возникновения задолженности по заработной плате.

2.4.3. Производят индексацию задержанной заработной платы в связи с ростом потребительских цен по г. Иркутску на товары и услуги в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами.

2.4.5. Принимают меры по доведению минимальной месячной заработной платы в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного постановлениями администрации Иркутской области для южных районов Иркутской области.

2.4.6. Принимают меры к поэтапному повышению уровня средней заработной платы работников учреждений бюджетной сферы города и приближению его
размеров к уровню до двух трети от средней заработной платы в экономике города.

2.4.7. Обеспечивают индексацию заработной платы, финансируемой из соответствующих бюджетов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не финансируемой из бюджетов, - в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

2.4.8. При создании новых рабочих мест обеспечивают уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного постановлением администрации Иркутской области для южных районов Иркутской области.

2.5. Администрация:

2.5.1. Способствует погашению задолженности по заработной плате работникам организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности через участие в деятельности Иркутского городского Координационного совета и принятие Советом необходимых мер по соблюдению законодательства РФ о труде и контролю за выплатой заработной платы.

2.5.2. Устанавливает размеры тарифных ставок (окладов) для оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы не ниже ставок, определенных для работников государственных учреждений бюджетной сферы, находящихся в ведении Иркутской области.

2.5.3. Устанавливает порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы с учетом мнения профсоюзных органов.

Статья 3. Рынок труда и занятость населения

3.1. Стороны Соглашения:

3.1.1. Создают условия для увеличения количества рабочих мест на основе прогрессивного экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности организаций города и развития предприятий малого и среднего бизнеса.

3.1.2. Принимают меры по снижению уровня безработицы в г. Иркутске.

3.1.3. Не допускают массового высвобождения работников организаций, разрабатывают мероприятия, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники их финансирования. Оказывают необходимую помощь по обеспечению занятости населения в муниципальном образовании “Город Иркутск“.

3.1.4. Осуществляют меры по социальной защите граждан, уволенных в связи с ликвидацией
организаций или сокращением численности (штата).

3.1.5. Содействуют трудоустройству высвобождаемых работников с ликвидируемых организаций на рабочие места в организациях, создаваемых на базе их имущества, при необходимости направляют на профессиональное обучение или переобучение.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.1.5. Содействуют регулированию отношений, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной социально-экономической деятельности на территории г. Иркутска.

3.2. Администрация:

3.2.1. Проводит мероприятия, направленные на повышение уровня деловой активности молодежи.

3.2.2. При формировании бюджета г. Иркутска предусматривает средства на повышение квалификации работников муниципальных учреждений.

3.3. Работодатели и Профсоюзы:

3.3.1. Предусматривают при заключении коллективных договоров за счет собственных средств организации профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждении среднего профессионального высшего и дополнительного профессионального образования.

3.3.2. Способствуют и обеспечивают организацию общественных работ для незанятого населения, временных рабочих мест для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3.3.3. Способствуют и обеспечивают в соответствии с действующим законодательством квотирование рабочих мест в организациях независимо от форм собственности для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.

3.4. Работодатели:

3.4.1. Обеспечивают наиболее полное использование производственных мощностей, создание новых, модернизацию и сохранение имеющихся рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

3.4.2. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории города на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом мнения соответствующих организаций профсоюзов.

3.4.3. Организуют подготовку, переподготовку, повышение квалификации высвобождаемых работников по перечню вакантных должностей и свободных рабочих мест до наступления увольнения, если для трудоустройства требуется профессиональное обучение.

3.4.4. Создают временные рабочие места для школьников, студентов, а также рабочие места для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите, в соответствии с квотами, установленными федеральным и областным законодательством.

3.4.5. Представляют своевременно и в полном объеме в ГУ “Центр занятости населения г. Иркутска“ сведения о наличии вакантных рабочих мест, о трудоустройстве подростков и квотировании рабочих мест для инвалидов в соответствии с областным законодательством.

