Законы и постановления РФ

Письмо УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 31.10.2002 N 02-39/7477-354 “О начислении пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог“ (вместе с письмом МНС РФ от 28.10.2002 N 03-2-06/2/2785/24)

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И

УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

ПИСЬМО

от 31 октября 2002 г. N 02-39/7477-354

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу направляет для руководства и использования в работе письмо МНС России от 28.10.2002 N 03-2-06/2/2785/24 “О начислении пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог“.

Заместитель руководителя Управления -

Советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

С.Н.ТИМОШКОВА

Приложение

к письму

УМНС РФ по Иркутской области и

Усть-Ордынскому Бурятскому АО

от 31 октября 2002 года

N 02-39/7477-354

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 28 октября 2002 г. N 03-2-06/2/2785/24

О НАЧИСЛЕНИИ ПЕНИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ

НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в дополнение к письму МНС России от 29.08.2002 N 03-2-06/2/2153/24-АВ537 по вопросу правомерности начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог сообщает следующее.

Принимая во внимание негативную арбитражную практику по данному вопросу, а также во избежание потерь бюджета по возврату сумм налоговых платежей и пеней по ним, МНС России, учитывая названные обстоятельства, сообщило о необходимости начисления пени на сумму неуплаченного налога по окончании налогового периода по налогу на пользователей автомобильных дорог (соответствующего календарного года) при выявлении фактов неполной уплаты данного налога в целом за соответствующий период (календарный год).

В то же время правомерность применения налоговыми органами порядка начисления пени (в т.ч. и в 2001 году) за нарушение срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, установленного пунктом 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 “Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“, подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О.

Данное определение содержит вывод о том, что датой, по истечении которой налоговый платеж считается произведенным с нарушением установленного срока и возникает возможность начисления пеней, является 15 число соответствующего месяца.

Конституционным Судом Российской Федерации также разъяснено, что закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных УМНС по Иркутской области - пени по НПАД статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.

Ранее Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 06.12.2001 N 257-О подтверждена конституционность взыскания
пени и штрафов при совершении налоговых правонарушений. В этом определении разъяснялось, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

С учетом изложенного, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает о возможности применения ранее действовавшего порядка начисления пени, правомерность которого подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О. Аналогичная позиция об обязанности налогоплательщика по уплате пени при нарушении ежемесячного срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 185-О, доведенном до УМНС России по субъектам Российской Федерации письмом МНС России от 16.10.2002 N ШС-6-14/1567.

Главный государственный

советник налоговой службы

В.В.ГУСЕВ