Законы и постановления РФ

Решение Калининградского областного суда от 11.10.2007 N 3-124/2007, 3-127/2007, 3-128/2007 <По делу об оспаривании нормативных правовых актов, признании недействующими и не подлежащими применению Законов Калининградской области от 11.09.2007 N 156, N 157, N 158, от 26.09.2007 N 159>

Определением Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 71-Г07-25 данное решение оставлено без изменения.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2007 г. N 3-124/2007, 3-127/2007, 3-128/2007

Калининградский областной суд в составе судьи Зеленского А.М.

при секретаре Сычевой Н.В.,

с участием прокурора Коломийца М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям администрации МО “Балтийский городской округ“, Окружного Совета депутатов МО “Балтийский городской округ“, Д.М.В., жителей поселков Тихореченское, Цветное, Нивы, Приморск, Дивное П.В.С., П.Е.Л., М.Н.А., М.Г.К., Д.П.М., В.А.С., Ж.И.Г., Ж.Л.Н., К.Н.М., Ж.А.Г., Р.Т.В., С.А.И., С.В.А., М.Н.В., М.Ю.А., К.Н.И., С.Е.Н., М.Г.Н., С.Е.С., Т.В.Н., Ф.В.А., Г.Т.И., И.М.А., Г.Л.К., С.А.И., Б.О.В., Б.О.В., К.Л.Б., К.В.М., К.И.Б., К.А.П., Г.Н.А., Г.В.В., П.Н.А.,
Ч.Н.Д., М.В.В., С.Е.Ф., Я.Г.А., М.Г.Ф., О.А.Ю., О.Н.М., Т.Т.М., У.О.Ф., У.О.Г., К.Л.П., К.А.А., Т.Л.А., К.А.А., К.А.А., Т.Д.Т., М.Р.А., Т.Е.Ф., С.О.В. об оспаривании нормативных правовых актов, признании недействующими и не подлежащими применению законов Калининградской области от 11.09.2007 г. N 156 “О признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области“, N 157 “Об организации местного самоуправления на территории Балтийского городского округа“, N 158 “О порядке решения в 2008 году вопросов местного значения вновь образованных на территории Калининградской области поселений“, N 159 от 26.09.2007 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “Об организации местного самоуправления на территории Балтийского городского округа“

установил:

Законом Калининградской области N 156 от 11 сентября 2007 г. признаны утратившими силу законы Калининградской области N 477 от 21.12.2004 г. “О наделении муниципального образования “Балтийский городской округ“ статусом муниципального района и об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований, находящихся на его территории“, N 523 от 31.03.2005 г. “Об изменении границы муниципального образования Балтийское городской поселение и наделении его статусом городского округа“.

В соответствии с законом Калининградской области N 157 от 11.09.2007 г. муниципальное образование “Балтийский городской округ“ упразднено. На территории Балтийского городского округа образованы муниципальные образования “Город Балтийск“ и “Поселок Приморск“. Вновь образованное муниципальное образование “Город Балтийск“ наделено статусом городского округа. Вновь образованное муниципальное образование “Поселок Приморск“ включено в состав муниципального образования “Зеленоградский район“. Установлены границы вышеуказанных муниципальных образований. Установлены численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и срок их полномочий. Определена дата проведения выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований - 2 декабря 2007 г. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного
муниципального образования городской округ “Город Балтийск“ возложены на Избирательную комиссию Калининградской области. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования “Поселок Приморск“ возложены на территориальную избирательную комиссию Зеленоградского района. Установлены сроки полномочий глав вновь образованных муниципальных образований - 5 лет, порядок их избрания - из состава представительных органов вновь образованных муниципальных образований. Выбранные главы муниципальных образований возглавляют представительные органы соответствующих муниципальных образований. Внесены изменения в описание границ муниципального образования “Зеленоградский район“.

Законом Калининградской области N 158 от 11 сентября 2007 г. определен порядок решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований на период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. Во время переходного периода органам местного самоуправления МО “Зеленоградский район“ Калининградской области переданы полномочия органов местного самоуправления городского поселения “Поселок Приморск“ по решению вопросов местного значения, установленных пунктами 4, 5, 7, 20, 23, 24, 25, 26 части 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. Иные вопросы местного значения, установленные частью 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ на территории поселений, указанных в настоящем законе с 01.01.2008 г. закреплены за муниципальным образованием - городским поселением “Поселок Приморск“.

