Законы и постановления РФ

Закон Иркутской области от 07.03.2002 N 8-оз (ред. от 08.10.2007) “О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области“ (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.02.2002 N 16/9-ЗС)

Утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 07.10.2009 N 62/28-оз, вступающего в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Иркутской области от 08.10.2007 N 74-оз, вступили в силу со дня официального опубликования.

7 марта 2002 года N 8-оз

ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

постановлением

Законодательного собрания

Иркутской области

от 20 февраля 2002 года

N 16/9-ЗС

(в ред. Законов Иркутской области

от 07.10.2002 N 40-оз,

от 23.10.2003 N 42-оз,

от 07.10.2004 N 47-оз,

от 31.03.2005 N 11-оз,

от 10.10.2005 N 50-оз,

от 08.10.2007 N 74-оз)

Признавая ценность здоровья каждого человека, учитывая, что немедицинское потребление наркотических, токсических средств и психотропных веществ (далее - наркотические средства) наносит вред здоровью
человека, создает угрозу безопасности общества,

рассматривая наркоманию и токсикоманию как социально опасные явления и тяжелые заболевания,

придавая важное значение борьбе с распространением наркомании и токсикомании прежде всего путем предупреждения вовлечения в употребление наркотических средств новых лиц и возникновения болезненной зависимости у лиц, употребляющих наркотические средства,

в целях защиты прав и интересов лиц, не страдающих наркоманией и токсикоманией, повышения безопасности жителей Иркутской области (далее - область),

Законодательное собрание Иркутской области (далее - Законодательное собрание области) принимает настоящий Закон.

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании на территории области и устанавливает систему мер для достижения указанных целей.

Статья 2. Правовая основа профилактики наркомании и токсикомании в области

1. Правовую основу профилактики наркомании и токсикомании в области составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Иркутской области, настоящий Закон, иные законы и другие нормативные правовые акты области.

2. Губернатор области и администрация области вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам профилактики наркомании и токсикомании на основании и во исполнение актов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции.

Статья 3. Задачи настоящего Закона

Задачами настоящего Закона являются:

а) прекращение роста, а в перспективе - снижение уровня незаконного потребления наркотических средств лицами, проживающими на территории области;

б) раннее выявление лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи;

в) предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические средства, сдерживание роста иных тяжелых социально-медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами;

г) утратил силу. -
Закон Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз;

д) формирование у жителей области здорового образа жизни, отрицательного отношения к незаконному потреблению наркотических средств.

Статья 4. Основные принципы профилактики наркомании и токсикомании на территории области

Осуществление мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании на территории области основывается на принципах:

а) законности;

б) гуманного обращения с лицами, употребляющими наркотические средства;

в) соблюдения прав и интересов лиц, употребляющих наркотические средства;

г) обеспечения и защиты прав и интересов лиц, не употребляющих наркотические средства;

д) приоритета раннего психологического, социального образовательного воздействия, направленного на предупреждение вовлечения лиц в незаконное потребление наркотических средств;

е) индивидуального подхода к предупреждению потребления наркотических средств, оказанию медицинской и реабилитационной помощи лицам, употребляющим наркотические средства;

ж) комплексного целевого воздействия, осуществления профилактики на личностном, семейном и социальном уровнях;

з) поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профилактики наркомании и токсикомании;

и) признания особой значимости профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, применения особого подхода при осуществлении мероприятий по предупреждению наркомании и токсикомании, оказанию медицинской и реабилитационной помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства;

к) гласности в деятельности субъектов профилактики наркомании и токсикомании;

л) государственной поддержки деятельности организаций независимо от их организационно-правовой формы.

Статья 5. Органы, организации, осуществляющие профилактику наркомании и токсикомании

Профилактику наркомании и токсикомании в области осуществляют:

а) органы государственной власти области, территориальные подразделения федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

- органы управления здравоохранением;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы по молодежной политике;

- органы внутренних дел;

- иные органы в соответствии с законодательством, в том числе органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

б) комиссия в сфере профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами при администрации
области;

(п. “б“ в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

в) учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, образовательные учреждения, учреждения и службы для молодежи;

г) средства массовой информации;

д) иные организации независимо от их организационно-правовых форм, в том числе общественные объединения.

