Решение Минераловодского Совета от 14.11.2003 N 259 “Об утверждении концепции налоговой базы Минераловодского территориального муниципального образования“
Вступил в силу с 14 ноября 2003 года (пункт 4 данного документа).МИНЕРАЛОВОДСКИЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2003 г. N 259
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
МИНЕРАЛОВОДСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях создания условий для экономического роста и повышения финансовой самостоятельности Минераловодского территориального муниципального образования, а также в соответствии с мероприятиями по реализации Программы реформирования муниципальных финансов Минераловодского территориального муниципального образования, утвержденной решением Минераловодского Совета от 29 сентября 2003 года N 240 “Об утверждении Программы реформирования муниципальных финансов Минераловодского территориального муниципального образования“, Минераловодский Совет решил:
1. Утвердить Концепцию развития налоговой базы Минераловодского территориального муниципального образования (далее - Концепция).
2. Учесть положения Концепции при формировании бюджета Минераловодского территориального муниципального образования на 2004 и последующие годы.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по экономике, финансам и бюджету Минераловодского Совета (Гамаюнов К.А.).
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
Глава города Минеральные Воды
и Минераловодского района
М.В.ЧУКАВИН
Утверждено
решением
Минераловодского Совета
от 14.11.2003 N 259
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ МИНЕРАЛОВОДСКОГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа реформирования муниципальных финансов Минераловодского территориального муниципального образования определила ряд важнейших проблем, решение которых будет способствовать созданию устойчивых и долговременных источников развития экономики и успешной реализации социальных задач, стоящих перед администрацией города Минеральные Воды и Минераловодского района и Минераловодским Советом. В области бюджетных доходов Программой реформирования муниципальных финансов Минераловодского территориального муниципального образования предусмотрена разработка и реализация Концепции развития налоговой базы Минераловодского территориального муниципального образования (далее - Концепция).
Концепция определяет основные цели, задачи и направления политики Минераловодского территориального муниципального образования (далее МТМО) в отношении формирования и развития налоговой базы, способной обеспечить налоговыми поступлениями бюджет МТМО и повысить его финансовую самостоятельность.
1. Оценка состояния налоговой базы МТМО
Налоговые преобразования, проведенные в МТМО в рамках реформирования налоговой системы на федеральном и региональном уровнях, способствовали благоприятному развитию налоговой базы и росту сумм налогов, мобилизуемых в бюджет МТМО.
В настоящее время на территории МТМО действуют следующие местные налоги и сборы:
- сбор на содержание детских дошкольных учреждений;
- сбор на благоустройство территории города и района;
- налог на рекламу;
- курортный сбор;
- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
В целях повышения заинтересованности организаций в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения активно используются различные формы государственной поддержки организаций, в частности, реструктуризация их задолженности по платежам в местный бюджет. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 “О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов“ и Правительства Ставропольского края от 01.08.2001 N 156-п “О реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет Ставропольского края“, от 23.01.2002 N 3-п “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом Ставропольского края“ было принято три аналогичных постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района, на основании которых в МТМО проводится работа по реструктуризации задолженности по местным налогам, сборам, пеням и штрафам.
Проведенная в городе и районе кампания по реструктуризации задолженности позитивно повлияла на финансово-экономическое состояние организаций, включившихся в этот процесс. Предоставленная возможность уплачивать сложившуюся в течение нескольких лет задолженность по частям позволила предприятиям свободно проводить операции по расчетным счетам, сохранить имеющееся у них имущество, снять угрозу банкротства.
Согласно данным налоговых органов, за период с 1999 года по первое полугодие 2003 года включительно, правом на реструктуризацию кредиторской задолженности по налоговым платежам воспользовались 59 организаций. Сумма реструктурированной задолженности составила 137,1 млн. рублей, в том числе по налогам и сборам - 60,7 млн. рублей, по пеням и штрафам - 76,4 млн. рублей.
