Постановление Главы города Мценска от 27.04.2009 N 308 “Об утверждении муниципальной целевой программы “Модернизация системы образования города Мценска на 2009 - 2010 годы“
Вступил в силу с 27 апреля 2009 года (пункт 3 данного документа).ГЛАВА ГОРОДА МЦЕНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. N 308
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
“МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МЦЕНСКА
НА 2009 - 2010 ГОДЫ“
На основании Закона Орловской области от 25.12.2008 N 869-ОЗ “Об областной целевой программе “Модернизация системы образования Орловской области на 2009 - 2010 годы“, Закона Орловской области от 25.12.2008 N 868-ОЗ “О порядке определения нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ“, постановления Коллегии Орловской области от 24.10.2008 N 331 “Об утверждении примерного положения об установлении новой отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений“, постановления Коллегии Орловской области от 15.01.2009 N 5 “Об утверждении примерных Положений о базовом общеобразовательном учреждении, Управляющем Совете (Совете Учреждения) образовательного учреждения и методических рекомендаций по формированию и распределению фондов оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях“, в целях улучшения качества образовательных услуг и стимулирования оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу “Модернизация системы образования города Мценска на 2009 - 2010 годы“ (Приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальным вопросам Глаголеву И.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в газете “Мценский край“.
Глава города
А.М.ФОКИН
Приложение
к постановлению
Главы города Мценска
от 27 апреля 2009 г. N 308
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
МЦЕНСКА НА 2009 - 2010 ГОДЫ“
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
“МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
МЦЕНСКА НА 2009 - 2010 ГОДЫ“
----------------------------T---------------------------------------------¬
¦Наименование программы ¦муниципальная целевая программа “Модернизация¦
¦ ¦системы образования города Мценска на 2009 - ¦
¦ ¦2010 годы“ (далее - Программа) ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Основания для разработки ¦- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 ¦
¦Программы ¦N 3266-1 “Об образовании“; ¦
¦ ¦- Указ Президента Российской Федерации от ¦
¦ ¦28.04.2008 N 607 “Об оценке эффективности ¦
¦ ¦деятельности органов местного самоуправления ¦
¦ ¦городских округов и муниципальных районов“; ¦
¦ ¦- Закон Орловской области от 22.08.2005 N ¦
¦ ¦533-ОЗ “Об образовании в Орловской области“; ¦
¦ ¦- Закон Орловской области от 25.12.2008 N ¦
¦ ¦869-ОЗ “Об областной целевой программе ¦
¦ ¦“Модернизация системы образования Орловской ¦
¦ ¦области на 2009 - 2010 годы“; ¦
¦ ¦- Закон Орловской области от 05.12.2008 N ¦
¦ ¦836-ОЗ “Об областном бюджете на 2009 год и ¦
¦ ¦плановый период 2010 и 2011 годов“; ¦
¦ ¦- Закон Орловской области от ¦
¦ ¦25.12.2008 N 862-ОЗ “О внесении изменений в ¦
¦ ¦Закон Орловской области “О межбюджетных ¦
¦ ¦отношениях в Орловской области“; ¦
¦ ¦- Закон Орловской области от 25.12.2008 N ¦
¦ ¦868-ОЗ “О порядке определения нормативов ¦
¦ ¦финансирования муниципальных ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений в части ¦
¦ ¦расходов на реализацию основных ¦
¦ ¦общеобразовательных программ“; ¦
¦ ¦- Постановление Коллегии Орловской области от¦
¦ ¦27.10.2008 N 331 “Об утверждении примерного ¦
¦ ¦положения об установлении новой отраслевой ¦
¦ ¦системы оплаты труда работникам муниципальных¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений“; ¦
¦ ¦- Постановление Коллегии Орловской области от¦
¦ ¦15.01.2009 N 5 “Об утверждении примерных ¦
¦ ¦Положений о базовом общеобразовательном ¦
¦ ¦учреждении, Управляющем Совете (Совете ¦
¦ ¦Учреждения) образовательного учреждения и ¦
¦ ¦методических рекомендаций по формированию и ¦
¦ ¦распределению фондов оплаты труда в ¦
¦ ¦муниципальных общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждениях“ ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Основной разработчик ¦Управление общего и профессионального ¦
¦Программы ¦образования администрации города Мценска ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации ¦2009 - 2010 годы: ¦
¦Программы ¦1 этап - 2009 год; ¦
¦ ¦2 этап - 2010 год ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Основные цели и задачи ¦Основными целями Программы являются: ¦
¦Программы ¦1) повышение доступности и качества ¦
¦ ¦предоставляемых населению города ¦
¦ ¦образовательных услуг через: ¦
¦ ¦- приведение содержания и качества общего ¦
¦ ¦образования в соответствие с современными и ¦