Статья 6. Категории лиц, в отношении которых осуществляется профилактика наркомании и токсикомании

Профилактика наркомании и токсикомании осуществляется в отношении всех лиц, проживающих на территории области, в том числе:

а) лиц, употребляющих наркотические средства, - в целях своевременного выявления и оказания медицинской и реабилитационной помощи и обеспечения безопасности и охраны здоровья иных лиц;

б) лиц, входящих в группу риска (лица, которые в силу своего психологического, социального, семейного статуса склонны к приобщению к употреблению наркотических средств, формированию болезненной зависимости от них), - в целях предупреждения вовлечения их в незаконное употребление наркотических средств;

в) несовершеннолетних лиц - в целях формирования здорового образа жизни и общего негативного отношения к употреблению наркотических средств (создание внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, умений и навыков психологической защиты от факторов, провоцирующих на употребление наркотических средств и т.п.);

г) родителей, лиц, их заменяющих, - в целях приобретения ими знаний, необходимых для выявления детей, употребляющих наркотические средства, а также обучения навыкам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические средства.

Глава 2

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В ОБЛАСТИ

Статья 7. Комиссия в сфере профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами при администрации области

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

В целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и иных организаций в сфере профилактики злоупотребления наркотическими средствами и
психотропными веществами, обеспечения координации деятельности субъектов профилактики наркомании и токсикомании на территории области при администрации области создается комиссия в сфере профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - комиссия при администрации области).

Комиссия при администрации области действует на основании положения, утвержденного администрацией области.

Статья 8. Финансирование мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании

1. Мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании финансируются из федерального, областного и местных бюджетов и из других источников, не запрещенных законодательством.

2. В соответствии с законодательством может быть создан внебюджетный фонд профилактики наркомании и токсикомании.

3. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления оказывают финансовую поддержку организациям, участвующим в профилактике наркомании и токсикомании, в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 9. Информационно-аналитическое и научное обеспечение профилактики наркомании и токсикомании

1. Выработка и реализация областной государственной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании, в том числе разработка программ по профилактике наркомании и токсикомании, осуществляются на основе данных информационно-аналитических, общественных, научных исследований проблем наркомании и токсикомании.

2. Граждане имеют право на получение полной и достоверной информации о состоянии дел в сфере профилактики наркомании и токсикомании в области.

Информация представляется органами власти через средства массовой информации, а также в виде ответов на заявления и запросы граждан, общественных организаций и движений.

Статья 10. Банк данных о распространении и профилактике наркомании и токсикомании в области

1. Комиссия при администрации области совместно с исполнительными органами государственной власти области по управлению в области общего и профессионального образования и по управлению в области здравоохранения, при участии органов местного самоуправления формирует банк данных о распространении и профилактике наркомании и токсикомании в области.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N
50-оз)

К участию в формировании банка данных о распространении и профилактике наркомании и токсикомании в области могут привлекаться общественные объединения, научные организации.

2. В банк данных о распространении и профилактике наркомании и токсикомании в области включается следующая информация:

а) о распространении наркомании и токсикомании;

б) о федеральных, региональных, муниципальных и иных программах профилактики наркомании и токсикомании;

в) об известных и разрабатываемых методах профилактики, диагностики и лечения наркомании и токсикомании, а также социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, больных наркоманией и токсикоманией;

г) о субъектах научной деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

д) о законодательстве в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

е) о деятельности субъектов профилактики наркомании и токсикомании в области и других субъектах Российской Федерации;

ж) иные сведения, необходимые для организации профилактики наркомании и токсикомании.

3. Порядок формирования и использования банка данных о распространении и профилактике наркомании и токсикомании в области определяется положением, утверждаемым Губернатором области.

Статья 11. Подготовка кадров для областной системы профилактики наркомании и токсикомании

1. Администрация области и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов для системы областной профилактики наркомании и токсикомании.

2. Организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для областной системы профилактики наркомании и токсикомании, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством.

Статья 12. Программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Администрация области разрабатывает областную государственную социальную программу, направленную на создание надежной социальной и правовой защиты от распространения наркомании и токсикомании в области, координацию и улучшение деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и
организаций в указанном направлении (далее - областная целевая программа в сфере профилактики наркомании и токсикомании).

(п. 1 в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

2. Администрация области по итогам года представляет в Законодательное собрание области информацию о ходе выполнения областной целевой программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

3. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе принимать муниципальные программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Глава 3

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 13. Задачи и полномочия органов управления здравоохранением, организаций системы здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Исполнительный орган государственной власти области по управлению в области здравоохранения (далее - областной орган управления здравоохранением) в сфере профилактики наркомании и токсикомании:

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

а) принимает участие в разработке областных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

б) содействует развитию сети организаций, оказывающих наркологическую помощь;

(пп. “б“ в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

в) анализирует деятельность муниципальных органов управления здравоохранением, разрабатывает рекомендации и методические указания по профилактике наркомании и токсикомании;

г) координирует деятельность медицинских организаций, осуществляющих наркологическую помощь населению независимо от их организационно-правовых форм;

д) выступает государственным заказчиком на научные исследования в сфере оказания наркологической помощи больным наркоманией, обеспечивает и проводит в установленном порядке экспертизу научных исследований с точки зрения их эффективности, обеспечивает их внедрение;

е) выступает от имени области учредителем государственных наркологических учреждений, находящихся в ведении области, осуществляет иные функции, связанные с управлением указанными учреждениями;

(пп. “е“ в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

ж) контролирует соблюдение порядка и качество оказания наркологической помощи;

з) исключен. - Закон Иркутской области от
07.10.2004 N 47-оз.

