Законы и постановления РФ

Разъяснение Комитета по труду администрации Иркутской области “По правомерности проведения забастовок на территории Иркутской области“

КОМИТЕТ ПО ТРУДУ АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

ПО ПРАВОМЕРНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАБАСТОВОК

НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Российской Федерации право на забастовку как способ разрешения коллективных трудовых споров закреплено Конституцией РФ (п. 4 ст. 37).

Право профсоюзов на организацию и проведение забастовок как средства защиты социально - трудовых прав и интересов работников предусмотрено и в ст. 14 Федерального Закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“ от 12.01.1995.

Федеральным Законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ от 23.11.1995 N 175-ФЗ (далее - ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“) предусмотрен строгий порядок объявления и проведения забастовок, который позволяет работникам коллективные действия (в том числе забастовку) в
случае, если:

- примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

- работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 13 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“).

Данные обстоятельства одновременно являются условиями правомерности забастовки.

Согласно п. 6 ст. 2 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ акция считается забастовкой, если она имеет следующие признаки:

- по форме действия - это временный добровольный отказ от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично);

- по цели проведения - направленная на разрешение коллективного трудового спора;

Как Конституция РФ, так и ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ рассматривают забастовку как крайнюю меру разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка может быть двух видов: обычная и предупредительная. Обычная забастовка может быть объявлена на определенный срок. В решении о забастовке должны быть указаны: дата и время начала, ее продолжительность, дата окончания, предполагаемое число участников.

Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ предупредительная забастовка может быть:

- объявлена в период прохождения примирительных процедур, т.е. после пяти календарных дней работы примирительной комиссии;

- проведена только однократно (в ходе разрешения данного конкретного спора);

- не более одного часа по продолжительности;

- о ее проведении работодателя необходимо известить в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня до даты ее проведения.

ПОРЯДОК ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗАБАСТОВКИ

В случае объявления забастовки непосредственно работниками, решение об этом принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства (п. 1 ст. 4 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“).

Если забастовка объявляется профсоюзом, то решение об этом принимается профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

Условия признания правомочности собрания (конференции) работников предусмотрены
п. 2 ст. 14 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“. Так, собрание (конференция) признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

Порядок голосования (тайно или открыто) определяется собранием (конференцией).

Особое внимание при вынесении и оформлении решения о забастовке необходимо обратить на его содержание. В нем обязательно должны содержаться сведения, о которых сказано в п. 5 ст. 14 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“. Среди них - предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки.

Минимум работ (услуг) нужно определять исходя из необходимости охраны жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан.

Перечень таких работ не может быть беспредельно широким, иначе он станет непреодолимым препятствием для реализации права на забастовку, а это неправомерно.

Собрания (конференции) работников, как правило, созываются профсоюзными органами. В случае отсутствия профсоюзной организации или когда профсоюзный орган не поддерживает идею проведения забастовки, инициаторами проведения собрания (конференции) становятся отдельные работники или группы работников (забастовочный комитет, стачком).

О начале забастовки необходимо письменно предупредить работодателя, не позднее, чем за десять календарных дней до начала забастовки. Следовательно, в решении собрания (конференции) о забастовке должны быть указаны дата и время ее начала (не ранее десяти дней).

До официального объявления о забастовке может быть объявлена забастовочная готовность. Это своего рода предупреждение работодателю о решимости провести забастовку в случае его отказа удовлетворить требования работников. После этого представителям сторон имеет смысл сесть за стол переговоров во избежание забастовки даже
если предшествующие примирительные процедуры не привели к разрешению спора.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНА, ВОЗГЛАВЛЯЮЩЕГО ЗАБАСТОВКУ

Собрание (конференция) работников или членов профсоюзной организации, решая вопрос о забастовке, определяет орган, который будет ее возглавлять. Этим органом становится либо профком, либо избранный собранием (конференцией) специальный коллегиальный орган - забастовочный, стачечный комитет.

Только в случае принятия решения собранием (конференцией) соответствующий орган приобретает полномочия, предусмотренные в ст. 15 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“.

В тех случаях, когда в профсоюзном уставе, положении о первичной профсоюзной организации содержится прямое указание на то, каким образом профсоюзный комитет (орган) уполномочен возглавлять забастовку (если она объявляется), то профсоюзному собранию (конференции) не нужно принимать дополнительное решение по этому поводу.