¦ ¦прогнозируемыми потребностями личности и ¦
¦ ¦рынка труда; ¦
¦ ¦- обеспечение доступности качественного ¦
¦ ¦общего образования независимо от места ¦
¦ ¦жительства; ¦
¦ ¦- концентрация и эффективное использование ¦
¦ ¦кадровых, финансовых и материальных ресурсов.¦
¦ ¦Основными задачами Программы являются: ¦
¦ ¦- создание в городе Мценске оптимальных ¦
¦ ¦условий, способствующих развитию системы ¦
¦ ¦доступного и качественного общего ¦
¦ ¦образования; ¦
¦ ¦- оптимизация структуры сети ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений с учетом ¦
¦ ¦экономической специфики города; ¦
¦ ¦- расширение общественного участия в ¦
¦ ¦управлении образованием; ¦
¦ ¦- создание оптимальных условий для социальной¦
¦ ¦защищенности работников системы образования ¦
¦ ¦через введение отраслевой системы оплаты ¦
¦ ¦труда; ¦
¦ ¦- оптимизация бюджетных расходов в целях ¦
¦ ¦качественной организации учебно- ¦
¦ ¦воспитательного процесса ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦- организационно-кадровая и правовая работа, ¦
¦направлений Программы ¦методическое сопровождение проекта; ¦
¦ ¦- введение отраслевой системы оплаты труда ¦
¦ ¦работников образования (ОСОТ); ¦
¦ ¦- реструктуризация и развитие сети ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений города для ¦
¦ ¦обеспечения условий получения качественного ¦
¦ ¦общего образования независимо от места ¦
¦ ¦жительства; ¦
¦ ¦- участие в общерегиональной системе оценки ¦
¦ ¦качества образования; ¦
¦ ¦- расширение общественного участия в ¦
¦ ¦управлении образованием ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦Управление общего и профессионального ¦
¦ ¦образования администрации города Мценска, ¦
¦ ¦муниципальные образовательные учреждения ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Ответственный исполнитель ¦Управление общего и профессионального ¦
¦ ¦образования администрации города Мценска ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦1 этап: средства муниципального и областного ¦
¦финансирования ¦бюджета, перечисляемые в виде субвенций на ¦
¦ ¦исполнение полномочий в рамках реализации ¦
¦ ¦Программы в общем объеме 9804,2 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2 этап: средства муниципального бюджета в ¦
¦ ¦общем объеме 101146 тыс. рублей, а также ¦
¦ ¦средства областного бюджета, предусмотренные ¦
¦ ¦Законом Орловской области “Об областном ¦
¦ ¦бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и ¦
¦ ¦2012 годов“ ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦- переход на нормативно-подушевое ¦
¦Программы и ее целевые ¦финансирование общеобразовательных учреждений¦
¦показатели ¦- с 01.01.2009; учреждений дополнительного ¦
¦ ¦образования и дошкольных образовательных ¦
¦ ¦учреждений - с 01.01.2010; ¦
¦ ¦- переход на отраслевую систему оплаты труда ¦
¦ ¦работников муниципальных общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений всех типов и видов ¦
¦ ¦(общеобразовательные учреждения - с ¦
¦ ¦01.01.2009; учреждения дополнительного ¦
¦ ¦образования детей и дошкольные ¦
¦ ¦образовательные учреждения - с 01.01.2020); ¦
¦ ¦- рост заработной платы работников ¦
¦ ¦образовательных учреждений области более чем ¦
¦ ¦на 50% в сравнении с 2006 годом; ¦
¦ ¦- установление среднеотраслевой заработной ¦
¦ ¦платы в размере более 10000 рублей - на ¦
¦ ¦01.09.2010; ¦
¦ ¦- реорганизация сети общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений с последующим формированием 5 ¦
¦ ¦базовых общеобразовательных учреждений ¦
¦ ¦города; ¦
¦ ¦- оснащение базовых школ современным учебным ¦
¦ ¦и учебно-наглядным оборудованием; ¦
¦ ¦- обеспечение доли выпускников, сдавших ¦
¦ ¦итоговую аттестацию за курс основной и полной¦
¦ ¦средней школы в форме ЕГЭ, до 90% к ¦
¦ ¦01.09.2011; ¦
¦ ¦- обеспечение показателей эффективности ¦
¦ ¦(удовлетворенности) качеством образовательных¦
¦ ¦услуг выпускников образовательных учреждений ¦
¦ ¦на уровне 75% - к 01.11.2011. ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Контроль за исполнением ¦Заместитель главы администрации города по ¦
¦Программы ¦социальным вопросам ¦
L---------------------------+----------------------------------------------
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
Муниципальная целевая программа “Модернизация системы образования города Мценска на 2009 - 2010 годы“ носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс развития принципов доступности предоставляемого качественного общего образования независимо от места жительства. С учетом действующего законодательства программные мероприятия ориентированы на удовлетворение более высоких образовательных запросов учащихся и родителей, стимулирования результативности учебной деятельности педагогов.