и) организует работу в учреждениях здравоохранения по диспансеризации и оказанию наркологической помощи лицам, страдающим наркоманией и токсикоманией;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

2. Областной орган управления здравоохранением имеет право:

а) запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

б) организовывать экспертизу качества оказания наркологической помощи через клинико-экспертные комиссии и страховые компании;

в) проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;

г) привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к его ведению.

3. Областной орган управления здравоохранением обязан:

а) информировать правоохранительные органы об обнаруженных нарушениях в сфере оборота наркотических средств, а также в сфере оказания наркологической помощи;

б) исключен. - Закон Иркутской области от 07.10.2004 N 47-оз.

4. Областной и муниципальные органы управления здравоохранением, организации системы здравоохранения осуществляют:

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

а) пропаганду здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

б) организацию и оказание специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи лицам, больным наркоманией;

в) оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;

г) выявление, учет, обследование, наблюдение, устройство в медицинские учреждения и лечение лиц, употребляющих наркотические средства;

д) иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка и качеством оказания наркологической помощи

1. Областной орган управления здравоохранением организует сбор информации о действующих на территории области медицинских организациях, занимающихся оказанием наркологической помощи, ведет их учет,
контролирует соблюдение требований законодательства при оказании наркологической помощи.

(п. 1 в ред. Закона Иркутской области от 07.10.2004 N 47-оз)

2. На основании сведений о нарушениях, допускаемых при организации наркологической помощи, орган управления здравоохранением проводит проверку в соответствующей организации.

Часть исключена. - Закон Иркутской области от 07.10.2004 N 47-оз.

Статья 15. Учет лиц, употребляющих наркотические средства, наблюдение за больными наркоманией

Областной орган управления здравоохранением на основании результатов медицинского освидетельствования, проведенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах“, ведет учет лиц, употребляющих наркотические средства, и лиц, больных наркоманией, и организует медицинское наблюдение за больными наркоманией.

Статья 16. Оказание наркологической помощи больным наркоманией

1. Больным наркоманией на территории области предоставляются все виды наркологической помощи, включая обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию. Больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Закона Иркутской области от 31.03.2005 N 11-оз)

2. Лечение больных наркоманией осуществляется в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Органы государственной власти области принимают меры к созданию учреждений здравоохранения, специализирующихся на лечении наркомании и токсикомании.

(в ред. Закона Иркутской области от 31.03.2005 N 11-оз)

3. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией осуществляется в учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.

Для осуществления специализированной медико-социальной реабилитации больных наркоманией создаются наркологические реабилитационные центры.

В учреждениях здравоохранения создаются условия для раздельного оказания наркологической помощи совершеннолетним и несовершеннолетним лицам, больным наркоманией (выделяются детские и подростковые кабинеты; создаются специализированные учреждения
здравоохранения, занимающиеся оказанием наркологической помощи несовершеннолетним и т.п.).

4. Целью деятельности наркологических реабилитационных центров является закрепление терапевтического успеха, достигнутого в наркологических учреждениях (отделениях), реинтеграция пациентов в общество.

Основными задачами реабилитационного центра являются:

а) медико-психологическая поддержка пациентов;

б) избавление от наркологической зависимости;

в) формирование навыков здорового образа жизни;

г) восстановление профессиональных навыков пациента;

д) помощь в формировании здоровой микросреды пациента, включая деятельность по оздоровлению семейного климата, укреплению в семье трезвеннических установок и адекватной терапевтической атмосферы, способствующей вовлечению членов семьи в реабилитационные программы по профилактике рецидивов заболевания у пациентов.

5. В сфере профилактики наркомании и токсикомании пациентами и иными лицами наркологический реабилитационный центр также осуществляет:

а) анализ эффективности оказываемой помощи во время пребывания больных в реабилитационном центре и после выписки из учреждения;

б) поддерживание связи с прошедшими реабилитацию пациентами в целях профилактики рецидивов и своевременного вмешательства в кризисных ситуациях, а также в целях привлечения их к работе в реабилитационных программах центра;

в) участие в создании общественных психотерапевтических и реабилитационных ячеек и групп вне структуры центра (семейные клубы трезвости, группы “анонимных алкоголиков“, “анонимных наркоманов“ и т.п.);

г) взаимодействие с организациями, учреждениями и службами города (района, области) по оказанию комплексной социальной поддержки пациентов по вопросам трудоустройства, обеспечения жильем, восстановления дееспособности, получения пособий и т.п.;

д) информирование общественности о работе реабилитационного центра с целью привлечения пациентов, специалистов, общественных организаций и населения к участию в реабилитационных программах, а также с целью просвещения населения относительно характера болезненных зависимостей, факторов, способствующих их формированию, и возможностей их преодоления.

