Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 26.09.2008 N 7-5-190-08 “Об устранении нарушений административного законодательства, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2008 г. N 7-5-190-08

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Руководителю

Управления Федеральной

антимонопольной службы по

Пензенской области

Авдееву А.И.

Прокуратурой области по обращению директора филиала ФГУП “Охрана“ МВД России по Пензенской области проведена проверка исполнения административного законодательства, а также законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области.

В ходе проверки установлено, что 28.04.2008 в УФАС России по Пензенской области поступило обращение директора филиала ФГУП “Охрана“ МВД России по Пензенской области Курносовой Е.Г. о нарушениях законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного
образования детей “Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гимнастике“.

28.05.2008 исх. N 893-3 УФАС России по Пензенской области сообщило директору филиала ФГУП “Охрана“ о том, что УФАС России по Пензенской области по обращению будет проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов ГБОУ ОСДЮСШОР по гимнастике.

Лишь 24.06.2008 руководителем Управления ФАС по Пензенской области был принят приказ N 62 о проведении внеплановой проверки ГБОУ ОСДЮСШОР по гимнастике на предмет заключения договора N 651 от 17.12.2007 на охрану объекта военизированными подразделениями с филиалом ФГУП “Охрана“.

В ходе внеплановой проверки УФАС по Пензенской области было установлено, что между ГБОУДОД ОСДЮСШОР в лице директора Старкина В.Г. и ФГУП “Охрана“ МВД Российской Федерации в лице директора Филиала по Пензенской области Курносовой Е.Г. был заключен договор N 651 от 17 декабря 2008 года на охрану объекта военизированными подразделениями. В соответствии с пунктом 5.1 указанного договора “сумма договора определяется в зависимости от количества и категории охраняемых объектов, а также времени их охраны и указывается в Перечне объектов (приложение N 1), который является неотъемлемой частью договора“. В приложении N 1 указанная стоимость услуг по охране одного объекта в сумме 55742,80 руб. повторяется дважды и составляет 111485,60 руб.

Ответственность за вышеперечисленные действия должностного лица государственного заказчика предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Также в акте процитировано содержание статьи 2.7 КоАП РФ (“Крайняя необходимость“) и указано, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при
действии лица в состоянии крайней необходимости.

В заключение акта по результатам проверки сделан вывод о том, что должностное лицо государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гимнастике“ Старкин В.Г. при заключении договора N 651 от 17 декабря 2008 года действовал в состоянии крайней необходимости.

Какая-либо мотивировка данного вывода комиссии в акте отсутствует. Согласно объяснению ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного заказа органов власти и рекламы Козлова А.А. директор ГБОУ ОСДЮСШОР Старкин В.Г. вынужден был обеспечить охрану спорткомплекса “Буртасы“ по причине его открытия и приезда Президента Российской Федерации, в связи с чем подписал договор с филиалом ФГУП “Охрана“.

Вместе с тем необходимость заключения договора на охрану указанного объекта на период с 17.12.2007 по 31.12.2008, т.е. более чем на один год, материалами проверки не подтверждена. Кроме того, какая-либо необходимость заключения договора на охрану объекта именно в связи с приездом Президента Российской Федерации отсутствовала.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 мая 1996 года N 57-ФЗ “О государственной охране“ государственная охрана осуществляется на основе следующих мер:

1) предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;

2) осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;

3) проведения охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;

4) поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

Статья 7 Федерального закона от 7 мая 1996 года N 57-ФЗ “О государственной охране“ предусматривает,
что Президенту Российской Федерации со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных статьей 4 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 мая 1996 года N 57-ФЗ объекты государственной охраны - это лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 3 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013, основными задачами ФСО России является:

обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

защита охраняемых объектов;

Таким образом, обеспечение безопасности высших должностных лиц государства, являющихся объектами государственной охраны осуществляется Федеральной службой охраны Российской Федерации.

Какая-либо опасность, непосредственно угрожающая личности и правам директора ГБОУ ОСДЮСШОР Старкина В.Г. или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства из-за отсутствия охраны материалами проверки не подтверждена.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ размещение государственного заказа на оказание услуг охраны у единственного исполнителя не предусмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд“ на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд для государственных или муниципальных заказчиков, решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Таким образом, в действиях директора ГБОУ ОСДЮСШОР Старкина В.Г. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и по результатам проверки в отношении указанного должностного лица УФАС по Пензенской области должно было возбудить и рассмотреть дело об административном правонарушении.

Федеральная антимонопольная служба в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 94 от 20.02.2006 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, а также в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия по контролю за размещением заказов для федеральных государственных нужд: рассматривает жалобы участников размещения заказов; выносит предписания, обязательные для исполнения; дает согласие на проведение закрытых торгов; ведет реестр недобросовестных поставщиков; вправе налагать штрафы за совершение административных правонарушений в сфере размещения заказов; вправе приостанавливать размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу; вправе
обратиться в суд с иском о понуждении устранить нарушения; осуществляет плановые и внеплановые проверки размещения заказов для федеральных государственных нужд и т.д.

На основании КоАП РФ Федеральная антимонопольная служба привлекает должностных лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

П. 2.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 предусматривает, что письменные обращения и обращения по электронной почте рассматриваются ФАС России (территориальным органом) в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента получения обращения. В случае необходимости запроса дополнительной информации срок рассмотрения обращения продлевается, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель. Запросить дополнительную информацию необходимо в течение 15 дней с момента получения обращения.

Указанные сроки при
рассмотрении обращения директора Филиала ФГУП “Охрана“ МВД Российской Федерации в лице по Пензенской области Курносовой Е.Г. были нарушены.

Никаких проверочных мероприятий на протяжении двух месяцев после поступления обращения вообще не проводилось (приказ о проведении внеплановой проверки принят 24.06.2008). Заявитель письмом N 893-3 от 28.05.2008 был уведомлен не о продлении срока проверки по его обращению, а лишь о том, что внеплановая проверка вообще будет проведена. Общий срок проверки по обращению составил 3 месяца, а окончательный ответ заявителю был дан спустя почти 4 месяца с момента поступления обращения, причем после повторного письменного обращения директора Филиала ФГУП “Охрана“ МВД Российской Федерации с просьбой сообщить о результатах внеплановой проверки, поступившего в УФАС по Пензенской области 30.07.2008.

Таким образом, УФАС по Пензенской области не были реализованы законодательно предоставленные ей полномочия по возбуждению и привлечению к административной ответственности лица за нарушения законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также нарушено законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан.

Вышеуказанные нарушения закона стали возможны в результате ненадлежащего осуществления своих полномочий должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению допущенных нарушений административного законодательства, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, их причин и условий, им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

3. О дне, времени, результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме в установленный законом срок.

Заместитель прокурора области

старший советник юстиции

Н.Е.КАНЦЕРОВА