Причинами разработки Программы являются:
- сохраняющаяся на протяжении последних десятилетий тенденция к сокращению численности учащихся общеобразовательных учреждений в среднем на 180 - 200 человек в год, порождающая проблемы, связанные с наполняемостью классов, учебной нагрузкой педагогов, количеством выпускников школ и потенциальных студентов. В конечном итоге наблюдается дефицит квалифицированных кадров в различных сферах деятельности экономики города;
- ежегодный рост расходов бюджета города на осуществление целей и выполнение задач дошкольного, общего и дополнительного образования при сохранении низкой средней заработной платы работников системы образования (6962 руб.) и неоправданно высоких средних расходах на содержание одного учащегося (до 21,5 тыс. рублей - по области, в городских школах затраты до 9,2 тыс. руб.);
- отсутствие эффективной системы материального поощрения работников системы образования в зависимости от результативности обучения и воспитания учащихся;
- острая потребность в дифференцированном подходе к вопросам материально-технического сопровождения образовательного процесса, в повышении уровня ресурсного обеспечения качественного образования через создание базовых школ;
- необходимость активизации роли общественности в решении вопросов деятельности образовательных учреждений, отсутствие единых индикативных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений.
Качественный и количественный анализ, проводимый управлением общего и профессионального образования в течение 2006 - 2008 годов, позволяет определить перечень проблем системы образования города Мценска и спланировать пути их решения на ближайшую перспективу.
Анализ показывает неравномерность наполняемости классов по общеобразовательным учреждениям города: от 3 до 25 человек в учреждениях 1 ступени обучения, от 7 до 28 человек в учреждениях 2 и 3 ступеней обучения. Соответственно, количество учащихся, приходящихся на одного педагога, структура фонда оплаты труда и расходы на одного обучающегося имеют определенный дисбаланс. При этом не всегда большой объем расходов, связанных с содержанием одного обучающегося, гарантирует высокие качественные показатели предоставляемых ему образовательных услуг.
За последние 3 года по городу Мценску средняя наполняемость классов в школах снизилась с 21 до 19 обучающихся.
Среднеотраслевая заработная плата в 2008 году составила 6962 руб. (по области 7,2 тыс. рублей), что на 3,3% ниже среднеобластной.
Действующий до 31.12.2008 механизм оплаты труда педагогических работников по единой тарифной сетке не дает возможности стимулирования результативности образовательной и воспитательной деятельности, так как надтарифный фонд образовательного учреждения составляет не более 25% от фонда оплаты труда, а основные стимулирующие выплаты осуществляются за счет экономии общего фонда оплаты труда.
При этом ранее существовавшая система доплат и надбавок не в полной мере учитывает такие важные характеристики педагогического работника, как стаж работы, результативность учебной деятельности, удовлетворенность учащихся и родителей качеством обучения.
Особенностью системы образования города Мценска является то, что при наличии в целом широких возможностей предоставления образовательных услуг сеть учреждений отличается большой дифференциацией численности обучающихся (по образовательным учреждениям от 50 до 900 учащихся), повышенной концентрацией общеобразовательных учреждений в центре города, отрицательным дисбалансом проектной и фактической наполняемости зданий школ, спортивных залов, учебных мастерских.