Результатом проведения мероприятий по реструктуризации кредиторской задолженности является тот факт, что в 2002 году впервые за последние годы сбор по отдельным видам налогов (налог на прибыль, налог с продаж) превысил сумму начисленных платежей, что свидетельствует о высокой собираемости налогов в городе и районе.
Аналогичная ситуация наблюдается и в текущем году. По состоянию на 1 августа 2003 года по таким налоговым платежам как акцизы, налог с продаж, налог на имущество, местные налоги и сборы, сумма поступивших в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации налоговых платежей по городу и району превысила сумму начисленных к уплате в текущем году на 51,8 млн. рублей.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Администрация города Минеральные Воды и Минераловодского района совместно с налоговой инспекцией по Ставропольскому краю России N 9 проводит постоянную работу с налогоплательщиками в части исполнения ими обязанностей по уплате налогов и сборов и принимает меры по снижению задолженности по налоговым платежам.
Собственные доходы бюджета МТМО на 93 процента состоят из налоговых доходов. Значительную часть налоговых поступлений в бюджет МТМО составляют налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, доля которых составляет в 2003 году соответственно 26,7% и 14,4%.
Абсолютные суммы этих налогов неуклонно возрастают из года в год. Увеличение их объема обусловлено изменениями налогового законодательства по определению налогооблагаемой базы, проведением мероприятий по реструктуризации задолженности, а также ростом прибыли организаций и доходов физических лиц.
Введение с 1 января 1999 года таких налогов, как налог с продаж и налог на совокупный доход оказало положительное влияние на доходную часть бюджета МТМО. Объем поступлений налога с продаж позволил не только перекрыть выпадающие доходы от отмены сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц, и шестнадцати местных налогов, но и получить дополнительные средства. Рост производства и рост потребительских цен с 1999 по 2002 годы позволили ежегодно увеличивать объемы розничного товарооборота, общественного питания и платных услуг и, соответственно, поступлений в бюджет МТМО налога с продаж. Удельный вес налога с продаж в 2003 году составляет 23,4% в общей сумме налоговых доходов бюджета МТМО.
Одним из наиболее значимых региональных налогов, поступающих в местный бюджет, является налог на имущество предприятий (25,0% от общей суммы налоговых доходов бюджета МТМО на 2003 год). Анализ динамики поступлений налога на имущество указывает на ежегодный рост этого налога.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что при решении задач развития и укрепления доходной базы бюджета МТМО целесообразно сделать акцент на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы предприятий, всесторонней поддержке малого бизнеса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц.
2. Основные проблемы развития налоговой базы МТМО
Исходя из анализа налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства, сформулированы основные проблемы развития налоговой базы МТМО:
- неустойчивость макроэкономических условий, что не позволяет обеспечить стабильного улучшения финансовых результатов работы предприятий и повышения доходов физических лиц;
- отсутствие на уровне края благоприятных инвестиционных условий, дающих возможность МТМО конкурировать на рынке капиталов и расширять инвестиционный процесс;
- нестабильность федерального налогового и краевого бюджетного законодательства, ограничивающих возможности для проведения долгосрочной муниципальной налоговой политики;
- нестабильность нормативов разделения доходов между краевым и местным бюджетами;
- несовершенные межбюджетные отношения;
- ограниченные налоговые полномочия органов местного самоуправления.
3. Цели и задачи Концепции
Главными целями развития налоговой базы МТМО являются расширение и укрепление доходной базы бюджета МТМО, увеличение ее налоговой отдачи и мобилизация на этой основе максимальных налоговых поступлений в бюджет.
С учетом поставленных целей требуется:
- создание стабильной налоговой системы;
- повышение качества управления общественными финансами;
- оздоровление экономики организаций - налогоплательщиков, укрепление их финансового состояния;
- полное использование стимулирующей функции налогов в воздействии на расширение налоговой базы.