6. В наркологические реабилитационные центры принимаются лица, признанные в установленном порядке больными наркоманией, как правило, по направлению наркологических кабинетов (учреждений). Прием в наркологические реабилитационные центры осуществляется на добровольной основе.

(в ред. Закона Иркутской области от 23.10.2003 N 42-оз)

Порядок работы наркологических реабилитационных центров, принятия в них пациентов определяется положением о наркологических реабилитационных центрах, утверждаемым федеральным органом управления здравоохранением.

Указанное положение является типовым для наркологических реабилитационных центров государственной и муниципальной систем здравоохранения и примерным для наркологических реабилитационных центров частной системы здравоохранения.

7. Наркологические реабилитационные центры, находящиеся в ведении области, создаются в порядке, установленном законодательством.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Наркологические реабилитационные центры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения действуют на основании лицензии, подтверждающей право заниматься деятельностью по оказанию специализированной реабилитационной помощи больным наркоманией.

Часть исключена. - Закон Иркутской области от 07.10.2004 N 47-оз.

Статья 17. Исключена. - Закон Иркутской области от 23.10.2003 N 42-оз.

Статья 18. Утратила силу. - Закон Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз.

Глава 4

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В

СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 19. Задачи и полномочия органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания населения в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Исполнительный орган государственной власти области по управлению в области социальной защиты (далее - областной орган управления социальной защитой населения) и муниципальные органы управления социальной защитой населения осуществляют профилактику наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции и в рамках решения своих непосредственных задач.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Основным направлением деятельности органов управления социальной защитой населения в указанной сфере является профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.

2. Областной орган управления социальной защитой населения в сфере профилактики наркомании и токсикомании:

а) принимает участие в разработке областных программ профилактики наркомании и токсикомании;

б) организует разработку и внедрение в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации;

в) контролирует деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляет меры по развитию сети указанных учреждений;

г) выступает от имени области учредителем государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находящихся в ведении области, осуществляет иные функции, связанные с управлением указанными учреждениями; участвует в формировании нормативно-правовой базы для организации таких учреждений;

(пп. “г“ в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

д) анализирует деятельность муниципальных органов социальной защиты населения, разрабатывает рекомендации и методические указания по профилактике наркомании и токсикомании;

е) разрабатывает для учреждений системы социальной защиты рекомендации по направлениям, формам и порядку осуществления профилактики наркомании и токсикомании;

ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

3. Областной и муниципальные органы управления социальной защитой, учреждения системы социальной защиты в сфере профилактики наркомании и токсикомании:

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

а) организуют индивидуальную профилактическую работу среди несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, их родителей или лиц, их заменяющих;

б) выявляют несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства;

в) взаимодействуют с органами здравоохранения, образования, правоохранительными и другими органами;

г) осуществляют выявление и анализ причин, обусловивших распространение наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних; вносят предложения по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;

д) занимаются организацией досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних;

е) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

4. Областной и муниципальные органы управления социальной защитой имеют право:

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

а) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или лицами, их заменяющими, иными лицами;

б) в установленном порядке запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, иных лиц.

5. Областной и муниципальные органы управления социальной защитой обязаны:

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

а) информировать органы управления здравоохранением о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением наркотических средств;

б) сообщать в органы управления здравоохранением, правоохранительные, иные компетентные органы о ставших известных им фактах нарушений в сфере профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.

Статья 20. Профилактика наркомании и токсикомании в учреждениях системы социальной защиты населения

1. Учреждения системы социальной защиты населения при осуществлении деятельности по социальной реабилитации осуществляют профилактику наркомании и токсикомании в рамках решения своих непосредственных задач и в соответствии с рекомендациями областного органа управления социальной защитой населения.

В системе социальной защиты населения могут создаваться учреждения социального обслуживания, специализированные и иные учреждения социальной защиты по оказанию социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства.

2. Учреждения социального обслуживания несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, создаются в форме территориальных центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи и в иных формах в соответствии с законодательством.

Консультирование, предоставление иных социальных услуг несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства, членам их семей осуществляются на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Абзац исключен. - Закон Иркутской области от 23.10.2003 N 42-оз.