Качественные показатели работы школ с недостаточной наполняемостью классов и низкими учебными возможностями характеризуются следующими чертами:
- более низкие результаты промежуточной и итоговой аттестации (в том числе ЕГЭ) в сравнении с среднегородскими показателями;
- устаревшая материально-техническая и учебно-методическая база;
- обострение кадровой проблемы: периодически возникающие вакансии, неполная нагрузка педагогов, высокая доля работников пенсионного возраста, привлечение к работе совместителей, недостаточный уровень квалификации учителей для организации профильного и углубленного обучения;
- высокие затраты на обучение одного обучающегося (до 38 тыс. рублей в год).
Вместе с тем, проведение оптимизации сети образовательных учреждений путем их ликвидации не является безальтернативным путем решения обозначенных проблем. Упрощенная реализация такого подхода к реформированию системы образования города может повлечь значительное социальное напряжение, связанное с сокращением рабочих мест педагогов, ограничением путей и форм получения образования учащимися. Конструктивно решить эти и ряд других проблем системы образования возможно путем проведения поэтапной модернизации, основные направления которой позволят:
- оптимизировать лимиты бюджетных средств, направленные на выплату заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений, перейти на отраслевую систему оплаты труда с прогнозируемым ростом ее размера более 50% относительно уровня 2006 года;
- оптимизировать сеть образовательных учреждений города через реорганизацию школ с малой наполняемостью и низкими учебными возможностями, повысив доступность качественного образования независимо от места проживания обучающихся;
- создать механизм взаимосвязи финансирования учреждения и уровня предоставления образовательных услуг, стимулировав тем самым работу образовательных учреждений по повышению качества образования.
Поэтапное проведение реформирования системы образования города Мценска при широком общественном обсуждении, использовании средств массовой информации будет способствовать не только улучшению показателей доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, но и создаст реальные предпосылки соблюдения социальных гарантий для всех участников образовательной деятельности.
2. Цели и задачи программы, сроки и этапы реализации
Программа разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, учитывает основные положения стратегии социально-экономического развития города Мценска на долгосрочную перспективу, а также демографическую ситуацию в городе.
Целями Программы модернизации системы образования города Мценска являются:
обеспечение доступности качественного общего образования детей независимо от места жительства;
приведение содержания и качества общего образования в соответствие с современными и прогнозируемыми потребностями личности и рынка труда;
концентрация и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
Программа модернизации системы образования города Мценска реализуется в два этапа:
1) первый этап (2009 год) - подготовительный, в течение которого разрабатывается нормативно-правовая основа направлений модернизации системы образования города. На этом этапе к исполнению положений Программы модернизации системы образования приступают 11 муниципальных общеобразовательных учреждений.
С этого периода времени реализуется комплекс практических мероприятий по:
переходу на отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений;
оптимизации сети школ с малой наполняемостью классов и низкими учебными возможностями;
участию в региональной системе оценки качества образования, проведению итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ в штатном режиме;
определению базовых муниципальных общеобразовательных учреждений в объеме 60% от контрольных показателей 2010 года (МОУ - лицей N 5, МОУ - СШ N 7, МОУ - гимназия);
расширению общественного участия в управлении общеобразовательным учреждением через создание Управляющих Советов (Советов Учреждений);
разработке индикативной методики оценки эффективности деятельности образовательных учреждений города;
2) второй этап (2010 год) - реализация направлений модернизации системы образования в муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов.
С этого периода времени реализуется комплекс практических мероприятий по:
переходу на отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов;
завершению процесса оптимизации сети школ с малой наполняемостью и низкими учебными возможностями;
определению базовых муниципальных общеобразовательных учреждений в объеме 100% от контрольных показателей 2010 года;
формированию банка данных базовых муниципальных общеобразовательных учреждений и реализации программ их материально-технического и учебно-методического оснащения;
реализации индикативной методики оценки эффективности деятельности образовательных учреждений города;
продолжению оптимизации сети муниципальных учреждений дополнительного образования детей в рамках интеграции программ общего и дополнительного образования.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий модернизации системы образования города Мценска строится в соответствии с основными критериями модернизации образования Орловской области:
3.1. Введение отраслевой системы оплаты труда работников образования (с 1 января 2009 года)
Подразумевается отказ от единой тарифной сетки (далее - ЕТС) по оплате труда и поэтапный переход к отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений.
