Законы и постановления РФ

Постановление губернатора Иркутской области от 15.08.1995 N 210 “О состоянии преступности среди несовершеннолетних и мерах по ее профилактике“

Утратил силу в связи с изданием Указа Губернатора Иркутской области от 22.07.2010 N 223-уг.

ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 1995 г. N 210

О СОСТОЯНИИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И МЕРАХ ПО ЕЕ ПРОФИЛАКТИКЕ

В целях реализации Указа Президента РФ от 06.09.1993 N 1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав“ правоохранительными органами области во взаимодействии с другими ведомствами разработаны и осуществлены организационные и практические меры, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав. Отмечаются положительные результаты этой работы в городах Усолье-Сибирском, Нижнеудинске, Усть-Куте.

Однако уровень и динамика преступности среди несовершеннолетних, другие показатели, характеризующие состояние обстановки в области, показывают явное неблагополучие. С 1992
года преступность среди несовершеннолетних в области выросла на 38,5%. Уровень преступности на 10 тысяч населения составляет 230, среди несовершеннолетних - 290 преступлений.

Всего на учете в милиции состоит более 13 тысяч подростков-правонарушителей, что на 43,5% больше, чем в 1992 году. Наибольший удельный вес в числе привлеченных к уголовной ответственности составляют несовершеннолетние-учащиеся школ, ПТУ (35,7%), а также неработающие и неучащиеся (23,7%).

Наиболее неблагополучная обстановка отмечается в городах Иркутске, Ангарске, Черемхове, Тулуне, Усть-Илимске, Тайшете, Бодайбо, а также Куйтунском, Братском, Чунском, Киренском, Казачинско-Ленском, Катангском, Мамско-Чуйском, Балаганском, Жигаловском, Качугском, Усть-Удинском районах области.

Для стабилизации криминогенной обстановки по линии несовершеннолетних на территории Иркутской области, руководствуясь статьями 7, 38, 39 Конституции РФ, постановляю:

1. Принять к сведению информацию исполняющего обязанности начальника милиции общественной безопасности УВД области Доброва В.А. (прилагается). Отметить, что работа органов внутренних дел и других заинтересованных ведомств, осуществляющих в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, требует улучшения.

2. Заместителям главы администрации области Кустову Ю.А., Баландину В.В.:

2.1. Внести на рассмотрение административного совета при губернаторе области до 28 августа т. г. вопрос о составе межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и плане ее работы.

2.2. Поручить Главному управлению народного образования администрации области (Шестаков Д.В.), Комитету по физической культуре и спорту администрации области (Яковенко Л.М.), Комитету по архитектуре, строительству и ЖКХ администрации области (Смолянин И.Т.) подготовить с участием Комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и представить мне в срок до 15.08.1995 информацию о собственниках (владельцах) помещений, сооружений, оздоровительных лагерей, использовавшихся до 1994 г. для занятия детей и подростков во внеурочное и каникулярное время для принятия
мер по возвращению указанных объектов их законному владельцу - детям.

2.3. По предложениям Комитета по делам молодежи администрации области (Слободчиков Н.В.), главного управления народного образования администрации области (Шестаков Д.В.), Управления социальной защиты населения администрации области (Поляков В.А.), Комитета по физической культуре и спорту администрации области (Яковенко Л.М.), Управления внутренних дел области (Никифоров М.А.), других ведомств при организации летней занятости и отдыха детей и подростков в соответствии с планом мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в рамках федеральной программы “Дети России“, областной целевой программы “Дети Приангарья“ в приоритетном порядке оказывать помощь детям из неблагополучных семей, подросткам, состоящим на учете в органах милиции.

3. Управлению социальной защиты населения администрации области (Поляков В.А.), Главному управлению народного образования администрации области (Шестаков Д.В.), Комитету здравоохранения администрации области (Дудко Н.А.), УВД области (Никифоров М.А.) ежегодно изучать потребности в создании мест в специальных учреждениях для несовершеннолетних, определять места их дислокации: для детей, оказавшихся без попечения родителей или лиц их заменяющих; для детей и подростков, имеющих психические отклонения в здоровье; для детей и подростков, злоупотребляющих алкоголем, состоящих на учете наркоманов, токсикоманов; для подростков, совершивших правонарушения. При формировании предложений в бюджет области предусматривать необходимое финансирование на создание мест в специальных учреждениях для указанной категории детей и подростков.