Обычно руководит забастовкой орган, возглавляющий забастовку, который может решать много текущих, оперативных вопросов, связанных с забастовкой, в том числе ему необходимо предупредить о начале забастовки работодателя (п. 4 ст. 14 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“).

Орган, возглавляющий забастовку, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны на период забастовки принять меры для обеспечения общественного порядка, сохранности имущества организации, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (п. 2 ст. 16 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“).

Орган, возглавляющий забастовку, сами работники и их представители обязаны строго соблюдать все нормы, регламентирующие подготовку, объявление и проведение забастовки во избежание признания ее незаконной.

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено собранием (конференцией) (п. 4 ст. 15 ФЗ “О порядке
разрешения коллективных трудовых споров“).

В этих случаях следующую забастовку, в случае ее объявления, возглавит вновь избранный собранием (конференцией) работников орган.

Возглавляющий забастовку профсоюзный орган после ее завершения не прекращает своего существования, а продолжает действовать в своем основном качестве - органа профсоюзной организации. Он может возглавить и следующую забастовку.

Участие в забастовке является добровольным. Принцип добровольности участия работника в забастовке указан как в самом понятии забастовки (п. 6 ст. 2 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“), так и в статье о праве на забастовку (п. 3 ст. 13 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“). Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Гарантии и правовое положение работников в связи проведением забастовки предусмотрены ст. 18 Закона.

Общей гарантией для работников при урегулировании коллективного трудового спора, включая забастовки, является запрещение локаута - увольнения работников по инициативе работодателя в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой.

НЕЗАКОННЫЕ ЗАБАСТОВКИ

В соответствии со ст. 17 ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ незаконной является забастовка:

Если забастовка объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных для выдвижения требований, и прохождения стадий примирительных процедур, обязательности исполнения принятых в ходе разрешения спора соглашений, правил добровольного участия в забастовке и ее объявлении, об органах, возглавляющих забастовку, обязанностях сторон в ходе забастовки.

1. При нарушении правил добровольного участия в объявлении забастовки и ее проведении (никто не может принудить ни к участию, ни к прекращению забастовки).

2. Если она создает реальную угрозу основам Конституционного строя, жизни и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ).

3. Забастовка работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов Федеральной Службы
Безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.

Могут быть ограничены права на забастовку в условиях чрезвычайного положения, но только в порядке принятия соответствующего закона.

Указанный перечень не является исчерпывающим. В частности:

- законодательством запрещено участие в забастовках государственным и муниципальным служащим;

- не допускается прекращение работы как средства разрешения коллективных трудовых споров на железных дорогах;

- не могут принимать участие в забастовке представители работодателя.

Закон строго регламентирует компетенцию органов, правомочных ставить и решать вопрос о законности или незаконности забастовки. Заявление об этом может быть подано работодателем (от его имени полномочным представителям) или прокурором.

Вопрос законности забастовки подлежит рассмотрению только судом субъекта РФ (Верховным Судом республики, края, области, автономной области, округа, а также судами г.г. Москвы и Санкт - Петербурга). Районные, городские суды не вправе рассматривать такие дела.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

Сторонам коллективного трудового спора, особенно работникам и их представителям необходимо знать, что кроме признания забастовки незаконной:

1. Суд вправе отложить не начавшуюся забастовку на 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок в случае возникновения в связи с проведением забастовки непосредственной угрозы жизни и здоровью людей;

2. Президент РФ или Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более, чем на 10 календарных дней в случаях, имеющих значение для обеспечения жизненно важных интересов государства или отдельных территорий.

Разрешение коллективного трудового спора, возникшего в связи с коллективной защитой индивидуальных прав работников, например, несвоевременной выплатой заработной платы, не является предметом регулирования ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“ в силу прямого указания на это
ч. 3 ст. 1, т.к. в данном случае имеет место не нарушение коллективных прав и интересов, закрепленных в коллективном договоре, а нарушение индивидуальных прав работника на своевременную оплату труда. Применение судом указанного закона при разрешении подобного спора является неправомерным. Данная категория споров регулируется в соответствии с законодательством о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров, а не с помощью процедур, предусмотренных ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров“.