ЕТС оплаты труда в системе образования имеет следующие недостатки:
- низкий уровень ставок (окладов) заработной платы, что не обеспечивает повышения социального статуса педагогического работника и не стимулирует его работу, не обеспечивает привлечение и закрепление в системе образования молодых и высококвалифицированных специалистов;
- отсутствие мотивации к качественному результату труда, т.к. не учитываются в полной мере уровень профессионального образования, квалификация, спецификация и особенности организации труда по критериям ответственности и напряженности, обесценивается творческая составляющая труда педагогического работника.
В связи с этим актуальным является создание механизма повышения уровня оплаты труда в системе образования и стимулирования качественных результатов деятельности педагогических работников.
На отраслевую систему оплаты труда (далее - ОСОТ) переводятся:
- в 2009 году - педагогические работники, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал муниципальных общеобразовательных учреждений города;
- в 2010 году - педагогические работники, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал всех типов и видов муниципальных образовательных учреждений города (образовательные учреждения дополнительного образования детей и учреждения инфраструктуры системы образования).
Цель введения ОСОТ - повышение мотивации педагогического работника на предоставление высококачественной образовательной услуги. Введение ОСОТ призвано решить следующие задачи:
- гарантировать размер заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда;
- осуществить дифференциацию ставок (окладов) в зависимости от уровня образования, профессионального стажа, занимаемой должности в целях обеспечения справедливого вознаграждения за труд различной степени сложности;
- обеспечить связь заработной платы с качеством и результативностью труда путем разделения фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части;
- усовершенствовать систему аттестации педагогических и управленческих кадров;
- использовать эффективные модели государственно-общественного управления образованием.
Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда за результативность и качество труда должно производиться гласно и открыто по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
3.2. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений для обеспечения условий получения качественного общего образования независимо от места жительства
В настоящее время условия образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях не соответствуют современным потребностям потребителей образовательных услуг и характеризуются следующими чертами:
- недостаточной материально-технической базой ряда школ (в том числе информационная и практико-лабораторная);
- ограниченностью выбора обучающимися старшей ступени профилей в рамках отдельного общеобразовательного учреждения, что затрудняет полнообъемное профильное обучение как средство индивидуализации обучения, раннего профессионального самоопределения и социализации обучающихся;
- обострением кадровой проблемы: старение педагогических кадров, дефицит кадров по ряду профилей учительских профессий, снижение уровня образования и квалификации учителей (8,4% педагогов не имеют высшего образования, 27,7% относятся к пенсионному возрасту).
Цель оптимизации сети общеобразовательных учреждений - обеспечение доступности качественного образования при условии рационального высвобождения ресурсов внутри системы с последующей их концентрацией и эффективным использованием.
Приоритетные направления работы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений:
- реорганизация муниципальных общеобразовательных учреждений с низкой наполняемостью классов и освоением проектной мощности зданий;
- создание базовых общеобразовательных школ (5 в городе - муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа N 7 города Мценска, муниципальное общеобразовательное учреждение - Лицей N 5 города Мценска, муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия города Мценска, муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа N 1 города Мценска, муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа N 9 г. Мценска).
Оптимизация (реорганизация) образовательных учреждений будет осуществляться при условии соблюдения российского законодательства, соблюдения прав и учета интересов участников образовательного процесса реорганизуемых учреждений.
3.3. Участие в региональной системе оценки качества образования
Основная цель реализации данного направления - приведение качества образования города в соответствие с современными и прогнозируемыми потребностями потребителей образовательных услуг (ученика, родителей, государства). Единая региональная система оценки качества образования отвечает за выявление отклонений фактических результатов образовательного процесса от целевых показателей.
Данная система реализуется через процедуры контроля и оценки качества образования:
- лицензирование образовательной деятельности;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников (ЕГЭ);
- контрольно-инспекционная деятельность;
- аттестация педагогических и руководящих работников;
- мониторинг качества образования, экспертиза программ развития образовательных учреждений.
3.4. Расширение общественного участия в управлении образованием
Принципы государственной политики в области образования определяют развитие демократического государственно-общественного характера управления образованием как основы формирования гражданского общества. Активное участие общественных институтов в решении образовательных проблем является основным условием успешности реализации муниципальной программы модернизации системы образования города.
В управлении системой образования города Мценска имеется позитивный опыт взаимодействия государственной и общественной составляющих.
Во всех общеобразовательных учреждениях имеются органы самоуправления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая: функционируют советы учреждений образования, педагогические советы, методические объединения, действуют родительские комитеты. Работает Совет образования УОПО.