4. Поручить областному Центру занятости населения (Макарову В.В.) обеспечивать на период летних каникул ежемесячную компенсацию работодателям за каждого трудоустроенного на временную работу несовершеннолетнего гражданина в размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством, в пределах статьи бюджета “Общественные работы и временная занятость“.

5. Главному управлению народного образования администрации области (Шестаков Д.В.) прекратить практику отчислений
подростков из учебных заведений без дальнейшего определения их на учебу или работу.

6. Комитету по связям с общественными организациями, партиями и средствами массовой информации администрации области (Дамешек Л.М.) при взаимодействии с газетами, радио и телевидением акцентировать их внимание на освещение проблем безнадзорности и роста правонарушений среди несовершеннолетних в области, путей их решения.

7. Комитету по делам молодежи администрации области (Слободчиков Н.В.), Главному управлению народного образования администрации области (Шестаков Д.В.), Комитету здравоохранения администрации области (Дудко Н.А.), Управлению социальной защиты населения администрации области (Поляков В.А.), УВД области (Никифоров М.А.), Комитету по физкультуре и спорту администрации области (Яковенко Л.М.), другим заинтересованным ведомствам в установленном порядке внести до 1 ноября 1995 г. свои предложения по разработке областных законов, направленных для включения их в план законопроектной деятельности администрации области на 1996 г.

8. Рекомендовать мэрам, главам администраций городов и районов области обсудить вопрос о ходе выполнения Указа Президента РФ от 6 сентября 1993 г. N 1338, разработать комплексные программы,

направленные на оздоровление обстановки, сокращение правонарушений и преступности среди детей и подростков.

9. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей главы администрации области Кустова Ю.А., Баландина В.В.

Губернатор

Иркутской области

Ю.А.НОЖИКОВ

Приложение N 1

к постановлению

губернатора области

от 15 августа 1995 года

N 210

СПРАВКА

О СОСТОЯНИИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И МЕРАХ ПО ЕЕ ПРОФИЛАКТИКЕ ВО ИСПОЛНЕНИЕ УКАЗА

ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 6 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА N 1338

“О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ“

Проблема преступности несовершеннолетних на территории Иркутской области за последние 3 года значительно обострилась. Число преступлений, совершенных подростками и при их соучастии возросло на 38,5% (в 1992 г. - 3876, 1993 г. - 5102, 1994 г. - 5368). За
4 месяца 1995 г. криминогенная обстановка по линии несовершеннолетних не изменилась.

Если на каждые 10 тысяч взрослых жителей области совершается в течение года в среднем 230 преступлений, то на такое же количество подростков в возрасте 14-17 лет - 290 преступлений. Наиболее неблагополучная обстановка наблюдается в г.г. Иркутске, Ангарске, Черемхове, Усть-Илимске, Слюдянке, Тайшете, Тулуне, Бодайбо, а также Братском, Чунском, Казачинско-Ленском, Катангском, Мамско-Чуйском, Усть-Удинском, Балаганском районах области.

Уголовные проявления детей и подростков приобрели ярко выраженный корыстный характер. 75-80% этих преступлений составляют кражи, разбои, грабежи. А их характерный признак - проявление жестокости со стороны подростков, о чем свидетельствует рост числа убийств в 3,4 раза (с 17 в 1992 г. до 58 случаев в 1994 г.), умышленных тяжких телесных повреждений в 3,3 раза (с 31 в 1992 г. до 102 случаев в 1994 г.). Удельный вес тяжких преступлений в структуре детской преступности увеличился на 149,6%.

Объединенные в преступные группы, подростки представляют собой серьезную опасность для населения. За 3 года количество преступлений в таких группах увеличилось на 36,0% (с 2406 до 3273 случаев). Только в 1994 г. органами внутренних дел области выявлено и поставлено на учет более 1,5 тысяч подростков, входящих в состав группировок уголовной направленности. Всего на учетах в ГОРОВД состоит около 3 тысяч таких подростков, что на 90,9% больше уровня 1992 года.