В ходе реализации Концепции для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правовой базы МТМО о налогах и сборах, ее упрощение и систематизация;
- проведение регулярного анализа налоговой базы МТМО для определения возможных путей ее развития;
- развитие альтернативной поддержки организаций в форме налоговых кредитов для стимулирования развития реального сектора экономики и создания благоприятных условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- ужесточение мер воздействия и совершенствование налогового администрирования в целях повышения собираемости налогов и сборов;
- повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения города Минеральные Воды и Минераловодского района, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;
- развитие рынка недвижимости, в том числе рынка земли.
4. Принципы и направления развития налоговой базы МТМО
В качестве основополагающих принципов отбора основных направлений развития налоговой базы и реализующих их мероприятий в рамках Концепции рассматривались актуальность, соответствие требованиям федерального и краевого налогового законодательства, доступность информации об основных объектах налогообложения, уважения к налогоплательщику.
В соответствии с определенными принципами в среднесрочной перспективе налоговая база МТМО будет развиваться в следующих направлениях:
4.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:
модернизацию и структурную перестройку экономики города Минеральные Воды и Минераловодского района по направлениям, обеспечивающим рост доходной части бюджета МТМО;
повышение реальных доходов населения края и на этой основе последовательное повышение уровня жизни населения, высокой степени занятости и адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц;
проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в бюджет МТМО, в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на имущество, налога на прибыль и других видов налогов;
проведение целенаправленной работы с компетентными органами для активизации мер по финансовому оздоровлению убыточных организаций, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа организаций и сокращение числа убыточных организаций должны стать важным фактором роста поступлений в бюджет МТМО налога на прибыль;
создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию города Минеральные Воды и Минераловодского района для реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, расширения числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих организаций и улучшения их финансового положения;
создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в бюджет МТМО, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие кредитной потребительской кооперации, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, в первую очередь, рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;
содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления земельных участков, выделения при наличии необходимых помещений, привлечения инвестиций, повышение социальной привлекательности торговых точек на рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли.
4.2. Совершенствование налоговых нормативных правовых актов МТМО путем:
инвентаризации нормативных правовых актов МТМО о налогах и сборах;
упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями;
введения новых или отмены существующих налогов и сборов, изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него изменениями и дополнениями.
Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, что должно стать дополнительным стимулом для развития предпринимательской активности и роста платежеспособного спроса населения края. В ближайшие годы намечается повышение фискального значения имущественных налогов, роль которых в формировании бюджета МТМО еще более повысится.
4.3. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем:
усиления контроля за движением наличных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, использования контрольно-кассовых машин;
реализации мер по повышению собираемости налоговых платежей;
обеспечения полного поступления начисленных налогов и сборов;
осуществления ежемесячного мониторинга по крупным налогоплательщикам;
проведения целенаправленной работы с организациями - недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам, в том числе через осуществление реструктуризации задолженности юридических лиц по платежам в местный бюджет.
5. Возможные результаты и последствия развития
налоговой базы МТМО
Реализация Концепции позволяет прогнозировать получение следующих результатов и важнейших долгосрочных экономических и структурных эффектов:
1. Результат: оздоровление экономики организаций -
налогоплательщиков, укрепление их финансового
состояния, создание благоприятных условий для
активизации инвестиционных процессов.
Эффект: увеличение числа налогоплательщиков и объектов
налогообложения.
2. Результат: повышение эффективности использования налогового
потенциала МТМО.
Эффект: рост налоговых и неналоговых поступлений в бюджет
МТМО, что позволит более полно реализовать
социальные программы и повысить благосостояние
населения МТМО;
сокращение недоимки по платежам в бюджет МТМО, а
также задолженности по начисленным пеням и
штрафам.
Важным элементом эффективности Концепции является формирование имиджа МТМО, как экономически цивилизованного муниципального образования. Посредством повышения прозрачности налогового и бюджетного процесса должно усилиться и позитивное восприятие общественным мнением деятельности органов местного самоуправления, что будет способствовать укреплению экономической и социально-политической стабильности в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе.