Законы и постановления РФ

<Разъяснения> УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО <О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом>

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И

УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО

НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И

ШТРАФАМ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ

В России сегодня сложилась ситуация, когда у предприятий и организаций различных форм собственности скопилась большая сумма задолженности перед бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами. Налоговым органам поставлена задача по ее ликвидации. Бюджетные долги на основании постановления Правительства от 3 сентября 1999 года N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“
и продлившего срок его действия постановления от 23.05.2001 N 410 уже реструктуризуются.

С 01.01.2001 налоговые органы приняли на себя функцию контроля за платежами и во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинский, социального страхования). Задолженность по ним, принятая налоговыми органами к учету, составляет более 24 миллиардов рублей: 6 миллиардов - сумма основного долга, остальное - начисленные пени и штрафы. 1 октября 2001 года вышло постановление Правительства N 699 “О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года“, разрешающее подвергнуть процедуре реструктуризации и эти долги. Кроме того, появилась возможность разрешить проблему задолженности и перед фондом занятости.

Заявления на реструктуризацию предприятия и организации могут подать до 1 января 2002 года. Мы, как всегда, готовы к тому, что в последние дни перед окончанием назначенного срока придется работать в авральном режиме. Пока в России существует традиция: откладывать все на последний момент. Но мы заинтересованы в принятии положительных решений и готовы оказать помощь должникам при переходе на путь цивилизованных расчетов с государством.

Условия реструктуризации задолженности во внебюджетные фонды несколько отличаются от процедуры рассрочки налоговых платежей. Если предприятие или организация не отступает от разработанного графика погашения основного долга и уплачивает своевременно единый социальный налог, то через пять лет у него появляется возможность списать 85 процентов суммы штрафных санкций и пеней. Времени на оформление документов и мобилизацию ресурсов не так уж много, и тем, кто не желает в будущем году вступить в процедуру банкротства, придется поторопиться. Непременное условие для получения разрешения - уплата
текущих платежей единого социального налога в течение двух месяцев до подачи заявления в налоговые органы. С момента вступления в реструктуризацию приостанавливается начисление пеней на скопившуюся сумму долга.

Очевидно, что правительство намерено в будущем году предпринять по отношению к должникам жесткие меры, предварительно предоставив им все возможные льготы. Так, 23 октября 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации N 742 были внесены изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002. Теперь в соответствии с ним должникам, в свое время утратившим по какой-то причине (в большинстве случаев - несвоевременной уплаты платежей согласно графику погашения задолженности) право на реструктуризацию, дается еще один шанс перейти в разряд законопослушных налогоплательщиков. Право на реструктуризацию восстанавливается при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей, сумм в погашение реструктурированной кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения условий реструктуризации.

В Иркутской области насчитывается около 40 тысяч налогоплательщиков, более половины из них имеют немалую задолженность как в бюджетную систему, так и во внебюджетные фонды.

По сути, в стране существует неофициальная система небанковских кредитов. Государство в течение многих лет недополучало огромные суммы, которые предприятия использовали на собственные нужды. Отдавать долги никто не торопился. Теперь настала пора или реструктуризовать долги или вступать в процедуру банкротства.

По налоговой задолженности с июля этого года разрешение на реструктуризацию получили уже более 100 организаций, примерно столько же - на стадии оформления. В то же время мы уже примерно знаем: кто не сможет или не пожелает воспользоваться предоставленной правительством возможностью перейти в разряд законопослушных налогоплательщиков (в основном
это те, кто ранее уже не справился с предложенными условиями). Для экономики это балласт, и от него надо избавляться. Поэтому мы и будем готовить документы и инициировать по отношению к таким предприятиям процедуру банкротства.

На положение вещей надо смотреть реально: если в казну в течение 5 - 10 лет (сроки реструктуризации внебюджетных и бюджетных задолженностей) поступит 30 - 40 процентов от общей суммы долга - уже хорошо. Сегодня из общей суммы налоговых неплатежей - 10 миллиардов рублей - мы приняли к реструктуризации 2 миллиарда. Если бы к ним прибавилось еще столько же, был бы неплохой результат. Ведь предприятию, чтобы вступить в данную процедуру, необходимо мобилизовать немалые резервы: во-первых, найти сразу приличную сумму для уплаты текущих платежей, а потом не отступать от ежеквартального графика погашения задолженности. Иначе соглашение с ним будет расторгнуто автоматически и останется лишь два выхода: найти крупную сумму денег и уплатить сразу весь долг (что для многих нереально) или объявить себя банкротом. Обычно самый массовый отсев наблюдается на первом этапе: далеко не каждый может рассчитать свои силы. В то же время сама процедура реструктуризации не дает предприятию расслабиться, и многие, вступая в напряженный ритм работы и экономии, успешно развиваются и, соответственно, рассчитываются с долгами. Практически все крупные предприятия области или рассчитались с государством или прошли процедуру реструктуризации, хотя большинство из них побывали в категории должников. В деле сбора налогов наметилась положительная динамика, платежи в бюджет растут из года в год.

По завершении процедуры реструктуризации долгов мы сможем спрогнозировать и более реальную картину поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Это позволит
не только делать более точные экономические прогнозы, но и принимать достоверные, выполнимые планы. Сейчас же, когда законодатели формируют бюджет, то рассматривают всю сумму задолженности как потенциал, который возможно использовать. На самом деле должны быть отражены только поступления, реально прогнозируемые на основании заключенных соглашений о реструктуризации. Нельзя предусматривать траты в надежде, что у должников вдруг проснется совесть или так улучшится материальное положение, что они внесут всю сумму долга сразу. А вот рассчитывать на поступление от суммы реструктуризованных долгов - реально.

Заявления на рассрочку долга принимаются в налоговых органах по месту регистрации и постановки на учет налогоплательщика. Мы тесно работаем с местными администрациями. Неплательщик берет на себя обязательства не только перед налоговиками, но и перед органами власти, внебюджетными фондами, значит, по сути, перед всеми жителями данной территории.

Заместитель руководителя

УМНС РФ по Иркутской области и

Усть-Ордынскому Бурятскому

автономному округу

Е.В.ВОХМИНА