На основании закона Калининградской области N 159 от 26.09.2007 г. полномочия избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований возложены на Балтийскую территориальную избирательную комиссию.

Администрация и Окружной совет депутатов упраздненного вышеуказанными нормативными актами муниципального образования “Балтийский городской округ“ обратились в суд с заявлениями об оспаривании перечисленных законов Калининградской области, указав, что они противоречат положениям федеральных законов, Конституции РФ и Европейской Хартии местного самоуправления. На основании п.
3 ст. 84 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу главы 12 настоящего закона, производятся с соблюдением требований статей 12 и 13 названного Федерального закона. То есть для включения вновь созданного муниципального образования “Поселок Приморск“ в состав МО “Зеленоградский район“ должно было быть получено согласие жителей МО “Балтийский городской округ“ и населения МО “Зеленоградский район“. Полагают, что исходя из положений части 3 ст. 85 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. на основании сложившейся исторической территории Балтийского городского округа муниципальное образование может существовать только в границах, установленных в настоящее время. Указывают, что выборы в представительные органы местного самоуправления назначены незаконно, поскольку не истек срок полномочий Окружного Совета депутатов, и главы МО БГО, избранных в 2004-2005 годах на 5 лет. Установление нового порядка избрания главы муниципального образования из состава Совета депутатов произведено незаконно.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ имеет номер 131-ФЗ, а не 133.

В дополнительном заявлении администрация МО БГО указывает, что статьей 7 закона Калининградской области “Об административно-территориальном устройстве Калининградской области РФ“ определено, что к административно-территориальным образованиям Калининградской области относятся, в том числе и Зеленоградский район, Балтийский городской округ в существующих на момент принятия закона границах. То есть оспариваемыми законами территория МО “Зеленоградский район“ расположена в двух административно-территориальных единицах, что не допускается. При изменении территории административно-территориального образования Балтийский городской округ не учтено мнение представительного органа местного самоуправления и не
получены обоснование и заключения перечисленных в указанном законе органов государственной власти. Разграничение имущества вновь образованных муниципальных образований вопреки положениям ст.ст. 1-1.3 ФЗ N 133 от 06.10.2003 г. не произведено. Законом Калининградской области N 159 от 26.09.2007 г. полномочия избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований в период избирательной кампании переданы от одной избирательной комиссии к другой, что не допускается ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“. Порядок избрания глав муниципальных образований определен оспариваемым законом без проведения местного референдума, что противоречит положениям ст. 34 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. При передаче муниципального образования городское поселение “Поселок Приморск“ в Зеленоградский муниципальный район не были внесены соответствующие изменения в закон Калининградской области N 501 от 18.02.2005 г., которым установлены границы муниципального образования, выборы в представительный орган района не назначены, чем нарушены права граждан поселка Приморск. Поселки Дивное, Нивы, Лунино и т.д. исторически должны принадлежать Балтийскому городскому округу, а не муниципальному образованию “Поселок Приморск“.

Житель г. Балтийска Калининградской области Д.М.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного закона Калининградской области N 157 от 11.09.2007 г., полагая, что данным нормативным актом нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению права на местное самоуправление. Считает, что при изменении границ муниципального образования требовалось учесть мнение проживающих на его территории граждан путем проведения референдума, чего сделано не было. Также не согласен с действиями Калининградской областной Думы по подготовке и принятию оспариваемого нормативного правового акта.

Граждане П.В.С., Д.П.М., Ж.И.Г., С.В.А. и другие, являющиеся жителями поселков Тихореченское, Цветное, Нивы, Приморск, Дивное обратились в
суд с заявлениями об оспаривании вышеизложенных законов Калининградской области N 156, 157, 158 от 11.09.2007 г., признании их недействующими полностью с момента принятия, указав, что в результате преобразования сельского поселения в городское они лишились льгот, установленных законодательством для граждан, проживающих в сельской местности. Включение населенных пунктов, в которых они проживают, в территорию муниципального образования Зеленоградский район создаст им препятствия в решении вопросов, требующих посещения районного центра. Прямое транспортное сообщение между городом Зеленоградском и поселками, где они проживают, отсутствует. Заявители возражают против включения вышеперечисленных пунктов в МО “Зеленоградский район“, считают, что изменение границ муниципального образования могло быть осуществлено только с учетом их мнения, выраженного на референдуме. Досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления на территории Балтийского городского округа также произведено незаконно, чем нарушены их права.