3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и употребляющих наркотические средства, создаются в форме социально-реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и в других формах в соответствии с законодательством.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и употребляющих наркотические средства, помещаются несовершеннолетние в случае, если отсутствует необходимость их лечения от наркомании и токсикомании, для оказания специализированной реабилитационной помощи в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, в том числе прошедшие соответствующие курсы лечения (реабилитации).

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Помещение несовершеннолетнего в специализированное учреждение осуществляется по личному обращению несовершеннолетнего либо по заявлению его родителей, лиц, их заменяющих.

Абзац исключен. - Закон Иркутской области от 23.10.2003 N 42-оз.

Направление несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, осуществляется на основании заключения лечебно-профилактического учреждения, в котором несовершеннолетний прошел курс медицинского восстановления.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

4. Порядок деятельности учреждений, специализирующихся на оказании социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства, основания и порядок оказания социальных услуг, помещения несовершеннолетних в указанные учреждения определяются областным органом управления социальной защитой населения совместно с областным органом управления здравоохранением в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений социальной реабилитации для несовершеннолетних.

Статья 21. Задачи и полномочия исполнительного органа государственной власти области по управлению в области формирования и реализации молодежной политики и муниципальных органов по молодежной политике, организаций для молодежи в сфере профилактики наркомании и токсикомании

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

1. Исполнительный орган государственной власти области по управлению в области формирования и реализации молодежной политики (далее - областной орган по молодежной политике) и муниципальные органы по молодежной политике в пределах своей компетенции:

(“ ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

а) участвуют в разработке и реализации программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

(пп. “а“ в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

б) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике наркомании и токсикомании в находящихся в их ведении социальных учреждениях, клубах и иных учреждениях;

в) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;

г) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области, в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры профилактики наркомании и токсикомании;

д) проводят конкурсы (программ, проектов, публикаций и т.п.) по профилактике наркомании и токсикомании;

е) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости молодежи;

ж) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

2. Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные организации для молодежи осуществляют профилактику наркомании и токсикомании в рамках своих полномочий и в ходе решения стоящих перед ними задач.

В целях оказания социальных, психологических и иных услуг подросткам и молодежи в установленном законодательством порядке могут создаваться социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи и другие учреждения для молодежи, специализирующиеся на профилактике наркомании и токсикомании.

Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи в соответствии с уставами или положениями о них организуют:

а) психолого-педагогическую поддержку молодежи;

б) формирование устойчиво-негативного отношения молодежи к наркотическим средствам, вызывающим зависимость;

в) психокоррекционную работу с лицами, ранее употреблявшими наркотические средства;

г) психологическую помощь молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

д) профилактику социально-негативных тенденций в молодежной среде;

е) поддержание связи с прошедшими реабилитацию молодыми людьми в целях своевременного вмешательства в случае возникновения трудной жизненной ситуации;

ж) взаимодействие с организациями, учреждениями и службами города, района по оказанию комплексной социальной поддержки молодежи, прошедшей курс реабилитации, по вопросам трудоустройства;

з) информирование общественности о работе социально-реабилитационного центра с целью привлечения специалистов, общественных организаций и населения к участию в реабилитационных программах, а также с целью просвещения населения относительно характера болезненных зависимостей, факторов, способствующих их формированию, и возможностей их преодоления.

В социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи принимаются лица, которым в установленном порядке оказана наркологическая помощь. Прием в социально-реабилитационные центры осуществляется на добровольной основе.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Статья 22. Организация досуга несовершеннолетних

1. Досуговая и развлекательная деятельность, осуществляемая для детей и молодежи, должна обеспечивать:

а) формирование внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, общего негативного отношения к наркомании и токсикомании;

б) формирование социально позитивной психолого-поведенческой ориентации личности;

в) воспитание высокого уровня общей культуры;

г) создание стойких убеждений в недопустимости антиобщественной противоправной деятельности.

2. Областной орган по молодежной политике, Совет по делам молодежи, муниципальные органы по молодежной политике:

а) разрабатывают рекомендации, планы мероприятий по ведению досуговой воспитательной работы по месту жительства среди несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

б) координируют, контролируют и анализируют состояние и интенсивность досуговой воспитательной работы по месту жительства среди несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

в) создают (или участвуют в их создании) организационно-методические центры, оказывающие помощь социальным педагогам и клубам по месту жительства; организуют разработку и издание методических пособий по вопросам досуговой воспитательной работы по месту жительства среди несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

г) содействуют созданию и деятельности организаций для молодежи, занимающихся проблемами профилактики наркомании и токсикомании;

д) в соответствии с законодательством контролируют использование по назначению молодежных центров, клубов, оздоровительных лагерей, турбаз и других организаций, ведущих работу с молодежью, зданий, сооружений, оборудования и земельных участков этих организаций;

е) организуют выездные лагеря, иные формы отдыха несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

ж) совместно с органами управления социальной защитой содействуют созданию и вовлечению в профилактическую работу учащихся, объединений родителей, общественных организаций, групп само- и взаимопомощи несовершеннолетних с проблемами наркотической зависимости;

з) осуществляют иные мероприятия, направленные на организацию и оптимизацию досуга и отдыха несовершеннолетних, в том числе употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска.

