Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Пензенской обл. от 28.11.2008 N 853-пП (ред. от 29.04.2009) “Об утверждении концепции “Основные направления государственной информационной политики в Пензенской области до 2010 года“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Пензенской обл. от 30.06.2010 N 383-пП.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2008 г. N 853-пП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ “ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА“

(в ред. Постановления Правительства Пензенской обл.

от 29.04.2009 N 334-пП)

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, Правительство Пензенской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую концепцию “Основные направления государственной информационной политики в Пензенской области до 2010 года“.

2. Опубликовать настоящее Постановление в газете “Пензенские губернские ведомости“.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской
области.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства Пензенской обл. от 29.04.2009 N 334-пП)

Губернатор

Пензенской области

В.К.БОЧКАРЕВ

Утверждена

Постановлением

Правительства Пензенской области

от 28 ноября 2008 г. N 853-пП

КОНЦЕПЦИЯ

“ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА“

(в ред. Постановления Правительства Пензенской обл.

от 29.04.2009 N 334-пП)

1. Введение

1.1. Общие положения

Необходимость создания концепции “Основные направления государственной информационной политики в Пензенской области до 2010 года“ (далее - Концепция) определяется текущей ситуацией, сложившейся в информационной сфере региона, потребностью координации и реального управления процессом по формированию и развитию комплексной интегрированной информационной среды Пензенской области.

Государственная информационная политика в Пензенской области реализуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Уставом Пензенской области, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области и является неотъемлемой составляющей деятельности органов власти Пензенской области.

Государственная информационная политика в Пензенской области рассматривается, прежде всего, как инструмент усиления управляемости регионом, укрепления связи федерального центра, области и муниципальных образований.

Цель Концепции - формирование общей стратегии государственной информационной политики в Пензенской области и определение основных направлений деятельности органов государственной власти области по консолидации и стабилизации гражданского общества, развитию информационного общества; создание высокотехнологичной отрасли информационных услуг; формирование благоприятной информационной среды на территории области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала.

Концепция разработана в соответствии с Окинавской хартией глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 лидерами стран “Большой восьмерки“, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“, Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных“, федеральной целевой программой “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)“, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 (с последующими изменениями),
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 N Пр-1895, Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (с последующими изменениями), Концепцией региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 N 1024-р (с последующими изменениями), Концепцией информатизации органов исполнительной власти и местного самоуправления Пензенской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 06.06.2006 N 135-рП, Постановлением Правительства Пензенской области от 24.10.2008 N 698-пП “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Информатизация исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (2009 - 2011 годы)“ (с последующими изменениями), Постановлением Правительства Пензенской области от 29.10.2008 N 723-пП “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Информатизация сферы здравоохранения и социальной защиты Пензенской области на 2009 - 2011 годы“ (с последующими изменениями), Постановлением Правительства Пензенской области от 05.12.2008 N 869-пП “Об утверждении программы проведения административной реформы в Пензенской области в 2009 - 2010 годах“ (с последующими изменениями), Постановлением Правительства Пензенской области от 20.10.2008 N 681-пП “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Развитие системы образования Пензенской области“ на 2009 - 2011 годы (с последующими изменениями), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пензенской области.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской обл. от 29.04.2009 N 334-пП)

1.2. Принятые термины и определения

Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:

Государственная информационная политика в Пензенской области (далее - информационная политика) - совокупность целей, отражающих интересы Пензенской области в информационной сфере, стратегических направлений, задач и мероприятий по их
достижению.

Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная среда - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Информационная инфраструктура - организационные структуры и средства информационного взаимодействия в совокупности.

Единое информационное пространство - совокупность информационных ресурсов, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе открытых технологий, а также организационных структур, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей.

2. Цели и задачи государственной информационной политики

Информационная политика является важной составной частью развития Пензенской области и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочными стратегическими целями информационной политики являются:

- интеграция Пензенской области в российское и мировое информационное пространство;

- создание условий для вхождения Пензенской области в информационное общество;

- создание высокотехнологичной отрасли информационных услуг;

- формирование благоприятной информационной среды на территории области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала;

- обеспечение реализации конституционных прав граждан на получение своевременной, достоверной, полной и разносторонней информации о деятельности органов власти и управления Пензенской области;

- обеспечение посредством информационной политики национальной, территориальной и идеологической целостности и единства Российской Федерации и Пензенской области;

- обеспечение позитивного имиджа Пензенской области и Губернатора области;

- оптимизация освещения деятельности Пензенской области в средствах массовой информации;

- развитие правовой культуры населения Пензенской области.

