Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 27.05.2009 N 22-16-15-2009 “На статьи 5.1, 6.1 - 6.3, 8.2, 9.2, пункт 1 части 1 статьи 10.1 (в отношении статей 5.1 и 9.2), пункты 4, 5 части 1 статьи 10.1, пункт 7 части 1 статьи 10.1 (в отношении статьи 8.2), пункт 8 части 1 статьи 10.1 (в отношении статьи 8.2) кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного законом Пензенской области от 02.04.2008 N 1506-ЗПО (в редакции законов Пензенской области от 01.07.2008 N 1558-ЗПО, от 25.09.2008 N 1611-ЗПО, от 01.11.2008 N 1627-ЗПО, от 28.11.2008 N 1657-ЗПО, от 18.12.2008 N 1668-ЗПО, от 18.12.2008 N 1673-ЗПО, от 27.02.2009 N 1675-ЗПО, от 27.02.2009 N 1693-ЗПО)“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 27 мая 2009 г. N 22-16-15-2009

НА СТАТЬИ 5.1, 6.1 - 6.3, 8.2, 9.2, ПУНКТ 1 ЧАСТИ 1

СТАТЬИ 10.1 (В ОТНОШЕНИИ СТАТЕЙ 5.1 И 9.2), ПУНКТЫ 4, 5

ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 10.1, ПУНКТ 7 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 10.1

(В ОТНОШЕНИИ СТАТЬИ 8.2), ПУНКТ 8 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 10.1

(В ОТНОШЕНИИ СТАТЬИ 8.2) КОДЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, УТВЕРЖДЕННОГО ЗАКОНОМ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.04.2008 N 1506-ЗПО (В РЕДАКЦИИ

ЗАКОНОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.07.2008 N 1558-ЗПО, ОТ

25.09.2008 N 1611-ЗПО, ОТ 01.11.2008 N 1627-ЗПО, ОТ

28.11.2008 N 1657-ЗПО, ОТ 18.12.2008 N 1668-ЗПО, ОТ

18.12.2008 N 1673-ЗПО, ОТ 27.02.2009 N 1675-ЗПО,

ОТ 27.02.2009 N 1693-ЗПО)

В Законодательное Собрание

Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области проведена
проверка соответствия федеральному законодательству Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Пензенской области от 02.04.2008 N 1506-ЗПО (в редакции Законов Пензенской области от 01.07.2008 N 1558-ЗПО, от 25.09.2008 N 1611-ЗПО, от 01.11.2008 N 1627-ЗПО, от 28.11.2008 N 1657-ЗПО, от 18.12.2008 N 1668-ЗПО, от 18.12.2008 N 1673-ЗПО, от 27.02.2009 N 1675-ЗПО, от 27.02.2009 N 1693-ЗПО).

В ходе проверки установлено, что отдельные положения Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.

Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (пункт 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 5.1 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение
запрета на территории Пензенской области деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.

Запрет на территории Пензенской области деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов установлен Законом Пензенской области от 30.06.2007 N 1293-ЗПО “О запрете на территории Пензенской области деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов“.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

Однако, каких-либо норм, предоставляющих субъекту Российской Федерации право установить административную ответственность за нарушение запрета деятельности по организации и проведению азартных игр, Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ не содержит.

Из указанного следует, что административная ответственность за нарушение запрета деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

Данная правовая позиция содержится в определении Верховного суда Российской Федерации от 17.12.2008 по делу N 2-Г08-14 об отмене решения Вологодского областного суда от 30 сентября 2008 года, которым отказано в
удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 14.12 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях от 17 февраля 2003 года N 868-03, предусматривающей административную ответственность должностных и юридических лиц за невыполнение установленного законом области запрета деятельности по организации и проведению азартных игр.

Определением Верховного Суда Российской Федерации статья 14.12 Кодекса Вологодской области об административных правонарушениях от 17 февраля 2003 года N 868-03 (с последующими изменениями) признана недействующей с момента вступления в силу настоящего решения.

Таким образом, статья 5.1 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях противоречит федеральному законодательству.