Каждое третье преступление совершено подростками, находившимися в момент совершения преступления в нетрезвом состоянии.

За 3 года количество подростков-участников преступлений возросло на 37,1% (в 1992 г. - 3802 чел., 1993 г. - 4812 чел., 1994 г. - 5212 чел.). Наибольший удельный вес приходится на долю учащихся школ,
ПТУ (1992 г. 35,2%, 1993 г. - 35,7%, 1994 г. - 35,7%), а также неработающих и неучащихся (соответственно 18,8%, 21,8%, 23,7%).

Имеет место устойчивая тенденция к “омолаживанию“ преступности. За последние 3 года количество 14-15 - летних преступников увеличилось на 44,9%, а подростков младшего возраста, совершивших преступления, но не достигших возраста уголовной ответственности, возросло на 50%.

Резко возросла преступность среди девушек. Из 13184 подростков, состоящих на учетах в органах внутренних дел, 12,2% составляют девушки-правонарушители.

Большое количество преступлений совершают подростки, имеющие различные аномалии психического развития. Ими совершается каждое десятое из числа преступлений несовершеннолетних.

Растет рецидивная преступность в молодежной среде и прежде всего, среди тех ребят, кто был осужден условно, с отсрочкой исполнения приговора или вернулся из ВТК (1992 г. - 201 чел., 1993 г. - 234 чел., 1994 г. - 253 чел.).

На наш взгляд, основные причины увеличения правонарушений среди детей и подростков следующие.

Нестабильность социально-экономической обстановки, что расширяет спектр факторов, активно стимулирующих детскую бездомность, безнадзорность, преступность. Утрачивается социальная связь с семьей и школой, что влечет за собой отчуждение их от труда, ухудшение психического состояния, увеличение процента ранней алкоголизации. Дети, оставаясь один на один с социальными проблемами и не справляясь с их решением, легко переходят границу моральных и правовых норм. Участились факты самоубийства.

Создаваемые в органах социальной защиты специализированные учреждения, а их в области действует 23, призваны стать преградой ребенку на пути к правонарушению и помочь обрести душевное равновесие. Создание учреждений типа приютов в определенной степени стабилизирует криминогенную ситуацию. Это видно на примере Заларинского, Усольского, Зиминского районов. Однако в ряде городов и районов таких учреждений мало либо нет совсем.
Так, в г. Иркутске на 170 тысяч детского населения действует один недавно открывшийся приют на 40 мест, в то время как по нормам должно быть более 400 мест. Нет таких учреждений в Иркутском районе, городах Шелехове, Слюдянке, Бодайбо и некоторых других.

Ежегодно увеличивается количество детей, оказавшихся без попечения родителей, детей, от которых родители отказались. В течение 1994 г. более 350 детей в возрасте до 3 лет были подобраны сотрудниками милиции, но имеющиеся 4 дома ребенка (525 детей) не в состоянии разместить их, поскольку в области насчитывается около 10 тысяч детей-“сирот“ при живых родителях.

В течение 1994 г. органами милиции направлены в суд материалы на лишение родительских прав в отношении 1232 семей. И только половина отобранных детей была направлена в детские учреждения. Другая половина осталась в тех же неблагополучных семьях, потому что в детских учреждениях не хватает мест.

Более 2 тысяч подростков, совершивших преступления, необходимо направить в специальные школы и ПТУ. Однако единственная спецшкола в г. Иркутске может принять только 100 человек, а специальные ПТУ в области отсутствуют, в том числе и для девушек.

Более 20 тысяч безнадзорных и беспризорных подростков доставлялось в милицию в течение прошлого года. Это в 5 раз больше, чем 3 года назад. В приемниках-распределителях для несовершеннолетних содержалось около 2 тысяч детей, в том числе 15% - воспитанников детских домов и интернатов, из них каждый второй находился в розыске.