Дела по заявлениям администрации и Окружного Совета депутатов упраздненного вышеуказанными нормативными актами муниципального образования “Балтийский городской округ“, Д.М.В., жителей поселков Тихореченское, Цветное, Нивы, Приморск, Дивное - П.В.С., Д.П.М., Ж.И.Г., С.В.А. и других объединены судом в одно производство.

В судебном заседании представители администрации МО “БГО“ Емкова С.В., Кушнерева Е.П., Глава МО “БГО“ Ярошевич Ф.Г., представители Окружного Совета депутатов МО “БГО“ Гарибян Г.М., Логинов И.Т., заявитель Д.М.В., заявители С.А.И., Д.П.М., Ч.Н.Д., Г.Н.А., У.А.Г., М.Г.Н., Ж.А.Г., С.Е.С., представитель К.И.В., В.А.С, Д.П.М., Ж.Л.Н., Ж.И.Г., Ж.А.Г., М.Н.А., М.Г.К., М.Н.В., К.А.А., К.А.А., Т.Д.Т., С.Е.Ф., Б.О.В., К.Л.Б., Г.Н.А., Г.В.В., О.Н.М., У.А.Г., С.В.А., С.А.И., П.Е.Л. - Ц.А.С., представитель Р.Т.В., К.Н.И., С.Е.Н., М.Г.Н., Ф.В.А., С.Е.С., Т.В.Н., Г.Т.И., И.М.А., О.А.Ю., Т.Т.М., М.Г.Ф., К.А.П., К.В.М., Б.О.В., Ч.Н.Д., Я.Г.А., П.В.С., Г.Л.К., К.А.А., С.А.И., К.Л.П., Т.Л.А., У.О.Ф., М.В.В., П.Н.А. - Х.И.А. заявления
поддержали по изложенным в них основаниям.

Представители Губернатора и Правительства Калининградской области - Сухорученко Е.А. и Калининградской областной Думы - Кузнецов А.В. возражали против доводов, изложенных в заявлениях. Полагают, что администрация и Окружной Совет депутатов упраздненного вышеуказанными нормативными актами муниципального образования “Балтийский городской округ“ не имеют права на обращение в суд, так как согласно ст. 251 ГПК РФ такое обращение допускается в случае, если оспариваемым нормативным актом нарушена их компетенция. Председатель Совета не имеет права подписывать заявление в суд без решения этого коллегиального органа. Оспариваемые нормативные акты приняты без нарушений действующего законодательства. Постановлениями Уставного суда Калининградской области от 31.05.2007 г. и 10.08.2007 г. признаны не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области Законы Калининградской области N 477 от 21.12.2004 г. “О наделении муниципального образования “Балтийский городской округ“ статусом муниципального района и об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований, находящихся на его территории“, N 523 от 31.03.2005 г. “Об изменении границы муниципального образования “Балтийское городское поселение“ и наделении его статусом городского округа. Согласно ст.ст. 75, 76 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ акты, признанные не соответствующими Уставу Калининградской области, утрачивают силу и не подлежат применению. Решение Уставного Суда Калининградской области подлежит исполнению немедленно после опубликования. Закон Калининградской области N 156 от 11.09.2007 г. принят во исполнение решений Уставного суда. Муниципальное образование, действующее на территории Балтийского городского округа, утратило статус городского округа и муниципального района. Оно было возвращено в период, предшествовавший наделению его статусом в соответствии с требованиями ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ“. В соответствии со ст. 85 указанного закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации были обязаны установить границы муниципальных образований и наделить их статусом, установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий, определить дату выборов, установить сроки полномочий глав муниципальных образований, а также обеспечить проведение их выборов. При этом избранный глава муниципального образования возглавляет представительный орган местного самоуправления. Во исполнение решений Уставного суда Калининградской области было невозможно придать муниципальному образованию, действующему на территории Балтийского городского округа, статус городского округа или наделить его статусом муниципального района, поскольку на его территории возможно образование не более двух поселений. Если на территории района, являющегося муниципальным образованием, находится один населенный пункт или же может быть образовано не более двух поселений, не позднее 01.03.2005 указанный населенный пункт либо территория указанного района наделяются статусом городского или сельского поселения. Муниципальный район с 01.01.2006 подлежит упразднению. Данные мероприятия не связаны ни с получением согласия населения, ни с преобразованием муниципальных образований. В переходный период, установленный статьей 83 Федерального Закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. законом субъекта Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с законом поселений. Данные требования Федерального Закона были исполнены. Существовавшее муниципальное образование упразднено, следовательно, его границы не изменялись. Считают принятые законы единственно возможным вариантом исполнения решения Уставного Суда Калининградской области, так как Балтийский городской округ, существующий на день вступления в силу главы 12 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г., не может быть наделен ни статусом муниципального района, ни статусом городского округа. Упразднение муниципального образования не является его преобразованием.
Мнение населения МО “Зеленоградский район“ на изменение его границ учтено путем получения согласия представительного органа указанного муниципального образования. Ссылки на положения Устава упраздненного муниципального образования не могут быть приняты во внимание.