Необходимым условием этого является создание единого информационно-коммуникационного пространства Пензенской области, развитие средств массовых коммуникаций в регионе, создание условий для удовлетворения информационных потребностей всех субъектов информационной деятельности.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

- обеспечение доступа всех жителей
области к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам через формирование общедоступных информационных ресурсов;

- развитие средств массовых коммуникаций, создание условий для эффективной работы средств массовой информации;

- создание эффективной нормативной правовой базы в сфере информационной политики;

- повышение уровня использования информационно-коммуникационных технологий и информационных систем в социально-экономической, культурной и научно-технической сферах общественной жизни;

- обеспечение информационной открытости исполнительных органов государственной власти Пензенской области;

- стабилизация и консолидация общества посредством проведения в жизнь информационной политики;

- обеспечение информационной безопасности Пензенской области;

- модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры;

- создание действенного механизма подготовки и повышения квалификации журналистских кадров, качественное улучшение продукции средств массовой информации;

- создание механизмов, способствующих широкому привлечению внебюджетных источников финансирования для развития и поддержки информационно-коммуникационных технологий.

3. Основные направления информационной политики

Пензенской области

Основными направлениями информационной политики Пензенской области являются:

- внедрение современных форм и приемов информирования о деятельности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе с помощью интернет-ресурсов, телеконференций;

- организация активного информационного присутствия региона и его руководителя в областных, окружных и федеральных СМИ, внедрение единой имиджевой модели позиционирования региона;

- формирование общей стратегии информационного маркетинга региона, реализация проектов и программ;

- создание условий для взаимовыгодного сотрудничества и партнерства с другими субъектами информационной деятельности;

- создание организационных, правовых и экономических условий для работы на территории области филиалов (бюро, корреспондентских пунктов) федеральных и приволжских печатных и электронных СМИ;

- организация Правительством Пензенской области совместно с Законодательным Собранием Пензенской области законодательного обеспечения поддержки региональных средств массовой информации;

- организация мониторинга в сфере информационных отношений, регулируемых областным законодательством;

- организация мониторинга печатных и электронных средств массовой информации области и Федерации;

- отслеживание и оперативное реагирование на
критические замечания в адрес Правительства области и Губернатора области представителей федеральной и региональной власти, общественности и жителей области в средствах массовой информации;

- разработка концепций, проектов и программ развития информатизации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области.

4. Объекты государственной информационной политики

4.1. Информационные ресурсы

В Пензенской области в настоящее время происходит активное формирование информационных ресурсов в различных сферах: социальной жизни общества, экономики, государственного и муниципального управления. Развиваются средства массовой информации, ведутся работы по автоматизации процессов накопления, хранения и обработки информации, внедряются автоматизированные рабочие места специалистов, формируются локальные банки данных, содержащие информацию по отдельным аспектам экономики и социальной сферы.

Ранее многие из них не имели справочного аппарата и средств навигации, создавались ресурсы, разнородные как по форме представления информации, структурам данных, так и по программному обеспечению. Отсутствовала координация процессов производства и использования этих ресурсов, их взаимоувязанность. Теперь ситуация меняется, однако прилагаемых усилий в направлении недостаточно.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

- создание единых условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности;

- интеграция существующих ведомственных и территориальных (городских, районных) информационных систем и ресурсов в единую распределенную систему инфокоммуникаций в целях создания условий для качественного и эффективного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;

- формирование и защита государственных информационных ресурсов.

Первоочередными мероприятиями информационной политики в области формирования, развития и использования информационных ресурсов должны стать:

- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и механизмов реализации имеющихся правовых положений;

- разделение полномочий по владению и распоряжению информационными ресурсами между Пензенской областью и муниципальными образованиями области;

-
создание под эгидой исполнительных органов государственной власти области открытой региональной информационной системы на основе интеграции существующих и создаваемых баз данных отраслей и ведомств, позволяющей оперативно получать информацию всем субъектам управления и жителям области;

- создание интегрированной информационной системы документационного обеспечения (электронного документооборота) исполнительных органов государственной власти области;

- разработка и реализация финансово-экономических методов регулирования деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти области;

- разработка и реализация региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование различных категорий информационных ресурсов, в том числе научно-технической и социальной информации, информатизации библиотек и архивов.