По решению органов местного самоуправления могут создаваться специальные органы (структурные подразделения, должностные лица), занимающиеся планированием и организацией работы с несовершеннолетними по месту жительства.

3. Утратил силу. - Закон Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз.

Глава 5

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 23. Задачи и полномочия государственных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Исполнительный орган государственной власти области по управлению в области общего и профессионального образования (далее - областной орган управления образованием) в сфере профилактики наркомании и токсикомании:

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

а) принимает участие в разработке областных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

б) анализирует деятельность органов управления образованием, образовательных учреждений, разрабатывает рекомендации и методические указания по профилактике наркомании и токсикомании в системе образования, организует обеспечение ими работников образовательных учреждений;

в) обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социальных педагогов и иных специалистов для работы в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

г) разрабатывает и внедряет в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование у несовершеннолетних навыков противостояния агрессивной среде, закрепление антинаркотической ориентации;

д) организует регулярное обсуждение проблем распространения наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях, на семинарах, конференциях работников системы образования, сбор информации, обмен опытом по вопросам организации профилактики наркомании и токсикомании в системе образования других субъектов Российской Федерации;

е) ведет учет учащихся образовательных учреждений, относящихся к группе риска, на основании сведений, предоставляемых муниципальными органами управления образованием, осуществляет координацию и обмен соответствующей информацией с органами внутренних дел области, органами управления здравоохранением;

ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

2. Муниципальные органы управления образованием в сфере профилактики наркомании и токсикомании:

а) утратил силу. - Закон Иркутской области от 31.03.2005 N 11-оз;

б) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

в) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, а также несовершеннолетних, относящихся к группе риска;

г) содействуют развитию системы общественных наркологических постов в учреждениях общего и среднеспециального образования;

д) совместно с органами управления здравоохранением обеспечивают введение в штаты общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений должностей врачей - специалистов, занимающихся выявлением несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, принятием мер к направлению их на лечение и реабилитацию, осуществлением профилактических мероприятий среди учащихся.

3. Образовательные учреждения в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляют:

а) пропаганду здорового образа жизни, распространение знаний об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

б) наблюдение и контроль (мониторинг) за распространением наркомании и токсикомании среди учащихся;

в) оказание социально-психологической, педагогической помощи и коррекцию детей и подростков с проблемами развития и обучения в целях предупреждения социальной дезадаптации и вовлечения в употребление наркотических средств;

г) оказание психолого-педагогической помощи родителям, лицам, их заменяющим, имеющим трудности в воспитании детей, консультирование по способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические средства;

д) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

е) выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по получению ими основного общего образования;

ж) проведение медицинских осмотров с целью выявления учащихся с признаками наркотической зависимости, проведение неотложных индивидуальных профилактических осмотров учащихся, имеющих признаки наркотического опьянения;

з) учет учащихся, в отношении которых имеются основания полагать, что они употребляют наркотические средства, а также учащихся, относящихся к группе риска.

Информация об учащихся, состоящих на учете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Родители учащегося, лица, их заменяющие, имеют право знать о постановке его на учет;

и) направление в органы управления образованием не реже одного раза в год сведений о проведенной работе по профилактике наркомании и токсикомании, предложений по совершенствованию системы профилактики;

к) иные мероприятия, направленные на профилактику наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях.

Статья 24. Общественные наркологические посты в учреждениях общего и среднеспециального образования

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

1. В целях создания эффективной постоянно действующей системы наблюдения и контроля за распространением наркомании и токсикомании, организации и проведения комплексной и целенаправленной работы по профилактике наркомании и токсикомании среди учащихся в учреждениях общего и среднеспециального образования могут создаваться общественные наркологические посты.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Общественный наркологический пост создается в соответствии с уставом образовательного учреждения по решению руководителя образовательного учреждения либо органов школьного самоуправления на добровольных началах в количестве не менее пяти человек из числа родителей, педагогических работников, медицинских работников и иных специалистов и представителей общественности.

Члены общественного наркологического поста до начала работы должны пройти курсы специальной подготовки в соответствии с программой подготовки санитарного актива по вопросам профилактики наркологических заболеваний, разрабатываемой и утверждаемой в порядке, определенном областным органом управления здравоохранением.