Выслушав пояснения заявителей и представителей Губернатора Калининградской области, Правительства Калининградской области и Калининградской областной Думы, заслушав заключение прокурора Коломийца М.Ю. полагавшего, что в удовлетворении заявлений следует отказать, суд приходит к следующему.

Законом Калининградской области N 477 от 21.12.2004 г. муниципальное образование Балтийский городской округ наделено статусом муниципального района. На территории района образованы Балтийское городское поселение и Приморское городское поселение, установлены их границы.

На основании Закона Калининградской области N 523 от 31.03.2005 г. границы муниципального образования “Балтийское городское поселение“ изменены, установлены его границы (фактически в него включена территория Приморского городского поселения). Муниципальное образование Балтийское городское поселение наделено статусом городского округа, муниципальный район “Балтийский городской округ“ упразднен.

Эти законы признаны не соответствующими Уставу (Основному закону) Калининградской области постановлениями Уставного суда Калининградской области от 31.05.2007 г. и 10.08.2007 г.

Таким образом, муниципальное образование “Балтийский городской округ“ возвращено к положению, существовавшему до вступления в силу главы 12 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и возникла необходимость в установлении границ муниципального образования и наделении его статусом в соответствии с требованиями вышеназванного закона.

Во исполнение решений Уставного суда Калининградской областной Думой приняты оспариваемые законы.

Однако этими нормативными правовыми актами муниципальное образование “Балтийский городской округ“ было упразднено незаконно, изменены границы муниципального образования, оно было преобразовано (разделено) с грубыми нарушениями положений статьи 13 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ“ без согласия населения “Балтийского городского округа“.

Принимая оспариваемые нормативные акты, Калининградская областная Дума руководствовалась положениями части 3 ст. 84 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ согласно которой если на территории района, являющегося муниципальным образованием на день официального опубликования настоящего Федерального закона, находится один населенный пункт или если в соответствии с положениями статьи 11 настоящего Федерального закона может быть образовано не более двух поселений, не позднее 1 марта 2005 года указанный населенный пункт наделяется статусом городского или сельского поселения либо территория указанного района наделяется статусом сельского поселения. Указанное муниципальное образование (район) подлежит упразднению с 1 января 2006 года законом субъекта Российской Федерации. Вновь образованное поселение и территория района, не вошедшая в состав территории указанного поселения, включаются в состав муниципального района. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного поселения проводятся после окончания срока полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления указанного района, которые с 1 января 2006 года осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Перечисленные положения ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. не могли быть применены для принятия оспариваемых законов Калининградской области, поскольку территория Балтийского городского округа районом никогда не являлась. Кроме того, положения данной нормы не предполагают разделения территории упраздняемого муниципального образования и прекращения полномочий избранных главы и представительного органа муниципального образования. По смыслу указанной нормы на территории такого района создается поселение (муниципальное образование первого уровня), сам район упраздняется, а поселение в прежних границах включается в территорию другого района, при этом органы местного самоуправления района становятся органами местного самоуправления созданного поселения и сохраняют свои полномочия до окончания их срока, что в данном случае выполнено не было. Территория Балтийского городского округа разделена, полномочия избранных главы и Окружного Совета депутатов прекращены.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление главы администрации области N 342 “Об образовании Балтийского городского округа“ издано 15.08.1994, а не 15.02.1994.

Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Калининградской области N 50 от 17.02.1994 г. постановлено считать обоснованными предложения института урбанистики о территориальном развитии г. Балтийска с включением в его административные границы г. Приморска и части земель Зеленоградского района. Согласованы изменения в административных границах г. Балтийска. Этим постановлением в административные границы г. Балтийска фактически включены город Приморск, земли Зеленоградского района. Постановлением главы администрации г. Балтийска N 200 от 21 июня 1994 г. утвержден Генеральный план г. Балтийска, согласно которому в городскую черту Балтийска вошел город Приморск. Постановлением Главы администрации Калининградской области N 342 от 15.08.1994 г. образован Балтийский городской округ, в состав которого включены город Приморск, поселки Дивное, Цветное Крыловка, Черемухино, Нивы, Тихореченское, Парусное, Лунино, Танкиттено. Фактически земли Зеленоградского района, в том числе с некоторыми из данных населенных пунктов, переданы в Балтийский городской округ в 1995 году. В указанных административных границах было создано муниципальное образование Балтийский городской округ, в которое были включены все перечисленные населенные пункты, что подтверждается вышеназванными постановлениями и Уставом Балтийского городского округа, принятым Советом депутатов 23.09.1997 г. Далее Постановлением Калининградской областной Думы N 32 от 01.07.1999 г. утверждены границы административно-территориального муниципального образования Балтийский городской округ, совпадающие с границами этого муниципального образования, утвержденными ранее. Законом Калининградской области N 522 от 31.03.2005 г. населенный пункт Приморск отнесен к категории поселков. В связи с принятием постановления Калининградской областной Думы N 32 от 01.07.1999 г. губернатором Калининградской области 09.09.2005 г. признано утратившим силу постановление N 50 от 17.02.1994 г. и исключено описание территории Балтийского городского округа из постановления N 342 от 15.02.1994 г.

Из текста перечисленных актов видно, что Балтийский городской округ был образован как единое поселение - город с пригородными поселками. Его создание связано исключительно с утверждением нового Генерального плана города Балтийска и поставленной целью развития данного города. Имевший статус города поселок Приморск, являющийся наиболее крупным поселком из пригородных населенных пунктов, был лишен статуса города и включен в городскую черту г. Балтийска. Таким образом, на территории Балтийского городского округа фактически образовано городское поселение, включающее в себя один город и пригородные поселки с небольшой численностью населения. Первоначально до создания Балтийского городского округа Приморск и земли Зеленоградского района, включающие вышеперечисленные поселки, постановлением Главы администрации Калининградской области N 50 от 17.02.1994 г. были включены именно в черту города Балтийска.

В состав территории городского поселения в соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 11 Закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ могут входить исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Городское поселение включает в себя один город или один поселок, а также - в соответствии с генеральным планом городского поселения - территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Таким образом, территория городского поселения как муниципального образования статьей 11 указанного Федерального закона, определяется, прежде всего, исходя из Генерального плана города. Балтийский городской округ обладает признаками городского поселения, а не района. Статусом района он никогда с момента его создания не обладал. То обстоятельство, что Генеральный план не был разработан на все поселки, входящие в городской округ, не имеет правового значения, поскольку согласно ст.ст. 9, 18 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования, в том числе генеральные планы, составляются в отношении муниципальных образований, а не отдельных населенных пунктов. Балтийский городской округ с момента создания был единым муниципальным образованием, других муниципальных образований на его территории не существовало.

То есть в качестве муниципального образования - района, созданного до введения в действе Закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, не обладающего признаками муниципального образования такого уровня исходя из положений ФЗ N 131 от 06.10.2003 г, Балтийский городской округ не мог быть упразднен.

Случаи упразднения муниципальных образований исчерпывающе перечислены в законе. Так муниципальное образование, не наделенное статусом в соответствии с положениями главы 12 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. подлежало упразднению в описанном выше случае, если обладало признаками района. Далее упразднению подлежали внутригородские муниципальные образования, а также муниципальные образования, состоящие из нескольких городов, не являющихся муниципальными образованиями.

Ни один из описанных случаев для упразднения Балтийского городского округа применен быть не мог. Поселок Приморск был лишен статуса города и включен в городскую черту Балтийска. Упразднение муниципального образования, вместо наделения его статусом и установления его границ на основании ст. 85 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. произведено незаконно.

Более того, суд считает, что в соответствии с положениями ст. 84 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ “Балтийский городской округ мог быть наделен статусом городского округа или преобразован с соблюдением требований статей 12, 13 вышеназванного Федерального закона.