4.2. Информационно-коммуникационные технологии и системы

Информационно-коммуникационная инфраструктура Пензенской области призвана обеспечить создание единого информационного пространства в соответствии с Концепцией региональной информатизации до 2010 года.

Главная задача совершенствования информационно-коммуникационных технологий Пензенской области (в дальнейшем - ИКТ) - обеспечение технической базы информатизации, создание высокотехнологичной отрасли информационных услуг.

Важной составляющей информационно-коммуникационной инфраструктуры области является телекоммуникационная среда - комплекс линий связи, аппаратных и программных средств, формирующих транспортную сеть для передачи данных.

Необходимо обеспечить создание телекоммуникационной среды (для областного, городского и районного уровней), имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные сети и глобальные системы и обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор коммуникационных услуг и сервисов.

Для решения этой задачи развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры должно осуществляться по следующим направлениям:

- координация мер по реализации государственных и негосударственных программ развития телекоммуникационной инфраструктуры Пензенской области для исключения необоснованных затрат региональных ресурсов;

- бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранение, образование, трудоустройство, социальное обеспечение), информационного обеспечения органов власти, правопорядка, системы предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями, сферы землеустройства и природопользования;

- создание экономических условий для поддержки
отечественного производителя по формированию системы электронной торговли, информатизации быта и досуга;

- развитие информационных и телекоммуникационных систем и сетей области, обеспечение их совместимости и взаимодействия с федеральными информационными системами;

- стимулирование (финансовое, налоговое и др.) создания и развития корпоративных сетей и коммерческих систем;

- автоматизация и оптимизация телекоммуникационных сетей, повышение устойчивости и безопасности их функционирования.

Формирование единого информационного пространства Пензенской области также предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена.

4.3. Массовая информация

Сегодня общество переживает информационную революцию, связанную с формированием и развитием глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты и воздействующих одновременно как на каждого человека в отдельности, так и на массы людей.

В этих условиях особое значение приобретает в первую очередь массовая информация, а именно: печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга потребителей. СМИ имеют возможность постепенно, методично, продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого конкретного человека и общество в целом, подготавливая, закрепляя и ускоряя процесс принятия идей.

В настоящее время на федеральном уровне плодотворно формируется и реализуется государственная информационная политика. Общефедеральные государственные СМИ стремятся к созданию и укреплению единого информационного пространства России и стран СНГ. Реализуются проекты построения единого информационного поля России, формирование национальной идеологии, информационной политики, способствующей развитию демократических принципов развития общества.

Пензенская область в последние годы выходит в центр деловой активности Поволжья в связи с реализацией широкомасштабных инвестиционных проектов, а также других направлений экономики, и должна стать неразрывным звеном в процессе интеграции России в единое информационное пространство.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государственных структур и требует:

- совершенствования мер по
удовлетворению потребностей населения области в широком доступе к массовой информации;

- совершенствования экономических, правовых, организационных и организационно-технических условий, необходимых для эффективного функционирования средств массовой информации;

- модернизации технических средств производства и доставки продукции средств массовой информации;

- формирования благоприятной информационной среды на территории области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала.

Печать, телерадиовещание и Интернет не должны следовать за потребностями аудитории, а быть впереди них, обеспечивая опережающий информационный эффект, формировать информационные потребности, исходя из государственной концепции развития общества в сфере идеологии, культуры, экономики. Поэтому государство, в лице уполномоченных органов власти, обязано проводить мониторинг программной политики СМИ, регулировать деятельность информационной отрасли. Одна из форм этой деятельности - производство и размещение продукции СМИ на основе государственных контрактов.

Одновременно необходимо создание государственного сектора медиаотрасли на новых - идеологическом и технико-творческом - уровнях развития. Развитие государственных региональных СМИ является частью национальной информационной политики.

Продукция СМИ, производимая для государственных нужд, должна быть конкурентоспособна, отличаться жанровым разнообразием и высокими качественными показателями. Для этого необходимо создание действенного механизма подготовки и повышения квалификации журналистских кадров.