Во время проведения операции “Всеобуч“ за последние 3 года выявлено более 13 тысяч неработающих и неучащихся подростков. Всего же в области по нашим данным более 20 тысяч ничем не занятых подростков, из них
2927 состоят на учетах в органах внутренних дел за совершение правонарушений. Начиная с 1992 г., их прирост составил 62,5%.

Трудоустройство несовершеннолетних остается неразрешимой проблемой. В прошлом году Иркутским городским центром занятости, к примеру, был трудоустроен только 51 подросток или 5% от общего числа выявленных неработающих подростков в областном центре.

Многие годы не меняется ситуация в отношении несовершеннолетних с недостатками умственного развития, которые совершают, как правило, особо опасные преступления. Более 700 подростков этой категории состоит сегодня на учетах в милиции, что на 38,8% больше уровня 1992 г. Попытки профилактических мероприятий не дают положительных результатов, медицинский контроль тоже трудно осуществим из-за нехватки лечебных мест. В области отсутствуют специальные лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии.

В течение 1994 г. за распитие спиртных напитков и появление на улице в нетрезвом состоянии только задержано более 15 тысяч подростков, что в 6 раз больше уровня 1992 года. Всего на учетах в ГОРОВД состоит около 4,5 тысяч подростков, регулярно употребляющих наркотические, токсические вещества, спиртные напитки. Из них 232 юных наркомана. Их лечение во многих случаях неэффективно, не хватает врачей-наркологов. По этой причине 60% подростков из числа доставленных в милицию не получили медицинской помощи.

Негативно сказывается на алкоголизации подростков тот факт, что они в настоящее время беспрепятственно могут приобрести спиртное в любом месте и в любое время.

Требует серьезных мер организация летней занятости детей и подростков, так как до 40% числа всех преступлений приходится на летний период. Если раньше этот вопрос решался за счет пионерских, трудовых, военно-спортивных лагерей, то теперь ситуация изменилась. По сравнению с 1992 г. на 14,0% сократилось количество
оздоровительных лагерей, а отдыхающих в них детей на 29,6%, в том числе на 31,7% подростков, состоящих на учетах в органах милиции. Крайне мало детских спортивных школ, досуговых кружков, секций, подростковых клубов по месту жительства. Из 145 детских клубов действует лишь 96.

Значительно затрудняет деятельность органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по взаимодействию с другими ведомствами слабая работа областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних.

Серьезно осложняет деятельность подразделения УВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних отсутствие достаточных финансовых средств. Задерживается выплата заработной платы сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних области, отсутствует автотранспорт. Помещения для работы подразделений по делам несовершеннолетних в 16 ГОРОВД не отвечают элементарным требованиям.

В последнее время возросла текучесть кадров. В течение 1994 г. принято на работу более 100 сотрудников (каждый третий по штату), вместо ушедших по разным причинам, в том числе 30% из-за отсутствия жилья.

В целях реализации Указа Президента РФ Управлением внутренних дел разработана и действует программа по совершенствованию деятельности наших подразделений на 1994-95 года, предусматривающая комплекс мер по укреплению общественной безопасности и борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Проблемы преступников среди детей и подростков находятся под контролем руководства управления и выносятся на обсуждение коллегий и оперативных совещаний.

Вопросы социальной адаптации, бронирования рабочих мест, развития разнообразных форм помощи нуждающимся семьям, расширение сети детских, специальных учреждений, развития общественных формирований материально-технического обеспечения подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и приемников-распределителей ставились перед заинтересованными ведомствами, обсуждались на совместных совещаниях, семинарах.

Согласно Указу Иркутский и Тайшетский приемники-распределители для несовершеннолетних реорганизованы. На их базе созданы центры временной изоляции для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния. Вместе с тем, эти центры по прежнему продолжают выполнять
функции по содержанию безнадзорных детей.

Все вышеизложенное требует, на наш взгляд, принятия серьезных мер по предупреждению детской преступности, объединения усилий всех заинтересованных ведомств, выделения достаточного объема финансовых средств.

Заместитель начальника

Управления внутренних

дел Иркутской области

В.И.ВОЛОХОВ