3.4.6. Осуществляют оптимизацию структуры, реструктуризацию, ликвидацию организаций, подразделений, рабочих мест, изменение форм собственности, полное или частичное приостановление производства, влекущее за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее чем за 3 месяца) письменного уведомления соответствующих профсоюзных органов до начала проведения соответствующих мероприятий.

3.4.7. Обеспечивают на договорной основе временные рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан в организациях любых форм собственности, в том числе за счет собственных средств, для временного трудоустройства подростков в период летних каникул и в свободное от учебы время.

3.4.8. Принимают меры по обеспечению рабочими местами выпускников учреждений профессионального образования в организациях города независимо от форм собственности.

3.4.9. Привлекают студенческие трудовые отряды г. Иркутска для выполнения временных сезонных работ.

3.4.10. Предусматривают возможность предоставления рабочих мест для несовершеннолетних в целях обеспечения занятости подростков в летний период.

(пп. 3.4.10 введен Соглашением от 18.05.2009)

3.5. Профсоюзы:

3.5.1. Через коллективные договоры организаций, соответствующие отраслевые соглашения в установленном законодательством порядке добиваются:

- создания необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;

- заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переподготовке и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;

- выработки предложений по материальной поддержке работников, высвобождаемых в организациях;

- содействия предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам в результате банкротства организаций;

- сохранения за уволенными по ликвидации либо по сокращению штата (численности) льгот и гарантий, предусмотренных для работающих.

3.5.2. Обеспечивают правовую защиту и юридическую помощь работникам и профсоюзным комитетам организаций, находящихся на профсоюзном обслуживании.

3.5.3. Заключают соглашения с собственниками торговых рынков в целях социальной и экономической защиты работников, работающих на данных рынках.

Статья 4. Охрана труда и экологическая безопасность

4.1. Стороны совместно:

4.1.1. Участвуют в реализации муниципальной Программы улучшения условий и охраны труда в городе Иркутске на 2006 - 2010 гг.

4.1.2. Проводят анализ состояния условий труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях. Инициируют разработку, принятие и выполнение мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на сокращение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

4.1.3. Содействуют осуществлению мер экономического стимулирования работодателей по созданию безопасных условий труда.

4.1.4. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам реализации ими на территории города надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда.

4.1.5. Обеспечивают контроль в области охраны труда с целью создания работодателями здоровых и безопасных условий труда.

4.1.6. Ежегодно рассматривают состояние условий и охраны труда, принимают меры по созданию здоровых и безопасных условий труда в организациях города.

4.1.7. организуют подготовку и проведение:

- смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда;

- совместных семинаров, совещаний, круглых столов по вопросам охраны и условий труда с руководителями, специалистами и другими работниками организаций.

4.1.8. Принимают меры по созданию комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.

4.1.9. Оказывают содействие в разработке мероприятий по охране труда в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за их выполнением.

4.1.10. Содействуют выполнению федеральных, областных и муниципальных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки в городе.

4.1.11. Принимают участие в разработке муниципальных планов и программ по оздоровлению экологической обстановки в городе.

4.2. Администрация:

4.2.1. Организует работу Иркутской городской межведомственной комиссии по охране труда.

4.2.2. Осуществляет методическое обеспечение деятельности организаций по созданию здоровых и безопасных условий труда работников.

4.2.3. Обеспечивает участие представителей администрации г. Иркутска в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.

4.2.4. Развивает и совершенствует базу муниципальных нормативных правовых актов г. Иркутска в сфере охраны труда.

4.2.5. Обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды согласно соответствующим муниципальным целевым программам.

4.2.6. Разрабатывает и утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями (организациями) города.

4.2.7. Осуществляет муниципальный лесной контроль.