5. Государственная политика в сфере информатизации и связи

Целью информатизации Пензенской области является повышение уровня и качества жизни жителей региона, ускорение экономического развития, развитие научно-технической, социально-экономической и культурной сфер общественной жизни, в том числе совершенствование механизма государственного управления за счет внедрения ИКТ. Внедрение технологий информатизации и связи является главным элементом процесса информатизации, определяющим уровень реального использования информации в качестве ресурса.

В настоящее время в Пензенской области в общей сложности монтированная емкость номеров составляет более 400 тыс. номеров, из них задействовано свыше 366 тыс. номеров или 92%. Обеспеченность населения телефонами на 100
человек составляет по городским телефонным сетям (ГТС) - 32,9 ед., по сельским телефонным сетям (СТС) - 12,8. Одновременно демонтируются морально устаревшие станции, абоненты переключены на современные цифровые АТС, цифровизация превышает 65%. Нетелефонизированных сельских поселений нет.

Введена в эксплуатацию областная сеть передачи данных, обеспечившая широкополосный доступ к ресурсам глобальных компьютерных сетей, что дало толчок развитию культуры, образования, науки, медицинского обслуживания в отдаленных районах области. Обеспечены и оборудованы компьютерной техникой пункты коллективного доступа (ПКД) к Интернету во всех районах области, подключены учреждения социальной сферы, в том числе школы, больницы, библиотеки, районные отделы образования. Скорость передачи данных не ниже 128 кбит/с. Таким образом, всем учащимся предоставлены равные права доступа к информационно-справочным ресурсам и образовательным программам.

В настоящее время разрабатывается проект построения единой мультисервисной сети передачи данных (ЕМСПД) для обеспечения информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Количество интернет-пользователей составляет более 140000.

Все районные центры Пензенской области включены в автоматическую международную телефонную станцию (АМТС) г. Пензы с использованием волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) протяженностью 1200 км, по г. Пензе - 236 км.

Строительство ВОЛС в ближайшие годы завершит создание кольцевых структур транспортной сети до всех районных центров Пензенской области и создаст возможность дальнейшего продвижения всего спектра новых услуг до уровня райцентра.

Получила свое развитие на рынке услуг сотовая связь. Работают 4 крупных оператора, предоставляющих услуги мобильной связи: ЗАО “Пенза-GSM“, ОАО “ВымпелКом“, ОАО “МСС-Поволжье“, ЗАО “Пенза-Мобайл“. В настоящее время количество абонентов мобильной связи составляет около 1,2 млн. человек, более 80% населения области. Все 27 районов области охвачены мобильной связью с 90% покрытием территории.

14 операторов оказывают услуги кабельного вещания, 6 - услуги телевизионного вещания, 9 - услуги радиовещания. Телепрограммами “1 канал“ и “Россия“ население охвачено полностью, местным вещанием - на 70%. Радиопрограмма “Радио России“ принимается на 100% территории, “Маяк“ - на 96%, местные программы на - 50%.

Развивается сеть предприятий, занимающихся информационными и компьютерными технологиями, 51 организация занимается продажей компьютерного оборудования, 19 - оказывают услуги консультирования по аппаратным средствам вычислительной техники, 63 - производят собственный программный продукт.

Основные направления информационной политики в этой области:

- обеспечение комплексной информатизации Пензенской области на основе создания территориальной информатизационной системы для управления ее социально-экономическим развитием, включая информационные системы исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, учреждений и предприятий, их взаимодействие между собой и с государственными информационными системами федерального значения;

- гармонизация нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации и связи, с федеральным законодательством, обеспечения единства технических и информативных требований к развитию и использованию государственных информационных систем и ресурсов;

- создание единой телекоммуникационной инфраструктуры на основании существующих, а также вновь создаваемых систем и каналов связи, сетей доступа для подключения к единой информационной системе органов государственной власти в Пензенской области, открытых для населения, предприятий и организаций;

- создание, развитие и модернизация сетей межрегионального вещания, объединенных телерадиоканалов в рамках Приволжского федерального округа, процесса обмена программами, формирование единого рекламного рынка товаров и услуг в федеральном округе, негосударственных объединениях субъектов Федерации, предприятий, общественных организаций;

- государственное регулирование и поддержка в сфере информатизации и связи приоритетных отечественных технологий, создание равных условий ведения бизнеса для предприятий различных форм собственности в интересах населения области.