Тем не менее, в настоящее время по-прежнему сохраняется административный стиль в управлении образовательными учреждениями, общественное участие в управлении образованием в целом является незначительным, особенно в части влияния общественности на формирование и реализацию заказа по оказанию образовательных услуг.
Задачами общественного участия в управлении образованием являются:
- создание системы формирования, предъявления и исполнения общественных заказов на оказание образовательных услуг, определяющих содержание, формы, профилизацию и качество образования;
- обеспечение независимой оценки качества образования и деятельности образовательных учреждений;
- контроль за эффективным и прозрачным использованием бюджетных средств, в том числе участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образования;
- осуществление общественной экспертизы и мониторинга развития образования.
Основными направлениями деятельности по расширению общественного участия в управлении образованием являются:
- совершенствование существующей системы государственно-общественного управления образованием через развитие действующих форм общественного самоуправления (советов образовательных учреждений) и освоение новых организационных моделей о“щественного самоуправления (управляющих советов);
- создание системы широкого информирования общественности о деятельности и проблемах развития системы образования через введение в практику работы образовательных учреждений и органов управления образованием публичных докладов (отчетов) по итогам работы, создание и развитие сайтов образовательных учреждений в сети Интернет;
- расширение общественного участия в оценке качества образовательных услуг путем обеспечения прозрачности процедуры ЕГЭ (при участии общественных наблюдателей в пунктах проведения экзаменов) и совершенствования механизмов экспертизы работы образовательных учреждений (участие общественности в государственной аккредитации образовательных учреждений).
4. Ресурсное обеспечение программы
Реализация муниципальной целевой Программы “Модернизация системы образования города Мценска на 2009 - 2010 годы“ осуществляется в рамках областной целевой программы “Модернизация системы образования Орловской области на 2009 - 2010 годы“.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджетов города Мценска и Орловской области.
Прогнозируемый объем финансирования Программы на 2009 - 2010 годы составляет:
2009 год - 98011,2 тыс. рублей из бюджетов города и области (средства бюджетами города и области на 2009 - 2010 годы предусмотрены),
2010 год - 101146 тыс. рублей из бюджета города, а также финансовые средства, предусмотренные Законом Орловской области “Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов“ на реализацию механизма начисления заработной платы по ОСОТ для всех типов образовательных учреждений. Корректировка и индексация объемов финансирования производятся ежегодно с учетом выполнения требований Программы и промежуточной оценки ее эффективности.
Финансирование муниципальной целевой Программы на 2009 - 2010 годы (тыс. рублей) по направлениям расходов представлено в таблице:
---------------T--------------T----------------------------T--------------¬
¦ Раздел ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ Итого ¦
¦ Программы +------T-------+------T---------------------+------T-------+
¦ ¦Бюджет¦Бюджет ¦Бюджет¦ Бюджет области ¦Бюджет¦Бюджет ¦
¦ ¦города¦области¦города¦ ¦города¦области¦
+--------------+------+-------+------+---------------------+------+-------+
¦Введение ¦ ¦97591,2¦100666¦Финансовые средства, ¦100666¦97591,2¦
¦отраслевой ¦ ¦ ¦ ¦предусмотренные ¦ ¦ ¦
¦системы оплаты¦ ¦ ¦ ¦Законом Орловской ¦ ¦ ¦
¦труда ¦ ¦ ¦ ¦области “Об областном¦ ¦ ¦
¦работников ¦ ¦ ¦ ¦бюджете на 2009 год и¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦на плановый период ¦ ¦ ¦
¦(ОСОТ) ¦ ¦ ¦ ¦2010 - 2011 годов“ на¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализацию механизма ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦начисления заработной¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦платы по ОСОТ для ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦всех типов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦
+--------------+------+-------+------+---------------------+------+-------+
¦Подготовка и ¦15 ¦ ¦20 ¦ ¦35 ¦ ¦
¦организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы пунктов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приема ЕГЭ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+-------+------+---------------------+------+-------+
¦Организация и ¦220 ¦ ¦270 ¦ ¦490 ¦ ¦
¦проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦городских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предметных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦олимпиад ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школьников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+-------+------+---------------------+------+-------+
¦Проведение ¦100 ¦ ¦100 ¦ ¦200 ¦ ¦
¦городского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦конкурса на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦премию главы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦города и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦городского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Совета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦народных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦депутатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦среди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦педагогических¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+-------+------+---------------------+------+-------+
¦Проведение ¦85 ¦ ¦90 ¦ ¦175 ¦ ¦
¦обучающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦семинаров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦курсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+------+-------+------+---------------------+------+-------+
¦Всего ¦420 ¦97591,2¦101146¦ ¦101566¦97591,2¦
L--------------+------+-------+------+---------------------+------+--------
5. Оценка эффективности деятельности
образовательной сферы города Мценска
Приоритетными направлениям работы системы образования города Мценска являются обеспечение доступности качественного образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
В городе Мценске создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании современных методик и программ.
