Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 21.01.2009 N 7-5-5-2009 “На отдельные положения Постановления Правительства Пензенской области от 23.12.2008 N 911-пП “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2009 год“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 21 января 2009 г. N 7-5-5-2009

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.12.2008 N 911-пП “О ПРОГРАММЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД“

В Правительство

Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка Постановления Правительства Пензенской области от 23.12.2008 N 911-пП “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2009 год“.

Отдельные положения названной Программы противоречат требованиям федерального законодательства, в связи с чем подлежат изменению.

Так, в соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и
муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

На основании статьи 20.1 названных Основ законодательства Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, которая определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской
Федерации бесплатно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - территориальные программы), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы могут определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Таким образом, Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2009 год не должна содержать положения, противоречащие Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Однако отдельные положения областной Программы не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства.

В соответствии с разделом II Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 913 от 05.12.2008, при оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

При этом территориальная программа включает в себя в том числе перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи.

Условия оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы устанавливаются нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Программой.

В силу пунктов 1.3, 1.4 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 (с последующими изменениями), в случаях типичного течения болезни назначение лекарственных средств осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с Перечнем
жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и перечнем лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На основании Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования могут формировать соответствующие территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактических учреждений различного уровня и профиля.

Таким образом, утверждаемый субъектом Российской Федерации территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств не может по своему объему быть ниже, чем Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

В нарушение указанных требований в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации государственных гарантий, утвержденный разделом 6 Программы, не были включены отдельные лекарственные средства, содержащиеся в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 N 376-р:

раздел IV. Средства для лечения паркинсонизма - не включен прамипексол (таблетки);

раздел VII. Цитостатические средства - не включен эстрамустин (капсулы, лиофилизированный порошок для приготовления инъекционного раствора).

Кроме того, по ряду жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения предусмотренная лекарственная форма также не соответствует утвержденному распоряжением Правительства РФ N 376-р Перечню, что влияет на качество и условия оказания медицинской помощи гражданам.

Так, в разделе 5 Перечня для карбамазепина должен быть, кроме таблеток также предусмотрен сироп; для топирамата - капсулы; для леводопа + бенсеразида - таблетки; таблетки диспергируемые; для феназепама - раствор для внутривенного и внутримышечного введения; для рисперидона - порошок для приготовления суспензии для внутримышечного введения пролонгированного
действия; для флупентиксола - раствор для инъекций депо; раствор для внутримышечного введения (масляный); для амитриптилин - капсулы; для венлафаксина - капсулы с модифицированным высвобождением.

В разделе 6 Перечня: для кларитромицина - лиофилизированный порошок для инъекций; порошок для приготовления суспензии для приема внутрь; для спирамицина - лиофилизированный порошок для приготовления раствора для внутривенного введения; для диданозина - порошок для приготовления раствора для приема внутрь; порошок для приготовления раствора для приема внутрь для детей; для зидовудина - капсулы; раствор для приема внутрь; раствор для инфузий; раствор для инфузий концентрированный; для невирапина - порошок для приема внутрь; для осельтамивира - порошок для приготовления суспензии для приема внутрь; для рибавирина - капсулы.

Аналогичные несоответствия имеют место и по другим лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.

Отсутствие указанных лекарственных препаратов в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации государственных гарантий, утвержденном разделом 6 Программы ОМС, снижает гарантированный минимум, чем нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящий протест и внести изменения в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2009 год, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 23.12.2008 N 911-пП, приведя ее в соответствие с федеральным законодательством.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.

И.о. прокурора

Пензенской области

старший советник юстиции

В.Н.ТРИФОНОВ