Законы и постановления РФ

Решение Калининградского областного суда от 20.09.2010 N 3-51/10 <Об отказе в удовлетворении заявления о назначении досрочных выборов главы муниципального образования “Светловский городской округ“>

Определением Верховного Суда РФ от 24.11.2010 N 71-Г10-36 данное решение оставлено без изменения.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 сентября 2010 г. N 3-51/10

Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.

при секретаре - П.Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.А.Н. о назначении досрочных выборов главы муниципального образования “Светловский городской округ“,

установил:

Е.А.Н., проживающий на территории муниципального образования “Светловский городской округ“, обратился в суд с указанным заявлением 10 сентября 2010 года, ссылаясь на то, что глава Светловского городского округа Г.А.А. был избран 14 ноября 2004 года на муниципальных выборах с полномочиями главы администрации муниципального образования на 5 лет в соответствии с
уставом МО “Светловский городской округ“ 1997 года. Срок полномочий главы Светловского городского округа Г.А.А. истекал 14 ноября 2009 года и с учетом положений п. 1 и п. 6 ст. 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ соответственно продлевался до проведения очередных муниципальных выборов главы муниципального образования, которые должны были быть назначены на 14 марта 2010 года. Глава Светловского городского округа Г.А.А. досрочно сложил свои полномочия 15 декабря 2009 года, после чего в пределах установленного пунктом 7 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года срока (то есть до 14 апреля 2010 года) решение о назначении досрочных выборов главы муниципального образования принято и официально не было, чем нарушены избирательные права заявителя, который поставил вопрос о назначении муниципальных выборов в судебном порядке.

Кроме того, Е.А.Н. обратился с заявлением о восстановлении срока для обращения в суд, предусмотренного частью 1 ст. 260 ГПК РФ, пропущенного по уважительной причине, а именно: ввиду рассмотрения его частной жалобы на определение судьи Светловского городского суда Калининградской области от 29 июня 2010 года о возвращении заявления о назначении досрочных муниципальных выборов только 11 августа 2010 года, когда для заявителя стала очевидна подсудность настоящего дела областному суду при том, что в Светловский городской суд он обратился в пределах 3-месячного срока, начало течения которого заявитель исчисляет с 15 апреля 2010 года.

В судебном заседании Е.А.Н. и его представитель Б.А.А. требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель окружного совета депутатов МО “Светловский городской
округ“ Б.С.А. и председатель Светловской территориальной избирательной комиссии - Б.И.В. полагали заявленные требования, а также ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, а также представителя окружного совета депутатов и территориальной избирательной комиссии, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

Разрешая заявление Е.А.Н. о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, суд полагает такое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку, по утверждению заявителя, нарушение его избирательных прав носит длящийся характер и до настоящего времени не устранено, вследствие чего срок для обращения в суд не пропущен, а заявленные Е.А.Н. требования подлежат рассмотрению по существу.

На основании ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (п. 4); решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования; решение о назначении и выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со
дня его принятия; при назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (п. 7); если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный орган отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (п. 8); если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы, а также если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям, в частности, избирателей может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (п. 9).

Из материалов дела следует, что на момент досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Г.А.А. в Светловском городском округе действовал устав муниципального образования 2005 года, согласно которому структуру органов местного самоуправления составляли окружной совет депутатов муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования и иные органы, предусмотренные настоящим уставом (п. 1 ст. 25), глава муниципального образования является высшим должностным лицом, наделяемым настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и возглавляет администрацию муниципального образования (п. 1 ст. 35), глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет не более 2 сроков подряд (п. 2 ст. 35).

Решением окружного совета депутатов муниципального образования “Светловский городской округ“ от 9 декабря 2009 года
N 129 утверждена годовая редакция устава муниципального образования, согласно которой структуру органов местного самоуправления Светловского городского округа образуют окружной совет депутатов, глава Светловского городского округа и администрация Светловского городского округа (п. 1 ст. 23); к полномочиям окружного совета депутатов относятся избрание из числа депутатов главы Светловского городского округа (п.п. 5 п. 2 ст. 25) и утверждение кандидатуры главы администрации Светловского городского округа (п.п. 6 п. 2 ст. 25); глава Светловского городского округа является высшим должностным лицом муниципального образования, избирается из состава окружного совета депутатов и исполняет полномочия председателя окружного совета депутатов (п. 1 и п. 2 ст. 35); главой администрации Светловского городского округа является гражданин РФ, имеющий высшее образование, назначаемый на должность главы администрации Светловского городского округа по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок, не превышающий срок полномочий окружного совета депутатов (п. 3 ст. 36).

Настоящий устав зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Калининградской области 14 декабря 2009 года, официально опубликован 15 декабря 2009 года и с указанной даты вступил в силу.

Из приведенных положений устава муниципального образования следует, что с декабря 2009 года изменен порядок избрания главы Светловского городского округа, при этом статьей 64 устава, содержащей переходные положения, предусмотрено, что положения настоящего устава, касающиеся избрания главы Светловского городского округа из состава окружного совета депутатов Светловского городского округа, вступают в силу в соответствии с действующим законодательством и применяются после окончания полномочий главы Светловского городского округа.

На основании ст. 35 устава Светловского городского округа решением окружного совета депутатов N 148 от 16 декабря 2009 года главой Светловского городского
округа избран Л.С.Н., который после назначения его на должность главы администрации муниципального образования решением окружного совета депутатов N 54 от 23 марта 2010 года сложил с себя полномочия главы муниципального образования и депутата окружного совета депутатов, после чего решением окружного совета депутатов N 60 от 30 марта 2010 года постановлено считать избранным главой Светловского городского округа Б.С.В.

Вступившими в законную силу решениями Светловского городского суда от 14 января 2010 года и от 2 июня 2010 года отказано в удовлетворении требований об оспаривании упомянутых выше решений окружного совета депутатов N 148 от 16 декабря 2009 года и N 60 от 30 марта 2010 года, которые были заявлены жителями города Светлого Р.Ю.Л. и П.Н.А., ссылавшимися на нарушение их избирательных прав ввиду избрания главы городского округа не на муниципальных выборах, а из состава представительного органа муниципального образования.

В соответствии с пунктами 5 и 6 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда в частности, в случае, если полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству; выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки; в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального
образования.

Принимая во внимание, что должность главы муниципального образования замещена и законность решений окружного совета депутатов о признании избранными главами муниципального образования Л.С.Н. и действующего главы муниципального образования Б.С.В. проверена в судебном порядке, суд полагает, что у окружного совета депутатов Светловского городского округа и Светловской территориальной избирательной комиссии не возникла обязанность по назначению досрочных выборов главы, а неназначением досрочных выборов главы муниципального образования не нарушены избирательные права заявителя, которые были реализованы на выборах окружного совета депутатов, к исключительной компетенции которого отнесено изменение устава муниципального образования.

Ссылки заявителя на то, что нормы устава об изменении порядка избрания главы муниципального образования вступают в законную силу только после истечения срока полномочий окружного совета депутатов, принявшего правовой акт о внесении соответствующих изменений и избранного на состоявшихся в октябре 2009 года муниципальных выборах, суд полагает ошибочными при том, что в силу п.п. “в“ п. 16 ст. 8 Федерального закона N 365-ФЗ от 27 декабря 2009 года “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...“ общее правило, установленное частью 8 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, с 1 января 2010 года не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с изменением устава муниципального образования в части объема и срока полномочий, а также порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что достаточных правовых оснований к удовлетворению заявления Е.А.Н. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Е.А.Н. о назначении досрочных выборов главы муниципального образования “Светловский городской округ“ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации через Калининградский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено “21“ сентября 2010 года.