(пп. 4.2.7 в ред. Соглашения от 18.05.2009)

4.2.8. Информирует население города об экологической обстановке, принимает меры по обеспечению безопасности населения в случае стихийных бедствий, также сообщает в специальные государственные органы о действиях организаций, нарушающих законодательство об охране окружающей среды и природопользовании.

4.2.9. Исключен. - Соглашение от 18.05.2009.

4.3. Работодатели:

4.3.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:

- мероприятия по улучшению условий и охраны труда и средства на их финансирование;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

- дополнительные компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

- возмещение пострадавшим и их семьям вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в соответствии с действующим законодательством;

- сокращение количества рабочих мест, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям;

- предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю условий труда и их обучение;

- компенсацию затрат, связанных с обследованием работников на наличие профзаболеваний и затрат, связанных с обязательным предварительным медицинским осмотром при заключении трудового договора, предусмотренных действующим законодательством.

4.3.2. Обеспечивают здоровые и безопасные условия труда на производстве в соответствии с действующим законодательством.

4.3.3. Укрепляют службы охраны труда высококвалифицированными специалистами, обеспечивают их эффективную работу.

4.3.4. Заключают договоры со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда, в случае отсутствия службы охраны труда (специалиста по охране труда) в организациях, имеющих численность работников менее 50 человек.

4.3.5. Обеспечивают реализацию мероприятий по охране труда, включенных в коллективные договоры и соглашения.

4.3.6. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

4.3.7. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.

4.3.8. Включают представителей профсоюзных организаций в комиссии по приемке вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

4.3.9. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего здоровью работников, загрязнению окружающей среды.

4.3.10. Сообщают в установленном порядке обо всех происшедших на производстве смертельных, групповых и тяжелых несчастных случаях компетентным государственным органам, а также в администрацию города Иркутска и профсоюзным органам.

4.3.11. Участвуют в конкурсах на лучшую организацию работы по охране труда в г. Иркутске.

4.3.12. Соблюдают установленные законодательством РФ нормативы выбросов и сбросов в окружающую среду, лимиты размещения отходов и обеспечивают своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

4.3.13. Принимают участие в разработке и выполнении муниципальных программ по оздоровлению экологической обстановки.

4.3.14. Разрабатывают комплекс мер по экологической безопасности вновь вводимых и действующих производственных объектов.

4.4. Профсоюзы:

4.4.1. Осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда и проведением работ по охране окружающей среды, природной среды в организациях.

4.4.2. Добиваются выделения средств по улучшению экологической обстановки на производстве, улучшению условий и охраны труда не ниже размеров, установленных отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами.

4.4.3. Содействуют проведению работ работниками на общественных началах по обеспечению санитарного состояния города и его благоустройства.

4.4.4. Участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке и реализации профилактических мер в соответствии с действующим законодательством.

4.4.5. Проводят выборы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных органов по охране труда, организуют их обучение в соответствующем учебно-методическом центре.

4.4.6. Участвуют в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.

4.4.7. Принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда.

Статья 5. Социальная защита и социальные гарантии

5.1. Стороны Соглашения:

5.1.1. Обеспечивают соблюдение законодательно установленных прав граждан на социальную защиту, доступность гарантируемого объема социальных услуг для населения города, сохранение уровня социальных гарантий, транспортной доступности.

5.1.2. Сохраняют объемы оздоровительного отдыха детей в летние периоды не ниже количественных показателей предыдущего года.

5.1.3. Содействуют развитию кадрового потенциала организаций города.

5.1.4. В целях закрепления молодых специалистов в организациях при заключении отраслевых территориальных соглашений предусматривают дифференцированную систему повышения гарантий и компенсаций данной категории работников сверх установленных законодательством.

5.1.5. Принимают участие в разработке механизмов улучшения жилищных условий населения г. Иркутска.

5.2. Профсоюзы и Работодатели:

5.2.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:

- выделение собственных средств на физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и их детей в лечебных и оздоровительных учреждениях;

- компенсационные выплаты матерям, находящимся в от“уске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, не ниже норм, установленных действующим законодательством;

- выделение собственных средств на приобретение новогодних подарков для детей работников;

- обеспечение временной занятости детей работников в организации в летний период в соответствии с действующим законодательством.

5.2.2. При смене собственника детских загородных оздоровительных лагерей сохраняют их основные функции.

5.2.3. Обеспечивают в законодательно установленном порядке своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование работников.

5.2.4. Предусматривают за счет собственных средств организации дополнительное пенсионное страхование работников.

5.3. Администрация:

5.3.1. В пределах своих полномочий осуществляет мероприятия по обеспечению оздоровления, отдыха и досуга молодежи.

5.3.2. Содействует сохранению на территории города для студентов очной формы обучения образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, получающих социальную стипендию или из малообеспеченных семей; для обучающихся муниципальных общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений из социально неблагополучных и малообеспеченных семей компенсаций на проезд в муниципальном транспорте, а также стипендий мэра г. Иркутска отличникам учебы и победителям городских конкурсов среди учащихся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (детских музыкальных школ, детских художественных школ, детских школ искусств) в пределах бюджета г. Иркутска на основании решений Думы г. Иркутска.

5.3.3. Продолжает практику предоставления компенсаций пенсионерам на проезд в муниципальном транспорте с последующей ежегодной индексацией в соответствии с решениями Думы г. Иркутска.

5.3.4. Обеспечивает установление размера родительской платы, компенсаций части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в размерах, установленных ст. 3 Федерального закона N 207-ФЗ от 05.12.2006 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей“.

5.3.5. Содействует строительству и развитию объектов туристской индустрии г. Иркутска.

5.4. Работодатели:

5.4.1. Обеспечивают социальные льготы и гарантии работникам внебюджетной сферы не менее чем на уровне, предусмотренном Законом Иркутской области “О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета“.

5.5. Профсоюзы:

5.5.1. Проводят разъяснительную работу по применению норм трудового законодательства Российской Федерации в организациях города и организуют семинары профсоюзных активов.

5.5.2. Продолжают работу по созданию в каждой организации, находящейся на профсоюзном обслуживании, комиссии по социальному страхованию и комиссий по контролю за правильностью начисления заработной платы и соответствующих отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальные лицевые счета работников для формирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии, за своевременной подачей страхователями достоверных сведений о начислении и уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех работающих в организации застрахованных лиц.

5.5.3. Осуществляют общественный контроль за предоставлением льгот и гарантий работникам в соответствии с федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

Статья 6. Развитие социального партнерства

6.1. Стороны Соглашения:

6.1.1. Проводят взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников, совершенствования нормативной правовой базы по вопросам социально-экономического развития г. Иркутска по предварительному обсуждению проектов решений Думы г. Иркутска и иных муниципальных нормативных правовых актов г. Иркутска в области социально-трудовых отношений.

6.1.2. Способствуют вовлечению работающих в организациях города в коллективно-договорное регулирование. Добиваются заключения коллективных договоров в каждой организации, чьи интересы представляют стороны.

6.1.3. Оказывают консультационно-методическое содействие заключению коллективных договоров организациям различных форм собственности.

6.1.4. Предварительно письменно информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по трудовым и социально-экономическим вопросам.

6.1.5. Содействуют предупреждению и урегулированию возникающих коллективных трудовых споров.

6.1.6. Вносят по взаимному согласию сторон в течение срока действия Соглашения изменения и дополнения в настоящее Соглашение.

6.1.7. Осуществляют контроль за исполнением коллективных договоров, соглашений.

6.1.8. Инициируют заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений по регулированию социально-трудовых отношений на территориальном уровне социального партнерства, коллективных договоров в организациях.

6.2. Профсоюзы и работодатели:

6.2.1. Обеспечивают разработку и заключение коллективных договоров в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности в рамках действующего законодательства.

6.2.3. Содействуют созданию профсоюзных организаций, развитию эффективного социального партнерства, заключению коллективных договоров и соглашений в организациях малого и среднего бизнеса.

6.2.4. Принимают участие в ежегодно проводимых конкурсах по развитию социального партнерства.

6.3. Работодатели:

6.3.1. Направляют на уведомительную регистрацию в законодательно установленном порядке в органы по труду администрации г. Иркутска коллективные договоры и в Службу по труду Иркутской области Соглашения.

6.3.2. Обеспечивают соблюдение законодательно установленных прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

6.4. Профсоюзы:

6.4.1. Способствуют повышению уровня защищенности работников, работающих у работодателей - физических лиц, в сфере трудовых отношений, повышению их квалификации и снижению уровня социальной напряженности.

6.4.2. Способствуют созданию и совершенствованию работы в каждой организации комиссий по трудовым спорам (КТС) как досудебного органа рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

6.4.3. Продолжают сотрудничество с Государственной инспекцией труда в Иркутской области по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства.

6.4.4. Проводят разъяснительную работу по предотвращению коллективных трудовых споров.

6.4.5. Воздерживаются от коллективных действий, связанных с приостановкой работы организаций в период действия Соглашений и коллективных договоров, при условии выполнения его всеми сторонами социального партнерства.

6.4.6. Информируют другие стороны о готовящихся акциях протеста профсоюзов не позднее чем за три дня до дня проведения акции протеста.

6.5. Администрация:

6.5.1. В установленном порядке направляет проекты нормативных правовых актов органов городского самоуправления в сфере труда, включая вопросы изменения социально-экономических интересов работников, а также документов и материалов, необходимых для их обсуждения, на рассмотрение в Иркутскую городскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и учитывает мотивированные заключения Сторон на проекты актов, о результатах информирует стороны.

6.5.2. Осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров, выявляет обязательства сторон, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в Государственную инспекцию труда в Иркутской области.

Статья 7. Действие соглашения, обеспечение контроля за его выполнением

7.1. Данное Соглашение вступает в силу с 1 января 2007 года и действует до 1 января 2010 года.

При этом принятые обязательства считаются минимальными социальными гарантиями и основой для заключения отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашений и коллективных договоров.

Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на ведение переговоров и заключение данного Соглашения от их имени в пределах взятых ими на себя обязательств, а также работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.

7.2. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их в Секретариат Иркутской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7.3. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Иркутской городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, сторонами Соглашения самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.

7.4. При обеспечении контроля за выполнением Соглашения, коллективных договоров стороны социального партнерства ежегодно представляют друг другу необходимую для этого информацию.

7.5. При невыполнении обязательств по причинам, признанным сторонами уважительными, стороны принимают дополнительные согласованные меры к обеспечению выполнения обязательств.

7.6. В развитие Соглашения могут разрабатываться приложения и протоколы, конкретизирующие его отдельные положения и являющиеся неотъемлемой частью Соглашения после принятия соответствующего решения Иркутской городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

7.7. Стороны ежегодно до принятия бюджета г. Иркутска вырабатывают предложения по конкретным показателям и мероприятиям социально-экономического развития города, которые подлежат обязательному рассмотрению администрацией г. Иркутска при подготовке проекта бюджета г. Иркутска на очередной год.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

7.7. Все положения и условия настоящего Соглашения обеспечиваются участвующими в его подписании сторонами Соглашения в обязательном порядке.

Текст Соглашения, ход его реализации доводятся до населения г. Иркутска через средства массовой информации.

Настоящее Соглашение подписали:

От Администрации От Профсоюзов От Работодателей

г. Иркутска

_______ Г.Д.ЗЮБР ________ В.А.ЛУКИН ______ В.Г.ТОЛСТОВ

Первый заместитель Председатель Координатор

главы администрации, Координационного объединения

председатель Комитета Совета работодателей

по экономике и организаций г. Иркутска

финансам профсоюзов

г. Иркутска