Как видно из имеющихся в деле документов, поселок Приморск с численностью 1900 человек входит в городскую черту Балтийска и исключен из нее оспариваемыми Законами без согласия населения неправомерно. Остальные сельские поселки имеют небольшую численность населения и поселение на их территориях образовано быть не могло. Так в поселке Дивное проживает 619 человек, Цветное - 32 человека, Крыловка - 9 человек, Черемухино - 6 человек, Нивы - 7 человек, Тихореченское - 3 человека, Парусное - 10 человек, Лунино - 197 человек, Танкиттено - 14 человек.

На территории округа имеются автомагистрали, дороги районного и местного значения, железнодорожная магистраль с веткой на г. Балтийск, обеспечивающие транспортные связи. Прямое транспортное сообщение с городом Зеленоградском отсутствует.

Территория муниципального образования имеет городской характер, значительная часть территории застроена многоквартирными домами, население даже в сельской местности практически не связано с сельским хозяйством.

Генеральный план г. Балтийска предусматривает направления развития территории городского округа, включая поселок Приморск, социально-экономическое развитие, развитие инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, мероприятия по оптимизации окружающей природной среды.

Целью такого территориального планирования “Балтийского городского округа“ является развитие городской системы, создание на территории г. Балтийска крупного порта.

Границы муниципального образования “Балтийский городской округ“ определены и установлены до ноября 2004 года.

Федеральным законодательством не исключены случаи, предусматривающие вхождение в состав территории городского округа сельских населенных пунктов. Все сельские населенные пункты, включенных в состав Балтийского городского округа, не являлись муниципальными образованиями.

На территории этих сельских населенных пунктов не могло быть образовано поселение, поскольку распоряжением Правительства РФ N 707-р от 25.05.2004 г. Калининградская область отнесена к территориям с высокой плотностью населения. То есть на территории Балтийского городского округа в соответствии со ст. 11 ФЗ N 131 не может быть межселенных территорий и численность населения для создания сельского поселения должна составлять не менее 3000 человек.

Включенные в состав территории Балтийского городского округа поселки предназначены для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа.

В соответствии с нормами ст.ст. 11, 85 Закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решение вопросов о наделении муниципальных образований статусом городского или сельского поселения, округа, муниципального района, об определении границ муниципальных образований отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так как на территории Балтийского городского округа находилось одно муниципальное образование, обладающее признаками городского поселения, образование двух поселений или наделение этого образования статусом района было невозможно, имелась возможность наделить данное муниципальное образование статусом городского округа или же принять решение о преобразовании муниципального образования с соблюдением требований закона.

Доводы о том, что наделение МО “БГО“ статусом городского округа будет являться преодолением решения Уставного суда путем принятия аналогичного нормативного акта не соответствуют материалам дела.

Признавая не соответствующим Уставу Калининградской области Закон Калининградской области N 523 от 31.03.2005 г. Уставный суд исходил из того, что ранее в отношении муниципального образования Балтийский городской округ были выполнены требования главы 12 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. Законом Калининградской области N 477 от 21.12.2004 г. муниципальное образование Балтийский городской округ наделено статусом муниципального района. На территории района образованы Балтийское городское поселение и Приморское городское поселение, установлены их границы. В последующем же произошло изменение границ и преобразование этих муниципальных образований, которое осуществлено без учета мнения населения.

В данном же случае после признания не соответствующими Уставу Калининградской области вышеперечисленных законов в отношение Балтийского городского округа следовало выполнить положения Главы 12 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. Наделение муниципального образования, обладающего признаками городского поселения, в тех же границах статусом городского округа преобразованием, исходя из положений ч. 1 ст. 85 указанного ФЗ, не является, согласия населения не требует.

Более того, вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 16 июня 2005 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Калининградской области об оспаривании закона Калининградской области N 522 от 31.03.2005 г., установлено, что наделение МО “БГО“ статусом городского округа возможно, муниципальным районом это образование никогда не было. Кассационное производство по настоящему делу прекращено определением Верховного Суда РФ от 21.09.2005 г. в связи с отказом прокурора от кассационного представления.

Данные выводы в силу ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда, рассматривающего настоящее дело. Выводы, содержащиеся в постановлении Уставного суда, рассмотревшего обращение по оспариванию этого же закона, преюдициального значения, исходя из положений ст. 61 ГПК РФ не имеют. Более того, толкование Уставным судом положений ФЗ N 131 для суда общей юрисдикции не обязательно, поскольку на основании ст. 4 закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“, ст.ст. 22, 251 ГПК РФ данный вопрос к компетенции Уставного суда не относится.