2. Основными задачами общественного наркологического поста являются:

а) выявление лиц, употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;

б) осуществление профилактических мероприятий с проведением индивидуальной воспитательной работы с учащимися, выявление и принятие мер к устранению условий, способствующих возникновению и распространению наркомании и токсикомании среди учащихся;

в) осуществление профилактических мероприятий с родителями учащихся;

г) организация и проведение информационно-просветительской работы профилактического характера среди учителей и учащихся.

При выявлении учащихся, замеченных в употреблении наркотических средств, общественный наркологический пост совместно с администрацией образовательного учреждения обеспечивает проведение профилактического медицинского осмотра. В случае подтверждения по результатам медицинского осмотра признаков употребления учащимися наркотических средств заключение врача и иные документы направляются в органы, уполномоченные назначить проведение медицинского освидетельствования в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах“.

3. Общественный наркологический пост действует на основании паспорта, утверждаемого руководителем образовательного учреждения и руководителем (главным врачом) соответствующего учреждения здравоохранения.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Областной орган управления образованием совместно с областным органом управления здравоохранением разрабатывает и утверждает инструктивно-методические указания, определяющие порядок организации и деятельности общественных наркологических постов в учреждениях общего и среднеспециального образования.

Статья 25. Профилактика наркомании и токсикомании в рамках образовательных программ учреждений общего образования

1. Образовательные учреждения общего образования в соответствии с инструктивно-методическими указаниями областного органа управления образованием обеспечивают преподавание учащимся в рамках учебных предметов знаний, направленных на формирование здорового образа жизни, внутренней системы запретов на употребление наркотических средств.

Областной орган управления образованием может рекомендовать введение в образовательные программы учебного предмета по основам наркологии на основании разработанных и утвержденных областным органом управления образованием программ и методик при наличии в образовательных учреждениях специально подготовленных педагогических кадров.

2. Областной и муниципальные органы управления образованием организуют разработку и реализацию специальных программ по воспитанию у несовершеннолетних внутренней системы запретов на употребление наркотических средств.

Статья 26. Профилактика наркомании и токсикомании в учреждениях профессионального образования

1. Администрация учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с уставом образовательного учреждения принимает следующие меры к выявлению учащихся, употребляющих наркотические средства, и профилактике наркомании и токсикомании в образовательном учреждении:

а) проводит анонимные опросы учащихся об известных им фактах употребления учащимися наркотических средств;

б) взаимодействует с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, образованием, органами по молодежной политике в сборе информации об учащихся, употребляющих либо распространяющих наркотические средства;

в) контролирует посещение учащимися занятий, выясняет причины их отсутствия на занятиях, принимает дисциплинарные меры к учащимся, систематически отсутствующим на занятиях;

г) организует и поощряет инициативы учащихся, их объединений в проведении мероприятий, направленных на профилактику наркомании и токсикомании;

д) направляет документы и материалы об учащихся в органы, уполномоченные принять решение о назначении медицинского освидетельствования на предмет употребления наркотических средств;

е) осуществляет иные меры в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

2. В учреждениях педагогического, психологического образования, соответствующих факультетах иных образовательных учреждений принимаются меры к внедрению в образовательную программу преподавания знаний о методике выявления несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, а также относящихся к группе риска, и работы с ними (введение спецкурсов и т.п.).

Статья 27. Профилактика наркомании и токсикомании в иных учреждениях системы образования

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним, иные учреждения, создаваемые в системе образования и действующие на территории области, участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в рамках решения стоящих перед ними задач и в соответствии с рекомендациями областного органа управления образованием.

2. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления создают учреждения, оказывающие комплексную психолого-педагогическую, учебно-воспитательную, социально-реабилитационную и иную помощь несовершеннолетним, в том числе учреждения, специализирующиеся на оказании такой помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства или склонным к их употреблению, или содействуют их созданию в системе образования.

Областной орган управления образованием принимает меры к обеспечению правовой основы, инструктивно-методической базы организации и деятельности указанных учреждений.

Глава 6

ИНЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ

НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

Статья 28. Контроль за проведением профилактической работы в области

1. В целях анализа и оценки состояния, результатов и эффективности работы по профилактике наркомании и токсикомании в области, прогнозирования распространения наркомании и токсикомании, планирования и совершенствования профилактической работы органы государственной власти области осуществляют контроль за деятельностью субъектов, осуществляющих профилактику наркомании и токсикомании в соответствии с настоящим Законом.

2. Комиссия при администрации области осуществляет мониторинг исполнения областной целевой программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Исполнители программы не реже одного раза в квартал направляют в в комиссию при администрации области текущие отчеты о подготовке и выполнении соответствующих мероприятий.