Статьей 8.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление в Законодательное Собрание, Губернатору Пензенской области, в Правительство Пензенской области, иной орган государственной власти Пензенской области сведений, необходимых для осуществления указанными органами и Губернатором Пензенской области их законной деятельности, сведений о планах и мероприятиях, которые могут иметь экономические, социальные, демографические, экологические и иные последствия, затрагивающие интересы населения Пензенской области, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, должностными лицами и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности,
а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

При таких обстоятельствах статья 8.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях противоречит федеральному законодательству.

Данная правовая позиция содержится в определении Верховного суда Российской Федерации от 26.11.2008 по делу N 44-Г08-37 о признании недействующим в части Закона Пермского края “Об административных правонарушениях“ от 01.11.2007 год N 139-ПК.

В соответствии с пунктом “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 1 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относится установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Административная ответственность за нарушение правил в области бюджетного законодательства предусмотрена статьей 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов), статьей 15.15 (нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе), статьей 15.16 (нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, установление административной ответственности за нарушение правил в области бюджетного законодательства не относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Вопреки требованиям указанных положений федеральных актов Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

за нецелевое использование бюджетных
средств и средств государственных внебюджетных фондов (статья 6.1);

за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (статья 6.2);

за нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (статья 6.3).

Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 08.04.2004 N 137-О указал, что субъект Российской Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации также вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 КоАП Российской Федерации, при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, Верховным судом Российской Федерации при рассмотрении гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность за нарушения правил в области бюджетного законодательства, признаются не соответствующими федеральному законодательству нормы, устанавливающие такую ответственность (определения Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2008 по делу N 58-Г08-5, от 26.11.2008 по делу N 44-Г08-37).

Статьей 9.2 Закона Пензенской области от 02.04.2008 N 1506-ЗПО “Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях“ установлена административная ответственность за допущение пребывания несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей.

В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ (в редакции от 28.04.2009 N 71-ФЗ) в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры по недопущению нахождения несовершеннолетних на отдельных объектах, а также на отдельных объектах в определенное время без сопровождения родителей
(лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

При этом субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 указанной статьи вправе:

определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность (пункт 8 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ (в редакции от 28.04.2009 N 71-ФЗ).

В настоящее время законов Пензенской области, принятых в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации“ (в редакции от 28.04.2009 N 71-ФЗ), устанавливающих ограничения по нахождению несовершеннолетних на отдельных объектах, а также на отдельных объектах в определенное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, не имеется.

Поскольку административная ответственность за несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда, может вводиться только при наличии Закона Пензенской области, предусматривающего ограничения для несовершеннолетних, статья 9.2 Закона Пензенской области от 02.04.2008 N 1506-ЗПО “Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях“ вошла в противоречие положениям пункта 8 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ (в ред. от 28.04.2009 N 71-ФЗ).

В связи с невозможностью установления административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 5.1, 8.2, 6.1 - 6.3, 9.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, незаконным является и установление пунктом 1 части 1 статьи 10.1 (в отношении статей 5.1 и 9.2), пунктами 4, 5 части 1 статьи 10.1, пунктом 7 части 1 статьи 10.1 (в отношении статьи 8.2), пунктом 8 части 1 статьи 10.1 (в отношении статьи 8.2) Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по указанным составам.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

статьи 5.1, 6.1 - 6.3, 8.2, 9.2, пункт 1 части 1 статьи 10.1 (в отношении статей 5.1 и 9.2), пункты 4, 5 части 1 статьи 10.1, пункт 7 части 1 статьи 10.1 (в отношении статьи 8.2), пункт 8 части 1 статьи
10.1 (в отношении статьи 8.2) Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Пензенской области от 02.04.2008 N 1506-ЗПО (в редакции Законов Пензенской области от 01.07.2008 N 1558-ЗПО, от 25.09.2008 N 1611-ЗПО, от 01.11.2008 N 1627-ЗПО, от 28.11.2008 N 1657-ЗПО, от 18.12.2008 N 1668-ЗПО, от 18.12.2008 N 1673-ЗПО, от 27.02.2009 N 1675-ЗПО, от 27.02.2009 N 1693-ЗПО) привести в соответствие с федеральным законодательством.

Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.

О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 2 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