5.1. Информатизация в образовании

Одна из главных задач информатизации в сфере образования - устранение информационного неравенства жителей городов и сельских поселений области, так как следствием неравенства в доступе к информационным технологиям становится углубление неравенства экономического, социального и культурного. ИКТ в образовании способствуют раскрытию и сохранению индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры.

На первый план в этой области выдвигаются следующие задачи:

- разработка нормативно-правовых документов информатизации в сфере образования Пензенской области, регламентирующих использование инфокоммуникаций в обучающем процессе и управлении образованием;

- предоставление образовательным учреждениям области средств вычислительной техники и доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных компьютерных программ, технического обслуживания;

- создание системы дистанционного повышения квалификации педагогических работников с использованием информационных технологий и средств связи;

- реализация модульных проектов по оснащению образовательных учреждений области современным компьютерным оборудованием, мультимедийными цифровыми учебными материалами;

- обеспечение скоростного доступа к удаленным образовательным ресурсам для школ, расположенных в отдаленных районах области и не имеющих возможности связи по проводным каналам.

В этой связи необходимо принятие на уровне Пензенской области программы развития общедоступных образовательных ресурсов и информатизации системы общего образования области.

5.2. Информатизация в здравоохранении

Информатизация - один из важнейших путей повышения эффективности управления здравоохранением в Пензенской области. Цель информатизации здравоохранения - практическая реализация новых методов управления, основанных на объективной информации и новых информационных технологиях, позволяющих определить адекватные потребности в медицинской помощи, развивать новые методики организации медицинской помощи, повышать доступность ее для населения региона.

На первый план в этой области выдвигаются следующие задачи:

- обеспечение информатизации учреждений здравоохранения на всех уровнях;

- обеспечение информационной поддержки решения задач учета и отчетности в сфере здравоохранения области;

- обеспечение создания единых информационных ресурсов здравоохранения области;

- наполнение информационной медицинской системы федеральным и региональным содержанием и обеспечение максимально широкого доступа к российским и мировым медицинским источникам информации;

- подготовка специалистов по информационным технологиям для работы в сфере здравоохранения области, повышение квалификации работников здравоохранения.

Перспективным и актуальным направлением развития информационных технологий в сфере здравоохранения является использование телемедицины на территории области, то есть использование новых информационных технологий для оказания медицинской помощи на расстоянии с помощью передачи специализированной медицинской информации. В настоящее время проект развития “медицины на расстоянии“ реализуется на базе нескольких учреждений здравоохранения области.

Для более широкого внедрения телемедицинских технологий в практику необходима проработка на федеральном уровне нормативно-правовых аспектов, правовой защиты всех участников процесса, разработка конкретных технологий, форм и методов проведения телемедицинских консультаций для различных групп больных.

6. Основные задачи развития информационных технологий

на региональном уровне

Исходя из приоритетных направлений развития Пензенской области, можно определить основные задачи развития информационных технологий в других сферах.

В социальной сфере:

- формирование базы данных получателей льгот и компенсационных выплат;

- развитие информационных ресурсов учреждений культуры и искусства, в том числе создание и размещение в сети Интернет электронных каталогов, отображающих историко-культурное наследие Пензенской области;

- создание и развитие сети центров общественного доступа и ПКД (пунктов коллективного доступа) к открытым информационным системам, в том числе на базе сервисных центров и отделений почтовой связи, учреждений образования и библиотек;

- создание региональной системы “Государственный регистр населения“ и формирование баз данных персонифицированного учета граждан по отдельным категориям;

- развитие сети публичных правовых центров на базе библиотек области.

В сфере развития рынка и малого предпринимательства:

- разработка и создание систем электронной торговли;

- развитие систем электронных платежей;

- создание специализированных баз данных и обеспечение к ним доступа субъектов малого предпринимательства.

В сфере охраны окружающей среды:

- разработка и развитие технологий экологического мониторинга;

- разработка региональной системы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти.

В сфере управления имуществом:

- разработка единой информационной системы по учету областной государственной собственности и анализу ее использования;

- разработка и внедрение единой автоматизированной системы государственного земельного кадастра (кадастра недвижимости) как единой правовой и информационной основы управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом.

В сфере привлечения инвестиций:

- создание информационной системы для обеспечения полной и открытой информации об инвестиционных проектах и субъектах инвестиционной деятельности;

- создание регионального банка данных природных ресурсов.