Оспариваемыми по настоящему делу законами фактически произведено разделение муниципального образования, изменение его границ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального Закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальное образование - территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниц“пальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

На территории Балтийского городского округа до наделения его статусом в соответствии с положениями главы 12 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ существовало единое муниципальное образование, обладающее признаками городского поселения, исходя из понятий, содержащихся в ст. 11 указанного закона.

Следовательно, исключение оспариваемыми Законами поселка Приморск из городской черты Балтийска, а также остальных поселков из состава муниципального образования Балтийский городской округ и их последующее включение в Зеленоградский муниципальный район должно рассматриваться как разделение муниципального образования - Балтийского городского округа, повлекшее изменение границ ранее существовавшего муниципального образования.

Поскольку в соответствии с пунктом “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые им по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

На основании ратифицированной Российской Федерацией Европейской Хартии местного самоуправления, которая вступила в силу и, следовательно, является составной частью правовой системы Российской Федерации как акт более высокого уровня по отношению к внутреннему законодательству (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации), изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом (статья 5).

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 5 ст. 13 ФЗ N 131 от 06.10.2003 г. разделение поселения, влекущее образование двух или более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 ст. 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан. Выделение поселка Приморск, входящего в черту города Балтийска с другими территориями в самостоятельное городское поселение является разделением поселения и может быть осуществлено только с соблюдением положений ст. 13 вышеуказанного Федерального закона.

Граница муниципального образования была установлена до 2003 года, местное самоуправление осуществлялось на всей его территории. Уставами БГО от 1997 г. и 2005 г. все населенные пункты, находящиеся на территории округа включены в единое муниципальное образование.

Более того, исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановления от 24 января 1997 г. N 1-П, от 16 октября 1997 г. N 14-П, от 3 ноября 1997 г. N 15-П, от 30 ноября 2000 г. N 15-П, Определения от 13 июля 2000 г. N 195-О, от 10 июля 2003 г. N 289-О, от 3 апреля 2007 г. N 171-О-П, от 15 мая 2007 г. N 344-О-П) сформулировал следующие правовые позиции относительно территориальной основы местного самоуправления и конституционных гарантий его самостоятельности, в том числе при решении законодателем вопросов, касающихся изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в связи с преобразованием или упразднением муниципальных образований.

Конституционное предписание об учете мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, относится к самому существу конституционно-правового статуса местного самоуправления и является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Данный императив ограничивает свободу усмотрения законодателя и правоприменителя при принятии ими решений, касающихся изменения территориальной организации местного самоуправления; при этом в любом случае изменение территориальной организации местного самоуправления не может приводить к отказу от него.

Этими постановлениями и определениями предписано, что при установлении и изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, при преобразовании и (или) упразднении муниципальных образований необходим учет мнения населения соответствующих муниципальных образований.

Таким образом, исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, учет мнения населения необходим во всех случаях изменения границ муниципальных образований, даже при их упразднении и установлении границ вновь образованных муниципальных образований.

Ссылки Калининградской областной Думы на то, что упразднение муниципального образования и создание на его территории новых образований с разделением территории, на которой ранее осуществлялось местное самоуправление, не требует согласия населения, противоречит вышеприведенным положениям Конституции РФ, Европейской Хартии местного самоуправления и правовой позиции Конституционного Суда РФ.

В силу статьи 133 Конституции РФ одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим, органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных актов не только по основаниям нарушения их компетенции (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ), но также и нарушения оспариваемым нормативным актом других прав местного самоуправления.

Оспариваемыми Законами Калининградской области неправомерно прекращены полномочия законно избранных главы муниципального образования и представительного органа Балтийского городского округа, произошло разделение муниципального образования и изменена его территория, что нарушило права главы БГО и Окружного Совета депутатов.

Доводы о том, что Председатель Окружного Совета не был вправе подписать заявление в суд, не соответствуют пункту 26 Устава БГО, решению Окружного Совета от 11.09.2007 г.

Досрочным прекращением полномочий законно избранных населением Главы БГО, а также окружного Совета, разделением территории муниципального образования без учета мнения населения нарушены права граждан, которые обратились в суд с настоящими заявлениями, на осуществление местного самоуправления.