Это, во-первых, система дошкольного образования, в которую входит 12 муниципальных дошкольных образовательных учреждений с группами дневного, круглосуточного и кратковременного пребывания (2291 ребенок).
Во-вторых, система общеобразовательных учреждений, представленная 11 общеобразовательными учреждениями, в которых обучается 4848 человек.
В-третьих, система дополнительного образования детей, играющая важную воспитательную роль, способствующая развитию личностных качеств детей разного возраста, представленная 4 образовательными учреждениями дополнительного образования детей, которые посещают свыше 2986 детей и подростков.
В-четвертых, Центр психолого-медико-социального сопровождения, осуществляющий коррекционно-педагогическую деятельность, и межшкольный учебный комбинат, координирующий профориентационную работу.
В городе трудится более 820 педагогических работников, из них имеют высшую квалификационную категорию 18% педагогов, награждены государственными наградами 8 человек, отраслевыми - 164.
Стратегической задачей модернизации системы образования города Мценска является повышение качества образовательных услуг для населения, доступности качественных образовательных услуг для всех граждан независимо от места жительства, эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на образование.
Основные направления модернизации системы образования:
- введение отраслевой системы оплаты труда, обеспечивающей рост доходов педагогических работников в зависимости от качества и результатов труда;
- участие в региональной системе оценки качества образования;
- совершенствование сети общеобразовательных учреждений: создание условий для получения каждым ребенком качественного доступного общего образования независимо от места жительства;
- расширение общественного участия в управлении образованием.
Ключевым условием введения ОСОТ в общеобразовательных учреждениях является принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию основных принципов новой системы оплаты труда: разделение оплаты труда на базовую и стимулирующую часть, учет в базовой части всех видов деятельности учителя, численности обучающихся, особенностей образовательных программ, участие органов государственно-общественного управления в распределении стимулирующей части оплаты труда.
Основными параметрами успешности комплексной модернизации в части участия в региональной системе оценки качества образования, совершенствования сети общеобразовательных учреждений и общественного участия в управлении образованием является достижение образовательными учреждениями запланированных значений по следующим показателям:
- доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, самоподготовки, занятий творчеством и спортом;
- доля общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган государственно-общественного управления образованием (управляющий совет), наделенный управленческими полномочиями, в том числе - по оценке результативности работы учителя в рамках распределения стимулирующей части оплаты труда;
- качественный состав педагогических работников.
На первом этапе основной упор делается на введение новых финансово-экономических механизмов и создание иных стимулов по всем направлениям комплексной модернизации образования для совершенствования структуры сети и структуры занятости работников, появления новых представлений о качестве образования:
- определение базовых общеобразовательных учреждений и усиление их оснащенности, развитие инфраструктуры, обеспечивающей их социальную отдачу;
- создание в образовательных учреждениях общественных органов управления, разработка регламентов по осуществлению ими предоставленных полномочий;
- предоставление образовательным учреждениям финансово-хозяйственной самостоятельности и организация повышения квалификации руководителей учреждений по основным вопросам хозяйствования в новых экономических условиях;
- освоение и внедрение технологий независимой внешней оценки качества образования.
На втором этапе это должно привести к активизации процессов развития сети учреждений образования, оптимизации штатных расписаний учреждений, выработке и принятию обновленных представлений о современном качестве образования, разработке подходов к совершенствованию систем оценки качества образования с учетом новых представлений о нем, разработке и внедрению адекватных моделей повышения квалификации учителей.
Также планируется рост активности педагогических работников в освоении и применении современных образовательных технологий, произойдет обновление системы аттестации руководящих и педагогических кадров, на системном уровне появятся существенные положительные изменения в качестве условий получения образования и предоставляемых образовательных услуг.