7. Государственная политика в сфере массовой информации

Переход к информационному обществу значительно повышает роль средств массовой информации, ориентирует их на свободное обращение информации, воплощение в жизнь конституционных прав граждан на свободный поиск, получение, производство и распространение информации.

В связи с этим региональная информационная политика предусматривает:

- недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам через прямой нажим, предоставление СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информации, откровенной дезинформации;

- защита интересов регионального рынка массовой информации и содействие развитию местных СМИ;

- совершенствование законодательства в части гарантий свободы и ответственности слова и информации, свободного распространения массовой информации, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечение плюрализма СМИ, доступа к официальной информации, ориентации СМИ на базовые принципы информационной политики в Пензенской области.

Основной задачей информационной политики по отношению к СМИ является реализация правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Здесь важнейшим является вопрос государственной поддержки СМИ.“В этом случае СМИ реально смогут служить механизмом организации отношений между населением и социальными институтами общества, выражающими интересы власти, бизнеса, культурного развития, быть инструментом диалога между ними.

Актуальной является проблема информирования населения о деятельности исполнительных органов государственной власти области. Информационная политика предусматривает обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, нормативных правовых актах, принимаемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований области.

7.1. Основные тенденции развития отрасли

Периодические печатные издания

Формирование единого пензенского коммуникационного пространства началось в 1838 году с выходом первой газеты региона - “Пензенских губернских ведомостей“. На 2006 г. в регионе зарегистрировано уже 194 СМИ, из них печатных - 130, электронных - 53 и 11 других.

Таким образом, коммуникационное пространство Пензенской области на сегодняшний день структурируется в основном печатными изданиями, по большей части - газетами разных форм собственности (государственные, муниципальные, частные), охватывающими аудиторию на разных территориальных уровнях (область, город, районы). В настоящее время из 130 печатных СМИ 44 учреждены государственными органами и 86 изданий являются частными. В области также насчитывается 57 областных, 27 районных и 45 городских газет.

Полная коммерциализация и тотальный властный контроль - две крайности, искажающие коммуникационное пространство региона и конструирующие или драматизирующие социальные проблемы в ущерб реальности. В том и другом случае важную роль играет финансовая зависимость - от читателей (в случае частных СМИ) или же от дотаций власти (государственные и муниципальные СМИ).

Телевидение и радиовещание

Основным оператором, обеспечивающим эфирное распространение радиотелевизионных программ в области, является филиал федерального государственного унитарного предприятия “Российская телевизионная радиовещательная сеть“ - “Пензенский областной радиотелевизионный передающий центр (ОРТПЦ)“. Предприятие обеспечивает ретрансляцию на область как программ общефедеральных телеканалов (“1 канал“, “Россия“, “Культура“, НТВ, Ren-TV, СТС), так и программ областного телевидения, радиоканалов “Радио России“, “Маяк“, “Эхо Москвы“ и др.

Производством телепрограмм для жителей области в основном занимаются следующие предприятия: Государственная телерадиокомпания “Пенза“, ООО “ТРК “Экспресс“, ТРК “11 канал“.

В Каменском, Никольском районах, городах Кузнецке и Заречном работают муниципальные телерадиокомпании.

7.2. Задачи и направления информационной

политики в сфере СМИ

Для обеспечения открытости органов власти области необходимо использование информационных ресурсов различных уровней: местного (районные СМИ), регионального (областные СМИ), межрегионального и федерального (центральные ТВ и радиоканалы, периодические печатные издания). Необходимо расширение системы государственного заказа для размещения информации, освещающей социально значимые темы в печатных СМИ всех уровней, вне зависимости от форм собственности.

На областном уровне общественно-политические издания испытывают трудности с распространением своей продукции, которые вызваны высокой стоимостью доставки посредством организаций федеральной почтовой связи. Необходимо принятие конкретных мер для решения данной проблемы.

Для всех редакций районных газет, районных телерадиокомпаний характерна проблема нехватки собственных средств для развития, приобретения новой техники, увеличения времени вещания в эфире на теле- и радиоканалах. Необходимо продолжение работы по созданию и развитию в городах и районах области системы издательских домов, оснащение их высокопроизводительным офисным полиграфическим оборудованием с целью привлечения дополнительных источников доходов.