(в ред. Закона Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз)

Губернатор области в рамках отчета об исполнении бюджета представляет в Законодательное собрание области отчет об исполнении областной целевой программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с Законом Иркутской области “О государственных социальных программах Иркутской области“.

Статья 29. Государственная поддержка организаций, осуществляющих деятельность в сфере профилактики наркомании и токсикомании

Организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в сфере профилактики наркомании и токсикомании, получают государственную поддержку в следующих формах:

а) утратил силу. - Закон Иркутской области от 08.10.2007 N 74-оз;

б) размещение на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством, государственного заказа на проведение научных работ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

(пп. “б“ в ред. Законов Иркутской области от 31.03.2005 N 11-оз, от 08.10.2007 N 74-оз)

в) предоставление в установленном законодательством порядке на конкурсной основе грантов организациям, осуществляющим разработку научных и иных проектов в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Порядок проведения конкурса на соискание грантов определяется администрацией области;

(пп. “в“ в ред. Закона Иркутской области от 08.10.2007 N 74-оз)

г) утратил силу. - Закон Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз;

д) предоставление объектов собственности в соответствии с законодательством в аренду, безвозмездное пользование для выполнения уставных целей и задач.

Статья 30. Задачи органов внутренних дел области по профилактике наркомании и токсикомании

1. Органы внутренних дел области участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в соответствии с направлениями своей деятельности и в рамках решения непосредственных задач, предусмотренных законодательством.

2. Требования сотрудников органов внутренних дел области, осуществляющих функции в сфере профилактики наркомании и токсикомании, а также по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с наркотическими средствами, предъявляемые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения гражданами, общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, органами государственной власти области и местного самоуправления.

3. Органы внутренних дел при решении задач, указанных в пункте 1 настоящей статьи, взаимодействуют с органами управления здравоохранением, образованием, социальной защитой, иными органами государственной власти области, в том числе в сфере учета лиц, употребляющих наркотические средства, и обмена соответствующей информацией, а также с организациями, общественными объединениями и гражданами.

Статья 31. Обязанности родителей и лиц, их заменяющих, по предупреждению наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних

Родители, усыновители, опекуны и попечители несовершеннолетних обязаны:

а) воспитывать несовершеннолетних, разъяснять им преимущества отказа от потребления наркотических средств;

б) обеспечивать получение несовершеннолетними детьми основного общего образования, контролировать посещение ими учебных занятий;

в) принимать меры, исключающие потребление несовершеннолетними наркотических средств без назначения врача;

г) принимать меры к медицинскому освидетельствованию и лечению несовершеннолетних, больных наркоманией.

Статья 32. Участие негосударственных организаций в профилактике наркомании и токсикомании

1. Негосударственные организации на территории области принимают участие в профилактике наркомании и токсикомании посредством:

а) нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;

б) утверждения и пропаганды здорового образа жизни;

в) оказания помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

г) диагностики, социальной реабилитации и социальной адаптации граждан, в том числе несовершеннолетних, незаконно потребляющих наркотические средства;

д) взаимодействия с государственными организациями и иными организациями, осуществляющими мероприятия в сфере профилактики наркомании и токсикомании, в том числе посредством предоставления грантов на осуществление научной деятельности в указанной сфере;

е) осуществления иной деятельности в соответствии с их учредительными документами.

2. Деятельность негосударственных организаций, осуществляющих диагностику, обследование, консультирование, социальную реабилитацию и социальную адаптацию лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, осуществляется на основании лицензий, выданных в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 33. Участие средств массовой информации в профилактике наркомании и токсикомании

1. В средствах массовой информации, распространяемых на территории области, в соответствии с федеральным законодательством запрещается пропаганда наркотических средств, а также преимуществ их использования в немедицинских целях.

2. Утратил силу. - Закон Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз.

Глава 7

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 34. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Граждане, общественные объединения, организации, должностные лица несут ответственность за нарушения в сфере профилактики наркомании и токсикомании в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

(в ред. Закона Иркутской области от 07.10.2002 N 40-оз)

Статья 35. Исключена. - Закон Иркутской области от 07.10.2002 N 40-оз.

Статья 36. Исключена. - Закон Иркутской области от 07.10.2002 N 40-оз.

Глава 8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 14 дней со дня его официального опубликования.

2. Исключен. - Закон Иркутской области от 07.10.2002 N 40-оз.

Статья 38. Утратила силу. - Закон Иркутской области от 10.10.2005 N 50-оз.

Губернатор

Иркутской области

Б.А.ГОВОРИН

Иркутск

7 марта 2002 года

N 8-оз