Приложение 1
к муниципальной целевой программе
“Модернизация системы образования
города Мценска на 2009 - 2010 годы“
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “МОДЕРНИЗАЦИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МЦЕНСКА
НА 2009 - 2010 Г. Г.“
----T-----------------------------T------------T---------------T----------¬
¦ N ¦ Показатель ¦ Индикатор ¦ Срок ¦Примечание¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+------------+---------------+----------+
¦1 ¦Размер средней отраслевой ¦6962 руб. ¦Установлен ¦ ¦
¦ ¦заработной платы (тыс. руб.):¦ ¦Программой ¦ ¦
¦ ¦1 этап - с 01.01.2009 ¦9102 руб. ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 этап - с 01.01.2010 ¦12000 руб. ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+------------+---------------+----------+
¦2 ¦Реорганизация сети ¦3 учреждения¦Установлен ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений (в¦ ¦Программой с ¦ ¦
¦ ¦форме присоединения): ¦ ¦01.09.2009 ¦ ¦
¦ ¦1 этап (2009 г.); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦* муниципальное ¦ ¦с 01.09.2009 ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждение - Средняя ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательная школа N 6¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦города Мценска - структурное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделение муниципального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждения - Средней ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательной школы N 9¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦города Мценска; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦* муниципальное ¦ ¦с 01.07.2009 ¦ ¦
¦ ¦образовательное учреждение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦“Начальная школа - детский ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сад N 2“ города Мценска - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структурное подразделение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательного учреждения -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детский сад N 1 города ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Мценска; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 этап (2010 г.): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦* оптимизация структуры ¦ ¦В течение ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений с ¦ ¦2009 - 2010 г. ¦ ¦
¦ ¦приведением наполняемости ¦ ¦г. ¦ ¦
¦ ¦классов и групп в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствие с нормативами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансирования ОУ. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+------------+---------------+----------+
¦3 ¦* Определение базовых ¦5 учреждений¦июнь - август ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных школ: ¦ ¦2009 г. ¦ ¦
¦ ¦I этап (сш N 7, гимназия, ¦3 учреждения¦июнь - август ¦ ¦
¦ ¦лицей N 5) ¦ ¦2010 г. ¦ ¦
¦ ¦II этап (сш N 1, N 9) ¦2 учреждения¦июнь - август ¦ ¦
¦ ¦* Закрепление за базовыми ¦ ¦2010 г. ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениями (по мере их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования) школ с низкими ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебными возможностями (в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плане открытия профильных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классов): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за лицеем N 5 - СОШ N 2, N 8 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за гимназией - СОШ N 4 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за СОШ N 9 - СОШ N 6 (в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структуре СОШ N 9) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за СОШ N 1 - СОШ N 3 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за СОШ N 7 - N 8 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+------------+---------------+----------+
¦4 ¦Оснащение базовых школ ¦5 учреждений¦до декабря 2010¦ ¦
¦ ¦современным оборудованием ¦ ¦г. ¦ ¦
¦ ¦(школы) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Предложения на включение в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональный реестр ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦капитального ремонта базовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ОУ (с.ш. N 1, N 7, N 9, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гимназия, лицей N 5) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+------------+---------------+----------+
¦5 ¦Введение института ¦8 общеобра- ¦июнь - сентябрь¦ ¦
¦ ¦общественно-государственного ¦зовательных ¦2010 г. ¦ ¦
¦ ¦управления учреждениями ¦учреждений ¦июнь - август ¦ ¦
¦ ¦образования (школы) ¦5 учреждений¦2009 г. ¦ ¦
¦ ¦I этап ¦(базовые) ¦январь - август¦ ¦
¦ ¦II этап ¦ОУ - 3 ¦2010 г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ДОУ - 12 ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+------------+---------------+----------+
¦6 ¦Показатель выпускников ¦85% ¦июнь 2009 г. ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных ¦90% ¦июнь 2010 г. ¦ ¦
¦ ¦учреждений, сдавших итоговую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестацию в форме ЕГЭ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+------------+---------------+----------+
¦7 ¦показатель выпускников ¦65% ¦июль 2009 г. ¦по резуль-¦
¦ ¦общеобразовательных ¦75% ¦июль 2010 г. ¦татам мо- ¦
¦ ¦учреждений, удовлетворенных ¦ ¦ ¦ниторинга ¦
¦ ¦качеством полученного ¦ ¦ ¦2009 - ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦2010 г. г.¦
L---+-----------------------------+------------+---------------+-----------