Поскольку неправомерное разделение муниципального образования и досрочное прекращение полномочий законно избранных органов местного самоуправления произведено законами Калининградской области N 157, 158 от 11.09.2007 г, статьей 1 областного Закона N 159 в их совокупности, суд считает необходимым признать эти нормативные правовые акты недействующими с момента их принятия.

Однако суд полагает, что в удовлетворении требований о признании недействующим Закона Калининградской области от N 156 от 11 сентября 2007 г. “О признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области“ следует отказать. Данным законом признаны утратившими силу Законы Калининградской области, признанные не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области Уставным судом Калининградской области. На основании ст. 75 Закона Калининградской области “Об Уставном суде Калининградской области“ акты или отдельные их положения, признанные не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, утрачивают силу и не подлежат применению независимо от решения об отмене указанных актов органами, их принявшими. Признание утратившими силу таких законов, не имеющих юридической силы вследствие решения Уставного суда, прав заявителей не нарушает, федеральному законодательству не противоречит.

Не может суд согласиться с доводами о нарушении Законом N 156 от 11.09.2007 положений ст. 35 закона Калининградской области “О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области“. По мнению заявителей, оспариваемый нормативный акт затрагивает права и свободы граждан и должен вступать в силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования. Однако признание утратившими силу законов, не имеющих юридической силы вследствие вынесения Уставным судом соответствующего постановления прав граждан затрагивать не может. Осуществление прав и свобод человека данным законом не регулируется. Более того, смыслом судебной процедуры оспаривания нормативного правового акта является его проверка на соответствие нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Закон Калининградской области “О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области“ и оспариваемый закон имеют одинаковую юридическую силу. Доводы заявителей основанием для признания закона N 156 от 11.09.2007 г. недействующим не являются.

Поскольку по заявлениям Д.М.В. и граждан жителей поселков Тихореченское, Цветное, Нивы, Приморск, Дивное уплата госпошлины была рассрочена, суд взыскивает госпошлину, подлежавшую уплате гражданами с органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты - Калининградской областной Думы.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 196, 197, 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявления администрации МО “Балтийский городской округ“, Окружного Совета депутатов МО “Балтийский городской округ“, Д.М.В., жителей поселков Тихореченское, Цветное, Нивы, Приморск, Дивное П.В.С., П.Е.Л., М.Н.А., М.Г.К., Д.П.М., В.А.С., Ж.И.Г., Ж.Л.Н., К.Н.М., Ж.А.Г., Р.Т.В., С.А.И., С.В.А., М.Н.В., М.Ю.А., К.Н.И., С.Е.Н., М.Г.Н., С.Е.С., Т.В.Н., Ф.В.А., Г.Т.И., И.М.А., Г.Л.К., С.А.И., Б.О.В., Б.О.В., К.Л.Б., К.В.М., К.И.Б., К.А.П., Г.Н.А., Г.В.В., П.Н.А., Ч.Н.Д., М.В.В., С.Е.Ф., Я.Г.А., М.Г.Ф., О.А.Ю., О.Н.М., Т.Т.М., У.О.Ф., У.О.Г., К.Л.П., К.А.А., Т.Л.А., К.А.А., К.А.А., Т.Д.Т., М.Р.А., Т.Е.Ф., С.О.В. удовлетворить частично.

Признать недействующими и не подлежащими применению с момента их принятия

Закон Калининградской области N 157 от 11 сентября 2007 г. “Об организации местного самоуправления на территории Балтийского городского округа“,

Закон Калининградской области N 158 от 11 сентября 2007 г. “О порядке решения в 2008 году вопросов местного значения вновь образованных на территории Калининградской области поселений“,

Статью 1 Закона Калининградской области N 159 от 26 сентября 2007 г. “О внесении изменений в Закон Калининградской области “Об организации местного самоуправления на территории Балтийского городского округа“.

В удовлетворении требований о признании недействующим Закона Калининградской области от N 156 от 11 сентября 2007 г. “О признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области“ отказать.

На основании части 3 статьи 253 ГПК РФ опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором были официально опубликованы указанные Законы Калининградской области в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Калининградской областной Думы госпошлину в размере 150 рублей.

Взыскать с Калининградской областной Думы в пользу М.Н.А. расходы по госпошлине в сумме 50 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2007 г.

Судья Калининградского

областного суда

А.М. Зеленский