Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 13.01.2009 N 7-5-3-2009 “На отдельные положения Постановления Правительства Пензенской области от 15.12.2008 N 890-пП “Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 13 января 2009 г. N 7-5-3-2009

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.12.2008 N 890-пП

“ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ“

В Правительство

Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка Постановления Правительства Пензенской области от 15.12.2008 N 890-пП “Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области“.

Установлено, что отдельные положения Постановления Правительства Пензенской области не соответствуют требованиям федерального законодательства.

В таблицу N 2 (Размеры окладов (ставок) рабочих государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области) приложения N 1 к Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений
социальной защиты населения Пензенской области, утв. Постановлением Правительства Пензенской области от 15.12.2008 N 890-пП, включены такие профессии рабочих, как слесарь-электрик по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, оператор очистительного оборудования, электросварщик, водитель автобуса или специального легкового (грузового) автомобиля, слесарь по ремонту оборудования котельных.

Данные нормы не соответствуют Приказу Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 248н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих“, поскольку вышеуказанные профессии рабочих в данном Приказе отсутствуют. Более того, названные профессии рабочих отсутствуют в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, а также в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

Кроме того, в графе “Наименование должности“ таблицы N 2 приложения N 1 к Положению при указании профессий имеется ссылка на Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел “Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства“. Однако данная ссылка является неправомерной, поскольку Приказом Минздравсоцразвития России от 12.08.2008 N 417н в Приказ Минздравсоцразвития от 29.05.2008 N 248н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих“ внесены изменения, согласно которым ссылка на справочник при отнесении профессий рабочих к квалификационным группам исключена.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей
служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 248н были утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих. Соответственно, при установлении размера оклада работникам государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения области необходимо руководствоваться данным Приказом N 248н.

Следующие нормы Положения требуют корректировки и уточнения.

Пунктом 7.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 15.12.2008 N 890-пП, предусмотрено, что выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работа в выходные и нерабочие праздничные дни), устанавливаются с учетом финансово-экономического положения учреждения.

Пунктом 7.2 Положения определено, что решение об установлении выплат работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Требования в названных нормах о необходимости учета финансово-экономического положения учреждения не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, что допускает возможность его произвольного толкования правоприменителем (данная правовая позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 15 июля 1999 года И 11-П, Постановление от 25 апреля 1995 года и другие).

Из содержания указанных положений норм можно сделать вывод о том, что установление выплат за работу
в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств у государственного бюджетного учреждения социальной защиты населения Пензенской области, в случае отсутствия которых такие выплаты могут не производиться.

В то же время Трудовым кодексом РФ, а именно ст. ст. 146, 147, 151 - 153 Трудового кодекса РФ, названные выплаты относятся к обязательным.

Статьей 146 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

С учетом изложенного, пункты 7.2, 7.3 Положения требуют корректировки.

Не отвечают критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы и положения строки 3 таблицы 3 (Виды и размеры стимулирующих и компенсационных выплат) приложения N 3 к Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области. В частности, в таблице определен повышающий коэффициент к окладу за работу в учреждениях, структурных
подразделениях и должностях с опасными для здоровья и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, с разными условиями вредности или опасностями в диапазоне от 15 до 30%. Наименование должности либо профессии, учреждения, для которых установлена данная компенсационная выплата, в строке 3 не указаны, что влечет за собой расширительное толкование данной нормы (т.е. для служащих и рабочих).

В то же время таблицей 4 приложения N 3 к Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области рекомендовано рабочим, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, устанавливать компенсационные выплаты по аттестации рабочего места с применением минимального повышающего коэффициента 0,12 - 0,24.

Сравнение двух норм в действующей редакции позволяет сделать вывод о занижении минимального повышающего коэффициента для рабочих, а, соответственно, об ущемлении прав рабочих на достойное вознаграждение за труд.

Также в пункте 5.3 строки 3 таблицы 3 (Виды и размеры стимулирующих и компенсационных выплат) приложения N 3 к Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области указано, что компенсационные выплаты производятся за работу в учреждениях, структурных подразделениях и должностях с разными условиями вредности или опасностями, предусмотренными в подпунктах 6.1 и 6.2. Данное указание лишено смысла, поскольку названная таблица 3 не содержит пунктов 6.1 и 6.2. Пункты 6.1 и 6.2 самого Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области не предусматривают условий вредности или опасностей.

Изложенное свидетельствует о необходимости уточнения норм таблицы 3 приложения 3 к Положению.

В пунктах 2.4.1, 2.4.2, 2.4.5, 2.4.6 Положения о порядке выплаты надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях
социальной защиты населения (приложение N 4 к Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области) имеются ссылки на должности, указанные в подпунктах 1.1 - 1.3 Положения. В то же время Положение о порядке выплаты надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях социальной защиты населения (приложение N 4 к Положению) не содержит пункта 1.3, а имеющиеся пункты 1.1 - 1.2 - не содержат каких-либо должностей.

В результате, не представляется возможным определить, о каких должностях идет речь в обозначенных пунктах Положения о порядке выплаты надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях социальной защиты населения.

Кроме того, порядковые номера пунктов раздела 2 “Порядок и условия оплаты труда работников“ не соответствуют порядку возрастания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящий протест и внести изменения в Постановление Правительства Пензенской области от 15.12.2008 N 890-пП “Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений социальной защиты населения Пензенской области“, приведя его в соответствие с федеральным законодательством.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 2 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