В сложной ситуации оказалась телерадиокомпания “Пенза“ - филиал ВГТРК. Телевидение этой компании, в соответствии с утвержденной руководством ВГТРК концепцией, сузилось до нескольких информационных выпусков в сутки, резко - в разы - сократилось число абонентов проводного радиовещания.

В этой связи, а также с учетом того обстоятельства, что другие телерадиокомпании, работающие в области, являются частными, существует острая необходимость в создании областной государственной телерадиокомпании, как это сделано в целом ряде регионов страны. Основными задачами этой структуры будет полноценное обеспечение коммуникационной связи власти и общества, информационное обеспечение федеральных, областных и муниципальных программ и проектов.

Высокая насыщенность средствами массовой информации при сравнительно низкой оплате труда и отсутствии должной подготовки и повышения квалификации журналистских кадров в Пензенской области приводит к дефициту профессиональных журналистов. В то же время продукция СМИ, производимая для государственных нужд, должна быть конкурентоспособна, отличаться жанровым разнообразием и высокими качественными показателями. Для этого необходимо создание действенного механизма подготовки и повышения квалификации журналистских кадров, в частности, создания полноценной кафедры журналистики в Пензенском государственном университете и обучения студентов по конкретной специальности “журналистика“.

8. Механизм реализации Концепции

Для реализации данной Концепции необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников процесса информатизации, учитывающие как интересы населения и хозяйствующих субъектов Пензенской области, так и интересы органов государственной власти всех уровней в регионе.

Механизм реализации Концепции должен иметь систему мониторинга и оценку эффективности ее осуществления.

Для координации планов и мероприятий, связанных с реализацией настоящей Концепции, создается Совет по информационной политике при Губернаторе Пензенской области во главе с заместителем Председателя Правительства области.

Текущая координация работ по реализации Концепции обеспечивается Департаментом информационной политики и средств массовой информации Пензенской области, а также другими уполномоченным органами, созданными для управления работами по информатизации и отраслью информационных услуг области.

Ход выполнения Концепции ежегодно рассматривается на заседании Правительства Пензенской области.

Выполнение мероприятий Концепции к 2010 году закладывает базовую основу для создания единого информационного пространства в Пензенской области.

9. Нормативно-правовое обеспечение

Реализация правовой компоненты государственной информационной политики в Пензенской области должна осуществляться по следующим основным направлениям:

- разработка Правительством Пензенской области в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;

- эффективное правоприменение исполнительными органами государственной власти области существующего и разрабатываемого законодательства.

Наибольшую актуальность имеет разработка нормативных правовых документов о владении, использовании и распоряжении информационными ресурсами Пензенской области. Необходимо определить состав и структуру государственных информационных ресурсов в области, обязанности субъектов области в сфере формирования и использования информационных ресурсов и информатизации, порядок информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, пакет гарантированных социальных услуг информатизации (печатные СМИ, радио, телевидение, доступ к сети Интернет). Важным направлением здесь должны быть разработка и принятие нормативных правовых актов по созданию различных автоматизированных систем и государственных регистров для нужд экономики и социальной сферы области в рамках формирования интегрированной системы государственных информационных ресурсов (ИСГИР).

Другой составляющей нормативной правовой базы является пакет нормативных документов, предусматривающих меры по интеграции информационных систем с федеральными и ведомственными системами, обеспечение совместимости баз данных.

10. Заключение

Информационная среда Пензенской области находится на начальном этапе, в процессе развития. Успехи этого важнейшего направления зависят от совокупных усилий всех региональных факторов и субъектов процесса, реализации задач и направлений настоящей Концепции.

Реализация государственной информационной политики на территории Пензенской области позволит открыть новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической, социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п. Разработка и совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволят эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни при реализации их информационных прав и обязанностей. Разработка и осуществление современных форм и методов работы со средствами массовой информации, составляющие одну из главных задач информационной политики, позволят содействовать развитию и формированию, распространению духовных ценностей, отвечающих интересам и культурно-историческим традициям жителей региона.

Реализация Концепции позволит:

- эффективно использовать экономический, промышленный, интеллектуальный и кадровый потенциал Пензенской области в сфере информации и технологий;

- обеспечить согласованное развитие информационной сферы и отрасли с регионами Российской Федерации;

- создать единое информационное пространство Пензенской области.